Файл: Нормативноправовые основы социальнопсихологической деятельности в рамках реабилитации граждан, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Есть еще одна категория, которой помочь очень сложно, потому что они редко принимают эту помощь - лица без жилья (БОМЖ) с отсутствием работы и средств к существованию. А также наличие иных обстоятельств, которые нормативно правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
В соответствии с пунктом 2 той же статьи, Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо в отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления4.
Следует отметить, что решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.
Также, в соответствии с пунктом 24 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» оказание мер социальной поддержки и социального обслуживания гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет средств бюджетов субъектов российской федерации5.
В наше время есть способы сочетания государственной и негосударственной помощи в форме благотворительности, но следует отметить, что в каждой стране степень участия государства в социальной помощи была и остается различной. Это зависит от модели социальной политики, степени развития гражданского общества, национальных особенностей и традиций помощи, социокультурного уровня населения.
Так в России присутствуют, как государственные органы социальной помощи, так и различные благотворительные фонды, которые осуществляют свою деятельность на основе законодательной базы РФ.
Субъектами правоотношений в социальном обслуживании являются, с одной стороны, уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, иные уполномоченные организации, а так же юридические лица независимо от их организационно - правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание граждан, с другой стороны, клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги.
Следует отметить, что иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, имеют те же права в сфере социальных услуг, что и граждане Российской Федерации6.
-
Методы социально-психологической реабилитации в сфере оказания социальных услуг
Социальная работа, обслуживание является относительно самостоятельным элементом государственной системы социального обеспечения. В обобщенном виде, оно представляет собой комплекс выдач в «натуральной форме» и услуг для определенной категории граждан.
В научной литературе социальное обеспечение рассматривается как отдельный правовой институт Особенной части права социального обеспечения.
Социальное работа, обслуживание осуществляется на основе принципов, закрепленных в законодательстве, которые указаны в статье 4 Федерального Закона №442. К ним относятся:
- равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
- адресность предоставления социальных услуг - в соответствии с научной литературой, обозначает социальное обслуживание только тех лиц, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в силу чего нуждаются в получении определенного вида социальных услуг;
- приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
- сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
- добровольность - в научной литературе это принцип означает, что социальные услуги гражданам предоставляются только с их согласия;
- конфиденциальность- в соответствии со статьей 6 Федерального закона №442 не допускается разглашение сведений о лицах, которым предоставляются те или иные услуги работниками учреждений социального обслуживания7.
Все вышеперечисленные принципы социального обслуживания получают свое непосредственное воплощение так же в подзаконных актах, и в актах издаваемых Правительством РФ.
В соответствии со статьей 14 Федерального Закона №442 для получения социального обслуживания, гражданин или его законный представитель должен подать письменное заявление или заявление в электронной форме о предоставлении социального обслуживания либо обращение в интересах гражданина иных лиц, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявления или обращения в рамках межведомственного взаимодействия.
В соответствии со статьей 17 данного Федерального закона №442 социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении таковых, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. В соответствии со статьей 3, поставщик социальных услуг- юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющий социальное обслуживание. Также в соответствии со статьей 16 Федерального закона №442 Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия и сроки предоставления социальных услуг, а также перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг и мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа составляется строго исходя из потребности гражданина в социальных услугах, и пересматривается в зависимости от изменения этих потребностей, но не реже чем раз в три года. Данная программа для гражданина или его представителя имеет рекомендательный характер, а вот для поставщика социальных услуг - обязательный.
В статье 19 Федерального закона №442 указаны формы социального обслуживания, такие как:
- форма социального обслуживания на дому;
- социальные услуги в полустационарной форме - предоставляются получателю в определенное время суток (п. 2 ст.19);
- социальные услуги в стационарной форме - предоставляются при постоянном, временном или пятидневном круглосуточном проживании в организации социального обслуживания (п.3 ст.19).
В статье 20 Федерального закона №442, указаны виды социальных услуг, для всех их получателей с учетом индивидуальных потребностей каждого:
- социально - бытовые- поддерживают жизнедеятельность получателей в быту;
- социально-медицинские, поддержание и сохранение здоровья получателей с помощью ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, а так же систематического наблюдения за получателем для выявления отклонений в состоянии здоровья;
- социально - психологические, помогают получателю адаптироваться в социальной среде, в том числе психологическая помощь анонимно с использованием телефона доверия;
- социально - педагогические, профилактика отклонений в поведении и развитии личности, формирование позитивных интересов
, организация их досуга и оказание помощи семье в воспитании детей;
- социально - трудовые, помощь в трудоустройстве и решение проблем связанных с трудовой адаптацией;
- социально - правовые, помощь в получении юридических услуг;
- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей инвалидов;
- срочное социальное обслуживание.
Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания разовой помощи неотложного характера, гражданам которые остро нуждаются в социальной поддержке. В соответствии с пунктом 1 статьей 21 Федерального закона №442, она может включать в себя следующие услуги:
- обеспечение бесплатным горячим питанием или набором продуктов;
обеспечение одеждой, обовью и другими предметами первой необходимости
- содействие в получении временного жилого помещения;
содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
- содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
- иные срочные социальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьей 21 Федерального закона №442, срочные социальные услуги предоставляются в срок, когда индивид нуждается в данном виде помощи, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя, а так же получение от организации не входящей в систему социального обслуживания (медицинская, образовательная и т.д.) информации о гражданине, который нуждается в предоставлении социальной услуги.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 22 Федерального закона №442 при необходимости, гражданину могут предоставить иные виды помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение). Оно осуществляется путем привлечения организации, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе. Социальное сопровождение - это особый вид деятельности социальной службы, а так же определенный тип взаимоотношений со специалистами в социальной сфере. Социальное сопровождение, содержит в себе определенный комплекс мер, которые направлены на помощь индивиду адаптироваться в социальной среде, а так же развитие способности самостоятельно справляться с возникшими проблемами.
Социальное сопровождение содержит в себе элементы, которые обучают и развивают в человеке способность к дальнейшему повышению своего социального статуса.
Задачами социального сопровождения является:
- адаптировать клиента к реальным условиям его жизнедеятельности;
- вывести клиента из кризисной ситуации и реабилитировать его;
- повысить социальный статус клиента;
- нормализировать отношения клиента в социуме;
- восстановить здоровье клиента и подтолкнуть его к отказу от вредных привычек;
- создать условия для самореализации клиента в обществе и семье8.
Из вышесказанного, можно сделать вывод, что служба социального сопровождения - это система, которая ставит перед собой цель создать равные возможности для всех категорий граждан, а так же помочь индивиду адаптироваться в социуме.