Файл: Нормативноправовые основы социальнопсихологической деятельности в рамках реабилитации граждан, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социальная поддержка семьи представляет собой сложный процесс, который включает в себя три звена:
- поиск социальной поддержки (способность семьи находить людей, готовых оказать помощь);
- наличие сети социальной поддержки (структур, способных оказать поддержку);
- восприятие социальной поддержки (способность семьи принимать помощь от окружающих).
Российская семья нуждается в поддержки государства и общества, но такая поддержка государства и общества не может быть сведена только к материальной, экономической (денежной или натуральной) помощи, она должна включать содействие в организации и других возможных потребностей семьи, в разрешении любых проблем и кризисных ситуаций любой природы, а не только экономической. Как отмечает П.Д. Павленок, наиболее перспективным является сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи [25].
Семья - полноправный институт социального воспитания. В целях сохранения и развития социальных функций семьи государство разрабатывает и реализует семейную политику, которая включает в себя две основные задачи: с одной стороны, она направлена на стабилизацию положения семьи, создание реальных предпосылок положительной динамики процессов её жизнеобеспечения, а с другой - на формирование эффективной системы социальной защиты социально-уязвимых семей.
Социальная поддержка семьи представляет собой комплекс мер по оказанию помощи некоторым группам семьям, временно оказавшихся в тяжелом экономическом положении путем предоставления им информации, финансовых средств, кредитов, обучения и переобучения и других льгот. Отличительными признаками социальной поддержки являются временный или частичный характер; активное участие нуждающегося в решении проблемы; использование принципа возвратности выделяемых финансовых средств. Составным элементом социальной поддержки семьи является социальная помощь. Согласно российскому законодательству, «государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам … социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации»
11.
К настоящему времени сложились и действуют следующие основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:
- денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пенсии, пособия, субсидии);
- трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и другие льготы родителям и детям;
- социальное обслуживание семьи (оказание социальных услуг и консультативной помощи) и т.д.
Также российским законодательством определены меры социальной поддержки, на которые имеет право семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию:
- единовременная адресная материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- ежемесячная денежная выплата семьям, состоящим исключительно из неработающих инвалидов с детства;
- обеспечение детей первого и второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания;
- обеспечение питанием детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, без взимания платы.
- единовременная адресная материальная помощь на ремонт жилого помещения.
В настоящее время невозможно идти по пути ликвидации малообеспеченности с помощью доплат из бюджета всем семьям с доходами ниже официального прожиточного минимума. Социальная помощь в современных условиях может быть только конкретной и оказываться в индивидуальной форме как адресная. Только в этом случае весьма ограниченные средства на социальную защиту могут быть использованы оптимально.
Органы социальной защиты охватывают все категории семей: малообеспеченные, неполные, многодетные, неблагополучные и семьи группы риска.
Основными направлениями по социальной защите семьи и детей являются:
- профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства с внедрением современных технологий;
- комплексная материальная поддержка семьи и детей, в том числе малообеспеченных и многодетных семей;
- организация работы по отдыху и оздоровлению детей.
Особой категорией клиентов являются семьи, попавшие в группу риска, или находящиеся в социально опасном положении.
Необходимо выявлять проблемную, неблагополучную семью на раннем этапе, когда вмешательство может быть особенно эффективным, активизировать с такими семьями работу, развивать семейно-воспитательные группы в приютах и социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.
Главная цель социальной поддержки семьи - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Конкретное содержание социальной поддержки семьи в каждом отдельном случае обусловлено её индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты, аспектом неблагополучия.
Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Достичь возрождения авторитета российской семьи, укреплению базовых семейных ценностей и традиций возможно путем совершенствования семейной политики, развития содержания социальной поддержки семьи, духовно-нравственного воспитания населения, совершенствования социальных отношений, приобщения детей и молодежи к семейным ценностям, через сохранение культурных традиций и изучение родословия. Без крепких и сильных семей никогда не будет сильного и крепкого государства. Основной целью государственной социальной поддержки семьи и детей является благополучие семьи. Государственная семейная политика должна постоянно развиваться и совершенствоваться, опираясь на научные исследования, вводить новые государственные стандарты, формировать новые механизмы взаимодействия с семьей, тем самым обеспечивая необходимые условия для реализации семьей ее основных функций.
Таким образом, трудная жизненная ситуация это - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно».
Система социального обслуживания населения создана и работает как высокоэффективная профессиональная социальная технология, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социально-экономической ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы, как принципиально важный сектор социальной сферы.
Нарушение жизнедеятельности понимается указанным федеральным законом (ст.1) как трудная жизненная ситуация, с которой гражданин не может справиться самостоятельно. В том числе к такой ситуации закон относит и сиротство. Это же положение закреплено в Федеральном Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который определяет трудные жизненные ситуации, в которые попадают дети, в том числе, такой ситуацией является лишение родительского попечения.
Следовательно, исходя из характеристик и основных принципов деятельности системы образования и системы социального обслуживания, можно предположить, что органами опеки и попечительства должны быть органы социальной защиты населения.
Еще одним аргументом в пользу передачи органам управления социальной защиты населения функций организации работ по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, являются нормы, закрепленные в национальных стандартах социального обслуживания населения.
Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения: основные виды социальных услуг» в перечне социально-правовых услуг в качестве самостоятельного вида услуг указывает содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на усыновление, под опеку, на попечение, в приемную семью, в учреждения социального обслуживания (п.п. 4.6.10).
Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения: Качество социальных услуг. Общие положения» в разделе, регулирующем качество социально-правовых услуг, содержит разъяснения, касающиеся содержания деятельности, представляющей собой социально-правовую услугу, которую оказывают несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей. Нормативный документ определил. что содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, на усыновление, под опеку, на попечение, в приемную семью, интернатное учреждение должно обеспечивать подготовку и оформление документов в личное дело на каждого несовершеннолетнего (п.п. 4.7.6). Сбор и оформление таких документов - довольно значительная по объему и хлопотная работа. В перечень необходимых документов входят документы, подтверждающих отсутствие родителей (свидетельство о смерти, решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим, решение суда о лишении родителя родительских прав, приговор суда, на основании которого гражданин направлен для отбывания наказания в места лишения свободы и т.д.). Обязательным документом является акт об обследовании условий жизни, который дополняется справкой с места жительства о размере занимаемой площади. Поскольку во многих случаях возникает вопрос защиты имущественных прав несовершеннолетних, специалистами должна быть сделана опись имущества, оставшегося после смерти родителей. Если ребенок получал пенсию по потере кормильца, необходимо включение в личное дело и пенсионной книжки. Для сохранения родственных отношений с кровными родственниками, которые принимаются в расчет, например, при решении вопроса об усыновлении ребенка, должны быть собраны справки о наличии сестер, братьев и других близких родственников. Естественно, в личное дело несовершеннолетнего необходимо включение документов о состоянии здоровья, об образовании и других документов, необходимых для дальнейшего устройства несовершеннолетнего.
Сбор и подготовка документов в каждом случае требуют индивидуального подхода, поскольку речь идет об обеспечении прав несовершеннолетнего. Такая деятельность требует подготовки в области юриспруденции в объеме, определенном стандартом высшего образования по специальности «Социальная работа». Отметим, что государственный стандарт по педагогическим специальностям (в том числе по социальной педагогике) не предполагает преподавания специальных правовых дисциплин. Следовательно, услуги по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, могут наиболее качественно оказывать специалисты органов и учреждений социальной защиты населения.
Кроме того, еще одним подтверждением необходимости отнесения деятельности по опеке и попечительству к социальной защите может стать реорганизация федеральных органов исполнительной власти.
До начала административной реформы в 2004 году вопросами организации и осуществления опеки и попечительства так или иначе занимались Министерство здравоохранения, Министерство труда и социального развития, Министерство образования. В ходе проводимой реорганизации эти три министерства были преобразованы в два - Министерство образования и науки и Министерство здравоохранения и социального развития. Таким образом, произошло более четкое разделение функций, и функция опеки и попечительства, как нам думается, должна быть передана органам и учреждениям социального, а не научного, ведомства.
Обратимся к сравнительному анализу преимуществ и недостатков отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как уже было отмечено выше, являются приоритетными. Для этого органы опеки и попечительства прилагают все усилия для создания замещающих семей. Замещающая семья - форма жизнеустройства ребенка, который утратил связи с биологической семьей, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации, приобретения опыта жизни в семье.
В основе выделения семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежит воспитательный критерий. К семейным формам устройства детей относятся такие формы, которые предоставляют ребенку семейные условия для социализации вне зависимости от характера правоотношений, которые складываются между ребенком и другими членами замещающей семьи.