Файл: Нормативноправовые основы социальнопсихологической деятельности в рамках реабилитации граждан, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНАДАЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИАЦИИ ГРАЖДАН, ПОПАВШИХ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСФР ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Выплата пенсий по инвалидности как одна из форм поддержки лиц оказавшихся в трудной жизненной ситуации
На местном уровне администрации муниципальных уполномочены принимать нормативные акты с цель оказания социальной помощи лицам оказавшимся в трудной жизненной ситуации, наша тому подтверждение.
Постановлением администрации муниципального от 6 февраля 2014 г. N 160 утвержден Порядок оказания адресной социальной помощи гражданам, проживающим на территории муниципального образования (далее - Порядок), разработан в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования и определяет критерии и условия оказания такой помощи9.
Настоящий Порядок разработан в целях определения механизма работы администрации муниципального образования по оказанию адресной социальной помощи гражданам, проживающим на территории района (далее - адресная социальная помощь).
Правом на получение адресной социальной помощи пользуются граждане зарегистрированные по месту жительства на территории муниципального образования, попавшие в трудную жизненную либо экстремальную ситуацию.
В соответствии с порядком трудная жизненная ситуация трактуется следующим образом - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, одиночество, сиротство, безнадзорность, стихийное бедствие и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Под экстремальной ситуацией понимается крайняя, необычная по трудности ситуация, в которой оказалась семья или одиноко проживающий гражданин по независящим от нее (него) обстоятельствам, а именно:
- стихийные бедствия (ураган, наводнение, засуха, оползни, землетрясения);
- пожар, обвал или разрушение жилища, аварии;
- утрата жизненно необходимого имущества;
- необходимость медикаментозного и оперативного лечения при заболеваниях и увечьях по заключению медицинских организаций;
- отсутствие топлива.
К категориям граждан и семьям с детьми, имеющим право на адресную социальную помощь, относятся:
- инвалиды 1 и 2 групп, неработающие инвалиды 3 группы; одинокие пенсионеры, одинокие супружеские пары пенсионного возраста;
- семьи с детьми-инвалидами;
- опекунские, приемные семьи, воспитывающие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- неполные, многодетные и другие категории семей с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
- студенческие семьи с детьми, в которых оба родителя обучаются на дневных отделениях учебных заведений;
- лица, страдающие лейкозом и онкологическими заболеваниями;
- лица, страдающие сахарным диабетом;
- трудоспособные лица, осуществляющие в установленном порядке уход за инвалидами 1 группы, детьми-инвалидами до 18 лет, престарелыми гражданами старше 80 лет;
- лица, пострадавшие от стихийных бедствий, пожаров;
- больные, нуждающиеся в срочной медицинской помощи;
- граждане, попавшие по независимым от них причинам в трудную жизненную ситуацию или в экстремальные ситуации;
- граждане, отмечающие 90-, 95-, 100-летний юбилей.
Адресная социальная помощь предоставляется гражданам на основании письменного заявления гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, поданного на имя главы муниципального образования области.
Для получения адресной социальной помощи к заявлению граждане обязаны предоставить следующие документы:
- копию документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорт, иные выдаваемые в установленном порядке документы, удостоверяющие личность гражданина);
- справку о составе семьи;
- справки о доходах семьи за последние три месяца;
- копию справки об инвалидности (для лиц, имеющих инвалидность);
- копию пенсионного удостоверения (для категорий лиц, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение);
- иные документы, подтверждающие отношение заявителя (заявителей) к категориям граждан, имеющим право на адресную социальную помощь (акт обследования социально-бытовых условий заявителя, акт о пожаре, подтоплении и пр.).
Документы могут быть представлены в подлиннике или в копии, заверенной в установленном порядке.
Адресная социальная помощь оказывается единовременно не чаще одного раза в год, а в исключительных случаях по решению рабочей группы до двух раз в год.
В случае обращения заявителя в Совет муниципального образования области адресная социальная помощь может быть оказана по решению Совета муниципального образования Ростовской области.
Заседания рабочей группы проводятся по мере необходимости. О дате, времени и месте заседания рабочей группы, определяемых ее руководителем, члены группы извещаются не позднее, чем за два дня до заседания.
Рабочая группа на очередном заседании рассматривает вопрос о возможности (или невозможности) предоставления гражданам адресной социальной помощи. Решение группы фиксируется в протоколе заседания, который подписывается руководителем и секретарем.
Размер адресной социальной помощи определяется рабочей группой в каждом конкретном случае исходя из объективной оценки нуждаемости граждан, с учетом количества обращений граждан, объема ассигнований, предусмотренных в бюджете на эти цели.
Секретарь рабочей группы:
- извещает членов рабочей группы о дате, времени и месте заседания;
- проверяет наличие всех необходимых документов;
- ведет и хранит протоколы заседаний рабочей группы;
- выполняет поручения руководителя рабочей группы.
- готовит проект постановления администрации муниципального образования об оказании адресной социальной помощи гражданину.
- формирует и ведет учет данных получателей адресной социальной помощи, оказанной за счет средств бюджета муниципального образования.
Адресная социальная помощь оказывается гражданам по нормативно правовым актам администрации муниципального образования Ростовской области на основании заявления гражданина и протокола рабочей группы.
Форма выплаты адресной социальной помощи - безналичная.
Выплата адресной социальной помощи производится администрацией муниципального образования в течение месяца со дня принятия решения.
Финансирование расходов на выплату адресной социальной помощи осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования.
В случае установления факта недостоверности представленных получателем адресной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах членов семьи и принадлежащем им имуществе на праве собственности, а также в случае нецелевого использования адресной социальной помощи, получатель может быть лишен права на получение адресной социальной помощи10.
2.2 Страховые выплаты лицам пострадавшим от несчастного случая на производстве или в результате заболевания как форма поддержки лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Особую категорию граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию составляют семья и дети.
В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ выделяется отдельная категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, куда относятся дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, жертвы конфликтов и катастроф, из семей беженцев, жертвы насилия, дети, отбывающие наказание и находящиеся в специальных учреждениях и другие.
Понятие дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Исходя из понятия можно сделать вывод, что дети это, уязвимая категория граждан, которая в приоритете нуждается в защите государства с помощью социальных законов, и Российская Федерация должна оберегать детей, потому что это бедующие нашей страны, но не только государство, но и семья в которой живет ребенок должна влиять на него положительно и закладывать нравственные ценности.
Целями государственной политики в интересах детей являются:
Осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
Формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
Содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;
Защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Если ребенок попал в трудную жизненную ситуацию, то необходимо максимально эффективно использовать способы социальной помощи, к примеру:
1) психологическую;
2) юридическую;
3) материальную или денежную.
Но недостаточно проводить работы специалистам с одним ребенком, но и нужно работать с родителями, чтобы эффект от работы был более значителен и требовалось меньше времени что бы вывести семью из трудной жизненной ситуации. Если родители детей, не способствуют решению проблемы, а наоборот ухудшают положение и не реагируют на замечания органов ОСЗН, то необходимо поднимать вопрос о лишении их родительских прав и рассмотрению будущих опекунов и попечителей для детей. Далее следует вести работы уже с этими попечителями и детьми, чтобы дети не чувствовали себя ненужными или обделенными. Для будущих опекунов или попечителей желательно рассматривать родственников, к примеру бабушек, или дедушек. Это будет проще в психологическом плане для детей, т.к. меньше времени и сил потребуется специалистам по внедрению ребенка в семью. Плюс к этому меньше затрачивается времени на сбор и проверку документов, которые необходимы стать опекуном и попечителем для ребенка.
Социальная поддержка семьи рассматривается также и как помощь в денежной и натуральной форме, которая предоставляется с учетом законодательно установленных гарантий по социальному обеспечению.
Существуют следующие виды социальной поддержки семьи:
1. эмоциональная, интимная - забота о другом, доверие и сопереживание ему;
2. инструментальная (материальная) - помощь финансовая, обеспечение ресурсами;
3. информационная - содействие в разрешении проблемы путем предложения важной информации, совета;
4. обратная связь или поддержка в форме оценки - оценка исполнения после разрешения проблемы.
Особую роль занимают сети социальной поддержки. Сети социальной поддержки - это структуры, способные оказать человеку, семье помощь. В нашей стране создана целая сеть учреждений, оказывающих социальную помощь семье и детям.
2.1 Выплата пенсий по инвалидности как одна из форм поддержки лиц оказавшихся в трудной жизненной ситуации
На местном уровне администрации муниципальных уполномочены принимать нормативные акты с цель оказания социальной помощи лицам оказавшимся в трудной жизненной ситуации, наша тому подтверждение.
Постановлением администрации муниципального от 6 февраля 2014 г. N 160 утвержден Порядок оказания адресной социальной помощи гражданам, проживающим на территории муниципального образования (далее - Порядок), разработан в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования и определяет критерии и условия оказания такой помощи9.
Настоящий Порядок разработан в целях определения механизма работы администрации муниципального образования по оказанию адресной социальной помощи гражданам, проживающим на территории района (далее - адресная социальная помощь).
Правом на получение адресной социальной помощи пользуются граждане зарегистрированные по месту жительства на территории муниципального образования, попавшие в трудную жизненную либо экстремальную ситуацию.
В соответствии с порядком трудная жизненная ситуация трактуется следующим образом - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, одиночество, сиротство, безнадзорность, стихийное бедствие и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Под экстремальной ситуацией понимается крайняя, необычная по трудности ситуация, в которой оказалась семья или одиноко проживающий гражданин по независящим от нее (него) обстоятельствам, а именно:
- стихийные бедствия (ураган, наводнение, засуха, оползни, землетрясения);
- пожар, обвал или разрушение жилища, аварии;
- утрата жизненно необходимого имущества;
- необходимость медикаментозного и оперативного лечения при заболеваниях и увечьях по заключению медицинских организаций;
- отсутствие топлива.
К категориям граждан и семьям с детьми, имеющим право на адресную социальную помощь, относятся:
- инвалиды 1 и 2 групп, неработающие инвалиды 3 группы; одинокие пенсионеры, одинокие супружеские пары пенсионного возраста;
- семьи с детьми-инвалидами;
- опекунские, приемные семьи, воспитывающие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- неполные, многодетные и другие категории семей с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
- студенческие семьи с детьми, в которых оба родителя обучаются на дневных отделениях учебных заведений;
- лица, страдающие лейкозом и онкологическими заболеваниями;
- лица, страдающие сахарным диабетом;
- трудоспособные лица, осуществляющие в установленном порядке уход за инвалидами 1 группы, детьми-инвалидами до 18 лет, престарелыми гражданами старше 80 лет;
- лица, пострадавшие от стихийных бедствий, пожаров;
- больные, нуждающиеся в срочной медицинской помощи;
- граждане, попавшие по независимым от них причинам в трудную жизненную ситуацию или в экстремальные ситуации;
- граждане, отмечающие 90-, 95-, 100-летний юбилей.
Адресная социальная помощь предоставляется гражданам на основании письменного заявления гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, поданного на имя главы муниципального образования области.
Для получения адресной социальной помощи к заявлению граждане обязаны предоставить следующие документы:
- копию документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорт, иные выдаваемые в установленном порядке документы, удостоверяющие личность гражданина);
- справку о составе семьи;
- справки о доходах семьи за последние три месяца;
- копию справки об инвалидности (для лиц, имеющих инвалидность);
- копию пенсионного удостоверения (для категорий лиц, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение);
- иные документы, подтверждающие отношение заявителя (заявителей) к категориям граждан, имеющим право на адресную социальную помощь (акт обследования социально-бытовых условий заявителя, акт о пожаре, подтоплении и пр.).
Документы могут быть представлены в подлиннике или в копии, заверенной в установленном порядке.
Адресная социальная помощь оказывается единовременно не чаще одного раза в год, а в исключительных случаях по решению рабочей группы до двух раз в год.
В случае обращения заявителя в Совет муниципального образования области адресная социальная помощь может быть оказана по решению Совета муниципального образования Ростовской области.
Заседания рабочей группы проводятся по мере необходимости. О дате, времени и месте заседания рабочей группы, определяемых ее руководителем, члены группы извещаются не позднее, чем за два дня до заседания.
Рабочая группа на очередном заседании рассматривает вопрос о возможности (или невозможности) предоставления гражданам адресной социальной помощи. Решение группы фиксируется в протоколе заседания, который подписывается руководителем и секретарем.
Размер адресной социальной помощи определяется рабочей группой в каждом конкретном случае исходя из объективной оценки нуждаемости граждан, с учетом количества обращений граждан, объема ассигнований, предусмотренных в бюджете на эти цели.
Секретарь рабочей группы:
- извещает членов рабочей группы о дате, времени и месте заседания;
- проверяет наличие всех необходимых документов;
- ведет и хранит протоколы заседаний рабочей группы;
- выполняет поручения руководителя рабочей группы.
- готовит проект постановления администрации муниципального образования об оказании адресной социальной помощи гражданину.
- формирует и ведет учет данных получателей адресной социальной помощи, оказанной за счет средств бюджета муниципального образования.
Адресная социальная помощь оказывается гражданам по нормативно правовым актам администрации муниципального образования Ростовской области на основании заявления гражданина и протокола рабочей группы.
Форма выплаты адресной социальной помощи - безналичная.
Выплата адресной социальной помощи производится администрацией муниципального образования в течение месяца со дня принятия решения.
Финансирование расходов на выплату адресной социальной помощи осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования.
В случае установления факта недостоверности представленных получателем адресной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах членов семьи и принадлежащем им имуществе на праве собственности, а также в случае нецелевого использования адресной социальной помощи, получатель может быть лишен права на получение адресной социальной помощи10.
2.2 Страховые выплаты лицам пострадавшим от несчастного случая на производстве или в результате заболевания как форма поддержки лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Особую категорию граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию составляют семья и дети.
В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ выделяется отдельная категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, куда относятся дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, жертвы конфликтов и катастроф, из семей беженцев, жертвы насилия, дети, отбывающие наказание и находящиеся в специальных учреждениях и другие.
Понятие дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Исходя из понятия можно сделать вывод, что дети это, уязвимая категория граждан, которая в приоритете нуждается в защите государства с помощью социальных законов, и Российская Федерация должна оберегать детей, потому что это бедующие нашей страны, но не только государство, но и семья в которой живет ребенок должна влиять на него положительно и закладывать нравственные ценности.
Целями государственной политики в интересах детей являются:
Осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
Формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
Содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;
Защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Если ребенок попал в трудную жизненную ситуацию, то необходимо максимально эффективно использовать способы социальной помощи, к примеру:
1) психологическую;
2) юридическую;
3) материальную или денежную.
Но недостаточно проводить работы специалистам с одним ребенком, но и нужно работать с родителями, чтобы эффект от работы был более значителен и требовалось меньше времени что бы вывести семью из трудной жизненной ситуации. Если родители детей, не способствуют решению проблемы, а наоборот ухудшают положение и не реагируют на замечания органов ОСЗН, то необходимо поднимать вопрос о лишении их родительских прав и рассмотрению будущих опекунов и попечителей для детей. Далее следует вести работы уже с этими попечителями и детьми, чтобы дети не чувствовали себя ненужными или обделенными. Для будущих опекунов или попечителей желательно рассматривать родственников, к примеру бабушек, или дедушек. Это будет проще в психологическом плане для детей, т.к. меньше времени и сил потребуется специалистам по внедрению ребенка в семью. Плюс к этому меньше затрачивается времени на сбор и проверку документов, которые необходимы стать опекуном и попечителем для ребенка.
Социальная поддержка семьи рассматривается также и как помощь в денежной и натуральной форме, которая предоставляется с учетом законодательно установленных гарантий по социальному обеспечению.
Существуют следующие виды социальной поддержки семьи:
1. эмоциональная, интимная - забота о другом, доверие и сопереживание ему;
2. инструментальная (материальная) - помощь финансовая, обеспечение ресурсами;
3. информационная - содействие в разрешении проблемы путем предложения важной информации, совета;
4. обратная связь или поддержка в форме оценки - оценка исполнения после разрешения проблемы.
Особую роль занимают сети социальной поддержки. Сети социальной поддержки - это структуры, способные оказать человеку, семье помощь. В нашей стране создана целая сеть учреждений, оказывающих социальную помощь семье и детям.