Файл: Нормативноправовые основы социальнопсихологической деятельности в рамках реабилитации граждан, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семейным кодексом РФ предусмотрено несколько форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья. При этом субъект РФ, в соответствии со ст.72 Конституции РФ, может законодательно устанавливать возможность создания и других форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В некоторых интернатных учреждениях имеется опыт организации жизни детей, имитирующей условия проживания в семье. Дети живут разновозрастными группами, состоящими из братьев и сестер из нескольких семей. Занимаемое ими помещение оборудовано как обычная квартира, то есть имеются спальни, гостиная, кухня, дети сами убирают свое жилье, готовят (при помощи воспитателей) для себя еду. Такая организация жизни позволяет подготовить воспитанников к будущей самостоятельности, формирует у них необходимые навыки самообслуживания. Однако развития этот опыт не получил, поскольку, например, приготовление пищи самими воспитанниками является грубым нарушением санитарно-гигиенических правил, действующих в воспитательных учреждениях. Кроме того, приобретение отдельных навыков, даже очень важных для будущей самостоятельной жизни, и социализация в условиях семьи - это вовсе не одно и то же. Реальный опыт жизни в семье обеспечивает проживание ситуаций, связанных с усвоением и присвоением социальных норм, он обогащает личность за счет формирования новых ценностей, личностных смыслов. Главное для ребенка в семье - наличие взрослого, которого можно называть «папа» или «мама». Наличие детско-родительских отношений, даже при отсутствии кровного родства, переживается ребенком в тесной связи с представлением о своей ценности, уникальности для этих отношений. Такую же исключительную ценность, уникальность имеют в этих отношениях и родители. Никакой эрзац семейных отношений, смоделированный даже очень талантливым педагогом, в условиях коллективного воспитания в казенном учреждении никогда не заменит того опыта познания взаимоотношений между людьми во всем многообразии их проявлений, которые дает семья: радость и горе, любовь и негодование, эгоизм и бескорыстие - все это естественным образом проявляется в обыденной жизни. Представления о культе главы семьи, на котором лежит ответственность за всех ее членов, любви и заботе друг о друге - все это формируется органично и естественно только в реальной семейной жизни. Поэтому любая форма замещающей семьи предпочтительнее даже прекрасно организованного и материально обеспеченного интернатного учреждения, даже если его сотрудники стремятся обеспечить создание семейных условий для воспитания детей.
При создании любой замещающей семьи Семейный кодекс РФ предусматривает общий перечень требований. В замещающую семью могут быть переданы только дети, оставшиеся без попечения родителей, с учетом этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родному языку, возможностью обеспечения преемственности в воспитании и образовании. При устройстве детей старше 10 лет необходимо их письменное согласие. Кандидаты на создание замещающей семьи должны быть совершеннолетними дееспособными гражданами и соответствовать требованиям к здоровью и моральному облику, установленным в ст. 146 и ст. 127 Семейного кодекса РФ. Думается, что эти требования следует рассматривать как общие для любой формы устройства ребенка.
В соответствии с п. 1 ст. 124 Семейного кодекса усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общие требования к оформлению усыновления описаны в главе 19 Семейного кодекса. Законом прямо установлена недопустимость посреднической деятельности при усыновлении детей (ст.126.1 СК РФ). Организационную функцию при решении различных вопросов (прежде всего правовых), возникающих при осуществлении процедуры усыновления, выполняют органы опеки и попечительства либо уполномоченные на то учреждения (в Красноярском крае это уже упоминавшийся нами Краевой центр усыновления, опеки и попечительства). При усыновлении российских детей иностранцами организационную функцию могут взять на себя российские или иностранные организации (в том числе и общественные) на основе взаимности, на основании межгосудаственных договоренностей. Закон содержит специальное указание на то, что выполнение таких функций не должно преследовать коммерческих целей. Российская же действительность такова, что в обход закона дети становятся предметом прямой купли-продажи. В практике деятельности российских правоохранительных органов уже были случаи как платного (и весьма дорогого) оказания иностранцам посреднических услуг для усыновления ребенка в России, так и буквально продажи новорожденных детей прямо из родильных домов лицам, желающим без всяких формальностей получить здорового младенца и оформить его как своего родного ребенка.
Другой установленной законом формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются опека и попечительство. Опека и попечительство идентичны как формы семейного воспитания. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет (ст.145 СК РФ). Юридическое значение этой формы устройства - восполнение дееспособности, защита прав и интересов. По этой причине опека используется как юридический способ установления правоотношений для защиты интересов и взрослых людей, признанных недееспособными вследствие, скажем, психического заболевания. Дети являются недееспособными вследствие возраста, поэтому опека и попечительство - это имеющая глубокую историю форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Главным отличительным признаком опеки (попечительства) является ее универсальность: ребенок может быть устроен под опеку как в семью, так и в учреждение внесемейного воспитания.
Появившаяся в российском законодательстве новая форма устройства оставшихся без родительского попечения детей - приемная семья - принципиально отличается от двух предыдущих форм договорным характером отношений, которые возникают между органом опеки и попечительства и гражданами, желающими создать замещающую семью. Порядок создания приемной семьи урегулирован специальным постановлением правительства РФ. Приемная семья образуется на основании договора, заключаемого между органами опеки и попечительства и приемными родителями, о передаче ребенка (детей) на воспитание. В приемную семью ребенок передается на срок, предусмотренный договором. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек. Приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна. Однако в отличие от опеки при создании приемной семьи не только возмещается содержание каждого ребенка в семье, но и самим воспитателям выплачивается заработная плата, устанавливаемая органами власти субъекта РФ. Кроме того, органам государственной власти субъектов РФ рекомендуется оказывать помощь приемным семьям в развитии самозанятости и самостоятельного улучшения своего материального положения. Такая помощь может оказываться в виде беспроцентных кредитов, выделении земельных участков и др.
Среди всех форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяется детский дом семейного типа, который обеспечивает семейную форму организации жизнедеятельности, т.е. предоставляет детям семейные условия жизни, но по своей правовой природе является учреждением. Постановлением правительства РФ от 19 марта 2001 года «О детском доме семейного типа» предусмотрена возможность создания интернатного учреждения в форме замещающей семьи. Детский дом семейного типа может быть создан органами исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления на основе договора, при желании обоих супругов взять на воспитание детей, с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия). Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.
Отличительной особенностью этой формы устройства детей является впервые введенное требование к профессиональной подготовке для лиц, желающих создать такую замещающую семью. Лица, желающие создать детский дом семейного типа, должны предоставить документы об образовании и трудовой деятельности. Предпочтение отдается супругам,
имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями). Еще одной особенностью детского дома семейного типа является обязанность учредителей предоставить все условия для его нормального существования, т.е. здание, мебель и бытовую технику, транспортное средство и т.д. Естественно, в условиях бюджетного дефицита содержание таких учреждений оказывается весьма затратным. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 года №829 «О приемной семье» рекомендует переводить детские дома семейного типа в статус приемных семей, что существенно снижает затраты на их содержание.
Таким образом, детский дом семейного типа, являясь формально учреждением, предоставляет условия для проживания ребенка в семье. Статус учреждения определяет отношения с учредителем. Но содержание отношений между взрослыми и детьми в детском доме семейного типа является детско-родительским, а с юридической точки зрения эти отношения аналогичны опекунским.
Кроме определенных законом и уже рассмотренных форм устройства детей существуют неурегулированные федеральным законодательством формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одной из таких форм является патронатное воспитание. Закон о патронатном воспитании принят во многих субъектах РФ. Разработан проект такого закона и в Красноярском крае. Патронатное воспитание - форма устройства ребенка на воспитание в семью патронатного воспитателя, при обязательном разграничении прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями, уполномоченной службой и патронатным воспитателем. По проекту закона Красноярского края «О патронатном воспитании в Красноярском крае» гражданин, желающий создать патронатную семью, обращается в уполномоченную службу - органы опеки и попечительства или учреждение, которому глава местного самоуправления делегировал функции управления патронатным воспитанием. Уполномоченная служба дает заключение о возможности гражданина быть патронатным воспитателем и заключает с гражданином договор о передаче ребенка на воспитание. Различается патронат краткосрочный - до 6 месяцев, и долгосрочный - до 2 лет. Патронатное воспитание позволяет в случае изъятия ребенка из родной семьи не помещать его в учреждения, а сразу же передавать патронатному воспитателю до решения вопроса о его дальнейшем устройстве. Патронатное воспитание как форма устройства детей может быть использована не только в случаях, когда дети по каким-то причинам остались без родительского попечения (родители погибли; единственный родитель, с которым проживал ребенок, помещен в больницу, и т.д.), но и тогда, когда несовершеннолетний оказался в социально опасном положении. На практике наиболее распространенными случаями, когда возникает необходимость в патронатной семье, являются случаи острых семейных конфликтов, запоя родителей, то есть чаще всего родители живы и даже находятся дома, но в дом этот ребенку некоторое время лучше не возвращаться. Именно по этой причине при установлении патроната должна быть предусмотрена обязанность уполномоченной службы по реабилитации не только ребенка, но и его семьи. Патронатное воспитание позволяет в случае изъятия ребенка из родной семьи не помещать его в учреждения, а сразу же передавать патронатному воспитателю до решения вопроса о его дальнейшем устройстве Кроме того, патронат может стать промежуточной формой для устройства ребенка в семью. Гражданин, желающий создать замещающую семью, может сначала взять ребенка на краткосрочный патронат, попробовать свои силы, а затем, если все пойдет удачно, избрать другую правовую форму отношений по поводу воспитания данного ребенка (оформление опеки или усыновления).