Файл: Роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечении занятости населения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, актуальность совершенствования деятельности в области занятости населения Челябинской области возрастает на фоне глобализации и повышения степени открытости национальных рынков труда, а также в связи с передачей значительной части полномочий в этой сфере от федерального центра на уровень субъектов Российской Федерации.
Диверсификация экономики и оптимизация бюджетных расходов, сокращение инвестиций и внутреннего спроса, будут сопровождаться изменением структуры занятости, сокращением неэффективных рабочих мест и перераспределением рабочей силы по видам экономической деятельности.
2.3 Проблемы реализации права граждан на труд и обеспечение занятости населения и способы их решения
В январе-декабре 2020 года в Областные казенные учреждения Центры занятости населения городов и районов (далее ЦЗН) за содействием в поиске подходящей работы обратилось 181613 (81360 чел. – здесь и далее в скобках приведены показатели за январь-декабрь 2019 года или на 01.01.2020 г.) чел., что в 2,2 раза больше, чем в январе-декабре 2019 года.
Из обратившихся за содействием в поиске подходящей работы 94,1 (83,2) % – граждане, незанятые трудовой деятельностью 54,6 (50,3) % – женщины; 31,9 (25,4) % – ранее не работавшие, ищущие работу впервые.
Численность граждан, признанных безработными, составила 149812 (54487) чел., что в 2,7 раза больше, чем в январе-декабре 2019 года.
На конец декабря | Численность незанятых граждан, состоящих на учете в ЦЗН, человек | Из них имеют статус безработного | Заявленная работодателями потребность в работниках, человек | Коэффициент напряженности на рынке труда | ||
человек | % | незанятые на одну вакансию | безработные на одну вакансию | |||
2019 года | 22720 | 21312 | 93,8 | 20953 | 1,08 | 1,02 |
2020 года | 67726 | 65503 | 96,7 | 28627 | 2,37 | 2,29 |
Заявленная работодателями потребность в работниках за январь-декабрь 2020 года составила 112927 (119017) вакансий, что на 5,1 % меньше, чем в январе-декабре 2019 года.
За отчетный период в ЦЗН обратилось 4654 (4160) чел., уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций, расположенных на территории Челябинской области, что на 11,9 % больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Из обратившихся, уволенных по сокращению, 1317 (1658) чел. нашли работу (доходное занятие), снижение на 20,6 %.
За отчетный период нашли подходящую работу 47595 (38205) чел., в том числе безработные – 34734 (21253) чел., что, соответственно, на 24,6 % и 63,4 % больше чем в январе-декабре 2019 года.
Трудоустроено на временные работы 10348 (12934) чел., в том числе:
-несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время – 9614 (11994) чел., снижение на 19,8 %;
-безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы – 665 (810) чел., снижение на 17,9 %;
-безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые – 69 (130) чел, снижение на 46,9 %.
Численность граждан, трудоустроенных на общественные работы, составила 6389 (6128) чел., что на 4,3 % больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Государственную услугу по содействию самозанятости получили 2856 (3234) безработных граждан, из них 117 (173) чел. зарегистрировано в качестве индивидуальных предпринимателей, 12 (14) чел. зарегистрировали юридическое лицо.
Государственную услугу по социальной адаптации на рынке труда получили 5942 (6602) безработных граждан, что на 10,0 % меньше, чем в январе-декабре 2019 года.
Удельный вес трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске работы, составил 26,2 (47,0) %.
За отчетный период государственную услугу по организации профессиональной ориентации граждан получили 55676 (59273) чел., из них 53377 (55515) – безработных граждан, что соответственно на 6,1 и 3,9 % меньше показателей прошлого года.
В январе-декабре 2020 года численность безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению, получению дополнительного профессионального образования, составила 5063 (5309) чел., снижение на 4,6 %. Из числа безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению, получению дополнительного профессионального образования, 13,3 (11,6) % – граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие); 26,0 (25,0) % – граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва; 22,4 (23,7) % – граждане, проживающие в сельской местности.
За отчетный период снято с учета 106607 (55509) безработных граждан, из них: 32,6 (38,3) % – в связи с трудоустройством; 4,7 (9,6) % – приступили к профессиональному обучению, получению дополнительного профессионального образования; 0,6 (1,0) % – назначена трудовая пенсия; 62,1 (51,1) % – снято по другим причинам. Индекс движения безработных составил 0,71 (1,02).
На 1 января 2021 года уровень регистрируемой безработицы по области составил 3,49 (1,14) % от численности рабочей силы. В 12-ти территориях уровень безработицы ниже среднеобластного. В 14-ти муниципальных образованиях этот показатель более 5,0 %: из них в 6-ти муниципальных районах – более 7,0 %, наибольший уровень безработицы в Брединском районе – 11,1 %.
Таким образом, на рынке труда области на 01.01.2021 г., в сравнении с аналогичными показателями на 01.01.2020 г., наблюдалось увеличение:
-численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы –67815 (22757) чел.;
-численности безработных граждан – 65503 (21312) чел.;
-уровня регистрируемой безработицы – 3,49 (1,14) %;
-напряженности на рынке труда – 2,37 (1,08) незанятые/1вак.;
-заявленной организациями области потребности в работниках – 28627 (20953) чел.;
-снижение удельного веса трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы – 26,2 (47,0) %.
Заключение
Важнейшим инструментом государства в области регулирования рынка труда, в современных условиях, должно стать управление обеспечением занятости населения, которое должно заключаться в сочетании механизмов саморегуляции и необходимого государственного регулирования, которые в совокупности обеспечивают условия для развития трудовых ресурсов, их экономической активности и направлены на защиту национального рынка труда.
Основную нагрузку по государственному регулированию отношений в сфере занятости на данный момент несут нормативные правовые акты, подзаконные акты и программы, принятые на различных уровнях власти.
Анализ основных статистических источников позволил сделать вывод о том, что в Челябинской области, как и в стране в целом, численность трудовых ресурсов и основная их составляющая – трудоспособное население в трудоспособном возрасте, снижаются. Например, за период 2019-2021 гг. численность трудоспособного населения региона снижалась в среднем на 16,3 тыс. человек за год. При этом численность занятых планируется поддерживаться за счет развития инвестиционного потенциала, инновационной деятельности
, создания рабочих мест в отраслях экономики, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства.
Уровень безработицы в регионе составил 4,6% (2021г.) от экономически активного населения области, это ниже чем в среднем по Российской Федерации (5,3%), и аналогичен данному показателю в Уральском федеральном округе (4,6%). Также следует отметить, что в структуре безработных граждан региона достаточно высока доля женщин (59,4%), инвалидов (13,0%) и граждан предпенсионного возраста (9,1%).
Другой важной проблемой российского рынка труда является несоответствие образовательных услуг потребностям рынка, что характерно и для Челябинской области.
В регионе наблюдается высокий удельный вес в структуре безработных квалифицированных работников. Причина такого положения кроется в отсутствии адекватной потребностям рынка труда системы профессионального образования. Так основная масса вакансий региона на данный момент приходится на рабочие специальности на производстве. В то время как в последние 1,5 – 2 десятилетия в Уральском федеральном округе преобладали выпускники высших учебных заведений по управленческим, экономическим, юридическим, психологическим профилям и специалисты для сферы услуг.
В целом напряженность на рынке труда в Челябинской области, характеризующая спрос и предложение рабочей силы, составила 0,78 чел. на одно свободное рабочее место (РФ – 0,8 чел./вак., УРФО – 0,7 чел./вак.).
-
целях устранения рассмотренных в работе проблем, политика в сфере занятости населения региона направлена, с одной стороны, на сведение к минимуму регионального неравенства, что позволит снизить социальную напряженность, а с другой – на формирование такого уровня и структуры занятости населения, которые способствуют цели развития области.
Для решения этих проблем предложены следующие меры по совершенствованию регулирования занятости населения Челябинской области:
– опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения, в связи с ликвидацией организации или сокращением численности работников;
– возмещение работодателям расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо
сокращением численности работников, а также выпускников профессиональных образовательных организаций и безработных граждан;
– обеспечение временной занятости работников, находящихся под риском увольнения;
– возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов;
– организация приоритетного участия родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, выпускников образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования, членов семей с низкими доходами, в перечисленных выше предложениях.
Реализация перечисленных предложений будет способствовать предотвращению роста напряженности на рынке труда, предупреждению массовой безработицы и улучшению использования трудовых ресурсов региона. Актуальность совершенствования деятельности в области занятости населения области возрастает на фоне глобализации и повышения степени открытости национальных рынков труда, а также в связи с передачей значительной части полномочий в этой сфере от федерального центра на уровень субъектов Российской Федерации.