Файл: Роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечении занятости населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются труды по общей теории права, работы в области конституционного, административного, трудового права, права социального обеспечения, труды российских ученых XIX – начала XX века: К.А. Вигдорчика, А. Горовцева, В.П. Литвинова – Фалинского, М.Г. Лунца, Л.Н. Нисселовича, Л.С. Таля, И. Чистякова и др. Большинство теоретических источников представлено работами таких советских и современных российских ученых-юристов, как: О.В. Абрамова, Е.М. Акопова, Л.А. Андреева, Л.Ю. Бугров, В.И. Власов, К.Н. Гусов, С.Ю. Головина, С.Х. Джиоев, Е.А. Ершова, М.Л. Захаров, С.А. Иванов, И. Я. Киселев, И.А. Костян, К.Д. Крылов, А.М. Куренной, М.И. Кучма, А.М. Лушников, М.В. Лушникова, С.П. Маврин, М.Н. Марченко, Е.Е. Мачульская, О.М. Медведев, А.Ф. Нуртдинова, Ю.П. Орловский, А.Е. Пашерстник, А.С. Пашков, Б.В. Ракитский, В.Д. Роик, Г.С. Скачкова, В.Н. Скобелкин, И.О. Снигирева, О.В. Собченко, Т.А. Сошникова, А.И. Ставцева, В.Н. Толкунова .

Нормативную основу выпускной квалификационной работы составили Конституция Российской Федерации [1],Налоговый кодекс Российской Федерации [2], Трудовой кодекс Российской Федерации [3] законодательные акты в области труда и занятости населения, регламенты и иные документы, носящие распорядительный характер.

Эмпирическую основу выпускной квалификационной работы составляют материалы правоприменительной практики в области труда и занятости населения в Российской Федерации.

Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, шесть параграфов, заключение и список используемых источников.

1 ОРГАНЫ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 История возникновения службы занятости в России
В человеческой истории понятие безработицы зафиксировано давно, хотя в отечественных энцикло­педических словарях недавних лет можно прочитать, что явление это свой­ственно преимущественно современному обществу, живущему по законам рыночной экономики. Однако еще в античном мире бывали периоды, отмеченные безра­ботицей. Во времена Перикла афинская демократия предпринимала меры для борьбы с ее последствиями: вела колонизацию завоеванных земель, осуществляла  общественные пост­ройки и т.д. В Средние века цеховые организации помога­ли странствующим безра­ботным подмастерьям.
Одна­ко эти меры или не получали широкого распространения, или были временными, так как никогда безработица не достигала таких масштабов, как в конце XVIII и начале XIX веков, когда в странах Запад­ной Европы окончательно сформировался рынок труда. История развития сферы занятости населения в Российской Федерации может быть представлена следующей периодизацией:

Первый этап. С XVII века до 1860-х гг. – трудовые отношения в условиях зарождения капиталистического хозяйства. До отмены крепостного права в России в 1861 году работники промышленных предприятий чаще всего были оброчными крепостными крестьянами или крепостными работниками посессионных и вотчинных мануфактур. Работники не обладали юридической свободой, лишены возможности профессиональной и территориальной мобильности. Такие трудовые ресурсы в основном характеризовались низкой квалификацией, отсутствием мотивации к продуктивному труду и повышению его эффективности.
Второй этап. С 1860-х по 1917 гг. – возникновение рынка труда в связи с разложением феодальных отношений и освобождением работников от юридической зависимости. С момента отмены крепостного права они становились свободными людьми, не связанными с общиной, имеющими возможность переехать из сел в города. Получив личную свободу, крестьяне и ремесленники оказались лишены средств производства и не имеют средств к существованию. В результате работник вынужден вступать в экономические отношения с собственниками средств производства (капиталистами) и реализовывать свою способность к труду. Так появился особый товар, который дал название рынку труда. Отмена крепостного права стала причиной возникновения безработицы в значительных масштабах. В целях ее устранения открывались временные и общественно полезные работы.

Наиболее удачное опре­деление безработицы было дано в Новом энциклопеди­ческом словаре, изданном в Санкт-Петербурге в 1911 году Брокгаузом и Ефроном: «Под безработицей подразумева­ется обычно такое явление общественно-экономичес­кой жизни, когда большее или меньшее число наемных рабочих и близко стоящих к ним по экономическому положению служащих или работающих у себя на дому на капиталиста-предприни­мателя мелких ремеслен­ников, не утратив своей трудоспособности и желая работать, не могут найти занятия в соответствии со своими силами, профессио­нальными познаниями, навыками и за соответствующее возна­граждение

».
В Царской России существовало немного бирж труда. Известна биржа в Москве, которая была основана Хитровским попечительством о бедных. Здесь выходцы из деревни и городские жители, не имевшие определенной специальности, могли получить какую-никакую работу. Серьезные специалисты обходили биржу стороной, и она так и осталась пристанищем тех, кто искал хоть какую-нибудь работу. 

В 1919 году ряд ведущих капиталистических стран официально признал сущест­вующие проблемы занятости и наличие такого явления, как безработица, создав Между­народную организацию труда (МОТ). На первой сессии МОТ была принята Рекомендация №1 по вопро­сам безработицы. В 1922 году Международной конфе­ренцией в Генуе (с участием Советской России) была учреждена особая комиссия по безработице. По заключению комиссии, помимо страхо­вания и оказания пособия безработным, государ­ственным органам надлежало применять ряд мер, в частности:

- систематическое распределение всех работ при посредстве государственных бирж труда и заключение международных договоров, регулирующих распределение труда в международном масштабе (эмиграция и иммиграция);
- расширение общественных работ с привлечением к ним безработных.
  Безработица, харак­терная для капиталистических стран, не обошла и послереволюционную Россию. В крупных городах открылись биржи труда, просуществовавшие до конца тридцатых годов. Именно к этому времени с официальной безработицей было покончено, трудовое посредничество потеряло основной смысл, и этот вид деятельности был прекращен.  

Первый закон о бирже труда в России был принят 19 августа 1917 года. По нему надлежало открывать биржи труда в городах, где численность населения превышала 50 тысяч человек. А уже в январе 1918 новый закон перевёл биржи в ведомство профсоюзов, да и порог открытия бирж снизился: теперь они могли быть открыты в городах с населением 20 тысяч человек. Биржи активно способствовали становлению рабочего движения, помогали найти работу, признавали статус безработного с выплатой пособий. Кроме того они обеспечивали выполнения нового закона, который обязывал всех граждан от 16 до 50 лет трудиться. С одной стороны благое дело – ликвидация безработицы – столкнулось с жестоким жульничеством, когда зарегистрированных безработных устраивали на места, насильно освобожденные для них от людей с «сомнительным происхождением». Все это происходило в 20-е годы XX века.


Третий этап. С 1917 по 1929 гг. – регулируемая сфера занятости в первые годы советской власти. Его отличительной чертой являлась массовая безработица в связи с послереволюционной и послевоенной ситуацией. В целях ликвидации безработицы по всей стране в течение короткого времени открылись биржи труда, которые, помимо учета безработных, свободных рабочих мест и распределения по ним людей, оказывали материальную помощь нуждающимся. Биржи труда не зависели от государства, находились в ведении профсоюзов, в управлении биржи участвовали рабочие и предприниматели.

Биржи прожили до 1933 года, после чего роль работы с кадрами, их обучения и перераспределения отошло отделам кадров на предприятиях, а сами биржи ушли в небытие, и впоследствии, вплоть до 1990-х годов, считались пережитком прошлого.

Четвертый этап. С 1930 по 1991 гг. – ликвидация рынка труда и обеспечение полной занятости. В течение всего периода проводилась политика абсолютно полной занятости, во главу угла которой ставились административные методы, методы принуждения к труду как экономическими, так и внеэкономическими способами. Летом 1930 г. был реорганизован Наркомат труда и его органы на местах. Индустриализация внедрила в жизнь идею, что все поголовно, независимо от индивидуальных особенностей, должны работать как части отлаженного механизма, единого завода в масштабах страны, по единой программе.

Пятый этап. С 1991 по 1998 гг. – восстановление рынка труда в период рыночных преобразований. Возродились биржи труда в 1991 году. Теперь они назывались «Центрами занятости населения», функциями которых были и остаются: содействие в трудоустройстве и обеспечение социальных гарантий и компенсаций при безработице.

Системная трансформация, глубокая и затянувшаяся рецессия стали причиной сокращения занятости, роста открытой безработицы, снижения продолжительности рабочего времени, резкого падения реальной заработной платы. С самого начала вслед за другими реформируемыми экономиками Россия «импортировала» стандартный набор институтов, действующих в данной сфере.

Продолжительность периода, в течение которого мы наблюдаем российский рынок труда, составляет всего около 15 лет. Но мы видим, как экономика вела себя и во время острых кризисов, и во время быстрого подъема, и как при этом реагировали занятость и зарплата. Все ожидали, что занятость "обвалится" и безработица резко вырастет, но этого не случилось ни в 1992-м, ни в 1994-м, ни в 1998 годах. Правда, реальная зарплата после каждого такого удара теряла 25-30%. И уже это одно оказалось полной противоположностью тому, что знает экономическая история других стран. Самые очевидные параллели — Великая депрессия в США и Великобритании начала 30-х годов прошлого столетия, более близкий пример — объединение Восточной и Западной Германии. Реагируя на кризисы, реальная заработная плата там не сокращалась, а бурно реагировала связка занятость—безработица, уровень безработицы мог достигать в них 20% и даже выше. Когда в России экономика начала быстро расти, все ожидали быстрого роста занятости. Безработица сократилась, но общая занятость выросла незначительно, а занятость на предприятиях и в организациях (в "корпоративном секторе экономики") продолжала медленно сокращаться, не "замечая" никакого экономического роста. Реальная заработная плата при этом резко пошла вверх со среднегодовым темпом 12-15%.


Закон от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» [4] от 1991 года и Конституция Российской Федерации [1], принятая в 1993 году, декларируют свободно избранную занятость, что означает отказ государства от тотального контроля в сфере туда и обеспечения полной занятости. Было разработано новое законодательство о минимальной заработной плате, создана система страхования по безработице, легализована забастовочная деятельность, сформирована сложная многоступенчатая система коллективных переговоров, установлены налоги на фонд оплаты труда, внедрена политика налогового ограничения доходов, предпринимались попытки индексации заработной платы.

Происходит институциональное оформление рынка; создан фонд занятости, функционируют биржи труда; активную политику проводят законодательные и исполнительные власти России, принимая соответствующие акты. Началось высвобождение работников, ставших излишними, хотя этот процесс протекает медленнее темпов спада производства. Из-за сдерживания массового высвобождения работников с малоэффективных предприятий, происходит рост скрытой безработицы. В то же время, при появлении новых институтов, сфера занятости сохранила немалое число законодательных норм и ограничений, действовавших при административно-командной системе, которые так и не были отменены. Так, до 2002 года действовал Кодекс законов о труде (КЗоТ) [5], принятый еще в 1971 году. Многочисленные изменения и поправки, вносимые в КЗоТ на протяжении 90-х годов, носили достаточно бессистемный характер, усиливая противоречивость документа и препятствуя его практическому применению. Следствием этого стала массовая практика «обхода» действующего законодательства частными предпринимательскими структурами. Становится привычным наем работников без оформления трудовой книжки, выплата заработной платы «в конвертах» – через теневые схемы учета и без уплаты налогов. В этих условиях права наемных работников ущемляются, не выполняются базовые социальные гарантии. Получили развитие нестандартные формы занятости (неполный рабочий день, административные отпуска). Происходит девиация рынка труда, то есть отклонение в развитии от социальных ориентиров.

Реформы 90-х гг., разрушив распределительную систему расстановки кадров, не создали нормальных условий для свободного участия наемных работников на рынке труда. В частности, не создан емкий и доступный рынок жилья, не преодолены административные ограничения на переезд, особенно в крупные города, в регионах имели место значительные задержки выплаты заработной платы. Негативные явления на рынке труда вызывала деформация системы образования. В начале 1990-х годов отмечается снижение спроса на услуги в сфере профессионального образования.