Файл: Роль органов службы занятости в реализации гражданами права на труд и обеспечении занятости населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 №1165 «Об утверждении Правил аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)» и прочие подзаконные акты.
Следующими подзаконными актами выступают приказы, постановления, письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) по поводу оплаты труда, условий и охраны труда, трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции и так далее.

А также приказы и письма Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) Российской Федерации, которая находится в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Перечисленные акты регулируют общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данных исполнительных структур.
Законодательство о занятости населения основывается не только на нормативных правовых федерального уровня, но и на законах и иных актах субъектов Российской Федерации.
Так, на примере Пензенской области, в сфере регулирования занятости населения действуют следующие нормативные правовые акты.
К примеру, Закон Пензенской области от 03.06.2003 №483-ЗПО «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Пензенской области», который устанавливает квоты для приема на работу инвалидов, проживающих в регионе, с целью обеспечения им дополнительных гарантий права на труд и социальную защиту от безработицы.
Следующими в списке являются постановления Правительства Пензенской области, примером которых могут послужить: постановление Правительства ПО от 31.01.2013 №33-пП «Об утверждении Положения о Министерстве труда, социальной защиты и демографии Пензенской области».
Важную роль в регулировании рынка труда и занятости региона также играют правовые акты отраслевых органов исполнительной власти Пензенской области. Например, приказ департамента по труду, занятости и трудовой миграции (ТЗТМ) Пензенской области от 04.07.2012 №328 «Об утверждении перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан» и многие другие нормативные правовые акты.
Органы местного самоуправления по вопросам своего ведения также могут издавать правовые акты, регулирующие занятость населения. Таковыми являются решения представительных органов местного самоуправления и постановления и распоряжения глав муниципальных образований.

Помимо законодательно регулирования в Российской Федерации принимаются государственные программы, направленные на реализацию государственной политики в сфере занятости.
Для начала следует отметить, что в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., государственной политике регулирования рынка труда и занятости посвящается отдельный раздел, в котором определяется, что гибкий эффективно функционирующий рынок труда является важнейшей составляющей инновационной экономики.
На сегодняшний день в Российской Федерации действует принятая постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. №298 государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения», которая в первую очередь нацелена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.
Субъекты Российской Федерации также вправе самостоятельно разрабатывать и реализовывать региональные программы, предусматривающие мероприятия по содействию занятости населения.
Так, например, в Пензенской области действует государственная программа «Содействие занятости населения Пензенской области», утвержденная постановлением Правительства ПО от 08.10.2013 г. № 752-пП [16].


    • целом, данная государственная программа Пензенской области направлена на решение проблем в области содействия продуктивной занятости, повышения качества жизни населения области, улучшения условий и охраны


труда, стимулирования процесса добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Пензенскую область.

Органы местного самоуправления по урегулированию отношений в сфере занятости также вправе издавать правовые акты. Таковыми являются решения представительных органов местного самоуправления и постановления и распоряжения глав муниципальных образований.
Таким образом, нормативно-правовые основы занятости населения в настоящее время опираются на целостную систему нормативных правовых актов, в которую входят, с одной стороны, правовые акты, которые непосредственно регулируют вопросы занятости населения, с другой – акты, регулирующие иные общественные отношения, но содержащие отдельные нормы, затрагивающие отношения занятости. Основную нагрузку по регулированию указанных отношений также несут подзаконные нормативно-правовые акты и программы, принятые на различных уровнях системы власти.


2.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ТРУД И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Меры социальной поддержки населения в сфере занятости населения
Пособие по безработице — это регулярная социальная денежная выплата, которую получает официально признанный безработный человек, пока он не трудоустроится.

Пособие по безработице назначается, если человек уволился по собственному желанию, прекратил деятельность индивидуального предпринимателя, потерял работу из-за ликвидации организации, а также при сокращении штата или впервые ищет работу.

Социальные выплаты безработным гражданам осуществляется в соответствии со статьями 29 - 36 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [9]

Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты безработным, утверждены приказом Минтруда России от 22.02.2019 N 116н .

До 31.07.2021 также действуют временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460.

Выплаты не могут получать следующие категории граждан:

- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 Закона о занятости) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе;

- зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, самозанятые;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);


- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации;

- обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;

- являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Максимальный размер пособия по безработице в 2021 году с учетом уральского коэффициента (15 %) для граждан, признанных в установленном порядке безработными, за исключением граждан предпенсионного возраста составляет:

-13949,5 рублей, в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице;

-5750 рублей в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице;

Максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста, признанных безработными, составляет 13949,5 рублей.

Минимальный размер пособия по безработице для всех категорий граждан — 1725 рублей.

Для граждан, признанных безработными с 01.01.2021 года, действуют поправки, которые коснулись в первую очередь граждан, потерявших работу в связи с ликвидацией предприятия или сокращением штата. В первые три месяца им выплачивается не пособие по безработице, а средняя зарплата по прошлому месту работы. По действующим ранее правилам, они уже не могли получать пособие по безработице в максимальном размере, так как первые три месяца со дня признания их безработными уже прошли. Теперь же для таких граждан срок выплаты пособий перенесён. Максимальный размер пособия им будет начисляться с 4-го по 6-й месяцы безработицы, а затем – 60% заработка, но не более 5000 рублей, увеличенные на районный коэффициент.


Обновлённые правила также защитили права беременных женщин, которые остались без работы. Если период первых трёх месяцев получения пособия по безработице в максимальном размере у них будет пересекаться со сроком выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами, то пособие по безработице будет перенесено на более поздний срок.

Кроме того, изменения коснулись граждан, которые во время получения максимального пособия по безработице были призваны на военные сборы (в этот период они находятся на гособеспечении и не могут получать другие меры соцподдержки). После возвращения со сборов они продолжат получать пособие по безработице в максимальном размере.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице гражданам ежегодно определяются Правительством РФ.

В каждом конкретном случае размер пособия для безработного гражданина определяется индивидуально в зависимости от причин постановки на учет, даты увольнения, периода работы в течение предшествующего года до постановки на учет, причин потери работы, среднего заработка на последнем месте трудоустройства. Учитывается размер зарплаты за последние три месяца, предшествующие увольнению, повышающий районный коэффициент (если есть), уволен ли человек за нарушение трудовой дисциплины. Например, если человек работал более 26 недель за последний год, не был уволен за нарушение трудовой дисциплины, а его зарплата составляла 30 тыс. руб., то он может претендовать на максимальное пособие в размере 13949,5 рублей