Файл: Введение Темой данной работы является Русская цветовая лексика и её изучение на внеклассных занятиях в средней школе (на материале поэзии С..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В 10-11 классах на материале произведений В. С.А. Есенина можно предложить учащимся составить словарь наиболее употребляемых эпитетов со значением цвета. Кроме того, учащиеся могут сравнить, какие эпитеты используют писатели или поэты при описании одного же явления.
Заключение
В данной исследовательской работе, посвященной теме «Русская цветовая лексика и её изучение на внеклассных занятиях в средней школе (на материале поэзии С.А. Есенина)», мы ставили пред собой две цели исследования:
1) лингвистическая – описать систему цветообозначений в поэзии и особенности цветовой лексики С.А. Есенина.
2) лингвометодическая – познакомить учащихся с лексико-семантическими особенностями цветовой лексики и разработать серию внеклассных занятий, посвященную цветописи в русской поэзии.
В ходе достижения поставленной лингвистической цели нами была проделана следующая работа: рассмотрена систему цветообозначений в русском языке; проанализирована роль цветообозначений в поэтическом тексте в первой главе данной работы; рассмотрели специфику поэтического мира С.А. Есенина; описали и систематизировали поэтизмы со значением цвета в лирике С.А. Есенина (в рамках работы над второй главой исследования).
В результате работы над данным исследованием пришли к следующим выводам.
1. Цветопись – это искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения. Благодаря цветописи автор способен предоставить эмоции ненапрямую, а как бы небольшими штрихами, заполняя собственное образное творение.
2. Цветопись проявляется с помощью прилагательных, но также способна проявляться и в существительных, и в других частях речи. Особенную роль и значение здесь имеют качественные прилагательные со значением цвета, которые выступают как основа системы цветообозначений.
3. Фразы со значением цвета формируют в русском языке как лексико-смысловая категория, в которой комплект компонентов, их значение и сопоставление исторически изменчивы, что обусловливается изменчивостью сознательно выделяемых в языке реалий внеязыковой реальности.
4. Индивидуально-авторские коннотации цветообозначений у различных авторов практически постоянно базируются на объективных свойствах компонентов лексической системы – на реализованных в языке или возможных свойствах слов со значением цвета.
5. В современном русском литературном языке весь массив сложных цветообозначений включает два типа образований:
- сложение двух (и более) адъективных основ с интерфиксом -о-(-е-)
- сложение таких же основ с из-(ис-) и –а(-я) в первой части (серо-зелёный, иссера-зелёный).
Библиографический список
-
Асанова Л.Н. Поэтическая Россия. – М., Советская Россия, 1990. – 387 с. -
Алимпиева Г. В. Семантическая значимость слова и структура лексико-семантической группы. – Л., 1986. – С. 81-84. -
Базыма Б. А. Психология цвета: теория и практика. –СПб.: Речь, 2007. – 205 с. -
Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. – М., 1975. – 134 с. -
Белый А. Символизм как миропонимание. – М.: Республика, 1994. – 528 с. -
Борисова М.Б. Индивидуальное в семантике слова и отражение его в словаре М. Горького // Очерки по русскому языку и стилистике. –Саратов, 1967. – С. 184. -
Брагина А.А. «Цветовые» определения и формирование новых значений слов и словосочетаний // Лексикология и лексикография. – М., 1982. – С.56-81. -
Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. – М.: «Наука», 1975. – 288 с. -
С.А. Есенин В.Я. Стихотворения. – М.: Профиздат, 2009. – 380 с. -
Василевич А. П., Кузнецова С. Н., Мищенко С. С. Цвет и названия цвета в русском языке / Под общ. ред. А. П. Василевича. – М.: КомКнига, 2005. – 216 с. -
Василевич А.П., Скокан Ю.Н. К методике сопоставительного исследования: На примере лексики цветообозначений // Вопросы языкознания. – 1986. – № 3. – С. 56-62. -
Велибекова Э.Т. Система внеурочной деятельности по русскому языку и литературе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/sistema-vneurochnoi-deiatelnosti-po-russkomu-iazyk.html (дата обращения: 14.02.2018) -
Виноградов В.В. Русский язык. –М., 1986. – 312 с. -
Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.: Изд-во. Ан. СССР, 1963. – 255 с. -
Винарская Е.Н. Выразительные средства текста. – М.,1989. – 278 с. -
Винокур Г.О. О языке художественной литературы. – М.,1991. – 397 с. -
Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. – М.,1959. – 374 с. -
Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. – М.: Книжный дом «Либроком», 2009. – 240 с. -
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.,1993. – 450 с. -
Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. – М.: Просвещение, 1965. – 102 с. -
Герасименко И.А. Средства экспликации цвета в языке современной художественной литературы // Языковые категории и единицы: синтагматический аспект: материалы X Межд. науч. конференции (Владимир, 24–26 сентября 2013 г.), посвященной 60-летию кафедры русского языка. – Владимир: Транзит‑ИКС, 2013. – С. 88–95. -
Герасимов Г.И. Снежно-белый, изумрудно-зеленый // Русская речь. – 1978. – № 2. – С. 10-12. -
Григорьева О.Н. Цвет и запах власти. Лексика чувственного восприятия в публицистическом и художественном текстах: Учеб. пособие. – М.: Флинта; Наука, 2004. – 248 с.