Файл: Введение Темой данной работы является Русская цветовая лексика и её изучение на внеклассных занятиях в средней школе (на материале поэзии С..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В программах по русскому языку в школе одной из главных целей обучения является языковое развитие учащихся. Самостоятельное высказывание учащихся определяется как результат различных упражнений и заданий по русскому языку. Главное, нужно подобрать такой языковой материал, с которым учащиеся практически не встречаются в повседневной жизни. Например, слова, которые употребляются в переносном значении.

Знакомство с теоретическими понятиями на этапе организации работы над лексическими и другими средствами языка является знакомство с теорией. Опорные схемы и таблицы следует составлять вместе с учащимися, чтобы в их арсенале были готовые памятки для подготовки к итоговой аттестации. Нужно предлагать учащимся различные типы упражнений для умения находить то или иное лексическое изобразительно-выразительное средство. В методике имеются 2 группы упражнений, которые направлены на эффективное развитие образной речи учащихся:

1.Традиционные:

1) Найти и выписать изобразительно-выразительное средство;

2) Определить его функцию или значение;

3) Определить часть речи этого средства;

4) Определить художественную значимость и необходимость в данном тексте;

5) Подобрать синонимы, антонимы;

6) Составить словосочетании с данными ИВС;

7) Выписать из текста словосочетания, в которые входят тропы;

8) Привести примеры обозначения тропов.

2. Нетрадиционные упражнения:

1) ввести в текст различные тропы (в тексте с пропусками);

2) подобрать рифму;

3) Написать сочинение-миниатюру на предложенную тему, используя изобразительные средства;

4) редактировать текст с точки зрения употребления в нем изобразительных средств.

Анализируя художественные тексты, учащиеся совершенствуют свои знания и умения в области языка. Начиная с 5 класса, следует осуществлять комплексное изучение русского языка, проводить наблюдения над особенностями художественной речи на уровне слова. К.Б.Бархин предлагал такие виды упражнений:

1) Анализ эпитетов в художественном тексте.

2) Вставка пропущенных эпитетов в текст из предложенного списка.

3) Самостоятельная вставка эпитетов в текст, в котором они предварительно опущены.

4) Приискание подходящих эпитетов, или поэтических определений, к отдельным словам с целью охарактеризовать их с разных сторон (звука, цвета, запаха и т.д) Например, снег ( в начале зимы) – какой? - … , дождь – какой? - … (золотой, стеклянный, теплый, весенний, хрустальный) и т.д.


5) Составление табличек «мыслимых», «чувственных» и «эмоциональных» эпитетов и заполнение граф таблицы примерами, взятыми из художественных произведений или собственными примерами.

6) Выписывание эпитетов из произведений одного автора. К римеру: солнце - , звезда - …, земля- .., аромат - …

7) Словесная игра «Лото определений»

8) Составление словарика эпитетов.


III.2. Внеклассная работа по русскому языку и литературе:

формы, методы, специфика
Результат освоения русского языка и литературой в школе может быть достигнут на базе осуществления точно обдуманной концепции учебно-общевоспитательных мероприятий. Значимым звеном в данной концепции считается внеаудиторная деятельность, что может помочь педагогу наиболее основательно изучить учеников и улучшить их подготовку, увеличивает единый общекультурный уровень обучающихся, порождает устойчивую заинтересованность к дисциплине, формирует эстетический вкус.

Учеников притягивают различные формы данной деятельности, у их появляется возможность удовлетворить собственный круг интересов, раскрыть возможности, а в некоторых случаях и таланты. Основательнее ознакомиться с произведениями художественной литературы, искусства, почерпнуть знания в области языкознания и лингвистики.

В школах как правило ведется в той либо другой форме внеклассная деятельность по русскому языку и литературе, однако преподавателям зачастую требуется встречаться в данном направлении с проблемами, которые препятствуют реализовать в таком случае, то что запланировано.

Много времени уходит у педагога на продумывание и формирование сценариев мероприятий, на выбор текстов для выставочных материалов, вопросов для выполнения викторин, исследований, показ и подбор литературы, подходящей учащимся для отчетов. В некоторых случаях отсутствует и необходимый навык в организации внеклассных мероприятий по материалам и сведениям данных предметов.

Задачи и принципы внеклассной работы в школе

Внеклассная деятельность разделяется в два ключевых типа. С одной стороны, регулярно функционирующие разновидности работ во внешкольное время. Это кружки русского языка, литературные гостиные, клубы любителей русской словесности, драматические кружки, стенная печать, издание рукописных журналов

С другой стороны, ведутся мероприятия, которые носят нерегулярный характер: предметные вечера, состязания, олимпиады, различные поездки, деловые игры, экскурсии, встречи с увлекательными людьми и т д.


III.3. Анализ языка поэзии на внеклассных занятиях

В данном параграфе мы предполагаем провести анализ языка поэзии на внеклассных уроках. Данную задачу мы решили выполнить на материалах творчества С.А. Есенина. Нами был проведено внеклассное занятие в 8 классе по материалам лирики поэта по теме «В.Я. С.А. Есенин – поэт и художник». Под художником мы подразумеваем мастерство поэта использовать цветовую лексику в своих стихотворных произведениях.

Мы ставили перед собой следующие цели урока: познакомить учащихся с творчеством поэта-символиста С.А. Есенина, показать значение творчества поэта для русской поэзии, путём анализа стихотворений поэта выявить особенности его поэтики.

Внеклассное мероприятие проводилась как совмещение традиционного урока по литературе с элементами литературной гостиной, конкурсом чтецов стихотворений С.А. Есенина среди учеников.

Наше занятие началось с традиционного этапа - организационный момента и сообщения темы и целей урока.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами урок, посвящённый творчеству необычного человека, яркого поэта начала 20 века - С.А. Есенина. Нам с вами предстоит на уроке познакомиться с творчеством поэта-символиста С.А. Есенина, определить место поэта в русской поэзии. Анализируя некоторые стихотворения, мы попробуем определить особенности его поэтики.

На втором этапе – работа по теме урока – учителем было произнесено вступление о жизни и творчестве поэта:

Серебряный век поэзии отмечен созвездием феноменальных поэтических дарований: З. Гиппиус, В. Соловьёв, Д. Мережковский: Но В.Я. С.А. Есенин - одна из наиболее ярких звёзд в созвездии символизма. Он был литературным критиком, переводчиком, историком, пушкинистом, занимался редакционно-издательской деятельностью, теорией стиха, исследованием культуры. Современники называли его "живой классик". И сегодня у нас с вами есть возможность познакомиться с фактами его жизни и особенностями его творчества. В поэзию В.Я. С.А. Есенин ворвался, намеренно шокируя публику. Ну, вот, к примеру, скандально известный моностих С.А. Есенина "О, закрой свои бледные ноги!".

На этом этапе у ребят возникли волнения, смешки. Учитель поинтересовался у школьников: Как вы думаете, чего этим стихотворением хотел добиться поэт? На этот вопрос от учеников были получены разные ответы, которые сводились к заключительному выводу, что это намеренный эпатаж публики, поэт хотел озадачить, хотел прославиться, громко заявить о себе.


Далее продолжается рассказ учителя о начале творческой деятельности С.А. Есенина:
III.4. Обогащение речи учащихся цветовой лексикой (на материале поэзии С.А. Есенина)
На материале цветообозначений С.А. Есенина рассмотрим пути обогащения речи учащихся.

В лирике В. С.А. Есенина поэтизмы, с цветовой характеристикой представлены различными частями речи: глаголами багрить «окрашивать в густо-красный, багровый цвет», обагрить «окрасить в красный, багряный цвет и оттенок ( со словом «кровью», «в крови» или без них) окровавить, залить кровью, обагряться стать окровавленным, залитым кровью»; прилагательными - багряный «то же, что багровый, жемчужный «перен. напоминающий жемчуг своим блеском, чистотой, прозрачностью», златой «золотой», златокудрый « с золотыми кудрями», лазурный «цвета лазури, светло-синий», пурпуровый «прил. к пурпур», серебряный «перен. цветом и блеском напоминающий серебро». Таким образом, наиболее употребительным в произведениях С.А. Есенина является слово багряный.

В. С.А. Есенин использует цветообразования багряный, багрянить, обагрить для создания различных образов: «Есть демоны пыли! Их одежда, багряного цвета, Горит огнём…» [9]; «Солнце - багряно…Но ясен до боли Девичий образ в усталых глазах!» [8]; «Там, далеко от нас, в лазури ночи летней, Сверкает и зовёт багряная звезда»; «Повеял ветер голубой Над бездной моря обагренной…»; «Восток означился, горя, И обагрила нити пряжа Кровавым отблеском царя!» [9].

В поэзии В. С.А. Есенина цветовые описания признаков, качеств различных предметов чаще всего представлены эпитетами. Яркие образы создает поэт благодаря использованию разнообразных цветовых контрастов: «Закатный блеск! Огонь алтарный! Ты смело принимаешь тень, И гаснешь, веря в лучезарный, Жемчужный, бирюзовый день [5]; «На чёрном поле звёзды – рдяны, Горят, как маленькие раны, А фон лазурный или червленый Врезают чёрные фестоны» [19]; «Качались волны, шитые шелками, Лиловым, красным, желтым, золотым, И, пролистав над синью янтарями, Сгущало небо свой жемчужный дым [21]; «Мне ясно, почему так облака жемчужны, И так ласкающе к цветам льнет ветер южный [23].

В лирике В. С.А. Есенина встречаются также слова-эпитеты златокудрый, златорогий, златосбруйный, златотканый, златоцветный. Каждый встречается в текстах по одному разу. «Конь златосбруйный, и мощен, и строен» [1]; «В моем покое златотканом К тебе я припаду, любя» [17].