Файл: Введение Темой данной работы является Русская цветовая лексика и её изучение на внеклассных занятиях в средней школе (на материале поэзии С..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поэт прослеживает историю человечества с первобытных времен, перечисляет достижения творческой мысли людей, начиная с изобретения топора и заканчивая электричеством и железными дорогами.
Следуя жизненной правде, автор не только славит созидательные результаты деятельности человека, но и разоблачает его коварство, присущее людям стремление к власти, к порабощению народов, отсутствие сомнений в собственной правоте.
При этом поэт ставит на первое место порыв к преодолению невежества, утверждает, что только в этом направлении человек может развиваться. Все новое и прогрессивное, как правило, создают лучшие представители людского племени, способные сломать отжившие стереотипы. Именно поэтому С.А. Есенин начинает и завершает стихотворение восклицанием.
Историческая тема ярко проявилась в стихотворении «Грядущие гунны». С.А. Есенин был знатоком мировой истории, поэт предчувствовал начало революций в стране. Царизм полностью исчерпал себя. Никто четко не представлял себе будущее, но жить по-старому Россия уже не могла. В среде интеллигенции бытовало чувство вины перед огромными массами народа, веками пребывавшими в рабстве и унижении. Не случайно автор оправдывает любые действия будущих «гуннов», снимает с них ответственность за трагические последствия деяний.
Поэт отдает себе отчет в том, что «гуннам» культура не нужна, а потому он внутренне согласен на любые жертвы.
В 1904 году С.А. Есенин и его единомышленники вряд ли могли представить себе реальный масштаб кровопролития в случае революции и гражданской войны, но историческую закономерность смены эпох поэт предчувствовал и отражал правильно. Стихотворение в наше время звучит предостережением перед опасностью для современной культуры стать жертвой новых «гуннов» перед нарастанием бездуховности.
Тематически примыкает к предыдущему стихотворение «Близким». Став свидетелем революции 1905 года, С.А. Есенин уже в первой строке твердо заявляет.
Но на время восстания поэт выражает согласие присоединиться к народным массам, которым нужен яркий предводитель. Именно о роли идейного вожака масс следующие строки С.А. Есенинского стихотворения. Заключительная строка стихотворения предельно ясно показывает цель — разрушительную, а не созидательную — поэта:
Ломать — я буду с вами! строить — нет!
С.А. Есенин до конца жизни оставался в России, в 1920 году основал Институт литературы и искусства, спас большое количество памятников культуры от разрушения и варварского разграбления, внес огромный вклад в развитие русской поэзии. За удивительную работоспособность М. Цветаева называла его «героем труда».
Прославленный русский поэт Валерий Яковлевич С.А. Есенин является одним из основателей символизма в русской поэзии начала XX века. Именно он стоял во главе двух популярных на то время течений: младосимволизма и старшего символизма.
Восприятие литературы С.А. Есенина было особенным для того времени он воспринимал поэзию, как автономное искусство, и не связывал его с религией, моралью и общественным мнением. Раннее творчество поэта наполнено экзотическими и порой противоречивыми образами, провокационными названиями и смелыми мотивами.
И помимо творческого порыва и чувственного восприятия поэзии, С.А. Есенин уделял пристальное внимание техническим приемам и совершенствовал их в своих произведениях.
Выделяют два основных тематических направления лирики Валерия С.А. Есенина — это впечатляющие эпизоды мировой истории и сказочные, мифологические сюжеты и образы современного города, как символа современной цивилизации.
II.2. Поэтизмы со значением цвета в лирике В. С.А. Есенина
Для раскрытия особенностей стиля отдельного поэта особое значение приобретают поэтизмы, характер которых помогает раскрыть стилевые особенности разных поэтических школ и течений. Обращение к поэзии В. С.А. Есенина позволяет показать динамику поэтизмов на рубеже двух веков и выявить своеобразие функционирования этих слов в поэзии символистов.
Поэтизм - традиционный, характерный элемент (слово, словосочетание и т.п.) поэтического языка.
Поэтизмы являются существенным элементом стиля В. С.А. Есенина. В лирике В. С.А. Есенина широко используются поэтизмы, связанные с цветовой характеристикой. Обратимся к исследованию Чанг Хунг-Йу «Поэтизмы со значением цвета в лирике В.С.А. Есенина» [6].
Поэтизмы с цветовой характеристикой представлены в лирике В.С.А. Есенина различными частями речи:
1) глаголами: багрить, багрянить, обагрить, обагряться;
2) прилагательными: багряный, жемчужный, златой, златокудрый, лазурный, пурпуровый, серебряный;
3) существительными: багряница, лазурь.
Наибольшей употребительностью среди лексем названного ряда в произведениях поэта отличается поэтизм багряный. Слово было связано с давней книжной традицией; его книжность поддерживалась, по-видимому, наличием нескольких широко бытовавших в речи синонимов: багровый и пурпурный, нейтральных по своей стилистической окрашенности.
При употреблении поэтизмы «багряный», «багрянить», «обагрить» используются в лирике В. С.А. Есенина для создания различных образов:
а) одежды: «Есть демоны пыли! Их одежда, багряного цвета, Горит огнем» («Демоны пыли»); «То в одеждах рабынь, то в багряных плащах королев Вкруг меня наклоняется хор возвратившихся дев («Одиночество»), « Бахус жирный, Бахус пьяный Сел на бочку отдохнуть. За его плечом - багряный Женский пеплум, чья-то грудь» («Бахус» Рубенса»);
б) небесных светил (солнца, звезд): «Солнце - багряно... Но ясен до боли Девичий образ в усталых глазах!» («На закатном поле»), «Там, далеко от нас, в лазури ночи летней, Сверкает и зовет багряная звезда» («При электричестве»);
в) зари или заката, света: «Повеял ветер голубой Над бездной моря обагренной» («Предание»), «Восток означился, горя, И обагрила нити пряжи Кровавым отблеском заря!» («Ребенком я, не зная страху...»), «И небеса по серым скатам То золотом зари горят, То блещут пурпурным закатом И лед вершинный багрянят» («Пока есть небо»). При описании заката глагол подчеркивает оттенок цвета (ср. золото зари, пурпурный закат, багрянить);
г) крови: «Багряный ток смочил снега, Простерты рядом два врага...» («Раньше утра»).
Характеризуя применение поэтизма «багряный» в образных контекстах, в первую очередь следует указать на его использование при описании образа солнца, зари. В отличие от традиционно-поэтической формулы типа «багряный + лексемы, именующие одежду» В. С.А. Есенин идет по другому пути. Поэтизм, сохраняя семантику цвета и традиционные лексические связи, употребляется:
- в развернутом контексте олицетворения: «День обессилел, и запад багряный Гордо смежил огневые глаза» («У гроба дня»);
- в контексте сравнения: « багряным диском На западе солнце склонено» («Александрийский столп»);
- в составе метафорических образов: «Багряной кровью сумрак был залит» («Баязет»).
Хотя традиционная метафорическая формула «багряный + лексемы, именующие одежду» при описании образа солнца, зари в лирике поэта не прослеживается, в ней встречается поэтизм «багряница» (одежда багряного цвета) в форме множественного числа.
Более сложны употребления поэтизма багряный в образных контекстах, связанных с темой современной жизни, революционных или трагических событий, потрясающих мир. В этом случае возникает дополнительный ассоциативный смысл (багряный - кровь, пожарища): «И вспыхнут заревом багряным На вечном небе облака, И озарятся за туманом Еще не вставшие века» («Уличный митинг»); «Рушатся незыблемости зданий, Новый Капитолий встает; Водоворот, Всех заарканив, В багряном тумане, В невероятность влечет» («К Варшаве»).
Что касается других эпитетов-поэтизмов, то они в языке поэзии В. С.А. Есенина в большинстве случаев выступают как цветовые характеристики при описании признаков, свойств, качеств различных предметов, природных явлений. При этом в контексте активно используются и другие слова со значением цвета, благодаря чему создаются яркие многоцветные образы, цветовые контрасты. Чтобы представить все разнообразие употреблений поэтизмов данного разряда, приведем имеющийся материал, в котором прослеживается традиционность их употребления:
а) о дне: «Закатный блеск! огонь алтарный! Ты смело принимаешь тень, И гаснешь, веря в лучезарный, Жемчужный, бирюзовый день» («Закат спокойный и огнистый…»); «И, глуби черные покинув, В лазурный день из темноты Взлетает яркий рой павлинов, Раскрыв стоцветные хвосты» («Охотник»);
б) о небе: На черном поле звезды - рдяны, Торят, как маленькие раны, А фон лазурный или червленый Взрезают черные фестоны («Эгейские вазы»);
в) об облаках, тучах: «Качались волны, шитые шелками, Лиловым, красным, желтым, золотым, И, проблистав над синью янтарями, Сгущало небо свой жемчужный дым» («Я — упоен! мне ничего не надо!..»), «Мне ясно, почему так облака жемчужны, И так ласкающе к цветам льнет ветер южный» («Подражание Рабиндранату Тагору»), «Есть тайная ценность в ненужных Мечтах, и цветах, и святынях, И души, без тучек жемчужных, Без песни потоков содружных, Завянут, как пальмы в пустынях!» («Молитесь»);
Глава III. Изучение русской цветовой лексики в средней школе
III.1. Лексические изобразительные средства и их изучение в средней школе
II.1.1. Изобразительно-выразительные лексические средства
Точный смысл слово получает во фразе. В большей части фраз слова так крепко связаны и так взаимно определяются, что есть возможность вынуть из фразы отдельные слова без того, чтобы фраза потеряла смысл. В таком случае можно вместо вынутого слова вставить любой, и значение этого слова определится из контекста. Тот факт, что значение часто определяется контекстом, а не самим словом, доказывается наличием в разговорном языке слов без значения или вернее, - его всеобщим значением.
Слова эти употребляются, когда говорящий затрудняется в выборе слова, смысл определяется контекстом.
Без этих слов фраза разрушилась бы. Эти нейтральные слова заполняют пустое место и предают фразе законченный вид. Таким образом, можно вообще заставить всякое слово обозначать то, чего оно в своем потенциальном значении не заключает, иначе говоря – изменять основное значение слова. Приемы изучения основного значения слова именуются тропами. Когда мы имеем дело с тропом, то мы должны различать в нем прямое значение слова и переносное, определяемое общим смыслом всего данного контекста.
В тропах разрушается основное значение слова; обыкновенно за счет разрушения прямого значения в восприятие вступают его вторичные признаки. Называя глаза звездами, мы ощущаем признак блеска. Кроме того, возникает эмоциональная окраска слова. Тропы имеют свойство пробуждать эмоциональное отношение к теме.
Образная сторона художественной речи была предметом исследования многих ученых. Ее анализировали А.М. Пешковский, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, Ю.М. Лотман, Н.М. Шанский, Д.Н. Шмелев, Ш. Балли, С. Ульман, К. Бюлер, К. Фослер и другие.
Потебня А.А. в «Исторической поэтике» цитирует: «Троп есть выражение, перенесенное для красоты речи с его первичного естественного значения на другое, или, как чаще всего определяют грамматисты, выражение, перенесенное с места, где оно является подлинным, на место, где оно является неподлинным».
Без тропов наш язык был бы гораздо беднее, так как слово употреблялось бы только в одном главном значении, а благодаря тропам мы употребляем слова в ряде значений.
Наряду с познавательным своим значением он дает писателю еще очень существенное средство для того, чтобы, во-первых. Индивидуализировать явление, а во-вторых, дать ему определенную субъективную оценку. Следовательно, троп имеет в языке три задачи:
- познавательную;
- индивидуализирующую;
- субъективно-оценочную .
Простейшим первичным видом тропа является сравнение – сближение двух явлений с целью пояснения одного другим при помощи его вторичных признаков.
II.1.2. Методы и приемы работы над лексическими изобразительными средствами на уроках русского языка
В методике преподавания русского языка вопросами обучения связной речи занимались такие ученые, как Н.А. Пленкин, Т.А. Ладыженская, М.А. Рыбникова, В.Е. Мамушин, В.И. Капинос, Н.М. Соколов.