Файл: Лекции по зарубежной литературе_Набоков В_2000 -512с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2021

Просмотров: 4223

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

104 ВЛАДИМИР НАБОКОВ

несчастными детьми Джейн Остен и несчастными деть-

ми «Холодного дома». При этом, конечно, отыщутся и

другие литературные источники. Это касается метода.

И с точки зрения эмоционального содержания мы тоже

вряд ли оказываемся в 1850-х годах — мы оказываемся

вместе с Диккенсом в его собственном детстве, и вновь

историческая привязка рвется.

Совершенно ясно, что меня больше интересует чаро-

дей, нежели рассказчик историй либо учитель. В отно-

шении Диккенса только такой подход, как мне кажется,

сможет сохранить его живым — вопреки его привержен-

ности реформам, дешевой писанине, сентиментальной

чуши и театральной чепухе. Он сияет вечно на вершине,

точная высота которой, очертания и строение, как и

горные тропы, по которым туда можно подняться сквозь

туман, нам известны. Величие его — в силе вымысла.

Есть несколько вещей, на которые следует обратить

внимание при чтении книги:

1. Одна из самых поразительных тем романа — дети,

их тревоги, незащищенность, их скромные радости — и

радость, которую они доставляют, но главным образом

их невзгоды. «Не я построил этот мир. Я в нем скитаюсь,

чужд и сир», если цитировать Хаусмена

1

. Интересны

отношения родителей и детей, охватывающие и тему

«сиротства»: пропавший родитель или ребенок. Хоро-

шая мать нянчит умершее дитя или умирает сама. Дети

опекают других детей. Невыразимую нежность вызывает

у меня рассказ о том, как Диккенс в трудные годы своей

лондонской юности шел однажды позади рабочего, не-

сшего на руках большеголового ребенка. Человек шел

не оборачиваясь, мальчик из-за его плеча смотрел на

Диккенса, который ел по дороге вишни из бумажного

пакета и потихоньку кормил тишайшего ребенка, и

никто этого не видел.

2. Канцлерский

 это еще одна

тема.

 Цитируется стихотворение «Законы Бога и людей

 ..»

 А.Э.Хаусме-

на (1859—1936) в переводе Ю.Таубина по изд : Английская поэзия в

русских переводах. XX век —

 1984.


background image

Схема основных тем «Холодного дома».


background image

background image

ЧАРЛЗ ДИККЕНС 107

3. Каждому действующему лицу присуща характер-

ная черта, некий цветной отблеск, сопровождающий

появление героя.

4. Участие вещей — портретов, домов, экипажей.

5. Социологическая сторона, блестяще выявленная,

например, Эдмундом Уилсоном в сборнике эссе «Рана

и лук», не представляет интереса и не имеет значения.

6. Детективный сюжет (с сыщиком, обещающим

Холмса) во второй части книги.

7. Дуализм романа в целом: зло, почти равное по

силе добру, воплощено в Канцлерском суде, своего рода

преисподней, с эмиссарами-бесами — Талкингхорном

и Воулсом — и множеством бесенят в одинаковых одеж-

дах, черных и потертых. На стороне добра — Джарндис,

Эстер, Вудкорт,

 миссис Бегнет; между ними —

поддавшиеся соблазну. Некоторых, как сэра Лестера,

спасает любовь, довольно искусственно одерживающая

победу над тщеславием и предрассудками. Ричард тоже

спасен, он хотя и сбивается с пути, но по сути своей

добр. Искупление леди Дедлок оплачено страданиями,

и Достоевский бурно жестикулирует на заднем плане.

Скимпол и, разумеется, Смоллуиды и Крук — вопло-

щенные пособники дьявола. Равно как и филантропы,

миссис Джеллиби, например, сеящие вокруг горе, убеж-

дая себя в том, что творят добро, а на самом деле

потворствующие своим эгоистическим побуждениям.

Все дело в том, что эти люди — миссис Джеллиби,

миссис Пардигл и другие — тратят свое время и энергию

на самые разнообразные странные затеи (параллельно

теме бесполезности Канцлерского суда, удобного для

адвокатов и губительного для его жертв), в то время как

их собственные дети заброшены и несчастны. Надежда

на спасение существует для Баккета и «Ковинсова»

(исполняющих свой долг без ненужной жестокости), но

не для лжемиссионеров, Чадбендов и иже с ними.

«Хорошие» зачастую становятся жертвами «плохих», но

в этом спасение первых и вечные муки вторых. Столк-

новение всех этих сил и людей (зачастую увязанное с

темой Канцлерского суда) символизирует борьбу выс-

ших, вселенских сил, вплоть до смерти Крука (само-

возгорание), вполне приличествующей дьяволу. Эти

столкновения составляют «костяк» книги, но Диккенс


background image

108 ВЛАДИМИР НАБОКОВ

слишком художник, чтобы навязывать или разжевывать

свою мысль. Его герои — живые люди, а не ходячие идеи

* * *

В «Холодном доме» три основные темы.

1. Тема Канцлерского суда, разворачивающаяся во-

круг отчаянно скучного процесса «Джарндисы против

Джарндисов», ее символизирует лондонский туман и

сидящие в клетке птички мисс Флайт. Она представлена

адвокатами и безумными участниками тяжбы.

2. Тема несчастных детей и их взаимоотношений с

теми, кому они помогают, и с родителями, по большей

части мошенниками и чудаками. Самый несчастный из

всех — бездомный Джо, прозябающий в отвратительной

тени Канцлерского суда и, не ведая того, участвующий

в таинственном заговоре.

3. Тема тайны, романтическое переплетение рас-

следований, которые поочередно ведут три сыщика —

Гаппи, Талкингхорн, Баккет и их помощники. Тема

тайны приводит к несчастной леди Дедлок, матери

рожденной вне брака Эстер.

Фокус, который демонстрирует Диккенс, состоит в

том, чтобы сохранить эти три шара в равновесии, жон-

глировать ими, выявлять их взаимосвязь, не дать бечев-

кам спутываться.

Я попробовал показать линиями на диаграмме мно-

жество путей, которыми эти три темы и их исполните-

ли связаны в замысловатом движении романа. Здесь

отмечено лишь несколько героев, хотя список их огро-

мен: одних детей в романе около тридцати. Наверное,

следовало соединить Рейчел, знающую тайну рождения

Эстер, с одним из мошенников, преподобным Чадбен-

дом, за которого Рейчел вышла замуж. Хоудон — быв-

ший возлюбленный леди Дедлок (в романе

 также

называют Немо), отец Эстер. Талкингхорн, адвокат сэра

Лестера Дедлока, и детектив Баккет — сыщики, они

небезуспешно пытаются раскрыть эту тайну, что случай-

но приводит к смерти леди Дедлок. Сыщики находят

помощников, таких как Ортанз, француженка-горнич-

ная миледи, и старый негодяй Смоллуид, шурин самого