Файл: 1 Конституционное право как отрасль права. Понятие, предмет и методы конституционного права как отрасли российского права. Конституционное право .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30)Конституционные принципы построения и функционирования системы органов государственной власти, государственных органов в Российской Федерации.

Конституционные принципы построения и деятельности органов государственной власти в РФ - это закрепленные в Российской Конституции исходные начала, лежащие в основе функционирования этих органов.

В своей совокупности органы государственной власти образуют систему, под которой следует понимать единство взаимосвязанных органов различных ветвей и территориальных уровней организации государственной власти, которое, исходя из разграничения полномочий при осуществлении функций государства, обеспечивает решение общегосударственных задач для достижения конституционно-значимых целей.

Такими принципами выступают:

• приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 7 Конституции РФ);

• народовластие (ст. 3 Конституции РФ);

• федерализм (ст. 5 Конституции РФ);

• разделение властей (ст. 10, 1 1 Конституции РФ);

• законность (ст. 15 Конституции РФ),

• деидеологизация (ст. 13 Конституции РФ);

• светскость (ст. 14 Конституции РФ).

В своей деятельности органы государственной власти должны руководствоваться принципом приоритета прав и свобод человека и гражданина. Закрепляя общечеловеческие стандарты прав и свобод личности, органы государства принимают меры по соблюдению и охране прав человека от различных посягательств. Политика государства и его органов направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.

Принцип народовластия означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия на им же определенных условиях.

Принцип федерализма выражается в единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, а также в том, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны,

Принцип разделения властей предполагает, что основным функциям государственной власти - законодательной
, исполнительной, судебной и контрольной корреспондируют соответствующие органы государства. В целях предотвращения злоупотребления властью все ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешивающими друг друга. Разделение властей действует как по горизонтали (Федеральное Собрание РФ - Правительство РФ - судебные органы РФ - прокуратура), так и по вертикали (федеральные органы власти - органы государственной власти субъектов Российской Федерации).

Принцип законности означает обязательность соблюдения всеми государственными органами Конституции РФ, законов и подзаконных актов. Он также предполагает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах компетенции Российской Федерации и совместной компетенции Федерации и ее субъектов.

Принцип деидеологизации в деятельности органов государственной власти имеет лаконичную конституционную формулу: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Органы государственной власти не вправе насильно насаждать какие-либо взгляды, суждения, идеи.

Принцип светскости означает взаимное невмешательство как государства и его органов в дела церкви, так и церкви в дела государства. Конституционные принципы построения и деятельности системы органов государственной власти РФ закрепляются в Главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», которая может быть изменена только путем принятия новой Конституции РФ. Поэтому указанные принципы являются неизменными и определяющими в деятельности как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

К числу других принципов организации и деятельности органов российского государства относятся: специализация выполнения видов государственной деятельности на основе «разделения труда» путем наделения каждого органа определенной компетенцией; территориальная организация властных структур; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти; обеспечение исполнения полномочий государственных органов институтом государственной службы; употребление в официальном делопроизводстве государственного языка.

31)Конституционно-правовая характеристика Президента Российской Федерации как главы государства. Место и роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти, полномочия.



Президент Российской Федерации — это единоличный орган государственной власти, обеспечивающий конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство внутри страны и в международных отношениях, наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной, судебной ветвями власти и выступающий как своеобразный символ государства, официальный представитель народа и вместе с тем как символ единства народа и государства.

Положение Президента России в системе разделения властей.

Функции и полномочия Президента России соприкасаются со всеми тремя ветвями государственной власти. В сфере законодательной власти он обладает правом законодательной инициативы и правом вето, подписывает и обнародует законы. В сфере исполнительной власти Президент формирует Правительство РФ, осуществляет общее руководство Правительством РФ, дает ему поручения, может председательствовать на его заседаниях, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти и т. д. В сфере судебной власти Президент осуществляет помилование, представляет кандидатуры судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, назначает других федеральных судей и т. д.

Так образуется особый статус Президента РФ в системе государственной власти, когда он формально не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной ветвям государственной власти.

Президент РФ является главой государства (ст.80 Конституция ц2РФ). Высокий уровень персонифицированного представительства государства внутри страны и в международных отношениях.

Свои полномочия Президент осуществляет в рамках КРФ, в соответствии с ней и ФЗ, во взаимодействии с ФС и Правительством РФ.

Система гарантий, препятствующих превращению Президента в авторитарного правителя: ограниченность периода полномочий (4 года); его всенародные прямые выборы, их альтернативный характер; недопустимость занятия поста более двух сроков подряд; возможность отрешения его от должности; признание не соответствующими КРФ нормативных актов Президента на основе решений КС РФ.

Президент – гарант КРФ, прав и свобод человека и гражданина (несет персональную ответственность за бесперебойную защиту КРФ, прав человека и гражданина).


Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (формируется в соответствии с КРФ и ФЗ, не может им противоречить).

Ежегодные послания Президента ФС (формулируются основные направления внутренней и внешней политики) – в случае необходимости корректировка политики Президента с использованием всех конституционных форм.

Как глава государства Президент представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Президент обладает неприкосновенностью (ст.91 КРФ) – высокая степень защиты – обеспечивает свободное и ответственное осуществление им принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования.

32. Выборы Президента Российской Федерации.

Президент РФ избирается гражданами РФ путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании сроком на 6 лет по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства.

Кандидатом на должность Президента может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента РФ об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан РФ, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в РФ в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в РФ государства или территории принятой в РФ части государства. Президенту РФ в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ).

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков. Данное положение применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента РФ, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции РФ, вносящей соответствующее ограничение (4 июля 2020 г.), и не исключает для него возможность занимать должность Президента РФ в течение сроков, допустимых указанным положением (ч. 3.1 ст. 81 Конституции РФ).


Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется Федеральным законом от 10 января 2003 года N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты двумя способами:

• политическими партиями;

• в порядке самовыдвижения, в этом случае его кандидатура должна быть поддержана инициативной группой не менее 500 избирателей, зарегистрированной в ЦИК РФ.

Избранным на должность Президента РФ считается кандидат, получивший более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не получил более 50% голосов избирателей, то проводится повторное голосование (второй тур выборов) по двум кандидатурам, получившим в первом туре наибольшее число голосов избирателей. Во втором туре президентских выборов избранным считается кандидат, набравший относительное большинство голосов (то есть больше, чем другой кандидат).

Президент РФ вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах Президента РФ, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения шести лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента РФ, — на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ общих результатов выборов Президента РФ. Торжественная церемония вступления в должность Президента РФ именуется инаугурацией.

33. Конституционно-правовая характеристика Правительства Российской Федерации как органа исполнительной власти Российской Федерации. Место Правительства Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти, порядок