Файл: 1 Конституционное право как отрасль права. Понятие, предмет и методы конституционного права как отрасли российского права. Конституционное право .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Судебная система - это совокупность всех действующих в Российской Федерации судов, объединенных единством задач и принципов судебной власти, построенная с учетом территориального устройства государства.
Конституция РФ предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд РФ (ст. 125 Конституции РФ), Верховный Суд РФ (ст.126 Конституции РФ), суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Все они относятся к федеральным судам.
К судам общей юрисдикции относятся также военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции1.
В систему судов общей юрисдикции входят и мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве первой инстанции. Их полномочия и порядок деятельности устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ2
Помимо разделения судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на: 1) суды первой инстанции, непосредственно исследующие доказательства в судебном заседании, рассматривающие дела по существу и именем государства выносящие решение по делу; 2) апелляционные инстанции - суды, рассматривающие в апелляционном порядке дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры и постановления судов первой инстанции; 3) кассационные инстанции - суды, рассматривающие в кассационном порядке дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов первой и апелляционной инстанций; 4) надзорные инстанции - суды, рассматривающие в порядке надзора дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов.
38. Конституционные принципы правосудия.
Разрешением гражданских споров занимаются различные частные третейские (арбитражные) суды, административные комиссии и другие квазисудебные органы, создаваемые спорящими сторонами или действующие на постоянной основе. Но их деятельность не может называться правосудием, поскольку она осуществляется не от имени государства и вне установленных законом процессуальных правил.
Правосудие в РФ осуществляется только судом (статья 118 Конституции РФ).
Создание чрезвычайных судов не допускается (статья 118 Конституции РФ).
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (статья 120 Конституции РФ).
Судьи несменяемы (статья 121 Конституции РФ).Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
Судьи неприкосновенны (статья 122 Конституции РФ).Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
Разбирательство дел во всех судах открытое (статья 123 Конституции РФ). Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом (статья 123 Конституции РФ).
Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 Конституции РФ).
В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (статья 123 Конституции РФ).
Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (статья 124 Конституции РФ).
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" к принципам правосудия относит следующие:
Единство судебной системы.
Самостоятельность судов и независимость судей.
Обязательность судебных постановлений.
Равенство всех перед законом и судом.
Участие граждан в осуществлении правосудия.
Гласность в деятельности судов.
Закон устанавливает твердый порядок создания и упразднения судов. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
Высокий статус судов подчеркивается установленными законом символами судебной власти. На здании каждого суда устанавливается Государственный флаг РФ, а в зале заседаний помещаются изображение Государственного герба РФ и Государственный флаг РФ. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.
39. Конституционный Суд Российской Федерации, его место в судебной системе Российской Федерации. Состав, порядок формирования и компетенция Конституционного Суда Российской
Федерации.Юридическая сила его решений
Конституцио́нный суд Росси́йской Федера́ции — высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».Конституционный суд Российской Федерации состоит из 11 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации.Постановления и заключения Конституционного суда выносятся именем Российской Федерации. Он принял за время своего существования десятки тысяч (более 46 тыс.) постановлений, определений, решений и заключений.
Конституционный суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Также Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
между федеральными органами государственной власти;
между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом проверяет: по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан — конституционность принятых в порядке реализации статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, примененных в конкретном деле (если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты);
по запросам судов — конституционность, принятых в порядке реализации статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, подлежащих применению в конкретном деле.
по запросу Президента Российской Федерации — конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке реализации некоторых специфических форм законодательной процедуры законов до их подписания Президентом Российской Федерации;
по запросу Президента Российской Федерации — конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
40. Верховный Суд Российской Федерации как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подведомственным судам общей юрисдикции.
-Является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики”.
суд призван выполнять по меньшей мере три основные социальные функции, реализация которых определяет его роль и место в судебной системе и системе других органов государственной власти:
• выполнение задач, которые возлагаются на него как на высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
• осуществление в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах надзора за деятельностью таких судов;
• дача разъяснений по вопросам судебной практики.
Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:
Конституция РФ предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд РФ (ст. 125 Конституции РФ), Верховный Суд РФ (ст.126 Конституции РФ), суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Все они относятся к федеральным судам.
К судам общей юрисдикции относятся также военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции1.
В систему судов общей юрисдикции входят и мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве первой инстанции. Их полномочия и порядок деятельности устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ2
Помимо разделения судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на: 1) суды первой инстанции, непосредственно исследующие доказательства в судебном заседании, рассматривающие дела по существу и именем государства выносящие решение по делу; 2) апелляционные инстанции - суды, рассматривающие в апелляционном порядке дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры и постановления судов первой инстанции; 3) кассационные инстанции - суды, рассматривающие в кассационном порядке дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов первой и апелляционной инстанций; 4) надзорные инстанции - суды, рассматривающие в порядке надзора дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов.
38. Конституционные принципы правосудия.
Разрешением гражданских споров занимаются различные частные третейские (арбитражные) суды, административные комиссии и другие квазисудебные органы, создаваемые спорящими сторонами или действующие на постоянной основе. Но их деятельность не может называться правосудием, поскольку она осуществляется не от имени государства и вне установленных законом процессуальных правил.
Правосудие в РФ осуществляется только судом (статья 118 Конституции РФ).
Создание чрезвычайных судов не допускается (статья 118 Конституции РФ).
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (статья 120 Конституции РФ).
Судьи несменяемы (статья 121 Конституции РФ).Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
Судьи неприкосновенны (статья 122 Конституции РФ).Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
Разбирательство дел во всех судах открытое (статья 123 Конституции РФ). Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом (статья 123 Конституции РФ).
Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 Конституции РФ).
В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (статья 123 Конституции РФ).
Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (статья 124 Конституции РФ).
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" к принципам правосудия относит следующие:
Единство судебной системы.
Самостоятельность судов и независимость судей.
Обязательность судебных постановлений.
Равенство всех перед законом и судом.
Участие граждан в осуществлении правосудия.
Гласность в деятельности судов.
Закон устанавливает твердый порядок создания и упразднения судов. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
Высокий статус судов подчеркивается установленными законом символами судебной власти. На здании каждого суда устанавливается Государственный флаг РФ, а в зале заседаний помещаются изображение Государственного герба РФ и Государственный флаг РФ. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.
39. Конституционный Суд Российской Федерации, его место в судебной системе Российской Федерации. Состав, порядок формирования и компетенция Конституционного Суда Российской
Федерации.Юридическая сила его решений
Конституцио́нный суд Росси́йской Федера́ции — высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».Конституционный суд Российской Федерации состоит из 11 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации.Постановления и заключения Конституционного суда выносятся именем Российской Федерации. Он принял за время своего существования десятки тысяч (более 46 тыс.) постановлений, определений, решений и заключений.
Конституционный суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Также Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
между федеральными органами государственной власти;
между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом проверяет: по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан — конституционность принятых в порядке реализации статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, примененных в конкретном деле (если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты);
по запросам судов — конституционность, принятых в порядке реализации статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, подлежащих применению в конкретном деле.
по запросу Президента Российской Федерации — конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке реализации некоторых специфических форм законодательной процедуры законов до их подписания Президентом Российской Федерации;
по запросу Президента Российской Федерации — конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
40. Верховный Суд Российской Федерации как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подведомственным судам общей юрисдикции.
-Является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики”.
суд призван выполнять по меньшей мере три основные социальные функции, реализация которых определяет его роль и место в судебной системе и системе других органов государственной власти:
• выполнение задач, которые возлагаются на него как на высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
• осуществление в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах надзора за деятельностью таких судов;
• дача разъяснений по вопросам судебной практики.
Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела: