Файл: 1 Конституционное право как отрасль права. Понятие, предмет и методы конституционного права как отрасли российского права. Конституционное право .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирования, полномочия.

Правительство РФ- высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, состоящий из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Правительство РФ – это коллегиальный орган государственной власти, помимо членов Правительства, указанных в Конституции, в Правительство могут входить руководители других органов федеральной исполнительной власти.

Правовой статус Правительства Российской Федерации определен гл. 6 Конституции РФ (ст. ст. 110 - 117) и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". В соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, а согласно ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ - это высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Его освобождение от должности также осуществляется Президентом РФ. Освобождение Председателя от должности одновременно вызывает отставку всего Правительства РФ. Заместители председателя и федеральные министры назначаются на должности и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент может сам принять решение об отставке Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, на основании которого Президент вправе объявить об отставке Правительства, либо не согласиться с решением Государственной Думы. Повторное выражение недоверия Правительству обязывает Президента либо объявить об отставке Правительства, либо распустить Государственную Думу.

Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.


Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы, которое оно реализует путем внесения в Государственную Думу законопроектов. Правительство в обязательном порядке дает заключение по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и по другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Правительство вправе направлять в Федеральное Собрание (в каждую палату) официальные отзывы на рассматриваемые палатами проекты правовых актов и предложения о поправках к ним, которые подлежат обязательному оглашению при рассмотрении этих законопроектов.

Полномочия Правительства достаточно широки, и в основе своей перечислены в ст.114 Конституции РФ. Реализуя свои полномочия, Правительство РФ вправе издавать постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории РФ. Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем Правительства РФ и обязательны к исполнению на всей территории страны.

Постановления Правительства РФ, за исключением постановлений, содержащих сведения, которые составляют государственную тайну, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом. Правительство РФ вправе принимать также обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, они же в свою очередь подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Правительство в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики страны; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.


34) Конституционно-правовой статус Федерального

Собрания. Состав Федерального Собрания Российской

Федерации.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации (ст. 94 К- ции РФ). КОНСТИТУЦИЯ РФ: ➢ Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В состав Совета законодателей РФ при ФС РФ входят: Председатель СФ, Председатель ГД, первый заместитель или заместитель Председателя СФ, первый заместитель или заместитель Председателя ГД, председатели законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, председатели комитетов СФ и ГД.

35)Совет Федерации, его состав и порядок

формирования. Статус сенатора. Полномочия Совета Федерации.

соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки; не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

Кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа.

Наделение полномочиями сенатора Российской Федерации — представителя от субъекта Российской Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа на основе волеизъявления избирателей данного субъекта Российской Федерации…


Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, принявший решение об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации, подает в Совет Федерации письменное заявление, подтверждающее такое решение. Заявление может быть подано однократно.

Решение о наделении полномочиями сенатора Российской Федерации – представителя Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации. Сенаторы Российской Федерации — представители Российской Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет.

В законе установлен перечень случаев, когда гражданин не может быть кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации.

Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Сенаторы Российской Федерации не создают фракции и партийные объединения.

36. Государственная Дума,ee осуществления полномочий, порядок формирования. Требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты. Статус депутата Государственной Думы. Полномочия Государственной Думы.

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Общее число избираемых депутатов составляет 450 человек. Из них 225 избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), и еще 225 депутатов – по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов.

Конституция Российской Федерации (статья 103)[4] определяет следующие полномочия Государственной думы:

утверждение по представлению президента России кандидатуры председателя Правительства России;

утверждение по представлению председателя Правительства России кандидатур заместителей председателя Правительства России и федеральных министров (за исключением федеральных министров, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности);


решение вопроса о доверии Правительству России;

заслушивание ежегодных отчётов Правительства России о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

назначение на должность и увольнение с должности председателя Банка России;

заслушивание ежегодных отчётов Центрального банка РФ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счётной палаты и половины от общего числа аудиторов Счётной палаты по представлению президента России;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в России;

объявление амнистии;

выдвижение обвинения против президента России в целях отрешения его от должности или против президента России, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности[31].

Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Роспуск Госдумы может произойти по Указу Президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трѐх месяцев. Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента еѐ роспуска.

Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов и комиссий Госдумы. Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений.

Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений

37)Судебная система Российской Федерации и ее

особенности. Федеральные суды и суды субьектов Российской Федерации (мировые судьи).

Судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным

конституционным законом. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме Конституции РФ и ФКЗ.