ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2021
Просмотров: 767
Скачиваний: 2
66
профилактике
возможных
опасений
.
Женщины
вообще
в
большей
степени
,
чем
мужчины
,
нуждаются
в
«
понятности
руководителя
».
Поэтому
задания
должны
даваться
максимально
ясные
,
сопровождаться
детальными
разъясне
-
ниями
их
значения
,
цели
,
намерений
и
планов
руководства
,
его
личной
заин
-
тересованности
.
Конфликты
в
таком
коллективе
обычно
носят
более
выра
-
женный
личный
характер
.
Больше
внимания
должно
уделяться
личным
кон
-
тактам
,
доверительным
отношениям
при
категорическом
избегании
впечат
-
ления
предпочтения
,
сексуальной
агрессии
.
Многое
в
женском
коллективе
зависит
от
правильного
тона
в
общении
руководителя
с
подчиненными
,
гиб
-
кости
трудового
режима
,
организации
социальной
поддержки
персонала
.
Список
литературы
1.
Галуцкий
Г
.
М
.
Управляемость
культуры
и
управление
культурными
процессами
/
Г
.
М
.
Галуцкий
-
М
., 1998. - 463
с
.
2.
Гольдштейн
Г
.
Я
.
Основы
менеджмента
:
Учебное
пособие
/
Г
.
Я
.
Гольдштейн
. -
Таганрог
:
Изд
-
во
ТРТУ
, 2003.
3.
Тульчинский
Г
.
Л
.
Культура
и
бизнес
:
технология
современного
ме
-
неджмента
.
Фандрейзинг
в
сфере
культуры
/
Г
.
Л
.
Тульчинский
. –
СПб
, 1998.
4.
Тульчинский
Г
.
Л
.
Менеджмент
в
сфере
культуры
:
Учебное
пособие
/
Г
.
Л
.
Тульчинский
СПб
.: «
Лань
», 2001.-384
с
.
5.
Чижиков
В
.
С
.
Введение
в
социокультурной
менеджмент
:
Учеб
.
по
-
собие
для
вузов
./
В
.
С
.
Чижиков
,
В
.
В
.
Чижиков
. –
М
., 2003.- 384
с
.
6.
Шекова
,
Е
.
Л
.
Менеджмент
в
сфере
культуры
:
российский
и
зару
-
бежный
опыт
/
Е
.
Л
.
Шекова
. –
СПб
.:
Алетейя
, 2006. – 185
с
.
Модуль
5.
ПРОБЛЕМА
ЭФФЕКТИВНОСТИ
МЕНЕДЖМЕНТА
И
УПРАВЛЕНИЕ
КАЧЕСТВОМ
В
СОЦИАЛЬНО
-
КУЛЬТУРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формируемые
компетенции
:
Социально
-
личностные
:
способность
использовать
этические
и
право
-
вые
нормы
,
толерантность
.
Инструментальные
:
моделирование
критериальной
базы
системы
управления
качеством
в
социально
-
культурной
сфере
.
67
Профессиональные
:
маркетинговый
анализ
эффективности
управления
в
социально
-
культурной
сфере
.
Лекция
6.
Темы
:
Содержание
понятия
«
эффект
»
и
«
эффективность
».
Виды
и
уров
-
ни
анализа
эффективности
в
социально
-
культурной
сфере
.
Проблема
управления
качеством
в
процессе
организации
социально
-
культурной
деятельности
.
Содержание
понятия
«
эффект
»
и
«
эффективность
»
Центральной
и
ключевой
проблемой
теории
и
практики
менеджмента
является
проблема
эффективности
.
Особое
значение
эта
проблема
имеет
применительно
к
менеджменту
в
социально
-
культурной
сфере
,
где
оценить
эффективность
деятельности
чрезвычайно
трудно
в
силу
особенностей
ме
-
неджмента
в
этой
сфере
,
сложности
прослеживания
однозначной
зависимос
-
ти
между
конкретными
результатами
и
итогами
работы
,
поддающимися
ко
-
личественному
анализу
(
прибыль
,
объем
продаж
и
т
.
д
.),
трудностями
выра
-
жения
и
характеристики
результатов
.
Важнейшими
проблемами
современно
-
го
бизнеса
,
как
коммерческого
,
так
и
нонпрофитного
,
становятся
выходящие
на
первый
план
действия
трудноуловимых
,
трудноизмеримых
и
практически
непредсказуемых
факторов
.
Недаром
современный
менеджмент
называют
«
управлением
по
слабым
сигналам
».
Успех
дела
зависит
не
от
способности
решать
хорошо
структурирован
-
ные
задачи
с
явно
выраженными
параметрами
,
а
в
умении
учитывать
и
ис
-
пользовать
неявно
выраженные
импульсы
среды
и
управлять
сопротивле
-
нием
—
внешним
и
внутрифирменным
.
Проблема
анализа
эффективности
достаточно
актуальна
и
для
руководства
социокультурной
организацией
и
для
органов
отраслевого
и
регионального
управления
,
определяющим
сте
-
пень
рациональности
вложенных
ресурсов
на
культурные
проекты
,
програм
-
мы
и
мероприятия
(
особенно
в
условиях
дефицита
бюджетных
средств
).
Эф
-
фектность
самих
мероприятий
часто
не
вызывает
сомнения
,
но
степень
эф
-
фективности
может
быть
разной
.
Специфика
социально
-
культурной
сферы
предполагает
,
что
для
реше
-
ния
проблемы
эффективности
управления
социокультурной
деятельностью
недостаточны
чисто
экономические
(
финансовые
,
затратные
,
ресурсные
и
т
.
д
.)
критерии
,
выработанные
на
материале
эффективности
материального
производства
.
Анализ
,
же
эффективности
применительно
к
данной
сфере
не
-
68
посредственно
предполагает
выработку
более
широкого
подхода
,
выхода
в
более
широкий
контекст
и
уточнение
этого
контекста
.
Рассмотрение
проблемы
эффективности
предполагает
несколько
уточ
-
нений
.
Прежде
всего
,
это
касается
понятий
эффекта
и
эффективности
,
содер
-
жание
которых
очень
часто
смешивается
.
Так
,
говорят
об
«
эффекте
от
ис
-
пользования
нового
оборудования
», «
эффекте
от
внедрения
новых
форм
ра
-
боты
», «
эффекте
управления
»
и
т
.
п
.
Проводятся
даже
анализы
и
исследова
-
ния
с
целью
выявления
эффекта
отдельно
взятых
мероприятий
культурно
-
досугового
(
концерты
,
спектакли
и
т
.
д
.)
или
менеджментного
характера
,
что
является
очевидной
подменой
понятий
,
так
как
речь
фактически
идет
не
столько
об
эффекте
,
сколько
об
эффективности
.
Эффектом
обладает
любое
взаимодействие
–
как
вещественное
,
так
и
информационное
.
Эффект
выступает
как
результат
(
основной
или
побочный
)
такого
взаимодействия
вне
зависимости
от
его
целей
и
назначения
.
В
этом
плане
эффект
–
абсолютная
(
безотносительная
)
характеристика
,
выражающая
результат
любой
деятельности
.
Эффективностью
обладает
не
любое
взаимо
-
действие
и
не
всякий
процесс
,
а
лишь
имеющие
определенные
цели
.
Очевид
-
но
,
что
эффективность
нельзя
отождествлять
исключительно
с
какой
-
то
од
-
ной
сферой
управления
,
например
,
с
финансированием
,
или
с
материально
-
техническим
обеспечением
,
или
с
управлением
персоналом
.
Эффективность
–
синтетический
и
интегральный
показатель
,
характеризующий
всю
деятель
-
ность
учреждений
культуры
во
всей
ее
полноте
.
На
этом
основании
иногда
ищут
пути
и
возможности
расчета
универсального
,
единого
показателя
эф
-
фективности
,
имеющего
простое
количественное
выражение
.
Например
,
как
известно
,
основатель
советского
государства
всячески
побуждал
экономи
-
стов
выработать
единый
index number —
числовой
показатель
,
характери
-
зующий
эффективность
развития
народного
хозяйства
в
целом
.
Сложность
решения
данной
задачи
на
любом
уровне
состоит
в
том
,
что
возможность
расчета
такого
показателя
предполагает
наличие
трех
необхо
-
димых
условий
: I)
наличие
точной
дифференцированной
модели
эффектив
-
ности
,
выделяющей
основные
факторы
последней
; 2)
показатели
,
характери
-
зующие
эти
факторы
; 3)
методику
соотнесения
этих
показателей
друг
с
дру
-
гом
.
Иначе
говоря
,
прежде
чем
интегрировать
,
надо
научиться
дифференци
-
ровать
.
Виды
эффективности
Эффективность
выражает
не
только
относительность
результата
дея
-
тельности
к
ее
целям
,
но
и
результата
с
использованными
для
его
достижения
69
средствами
(
материальными
,
финансовыми
,
трудовыми
и
др
.) —
как
ха
-
рактеристика
оптимальности
их
использования
.
Иначе
говоря
,
эффектив
-
ность
–
это
свойство
способа
деятельности
,
если
с
его
помощью
цели
дости
-
гаются
быстрее
,
легче
,
с
меньшими
затратами
.
Нередко
эффективность
в
сфере
культуры
сводят
к
характеристикам
типа
отношения
уровня
культуры
к
объему
потребления
благ
и
услуг
(«
соци
-
альная
эффективность
»),
отношение
объема
деятельности
учреждений
куль
-
туры
к
их
ресурсам
(«
использование
материально
-
технической
базы
»),
доход
,
прибыль
,
рентабельность
(«
финансовая
эффективность
»)
и
т
.
п
.
Все
эти
важ
-
ные
показатели
уточняют
,
тем
не
менее
,
лишь
один
вид
эффективности
–
со
-
отношение
затрат
и
результатов
работы
.
Однако
главной
характеристикой
эффективности
является
все
-
таки
соответствие
результатов
целям
,
по
от
-
ношению
к
которому
оптимальность
затрат
является
характеристикой
вто
-
ричной
,
производной
.
И
тем
более
эта
характеристика
важна
применительно
к
социально
-
культурной
сфере
некоммерческой
по
преимуществу
.
Поэтому
доминирование
внимания
на
затратном
аспекте
эффективности
чревато
сме
-
щением
акцентов
в
менеджменте
на
коммерческой
стороне
дела
исключи
-
тельно
.
Распространенность
и
некоторое
доминирование
затратной
модели
эффективности
легко
объяснимо
тем
,
что
она
более
явна
и
легко
поддается
измерению
и
анализу
в
точных
количественных
показателях
–
натуральных
и
стоимостных
.
Однако
отмеченные
два
вида
эффективности
не
исчерпывают
содержа
-
ние
этой
центральной
для
теории
и
практики
менеджмента
идеи
.
Можно
и
необходимо
говорить
об
эффективности
и
как
о
соответствии
самих
целей
деятельности
реальным
потребностям
.
Так
,
необходимость
маркетингового
анализа
и
всей
маркетинговой
технологии
менеджмента
во
многом
обуслов
-
лена
именно
этим
аспектом
эффективности
.
Если
цели
не
будут
соответ
-
ствовать
реальному
спросу
,
то
,
в
какой
бы
степени
эти
ошибочные
цели
ни
были
достигнуты
на
практике
,
при
чем
даже
с
минимальными
затратами
,
вряд
ли
менеджмент
в
целом
может
рассматриваться
как
эффективный
и
быть
таковым
.
Следовательно
,
в
общем
виде
можно
говорить
о
трех
основ
-
ных
видах
эффективности
:
•
как
отношение
затрат
к
полученным
результатам
(
Э
=
Р
/3),
выра
-
жающее
экономичность
использования
средств
и
ресурсов
—
эффективность
тем
выше
,
чем
меньшие
затраты
позволяют
получить
один
и
тот
же
резуль
-
тат
;
70
•
как
отношение
результата
к
преследовавшимся
целям
(
Э
=
Р
/
Ц
),
вы
-
ражающее
степень
реализации
целей
деятельности
—
эффективность
тем
выше
,
чем
в
большей
степени
результаты
соответствуют
целям
;
•
в
как
отношение
целей
реальным
потребностям
,
проблемам
(
Э
—
Ц
/
П
),
выражающее
степень
рациональности
выдвигаемых
целей
—
эффек
-
тивность
тем
выше
,
чем
в
большей
степени
цели
решают
реальные
про
-
блемы
.
Данные
виды
эффективности
могут
соответственно
различаться
как
«
экономичность
», «
результативность
»
и
«
целесообразность
».
Итоговое
выражение
эффективности
Э
=
Ц
/
П
х
Р
/
Цх
Р
/3
может
быть
упрощено
за
счет
очевидного
математического
преобразования
(
сокращения
Ц
)
до
вида
:
Э
=
Р
/
П
х
Р
/3.
Если
цель
полностью
выражает
потребность
(
Ц
/
П
= 1),
а
результат
полностью
реализует
цель
(
Р
/
Ц
=. 1),
то
эффективность
сводима
к
ее
затрат
-
ной
составляющей
:
Э
= 1
х
1
х
Р
/3 =
Р
/3.
Уровни
анализа
эффективности
в
социально
-
культурной
сфере
Эффективность
(
во
всех
ее
трех
аспектах
)
проявляет
зависимость
от
уровня
анализа
управленческого
процесса
.
Так
,
можно
говорить
об
эффек
-
тивности
деятельности
фирмы
и
об
эффективности
управления
ею
или
груп
-
пой
фирм
.
Если
эффективность
на
уровне
деятельности
фирмы
связана
с
ана
-
лизом
целей
,
результатов
и
затрат
в
осуществлении
ее
непосредственных
со
-
циальных
функций
(
для
сферы
культуры
—
организация
досуга
,
про
-
светительская
деятельность
и
т
.
д
.),
то
эффективность
на
уровне
управления
связана
с
анализом
эффективности
относительно
функций
менеджмента
(
принятия
решений
,
планирования
,
учета
,
контроля
и
т
.
д
.).
То
,
что
это
достаточно
различные
стороны
эффективности
,
наглядно
и
убедительно
продемонстрировал
опыт
централизации
учреждений
культуры
,
создания
культурно
-
спортивных
комплексов
.
С
точки
зрения
управленческих
функций
,
централизация
(
как
концентрация
материальных
,
трудовых
и
фи
-
нансовых
ресурсов
)
является
фактором
безоговорочно
положительным
,
по
-
скольку
всякая
централизация
ведет
к
более
оперативному
административ
-
ному
руководству
,
упорядочению
и
унификации
планирования
,
учета
и
от
-
четности
.
Однако
централизация
,
будучи
фактором
повышения
эффективно
-
сти
(
целесообразности
,
результативности
и
экономичности
)
управления
,
не
всегда
и
не
при
всяких
условиях
ведет
к
улучшению
и
повышению
качества
собственно
культурно
-
досуговой
и
т
.
д
.
работы
учреждений
культуры
.
Если
для
целей
управления
чем
крупнее
централизованная
клубная
или
библио
-