Файл: курс лекций ТО и практика СКМ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2021

Просмотров: 769

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

61

Личная

 

культура

  – 

наиболее

 

полное

 

и

 

в

 

то

 

же

 

время

 

трудноуловимое

 

выражение

 

организационной

 

культуры

 

и

 

фирменного

 

стиля

Если

 

руководи

-

тель

 

не

 

занимается

 

сознательным

 

выстраиванием

 

собственного

 

имиджа

то

 

особенности

 

его

 

личности

 

переходят

 

на

 

организацию

 

в

 

целом

.  

Содержание

 

мотивации

 

и

 

формирование

 

мотивационных

 

условий

 

в

 

социально

-

культурной

 

деятельности

 

Мотивация

 – 

это

 

система

 

внутренних

 

факторов

 (

движущих

 

сил

), 

побу

-

ждающих

 

человека

 

к

 

деятельности

придающих

 

этой

 

деятельности

 

опреде

-

ленную

 

направленность

 

и

 

содержание

Смещение

 

внимания

 

на

 

мотивацию

 

в

 

менеджменте

помимо

 

прочего

выражает

 

изменение

 

в

 

понимании

 

природы

 

человеческой

 

личности

Челове

-

ческое

 

поведение

 

не

 

сводится

 

к

 

реакции

 

на

 

внешние

 

стимулы

и

 

его

 

поведе

-

ние

 

не

 

программируется

 

инстинктами

Мотивация

 

выражает

 

понимание

 

че

-

ловека

 

как

 

существа

способного

 

к

 

самопрограммированию

 

и

 

самоорганиза

-

ции

Более

 

важным

 

является

 

выработка

 

представлений

 

о

 

содержании

 

и

 

меха

-

низме

 

действия

 

мотивации

с

 

какими

 

бы

 

потребностями

 

она

 

ни

 

была

 

связана

Любая

 

мотивация

 

опреде

-

ляется

 

жизненным

 

диском

-

фортом

напряжением

ис

-

пытываемым

 

личностью

 

и

 

вызванным

 

дисбалансом

несоответствием

 

желаемого

 

и

 

реального

Поэтому

 

структура

 

мотивации

 

может

 

иллюстрироваться

 

схемой

которую

 

предлагает

 

Г

.

Л

Тульчинский

 (

рис

.8). 

При

 

таком

 

подходе

 

к

 

удовлетворенности

 

ведет

 

результат

 

труда

но

 

ни

-

как

 

не

 

наоборот

как

 

это

 

понимается

 

в

 

других

 

моделях

рассмотренных

 

в

 

со

-

держании

 

второго

 

модуля

 

дисциплины

Показательна

 

трактовка

 

заработной

 

платы

 

в

 

различных

 

концепциях

 

мотивации

С

 

точки

 

зрения

 

Маслоу

зарплата

 

является

 

способом

 

удовлетворения

 

различных

  (

практически

 

всех

потребно

-

стей

По

 

Герцбергу

зарплата

 

есть

 

фактор

 

условия

 (

неудовлетворенности

), 

но

 

не

 

мотивации

и

 

лишь

 

иногда

при

 

условии

 

адекватной

 

связи

 

с

 

результатом

становится

 

мотивом

Согласно

 

Тульчинскому

зарплата

 

может

 

быть

 

мотива

-

цией

 

только

 

при

 

определенных

 

условиях

работник

 

должен

 

придавать

 

зара

-

ботной

 

плате

 

особенно

 

высокое

 

значение

 (

зарплата

 

как

 

ценность

как

 

символ

Рис

.8. 

Структура

 

мотивации

 

 


background image

 

62

и

 

работник

 

должен

 

верить

 

в

 

связь

 

между

 

заработной

 

платой

 

и

 

производи

-

тельностью

 

труда

В

 

этом

 

случае

 

заработная

 

плата

 

для

 

выполнения

 

стимули

-

рующей

 

функции

 

может

 

быть

 

разбита

например

на

 

три

 

составные

 

части

за

 

выполнение

 

должностных

 

обязанностей

выплаты

 

за

 

выслугу

 

лет

индекси

-

рованную

 

инфляцию

по

 

результатам

 

конкретной

 

деятельности

Первые

 

две

 

части

 

выплачиваются

 

гарантированно

последняя

  – 

с

 

учетом

 

ситуации

 

и

 

ко

-

нечных

 

результатов

Проблема

 

мотивации

 

в

 

менеджменте

 

тесно

 

связана

 

с

 

проблемой

 

успе

-

ха

Для

 

современных

 

концепций

 

мотивации

таким

 

образом

характерна

 

все

 

нарастающая

 

роль

 

субъективно

-

социальных

 

факторов

 

оценивания

учиты

-

вающих

 

социальную

 

природу

 

человеческой

 

личности

По

 

точному

 

замеча

-

нию

 

В

А

Ядова

если

 

отвлечься

 

от

 

потребностей

объединяющих

 

человека

 

с

 

животным

 

миром

  (

в

 

еде

сне

тепле

продолжении

 

рода

 

и

 

т

д

.), 

оставить

 

только

 

собственно

 

человеческое

то

 

останется

 

всего

 

одна

 

потребность

Един

-

ственная

хотя

 

и

 

по

-

своему

 

интегральная

потребность

 

быть

 

чему

-

то

 

соприча

-

стным

тому

что

 

придает

 

смысл

 

существованию

  (

идея

вера

дело

дети

...  – 

дом

 

души

 

у

 

каждого

 

свой

), 

и

 

в

 

этой

 

сопричастности

 

не

 

быть

 

забытым

поте

-

рянным

быть

 

замеченным

именованным

окликнутым

Фактически

 

речь

 

идет

 

о

 

том

что

 

личность

 

склонна

 

расценивать

 

как

 

ус

-

пех

  (

профессиональный

деловой

жизненный

). 

Роль

 

проблемы

 

успеха

 

в

 

ос

-

мыслении

 

мотивации

 

была

 

отмечена

 

еще

 

на

 

заре

 

становления

 

современной

 

психологии

 

У

Джемсом

предложившим

  «

формулу

 

счастья

»: 

где

 

С

  — 

сча

-

стье

  (

фактически

самооценка

), 

У

  – 

успех

а

 

П

  – 

притязания

Эту

 

формулу

 

любил

 

Л

Н

Толстой

прочитывавший

 

следующим

 

образом

:  «

Счастье

 

это

 

дробь

где

 

в

 

числителе

 – 

то

что

 

о

 

тебе

 

говорят

 

другие

а

 

в

 

знаменателе

 – 

то

что

 

ты

 

думаешь

 

о

 

себе

 

сам

». 

С

 

этой

 

точки

 

зрения

 

быть

 

счастливым

 

очень

 

просто

  – 

надо

 

либо

 

добиваться

 

успеха

либо

 

снижать

 

уровень

 

притязаний

 

и

 

амбиций

Представление

 

об

 

успехе

 

как

 

доминирующем

 

мотиве

 

хорошо

 

разрабо

-

тано

 

в

 

современной

 

психологии

психологии

 

менеджмента

 

в

 

том

 

числе

Тра

-

диционная

 

точка

 

зрения

 

предполагает

что

 

люди

 

делятся

 

на

 

две

 

основные

 

группы

мотивируемых

 

преимущественно

 

стремлением

 

к

 

успеху

 

и

 

мотиви

-

руемых

 

преимущественно

 

стремлением

 

избежать

 

неудачу

Разработаны

 

и

 

ис

-

пользуются

 

добротные

 

методики

 

и

 

тесты

позволяющие

 

выявить

 

степень

 

мо

-

тивированности

 

успехом

 

и

 

избеганием

 

неудачи

позволяющие

 

строить

 

инди

-

видуальные

  «

алгебры

 

поведения

»  (

Аткинсон

Хекхаузен

 

и

 

др

.). 

Были

 

даже

 

предложены

 

культурологические

 

обобщения

согласно

 

которым

  «

западный

» 

 


background image

 

63

человек

 

на

 75% 

мотивируется

 

стремлением

 

к

 

успеху

 

и

 

на

 25% — 

избеганием

 

неудачи

а

  «

восточный

»  (

например

японец

)  — 

наоборот

  — 

на

  25% 

стрем

-

лением

 

к

 

успеху

 

и

 

на

 75% 

избеганием

 

неудачи

Однако

 

более

 

глубокий

 

анализ

 

показывает

что

 

между

 

успехом

 

и

 

не

-

удачей

  (

в

 

качестве

 

мотивационных

 

факторов

нет

 

простой

 

симметрии

вы

-

явился

 

ряд

 

неоднозначных

 

обстоятельств

Так

 

выявилось

что

 

люди

мотиви

-

руемые

 

стремлением

 

к

 

успеху

склонны

 

удачи

 

приписывать

 

себе

а

 

причины

 

неудач

 

приписывать

 

обстоятельствам

злой

 

воле

 

противников

 

и

 

т

п

В

 

этом

 

плане

 

они

 

оказываются

 

существенно

 

зависимыми

 

от

 

внешних

 

оценок

Люди

 

же

мотивируемые

 

преимущественно

 

избеганием

 

неудач

лучше

  «

держат

» 

удары

 

судьбы

поскольку

 

причину

 

неудач

 

видят

 

в

 

себе

а

 

успех

 

относят

 

на

 

обстоятельства

 

и

 

поэтому

 

ищут

 

резервы

 

решения

 

проблем

 

в

 

себе

 

самих

И

 

самое

 

главное

разные

 

люди

 

по

-

разному

 

понимают

 

сам

 

успех

Исследовательская

 

литература

 

предлагает

 

классификацию

 

успеха

 

по

 

различным

 

основаниям

 

и

 

соответствующих

 

основных

 

видах

 

мотивации

а

 

значит

 

и

 

типах

 

личности

 

Успех

-

признание

 (

популярность

известность

) – 

этот

 

тип

 

мотивации

 

характерен

 

для

 

молодых

 

людей

начинающих

 

профессионалов

 

Успех

-

признание

 

у

  «

значимых

 

других

»  – 

у

 

того

 

социального

 

окру

-

жения

на

 

которое

 

ориентируется

 

личность

  (

семья

друзья

начальство

лю

-

бимые

 

учителя

специалисты

-

профессионалы

 

и

 

т

д

.). 

 

Успех

-

преодоление

 – 

способность

 

личности

 

решать

 

все

 

более

 

слож

-

ные

 

профессиональные

деловые

 

и

 

жизненные

 

проблемы

  (

такое

 

поведение

 

чревато

 

опасным

 

профессиональным

 

поведением

а

 

то

 

и

 

жизненным

 «

каска

-

дерством

»). 

 

Успех

-

самопреодоление

стремление

 

к

 

совершенству

 – 

одно

 

из

 

про

-

явлений

 

самосознания

 

мастера

когда

 

внешние

 

оценки

 

уже

 

менее

 

существен

-

ны

по

 

сравнению

 

с

 

критериями

задаваемыми

 

себе

 

самой

 

личностью

 

Успех

-

призвание

когда

 

ценностью

 

является

 

сама

 

возможность

 

за

-

ниматься

 

любимым

 

делом

а

 

не

 

какие

-

то

 

внешние

 

оценки

 

результата

Эти

 

виды

 

мотивации

 

могут

 

быть

 

представлены

 

в

 

виде

 

шкалы

 

успеха

Интервалами

 

на

 

этой

 

шкале

 

будут

 

виды

 

успеха

 

как

 

меры

 

зрелости

 

личности

от

 

признания

 

к

 

призванию

 

нарастает

 

автономность

   

личности

ее

 

свобода

а

 

значит

 – 

ответственность

Для

 

работы

 

с

 

персоналом

 

в

 

менеджменте

 

эта

 

шка

-

ла

 

принципиально

 

важна

 – 

менеджеру

 

очень

 

важно

 

знать

с

 

кем

 

он

 

имеет

 

де

-

ло

Например

в

 

случае

 

с

 

личностью

мотивируемой

 

преимущественно

 

стрем

-

лением

 

к

 

признанию

задача

 

менеджера

 (

воспитателя

родителя

заключается

 

 


background image

 

64

в

 

своевременном

 

признании

 

достигнутых

 

результатов

Это

 

хорошо

 

знают

 

хо

-

рошие

 

менеджеры

тренеры

режиссеры

родители

 – 

что

 

значит

 

вовремя

 

при

-

шедшее

 

признание

Поэтому

 

сознательно

 

программируются

 

пусть

 

маленькие

но

 

победы

Не

 

менее

 

важно

 

знать

 

и

 

кто

 

для

 

сотрудника

 

является

 

авторитетом

 

(

значимыми

 

другими

и

по

 

возможности

не

 

препятствовать

 

в

 

соотнесении

 

личности

 

с

 

ними

.  «

Каскадерам

», 

мотивируемым

 

стремлением

 

к

 

преодоле

-

нию

разрешению

 

проблем

надо

 

только

 

вовремя

 

такие

 

проблемы

 

предлагать

Но

 

уже

 

с

 

мастеров

 

в

 

социально

-

культурной

 

деятельности

 

начинаются

 

трудности

достигающие

 

пика

 

в

 

отношении

 

призванных

Внешние

 

оценки

 

их

 

деятельности

 

для

 

них

 

мало

 

значимы

Критерии

 

и

 

основания

 

они

 

находят

 

в

 

самих

 

себе

сами

 

себе

 

поднимают

 

планку

 

оценок

Учить

 

их

давать

 

задание

 

не

 

имеет

 

смысла

они

 

делают

 

не

 

то

что

 

кому

-

то

 

надо

а

 

то

что

 

не

 

могут

 

не

 

де

-

лать

Для

 

них

 

даже

 

важен

 

не

 

результат

а

 

сама

 

возможность

 

это

 

делать

Хо

-

рошие

 

примеры

 

такого

 

поведения

 

давали

 

великие

М

Лютер

 («

На

 

том

 

стою

 

и

 

не

 

могу

 

иначе

»), 

М

В

Ломоносов

 («

Нельзя

 

Ломоносова

 

отставить

 

от

 

Акаде

-

мии

можно

 

Академию

 

отставить

 

от

 

Ломоносова

»). 

Для

 

окружающих

близ

-

ких

 

такие

 

люди

 

чрезвычайно

 

неудобны

они

 

себя

 

не

 

щадят

видя

 

в

 

себе

 

толь

-

ко

 

средство

 

осуществления

 

призвания

Но

 

и

 

других

 

не

 

жалеют

.  

Единственно

 

конструктивная

 

возможность

 

сосуществования

 

в

 

коллек

-

тиве

 – 

общность

 

интересов

Если

 

ее

 

нет

 – 

в

 

коллективе

 

вызреет

 

колоссальной

 

силы

 

конфликтный

 

потенциал

Но

 

если

 

она

 

есть

  – 

организация

 

получает

 

мощный

 

потенциал

 

развития

Практически

 

весь

 

научно

-

технический

 

про

-

гресс

художественное

 

творчество

социально

-

культурное

 

развитие

 

в

 

целом

 

осуществляются

 

именно

 

за

 

счет

 

сил

  – 

духовных

интеллектуальных

 

и

 

физи

-

ческих

 – 

этих

 

людей

Там

где

 

проходит

 

граница

 

призвания

 

и

 

самозванство

проходит

фактически

граница

 

добра

 

и

 

зла

Безнравственна

 

личность

руко

-

водствующаяся

 

по

 

отношению

 

к

 

обществу

 

представлениями

 

о

 

собственном

 

достоинстве

и

 

безнравственно

 

общество

руководствующееся

 

по

 

отношению

 

к

 

личности

 

представлениями

 

о

 

ее

 

долге

И

 

наоборот

Нравственна

 

личность

руководствующаяся

 

по

 

отношению

 

к

 

обществу

 

представлениями

 

о

 

долге

и

 

общество

руководствующееся

 

по

 

отношению

 

к

 

личности

 

представлениями

 

об

 

ее

 

свободе

 

и

 

достоинстве

Путь

 

цивилизации

  – 

путь

 

самоограничения

 

са

-

мозванства

Само

 

по

 

себе

 

оно

 

есть

 

проявление

 

воли

 

как

 

инстинкта

 

свободы

А

 

свобода

по

 

сути

 

дела

есть

 

сознание

 

воли

ее

 

самоограничение

 

и

 

ответст

-

венность

 

 


background image

 

65

Формирование

 

мотивационных

 

условий

 

выражается

 

и

 

в

 

определенном

 

нравственно

-

психологическом

 

климате

 

в

 

коллективе

Критерии

 

оптимально

-

го

 

нравственно

-

психологического

 

климата

 

в

 

коллективе

 

достаточно

 

оче

-

видны

 – 

иногда

 

достаточно

 

даже

 

простого

 

наблюдения

чтобы

 

судить

 

о

 

том

какова

 

нравственная

 

атмосфера

 

в

 

фирме

Об

 

этом

 

свидетельствует

 

и

 

отноше

-

ние

 

к

 

посетителям

 

и

 

клиентам

а

 

также

 

характер

 

общения

 

сотрудников

 

друг

 

с

 

другом

  (

непринужденный

 

и

 

доброжелательный

 

или

 

натянутый

). 

Для

 

нор

-

мального

 

коллектива

 

характерны

 

частые

 

активные

 

и

 

заинтересованные

 

об

-

суждения

 

различных

 

производственных

 

вопросов

причем

 

критика

 

не

 

вос

-

принимается

 

как

 

личные

 

выпады

В

 

таком

 

коллективе

 

важные

 

решения

 

за

-

частую

 

принимаются

 

в

 

рабочем

 

порядке

без

 

проведения

 

специальных

 

фор

-

мальных

 

совещаний

Коллеги

 

уважают

 

мнение

 

друг

 

друга

в

 

коллективе

 

вы

-

соко

 

ценится

 

справедливость

Цели

 

работы

 

и

 

содержание

 

заданий

 

ясны

 

и

 

воспринимаются

 

как

 

личные

отсутствует

 

мелочная

 

опека

 

со

 

стороны

 

руко

-

водства

Более

 

того

временное

 

отсутствие

 

самого

 

руководства

 

не

 

сказывает

-

ся

 

на

 

результатах

 

работы

И

наконец

самый

 

объективный

 

критерий

 – 

отсут

-

ствие

 

провалов

 

в

 

работе

 

по

 

вине

 

персонала

 

и

 

слабая

 

текучесть

 

кадров

Формирование

 

сопричастности

 

общему

 

делу

 

предполагает

 

формирова

-

ние

 

общего

 

видения

 

организации

ее

 

миссии

состояния

идеологии

перспек

-

тив

Вне

 

такого

 

видения

 

невозможно

 

правильное

 

и

 

адекватное

заинтересо

-

ванное

 

понимание

 

решений

планов

проявление

 

ответственной

 

инициативы

При

 

этом

 

важно

 

учитывать

» 

что

 

горизонты

 

такого

 

видения

 

у

 

сотрудников

 

различного

 

уровня

 

могут

 

и

 

должны

 

быть

 

различными

 

как

 

по

 

кругу

 

охваты

-

ваемых

 

проблем

так

 

и

 

по

 

глубине

 

перспективы

Важную

 

роль

 

играет

 

форми

-

рование

 

у

 

сотрудника

 

сознания

 

его

 

личной

 

и

 

профессиональной

 

значимости

 

для

 

коллектива

 

и

 

руководства

профессиональной

 

гордости

 

за

 

общее

 

дело

создания

 

чувства

 

уверенности

  (

защищенности

 

и

 

доверия

в

 

отношениях

 

с

 

коллегами

 

и

 

руководством

Формирование

 

мотивационных

 

условий

 

невозможно

 

без

 

учета

 

такого

 

мощного

 

фактора

каким

 

является

 

личный

 

пример

 

руководителя

Именно

 

его

 

поведение

его

 

решения

 

и

 

отношения

 

выступают

 

для

 

подчиненных

 

главным

 

ориентиром

 

в

 

оценке

 

итогов

 

работы

 – 

своей

коллег

 

и

 

фирмы

 

в

 

целом

Все

 

рассмотренные

 

факторы

 

развития

 

мотивации

 

имеют

 

особое

 

значе

-

ние

 

в

 

женских

 

коллективах

каковых

 

в

 

социально

-

культурной

 

сфере

 

боль

-

шинство

В

 

таких

 

коллективах

 

введение

 

в

 

должность

 

должно

 

осуществляться

 

особенно

 

деликатно

 

и

 

подчеркнуто

Всякие

 

нововведения

 

и

 

особенно

 

реорга

-

низации

 

должны

 

сопровождаться

 

тщательными

 

разъяснениями

 

их

 

целей

 


Смотрите также файлы