Файл: нар твор пособик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2021

Просмотров: 532

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

но

-

пальцевая

 

техника

 

игры

 

на

 

них

Затем

 

это

 

временное

 

подспорье

 

постепенно

 

превращается

 

в

 

смысл

 

о

 

несущем

 

каркасе

 

художественной

 

культуры

При

 

этом

 

письменная

 

культура

 

обособляется

 

от

 

по

-

прежнему

 

спонтанно

 

су

-

ществующего

 

изустного

 

ее

 

типа

 

и

 

стремится

 

приобрести

 

монопольно

 

доминирующий

 

характер

Наличие

 

двух

далеко

 

разошедшихся

 

в

 

своей

 

внутренней

 

логической

 

структуре

языков

 

художественной

 

культуры

устного

 

и

 

письменного

остро

 

выдвигает

 

проблему

 

взаимопонимания

 

их

 

носителей

Иными

 

словами

внутри

 

каждой

 

музыкальной

 

культуры

 

возникает

 

проблема

 

адекватного

 

перевода

поскольку

несмотря

 

на

 

свою

 

неоднородность

оба

 

языка

 

постоянно

 

находятся

 

в

 

состоянии

 

интеграции

Но

 

один

 

язык

 

никогда

 

не

 

сможет

 

подменить

 

другой

Строго

 

говоря

однозначный

 

перевод

 

с

 

континуально

-

циклического

 

языка

 

устной

 

фольклор

-

ной

 

традиции

 

на

 

дискретно

-

линейный

 

язык

 

письменных

 

знаков

 

в

 

принципе

 

невозможен

Речь

 

может

 

идти

 

лишь

 

о

 

том

чтобы

 

находить

 

приемлемые

 

содержательные

 

эквиваленты

 

в

 

контексте

 

письменного

 

языка

Эта

 

проблема

 

крайне

 

остра

 

и

 

актуальна

Этим

 

в

 

настоящее

 

время

 

озабочено

 

большинство

 

фольклористов

связанных

 

необхо

-

димостью

 

нотной

 

фиксации

 

образцов

 

музыкального

 

фольклора

Вот

 

почему

несмотря

 

на

 

все

 

усилия

 

унифици

-

ровать

 

систему

 

фольклорных

 

нотаций

не

 

удается

 

добиться

чтобы

 

запись

 

одного

 

и

 

того

 

же

 

достаточно

 

сложно

-

го

 

народного

 

напева

 

полностью

 

совпадала

 

у

 

двух

 

нотировщиков

даже

 

принадлежащих

 

к

 

одной

 

фольклористи

-

ческой

 

школе

Если

 

фольклорные

 

нотации

 

рассматривать

 

как

 "

переводы

с

 

устного

 

музыкального

 

языка

 

на

 

письменный

то

 

исполнители

 

народных

 

песен

 

по

 

чужим

 

нотациям

 – 

это

 

своего

 

рода

 "

декодировщики

", 

осуществляющие

 

об

-

ратный

 

перевод

Не

 

зная

 

народную

 

традицию

не

 

взаимодействуя

 

с

 

ней

сделать

 

максимально

 

приближенный

 

перевод

 

проблематично

точный

 

же

 

перевод

 

выполнить

 

невозможно

Быть

 

может

в

 

своей

 

попытке

 

зафиксиро

-

вать

 

художественный

 

материал

 

древний

 

человек

 

стремился

 

изобрести

 

некий

 

код

 

из

 

зарубок

 

на

 

дереве

отметок

 

на

 

камне

наскальных

 

рисунков

На

 

конструктивные

 

особенности

 

народных

 

музыкальных

 

инструментов

 

как

 

на

 

ранний

 

эквивалент

 

нотной

 

письменности

 

обратил

 

внимание

 

В

.

М

Беляев

 

в

 

своем

 

незавершенном

 

труде

 "

Ладовые

 

системы

 

в

 

музыке

 

наро

-

дов

 

СССР

". 

Запись

 

фольклорного

 

материала

 

можно

 

сопоставить

 

с

 

переводам

 

поэтического

 

текста

стремление

 

к

 

до

-

словной

 

точности

как

 

правило

оборачивается

 

в

 

ущерб

 

смыслу

 

и

 

художественным

 

достоинствам

 

оригинала

Не

 

бывает

 

двух

 

вполне

 

совпадающих

 

поэтических

 

переводов

и

 

пытаться

 

определить

 

степень

 

их

 

близости

 

к

 

под

-

линнику

 

посредством

 

обратного

 

перевода

 

абсурдно

Аналогично

 

обратный

 

перевод

-

прочтение

 

нотного

 

текста

то

 

есть

 

его

 

возвращение

 

в

 

тот

 

или

 

иной

 

вид

 

зву

-

чания

в

 

лучшем

 

случае

 

дает

 

лишь

 

частичное

 

совпадение

 

с

 

первоисточником

Многие

 

собиратели

 

народных

 

песен

 

не

 

раз

 

с

 

удивлением

 

замечали

что

 

записанная

 

им

 

от

 

народного

 

певца

 

мелодия

исполненная

 

затем

 

на

 

ин

-

струменте

 

или

 

спетая

 

по

 

нотам

отнюдь

 

не

 

всегда

 

опознается

 

певцом

 

как

 

та

 

же

 

самая

 

песня

Тем

 

более

 

это

 

за

-

метно

когда

 

фольклорная

 

культура

 

оказывается

 

далекой

 

от

 

европейской

 

традиции

 

или

 

интерпретация

 

нотного

 

текста

 

проходит

 

несколько

 

стадий

 

опосредованного

 

воспроизведения

например

в

 

результате

 

хотя

 

бы

 

незначи

-

тельной

 

композиторской

 

обработки

 

или

 

при

 

исполнении

 

посторонним

 

музыкантом

Естественно

эта

 

особенность

 

не

 

является

 

закономерностью

иначе

 

пришлось

 

бы

 

вообще

 

поставить

 

под

 

сомнение

 

деятельность

 

фольклористов

-

нотировщиков

В

 

каждом

 

из

 

разошедшихся

 

музыкальных

 

субъязыков

 

всегда

 

есть

 

пласты

интенсивно

 

тяготеющие

 

друг

 

к

 

другу

 (

к

 

примеру

авторская

 

лирическая

 

песня

 

и

 

фольклор

-

ный

 

жестокий

 

романс

). 

Такие

 

конвергентно

 

сходящиеся

 

ветви

 

культуры

 

обычно

 

интенсивнее

 

взаимодействуют

 

между

 

собой

и

 

тогда

 

их

 "

перевод

связан

 

с

 

меньшими

 

трудностями

Однако

 

это

 

не

 

снимает

 

проблему

 

бытова

-

ния

 

и

 

специфического

 

проявления

 

каждого

 

из

 

противостоящих

 

типов

 

музыкального

 

мышления

 – 

устного

 

и

 

письменного

От

 

фольклориста

 

данная

 

дилемма

 

требует

 

незаурядного

 

и

 

специализированного

 "

переводческого

мастерства

В

 

этой

 

связи

 

обработка

 

и

 

аранжировка

 

народной

 

песни

 

может

 

быть

 

рассмотрена

 

как

 

проблема

 "

перевода

в

 

иной

 

контекст

 

и

 

поиска

 

смысловых

 

эквивалентов

Следовательно

композиторские

 

обработки

 

народной

 

музыки

 

могут

 

быть

 

рассмотрены

 

как

 

вольный

 "

пересказ

фольклорных

 

произведений

 

на

 

языке

 

академического

 

искусст

-

ва

Вот

 

почему

 

один

 

и

 

тот

 

же

 

народный

 

напев

 

композиторы

 

разных

 

поколений

 

воспринимают

 

и

 

обрабатывают

 

по

-

разному

извлекая

 

из

 

него

а

 

точнее

 – 

вкладывая

 

в

 

него

иной

 

раз

прямо

 

противоположные

 

образные

 

смыслы

Интенсивная

 

стилевая

 

эволюция

 

композиторской

 

музыки

намного

 

опережающая

 

более

 

консервативное

 

в

 

своем

 

языковом

 

развитии

 

народное

 

искусство

заставляет

 

каждое

 

поколение

 

музыкантов

 

слушать

 

музыкальный

 

фольклор

 

с

 

иных

 

позиций

открывая

 

в

 

нем

 

новые

 

возможности

 

для

 

композиторского

 

перепрочтения

С

 

другой

 

стороны

новое

 "

вслушивание

в

 

родной

 

фольклор

 

само

 

по

 

себе

 

способствует

 

рождению

 

нового

 

стилевого

 

каче

-

ства

 

в

 

композиторском

 

искусстве

эволюцию

 

которого

 

можно

 

себе

 

представить

 

как

 

постоянное

 

освоение

 

все

 

более

 

трудных

 

для

 "

перевода

пластов

 

устной

 

культуры

как

 

обращение

 

к

 

моделям

 

устной

 

музыкальной

 

речи

все

 

более

 

удаленным

 

от

 

привычных

 

норм

 

письменного

 

музыкального

 

языка

Ориентация

 

на

 

сугубо

 

устные

 

обороты

 

музыкальной

 

речи

 

не

 

раз

 

уже

 

имела

 

своим

 

следствием

 

крутые

 

стили

-

стические

 

сломы

 

мелодических

 

и

 

гармонических

 

норм

 

композиторского

 

мышления

Вспомним

 

великих

 

реформа

-

торов

 

русской

 

музыкальной

 

стилистики

А

.

С

Даргомыжского

 

с

 

его

 

поисками

 

музыкально

-

речевой

 

правды

 

или

 

М

.

П

Мусоргского

 

с

 

его

 

стремлением

 "

добрести

до

 

мелодии

непосредственно

 

творимой

 

человеческим

 

говором

К

 

когорте

 

этих

 

музыкантов

 

примыкают

 

И

.

Ф

Стравинский

 

и

 

Р

.

К

Щедрин

которые

 

сопоставляли

 

очень

 

сложные

 

древние

 

пласты

 

фольклорных

 

интонаций

 (

плачевых

частушечных

 

и

 

др

.) 

как

 

средство

 

решительного

 

обновления

 

композиторского

 

языка

Неправомерно

конечно

отождествлять

 

устную

 

традицию

 

только

 

с

 

народным

 

искусством

а

 

письменную

 – 

с

 

профессиональным

Реальные

 

соотношения

 

значительно

 

сложнее

И

 

в

 

рамках

 

письменной

и

 

в

 

рамках

 

устной

 

традиции

 

существуют

 

свои

 

композиторы

 (

первоначальные

 

авторы

 

музыкальных

 

структур

слагатели

 

развитых

 

музыкальных

 

форм

). 

Затем

 

фольклор

 

развивается

 

уже

 

как

 

не

 

индивидуализированная

неспециализированная

 

музыкальная

 

деятельность


background image

У

 

письменной

 

и

 

устной

 

традиции

 

имеются

 

и

 

общие

 

черты

В

 

каждом

 

из

 

этих

 

двух

 

автономных

 

языковых

 

потоков

 

происходят

 

во

 

многом

 

сходные

 

процессы

 – 

дифференциация

 

слоев

выделение

 

все

 

более

 

специализи

-

рующихся

 

видов

 

музыкальной

 

деятельности

оформление

 

соответствующих

 

стилей

 

музыкального

 

мышления

Если

 

существо

 

этих

 

процессов

 

попытаться

 

свести

 

к

 

разграничению

 

на

 

профессиональную

 

и

 

любительскую

 

сферы

то

 

внутри

 

каждого

 

из

 

названных

 

языковых

 

потоков

 

надо

 

будет

 

обозначить

 

как

 

минимум

 

еще

 

два

 

слоя

Таким

 

образом

общий

 

срез

 

музыкальной

 

культуры

 

начинает

 

складываться

 

из

 

четырех

 

достаточно

 

обособлен

-

ных

 

страт

 – 

главных

 

составляющих

 

целостной

 

музыкальной

 

культуры

 

фольклорно

-

почвенный

 

слой

 

культуры

массовое

 

народное

 

творчество

любительство

 

в

 

устной

 

тради

-

ции

соответствующее

 

фольклору

 

в

 

общепринятом

 

его

 

понимании

;  

 

народно

-

профессиональные

 

музыканты

 

с

 

их

 

достаточно

 

высокой

 

авторско

-

исполнительской

 

культурой

 

устного

 

типа

профессионалы

 

устной

 

традиции

;  

 

профессиональная

 

композиторская

 

музыка

 

письменной

 

тра

-

диции

 

любительское

 

музыкальное

 

движение

 

по

 

моделям

 

письменной

 

культуры

Названные

 

четыре

 

типа

 

музыкальной

 

деятельности

 

могут

 

быть

 

не

 

обязательными

 

для

 

любой

 

культуры

 

на

 

всех

 

этапах

 

ее

 

становления

однако

 

в

 

классическом

 

варианте

 

национальной

 

культуры

 

они

 

в

 

том

 

или

 

ином

 

соот

-

ношении

 

обычно

 

присутствуют

Трансляция

 

художественных

 

произведений

 

во

 

времени

от

 

поколения

 

к

 

поколению

 

происходит

 

не

 

по

 

типу

 

сохранения

 

и

 

передачи

 

продуктов

 

общения

  (

произведений

 

фольклора

), 

а

 

по

 

типу

 

наследования

 

самих

 

правил

 

этого

 

общения

правил

 

и

 

алгоритмов

 

порождения

 

фольклорных

 

артефактов

В

 

этом

собственно

 

говоря

и

 

за

-

ключается

 

глубинное

 

противоречие

 

композиторского

 

и

 

фольклорного

 

начал

заставляющее

 

относить

 

их

 

к

 

про

-

тивоположным

 

типам

 

функционирования

 

культуры

 – 

по

 "

естественному

или

 "

искусственному

алгоритму

Передача

 

художественной

 

информации

 

через

 

четко

 

фиксируемый

 

опус

 

не

 

просто

 

допускает

но

 

законо

-

мерно

 

предполагает

 

расхождение

 – 

прежде

 

всего

по

 

времени

 – 

контекстов

 

порождения

 

и

 

восприятия

точно

 

так

 

же

как

 

полноценная

 

передача

 

той

 

же

 

самой

 

информации

 

в

 

прямом

 

общении

 

требует

 

решительного

 

замыкания

схождения

 

этих

 

контекстов

Художественная

 

информация

 

фольклорного

 

типа

 

течет

 

во

 

времени

закономерно

 

и

 

полностью

 

возрождаясь

 

в

 

каждом

 

конкретном

 

акте

 

передачи

что

 

становится

 

совершенно

 

необязательным

 

для

 

фиксированного

 

искусства

Произведения

 

последнего

 

в

 

принципе

 

допускают

 

возрождение

 

после

 

длительных

 

(

иногда

 

многовековых

перерывов

 

исполнительской

 

традиции

В

 

то

 

время

 

как

 

только

 

одно

от

 

силы

 

два

 

поколе

-

ния

 

носителей

-

трансляторов

 

художественной

 

традиции

 

могут

 

выпасть

 

из

 

цепи

 

передачи

 

в

 

устно

-

фольклорной

 

культуре

но

 

не

 

больше

информация

 

может

 

перейти

 

от

 

деда

 

к

 

внуку

минуя

 

поколение

 

отцов

Это

 

экстремаль

-

ный

не

 

слишком

 

органичный

 

и

 

желательный

 

для

 

полноценного

 

существования

 

устной

 

художественной

 

тради

-

ции

 

случай

Однако

 

в

 

настоящее

 

время

 

именно

 

такой

 

алгоритм

 

является

к

 

сожалению

преобладающим

так

 

как

 

целые

 

поколения

 

оказались

 

полностью

 

выключенными

 

в

 

результате

 

развития

 

культуры

 

и

 

цивилизации

Проис

-

ходит

 

форсированное

 

приобщение

 

нации

 

к

 

письменной

 

и

 

информационной

 

культуре

Ликвидация

 

неграмотно

-

сти

 

отрицательно

 

сказалась

 

на

 

устной

 

культуре

поставив

 

под

 

угрозу

 

преемственность

 

традиции

Теперь

когда

 

еще

 

не

 

полностью

 

ушло

 

поколение

 

прямых

 

носителей

 

фольклорных

 

традиций

часть

 

их

 

полузабытых

 

навыков

 

передается

 

непосредственно

 

поколению

 

внуков

как

 

правило

минуя

 

воспитанных

 

в

 

письменной

 

парадигме

 

представителей

 

среднего

 

поколения

Разумеется

это

 

только

 

тенденция

роль

 

отдельных

 

ярких

 

представителей

 

всех

 

трех

 

поколений

 

трудно

 

переоценить

Сегодня

 

становится

 

по

-

своему

 

символичным

когда

 

в

 

одном

 

фольклорном

 

ансамбле

 

выступают

 

вместе

 

очень

 

старые

 

и

 

очень

 

молодые

 

люди

когда

 

на

 

подмостках

 

смотров

 

народного

 

творчества

 

оказываются

 

фольк

-

лорные

 

коллективы

состоящие

 

из

 

людей

 

преклонного

 

возраста

чередующиеся

 

с

 

детскими

 

фольклорными

 

группами

И

 

хотя

 

среди

 

последних

 

только

 

очень

 

немногие

 

можно

 

назвать

 

близкими

 

к

 

аутентичному

 

фольклору

сам

 

факт

 

возрастной

 "

поляризации

фольклорного

 

движения

 

является

 

достаточно

 

красноречивым

Такая

 

тенденция

 

к

 

преимущественной

 

активности

 

крайних

полярных

 

возрастов

 

в

 

фольклоре

 

отмечалась

 

и

 

раньше

По

-

видимому

немалую

 

роль

 

в

 

этом

 

играл

 

сам

 

уклад

 

жизни

обусловливающий

 

преимущественные

 

кон

-

такты

 

старых

 

да

 

малых

располагавших

в

 

отличие

 

от

 

предельно

 

загруженных

 

в

 

производственном

 

цикле

 

средних

 

возрастов

сравнительно

 

большим

 

совместным

 

досугом

Однако

 

ранее

 

возрастная

 

циклизация

 

традиционного

 

ук

-

лада

 

происходила

 

равномерно

касалась

 

всех

 

без

 

исключения

 

поколений

заставляя

 

их

 

последовательно

 

перехо

-

дить

 

из

 

роли

 

активных

 

слушателей

 

в

 

число

 

тех

кому

 

недосуг

 

было

 

подолгу

 

отдаваться

 

играм

 

и

 

развлечениям

с

 

тем

чтобы

 

снова

 

включиться

 

в

 

механизм

 

передачи

 

художественных

 

традиций

но

 

уже

 

в

 

функции

 

организаторов

 

и

 

отправителей

 

информации

Теперь

 

же

 

нередко

 

целые

 

поколения

 

выпадают

 

из

 

традиционной

 

информации

 

по

 

гене

-

тической

 

цепи

 

трансляции

 

культуры

полностью

 

подключаясь

 

к

 

внешним

 

резервуарам

 

накопления

 

и

 

передачи

 

информации

 

книжного

авторского

 

типа

Генетическая

 

однородность

 

и

  "

чистота

культурного

 

кода

 

в

 

первом

 

случае

 

гарантируется

а

 

во

 

втором

 – 

становится

 

достаточно

 

сомнительной

 

в

 

отношении

 

письменной

 

культуры

В

 

силу

 

этого

 

понятны

 

такие

 

парадоксальные

 

свойства

 

фольклорной

 

и

 

книжной

 

трансляции

 

культуры

как

 

непрерывная

 

и

 

свободная

 

эволюционность

 

первой

 

и

 

жесткая

 

парадигматичность

 

второй

естественная

 

связь

 

поколений

 

в

 

фольклорном

 

и

 

обособленность

 

каждого

 

поколения

 

в

 

книжном

 

типе

 

культуры

 

Литература

 

 

1.

 

Интернациональные

 

традиции

 

русской

 

культуры

. – 

Л

., 1991. 

2.

 

Иванов

В

.

В

Исследования

 

в

 

области

 

славянских

 

древностей

 / 

В

.

В

Иванов

В

.

Н

Топоров

. – 

М

., 1974. 

3.

 

Краткий

 

очерк

 

по

 

истории

 

русской

 

культуры

 (

с

 

древнейших

 

времен

 

до

 1917 

г

.). – 

Л

., 1967. 

 

4.

 

Лихачев

Д

.

С

Русское

 

искусство

 

от

 

древности

 

до

 

авангарда

 / 

Д

.

С

Лихачев

. – 

М

., 1992. 

5.

 

Лотман

Ю

.

М

Статьи

 

по

 

типологии

 

культур

 / 

Ю

.

М

Лотман

. – 

Тарту

, 1970. 


background image

6.

 

Лотман

Ю

.

М

Культура

 

и

 

взрыв

 / 

Ю

.

М

Лотман

. – 

М

., 1992. 

7.

 

Механизмы

 

культуры

. – 

М

., 1990. 

8.

 

Милюков

П

.

Н

Очерки

 

по

 

истории

 

русской

 

культуры

 / 

П

.

Н

Милюков

. – 

М

., 1994. 

9.

 

Познанский

В

.

В

Очерки

 

формирования

 

национальной

 

культуры

Первая

 

половина

 

Х

I

Х

 

века

 / 

В

.

В

Познанский

. – 

М

., 1975.  

10.

 

Тейлор

Э

.

Б

Первобытная

 

культура

 / 

Э

.

Б

Тейлор

. – 

М

, 1989.  

11.

 

Фрэзер

Д

Золотая

 

ветвь

 / 

Д

Фрэзер

. – 

М

., 1990. 

12.

 

Ценности

 

культуры

 

и

 

современная

 

эпоха

. – 

М

., 1990. 

 

Вопросы

 

для

 

самоконтроля

 

 

1.

 

Чем

 

объясняется

 

устная

 

традиция

 

передачи

 

фольклорного

 

материала

2.

 

В

 

чем

 

состоит

 

алгоритм

 

передачи

 

фольклорной

 

информации

 

с

 

помощью

 

устной

 

традиции

3.

 

В

 

чем

 

проявляется

 

противоположность

 

устной

 

и

 

письменной

 

передачи

 

информации

 

в

 

фольклоре

?  

4.

 

Охарактеризуйте

 

положительные

 

и

 

отрицательные

 

стороны

 

письменной

 

и

 

устной

 

трансляции

 

художе

-

ственных

 

образцов

 
 

Г л а в а

  4  

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ

 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

 

И

 

ЖАНРОВАЯ

 

СИСТЕМА

 

ОТЕ

-

ЧЕСТВЕННОГО

 

ФОЛЬКЛОРА

 

 

 

 

§ 1.  

ЭТАПЫ

 

СТАНОВЛЕНИЯ

 

И

 

РАЗВИТИЯ

 

ФОЛЬКЛОРА

ЕГО

 

ВИДОЖАНРОВАЯ

 

СТРУКТУРА

 

 

Фольклор

 

в

 

отечественной

 

истории

 

прошел

 

длительный

 

путь

 

развития

 

и

 

трансформации

Этот

 

историче

-

ский

 

путь

 

неоднороден

На

 

развитие

 

фольклора

 

особое

 

влияние

 

оказывали

 

различные

 

социально

-

политические

 

и

 

социально

-

культурные

 

процессы

Это

 

позволяет

 

выделить

 

в

 

его

 

развитии

 

несколько

 

этапов

Однако

 

следует

 

оговориться

рамки

 

периодизации

 

художественного

 

явления

 

в

 

истории

 

всегда

 

относительны

Они

 

скорее

 

пока

-

зывают

 

время

 

зарождения

социальный

 

и

 

художественный

 

контексты

а

 

также

 

указывают

 

на

 

их

 

связь

Первый

 

этап

 

характеризует

 

развитие

 

фольклора

 

в

 

догосударственную

 

эпоху

то

 

есть

 

до

 

Х

 

столетия

О

 

фольклоре

 

догосударственного

 

периода

 

судить

 

возможно

 

только

 

по

 

отрывочным

 

сведениям

 

и

 

косвенным

 

дан

-

ным

С

 

уверенностью

 

можно

 

сказать

что

 

чрезвычайно

 

распространенными

 

были

 

народные

 

музыкальные

 

инст

-

рументы

пение

элементы

 

драматической

 

игры

 

и

 

танца

а

 

также

 

прикладное

 

творчество

 

и

 

ремесла

которые

 

бы

-

ли

 

широко

 

представлены

 

во

 

всех

 

группах

 

населения

Быт

жизнь

трудовая

 

практика

 

были

 

пронизаны

 

мифами

обрядами

ритуалами

празднествами

Игра

 

на

 

гуслях

 

составляла

 

одно

 

из

 

необходимейших

 

ритуально

-

обрядовых

 

явлений

 

для

 

древних

 

славян

она

 

тесно

 

сливалась

 

с

 

первобытным

 

русским

 

протяжным

 

пением

На

-

родная

 

песня

искусство

 

народных

 "

игрецов

" – 

исполнителей

 

на

 

музыкальных

 

инструментах

были

 

распростра

-

нены

 

не

 

только

 

среди

 

трудящихся

 

низов

но

 

и

 

в

 

высших

 

слоях

 

общества

 

вплоть

 

до

 

княжеского

 

двора

Очевидно

фольклор

 

формировался

 

как

 

полисоциальное

 

и

 

полиэтническое

 

явление

Носителями

 

его

 

выступали

 

активно

 

взаимодействовавшие

 

между

 

собой

 

племена

роды

общины

проживающие

 (

аборигены

и

 

пришлые

В

 

каждом

 

племени

 

и

 

общине

 

была

 

своя

 

социальная

 

иерархия

которая

 

приняла

наконец

достаточно

 

устойчивые

 

формы

 

княжеского

 

устройства

Вероятно

именно

 

с

 

княжеского

 

и

 

боярского

 

двора

 

начинается

 

и

 

деление

 

народной

 

культуры

 

на

 

высокие

 

и

 

низкие

 

ее

 

формы

Вторым

 

важнейшим

 

этапом

 

в

 

развитии

 

фольклора

 

является

 

период

 

христианизации

 

Руси

Это

 

был

 

первый

 

переломный

 

этап

 

в

 

развитии

 

народной

 

культуры

всей

 

духовной

 

жизни

 

славян

Христианизация

 

не

 

только

 

со

-

единила

 

восточных

 

славян

 

с

 

европейской

 

цивилизаций

но

 

и

 

породила

 

неустойчивость

эклектичность

двоеве

-

рие

 

в

 

самосознании

 

широких

 

слоев

 

народа

Широкое

 

развитие

 

в

 

период

 

средневековья

 

приобретает

 

крестьян

-

ский

 

фольклор

в

 

котором

 

в

 

диалектическом

 

единстве

 

слилось

 

мирское

 

и

 

светское

языческое

 

и

 

христианское

родовое

 

и

 

общеэтническое

На

 

этом

 

этапе

 

фольклор

 

в

 

его

 

многообразных

 

формах

 

и

 

проявлениях

 

захватывал

 

обширную

 

сферу

 

жизни

а

 

его

 

удельный

 

вес

 

в

 

художественной

 

культуре

 

средневековья

 

был

 

значительнее

чем

 

в

 

системе

 

искусств

 

нового

 

времени

На

 

протяжении

 

длительного

 

исторического

 

периода

 

крестьянский

 

фольклор

 

оставался

 

наиболее

 

мощной

 

и

 

целостной

 

мировоззренческой

 

и

 

культурной

 

системой

До

 

эпохи

 

Петра

 I 

фольклор

 

оставался

 

доминирующей

 

художественной

 

системой

 

на

 

Руси

Начиная

 

с

 

Х

VII 

в

., 

позиции

 

традиционного

 

фольклора

 

начинают

 

несколько

 

сужаться

На

 

смену

 

им

 

приходит

 

европейская

 

куль

-

тура

 

с

 

присущими

 

ей

 

видами

 

и

 

жанрами

 

народного

 

художественного

 

творчества

прежде

 

всего

проявившиеся

 

в

 

маскарадной

 

культуре

 

русского

 

дворянства

Тем

 

не

 

менее

в

 

силу

 

особенностей

 

социального

 

развития

 

России

вступившей

 

на

 

капиталистический

 

путь

 

развития

 

только

 

во

 

второй

 

половине

 XIX 

в

., 

крестьянский

 

фольклор

 

оставался

 

доминирующей

 

формой

 

народ

-

ного

 

творчества

 

до

 

начала

 

ХХ

 

в

При

 

этом

 

речь

 

должна

 

идти

 

и

 

о

 

появлении

 

новых

и

 

о

 

затухании

 

и

 

исчезнове

-

нии

 

прежних

 

жанров

 

фольклора

Под

 

влиянием

 

мощных

 

социальных

 

факторов

начиная

 

со

 

второй

 

половины

 

XIX 

в

., 

крестьянский

 

фольклор

 

претерпевает

 

трансформацию

уходит

 

на

 

периферию

 

художественной

 

культуры

Это

 

не

 

могло

 

не

 

отразиться

 

кардинально

 

на

 

характере

 

его

 

бытования

развития

включенности

 

в

 

общий

 

кон

-


background image

текст

 

жизни

Возникновение

 

и

 

развитие

 

других

 

социальных

 

групп

каждая

 

из

 

которых

 

вырабатывала

 

свои

 

специфиче

-

ские

 

формы

 

фольклорного

 

творчества

 (

неслучайно

 

сегодня

 

говорят

 

о

 

фольклоре

 

студенческом

интеллигенции

мещанском

рабочем

), 

привели

 

к

 

его

 

усложнению

 

и

 

дифференциации

Фольклор

перенесенный

 

из

 

крестьянской

 

среды

 

и

 

воспринятый

 

рабочей

 

средой

становится

 

иным

 

с

 

эсте

-

тической

 

точки

 

зрения

 

явлением

ибо

 

он

 

начинает

 

выполнять

 

иную

 

роль

Творчество

 

различных

 

групп

 

естест

-

венным

 

образом

 

соприкасается

возникают

 

пограничные

 

заимствования

Формирование

 

рабочего

 

класса

 

в

 

России

 

в

 

середине

 XIX 

в

., 

его

 

выход

 

на

 

историческую

 

арену

повышение

 

численности

 

роста

 

политического

 

сознания

 – 

все

 

это

 

сопровождалось

 

формированием

 

специфической

 

этно

-

фольклорной

 

среды

Появились

 

отвечающие

 

духу

 

и

 

задачам

 

пролетариата

 

формы

 

художественного

 

творчества

получившие

 

название

 

рабочего

 

фольклора

От

 

крестьянского

 

фолькора

 

это

 

творчество

 

унаследовало

 

наиболее

 

демократические

ценные

 

в

 

социально

-

нравственном

 

и

 

эстетическом

 

отношениях

отвечающие

 

духу

 

времени

 

и

 

потребностям

  "

своего

класса

 

тради

-

ции

опыт

формы

репертуар

Происходило

 

их

 

критическое

 

переосмысление

 

с

 

учетом

 

запросов

 

рабочего

 

клас

-

са

его

 

положения

как

 

это

 

видно

 

на

 

примере

 

русских

 

народных

 

песен

бытовавших

 

в

 

России

 

во

 

второй

 

полови

-

не

 XIX – 

начале

 

ХХ

 

в

Начиная

 

с

 

конца

 XIX 

в

., 

фольклор

 

под

 

влиянием

 

объективных

 

геополитических

 

и

 

экономических

 

процес

-

сов

происходящих

 

в

 

стране

испытывал

 

всевозрастающее

 

давление

 

со

 

стороны

 

других

 

слоев

 

культуры

терял

 

наиболее

 

стабильные

 

крестьянские

 

истоки

Массовое

 

раскрестьянивание

уничтожение

 

естественного

 

образа

 

жизни

 

крестьянства

сопровождаемое

 

физическим

 

уничтожением

 

значительной

 

его

 

части

привели

 

к

 

глобаль

-

ному

 

разрушению

 

крестьянского

 

слоя

 

культуры

Ее

 

эрозия

наблюдавшаяся

 

более

 

полувека

превратилась

 

в

 

необратимый

 

процесс

В

 20–30-

х

 

гг

ХХ

 

столетия

 

развитие

 

фольклора

 

стимулировалось

Он

 

становился

 

основой

 

для

 

развития

 

профессиональной

 

и

 

самодеятельной

 

художественной

 

культуры

В

 30–40-

е

 

гг

на

 

всесоюзных

 

сценах

по

 

радио

 

выступали

 

народные

 

певцы

 

и

 

сказители

выдающиеся

 

творческие

 

коллективы

 – 

хоровые

 

и

 

танцевальные

 

ан

-

самбли

Фольклор

 

в

 

предвоенные

 

десятилетия

 

продолжал

 

развиваться

 

в

 

крестьянской

 

и

 

городской

 

среде

До

-

вольно

 

сложные

 

процессы

 

происходили

 

в

 

фольклоре

 

в

 50–70-

е

 

гг

ХХ

 

в

Специалисты

 

заговорили

 

в

 

очередной

 

раз

 

о

  "

смерти

фольклора

 

и

 

связывали

 

ее

прежде

 

всего

с

 

мощным

 

воздействием

 

на

 

него

 

социально

-

политических

 

и

 

идеологических

 

факторов

Уменьшение

 

удельного

 

веса

 

крестьянского

 

фольклора

 

в

 

общем

 

контексте

 

народной

 

культуры

 

не

 

означает

 

исчезновения

 

или

 

замены

 

всего

 

фольклора

 

другими

 

формами

 

творчества

Крестьянский

 

фольклор

 

продолжает

 

историческое

 

развитие

 

по

 

своим

 

внутренним

 

законам

и

 

наряду

 

с

 

ним

 

существует

 

масса

 

других

 

фольклорных

 

явлений

В

 

современной

 

социокультурной

 

ситуации

 

формируется

 

новая

 

этнофольклорная

 

среда

в

 

которой

 

развива

-

ется

сохраняя

 

наиболее

 

привлекательные

 

стороны

 

и

 

черты

фольклор

Постепенный

 

процесс

 

поиска

 

своего

 

места

 

в

 

духовной

 

практике

 – 

историческая

 

закономерность

 

развития

 

фольклора

Без

 

этого

 

не

 

может

 

быть

 

его

 

нормального

 

функционирования

которое

 

обеспечивается

 

постоянным

 

обновлением

видоизменением

приспо

-

соблением

Обновление

 

касается

 

и

 

эстетической

и

 

прагматической

 

сущности

 

фольклора

и

 

функций

то

 

есть

 

его

 

основополагающих

характерных

 

черт

 

и

 

свойств

Меняется

 

панорама

 

бытования

 

фольклора

его

 

социально

-

культурный

 

контекст

его

 

облик

черты

 

и

 

характеристики

механизмы

 

включения

 

и

 

отражения

 

жизни

В

 

условиях

когда

 

бурное

 

развитие

 

получают

 

средства

 

массовой

 

коммуникации

когда

 

письменность

ху

-

дожественное

 

образование

 

становятся

 

доступными

 

по

 

существу

 

всей

 

массе

 

населения

фольклор

 

не

 

может

 

функционировать

 

лишь

 

в

 

лоне

 

устной

 

традиции

Он

 

изменяет

 

способы

 

своего

 

бытования

 

и

 

коммуникации

мо

-

жет

 

передаваться

 

не

 

только

 

устным

но

 

и

 

письменным

 

путем

Это

 

принципиально

 

новая

 

черта

 

его

 

современного

 

развития

Остановимся

 

более

 

подробно

 

на

 

основных

 

жанрах

 

традиционного

 

народного

 

художественного

 

творчества

В

 

русском

 

искусствоведении

 

под

 

словом

 "

жанры

понимается

 

не

 

родовое

а

 

видовое

 

понятие

Жанр

 

харак

-

теризует

 

особые

 

виды

 

и

 

способы

 

художественной

 

деятельности

Виды

 

также

 

распадаются

 

на

 

отдельные

 

типы

жанры

 

и

 

формы

 

художественных

 

произведений

Устное

 

народное

 

творчество

 

включает

 

в

 

себя

 

народную

 

словесность

 

и

 

песенное

 

творчество

О

 

нем

 

речь

 

пойдет

 

чуть

 

ниже

Особенностями

 

устного

 

народного

 

творчества

 

является

 

то

что

 

оно

 

возникло

 

как

 

беспись

-

менная

 

форма

 

народной

 

культуры

и

 

в

 

древние

 

времена

до

 

появления

 

печатных

 

сборников

его

 

произведения

 

передавались

 "

из

 

уст

 

в

 

уста

", 

от

 

поколения

 

к

 

поколению

Другая

 

особенность

 

устного

 

народного

 

творчества

 – 

вариативность

Даже

 

один

 

и

 

тот

 

же

 

сказитель

как

 

бы

 

он

 

не

 

старался

 

быть

 

точным

при

 

каждом

 

повторении

 

од

-

ного

 

и

 

того

 

же

 

текста

 

добавлял

 

что

-

то

 

свое

Основными

 

видами

 

и

 

жанрами

 

устного

 

народного

 

творчества

пре

-

жде

 

всего

являются

 

произведения

 

малой

 

формы

 – 

пестушки

потешки

загадки

считалки

дразнилки

приговор

-

ки

 

или

 

пустоговорки

поговорки

присловья

скороговорки

чистоговорки

прибаутки

 

и

 

пустобайки

Важнейшим

 

жанром

 

устного

 

народного

 

творчества

 

является

 

сказка

По

 

происхождению

 

она

 

связана

 

с

 

ми

-

фологической

 

культурой

В

 

свою

 

очередь

 

народные

 

сказки

 

можно

 

подразделить

 

на

 

сказки

 

о

 

животных

вол

-

шебные

бытовые

анекдотические

 (

это

 

условная

 

классификация

). 

Самые

 

древние

 

из

 

них

 – 

сказки

 

о

 

животных

К

 

жанрам

 

народного

 

творчества

 

относится

 

русский

 (

устный

эпос

песни

сказания

предания

 

повествова

-

тельного

 

характера

произведения

 

о

 

событиях

 

из

 

жизни

 

героев

которые

 

создавались

 

устным

 

путем

исполня

-

лись

 

и

 

запоминались

 

на

 

слух

передаваясь

 

из

 

поколения

 

в

 

поколение

Самым

 

древним

 

видом

 

устного

 

эпоса

со

-

хранившимся

 

в

 

народной

 

памяти

 

на

 

протяжении

 

многих

 

столетий

являлись

 

так

 

называемые

 

былины

Все

 

рус

-

ские

 

былины

 

можно

 

подразделить

 

по

 

месту

 

создания

 

и

 

особенностям

 

содержания

 

на

 

два

 

цикла

 – 

киевский

 

и

 


background image

новгородский

Киевские

 

былины

 – 

это

 

героические

 

песни

 

о

 

подвигах

 

богатырей

воинов

защищающих

 

Рус

-

скую

 

землю

 

от

 

несметных

 

полчищ

 

врагов

Новгородские

 

былины

 

говорят

 

о

 

мирной

 

жизни

быте

торговле

при

-

ключениях

 

купцов

В

 

русской

 

народной

 

балладе

 

воспеваются

 

трагические

 

истории

 

любовных

 

и

 

семейных

 

отношений

На

 

пе

-

риферии

 

былинного

 

творчества

 

находятся

 

былины

-

скоморошины

которые

 

объединяет

 

с

 

другими

 

эпическими

 

песнями

 

общность

 

некоторых

 

поэтических

 

приемов

Еще

 

одним

 

жанром

 

являются

 

духовные

 

стихи

которые

 

обычно

 

определяются

 

как

 

эпические

 

или

 

лирические

 

произведения

 

религиозного

 

характера

 

или

 

народные

 

про

-

изведения

 

на

 

религиозные

 

темы

Народное

 

зодчество

 

также

 

является

 

особым

 

видом

 

народного

 

художественного

 

творчества

Это

прежде

 

всего

деревянное

 

зодчество

тесно

 

связанное

 

с

 

эстетическими

 

представлениями

 

народа

 

относительно

 

архитек

-

туры

 

и

 

строительства

Существует

 

несколько

 

типов

 

построек

крестьянское

 

жилище

 

имело

 

несколько

 

типов

характерных

 

для

 

того

 

или

 

иного

 

региона

 

России

Русское

 

жилище

 

в

 

зависимости

 

от

 

региона

 

имело

 

особенности

 

планировки

декора

 

и

 

его

 

семантики

Особенный

 

тип

 

русской

 

архитектуры

 – 

это

 

хоромное

 

зодчество

Особые

 

планировку

 

и

 

назначения

 

имели

 

хоромы

 

и

 

различные

 

их

 

помещения

Среди

 

них

 

важную

 

функциональную

 

на

-

грузку

 

имели

 

крыльцо

повалуша

сени

горница

светлица

 

и

 

др

Особую

 

архитектурную

 

структуру

 

имели

 

ка

-

менные

 

палаты

Свои

 

законы

 

зодчества

 

использовались

 

при

 

строительстве

 

крепостей

Наиболее

 

изысканными

 

в

 

эстетическом

 

отношении

 

были

 

храмовые

 

постройки

среди

 

которых

 

выделялись

 

часовни

церкви

 

и

 

отдельно

 

стоящие

 

колокольни

К

 

фольклорному

 

театру

 

относят

 

представления

 

скоморохов

кукольный

 

театр

 

Петрушки

балаганы

раек

вертеп

 

и

 

народную

 

драму

Последний

 

жанр

 

был

 

особым

 

явлением

 

в

 

истории

 

отечественной

 

культуры

Наиболее

 

распространенными

 

и

 

дошедшими

 

до

 

нас

 

текстами

 

являются

 

драмы

 "

Лодка

", "

Царь

 

Максимилиан

", 

оставляв

-

шие

 

широкий

 

простор

 

для

 

импровизации

 

и

 

сатиры

К

 

народному

 

театру

 

примыкают

 

также

 

литургические

 

дей

-

ства

 – "

Хождение

 

на

 

осляти

", "

Действо

 

цветоносия

и

 

др

Народный

 

танец

 

является

 

основой

 

хореографической

 

культуры

 

общества

Танцы

 

различаются

 

по

 

рисун

-

кам

танцевальной

 

лексике

 

и

 

по

 

композиции

Наиболее

 

распространенным

 

жанрами

 

народного

 

танца

 

являлся

 

хоровод

 (

имевший

 

свои

 

особенности

 

в

 

каждом

 

регионе

). 

В

 

свою

 

очередь

 

старинные

 

русские

 

хороводы

 

подраз

-

делялись

 

на

 

круговой

змейка

хоровод

-

шествие

 

и

 

др

Очень

 

распространенными

 

танцами

 

также

 

были

 

кадриль

пляска

 (

самые

 

известные

 

из

 

них

 "

Барыня

", "

Комаринская

", "

Полянка

", "

Рязаночка

", "

Мотанечка

", "

Рассыпуха

"). 

Кроме

 

того

широкое

 

распространение

 

получил

 

перепляс

 – 

своеобразное

 

состязание

 

в

 

ловкости

сообразитель

-

ности

 

и

 

выносливости

Особым

 

явлением

 

в

 

народном

 

художественном

 

творчестве

 

является

 

народное

 

изобразительное

 

и

 

декора

-

тивно

-

прикладное

 

искусство

К

 

основным

 

его

 

видам

 

относятся

 

художественная

 

обработка

 

дерева

 (

резьба

 

и

 

рос

-

пись

), 

художественная

 

обработка

 

металла

  (

литье

ковка

тиснение

чеканка

просечка

гравировка

чернение

эмальерное

 

искусство

), 

художественная

 

обработка

 

кости

 

и

 

рога

художественная

 

обработка

 

камня

художест

-

венная

 

обработка

 

ткани

  (

художественные

 

ткачество

вышивка

кружевоплетение

), 

художественная

 

керамика

русские

 

художественные

 

лаки

Особый

 

вид

 

народного

 

искусства

 

представлял

 

собой

 

народный

 

костюм

Он

 

также

 

отличался

 

в

 

различных

 

ре

-

гионах

Наиболее

 

известными

 

являлись

 

северо

-

русский

 

сарафанный

 

комплекс

 

и

 

южно

-

русский

 – 

поневный

Все

 

элементы

 

костюма

 

обильно

 

декорировались

 

вышивкой

 

и

 

аппликацией

Особую

 

художественную

 

ценность

 

представляли

 

собой

 

головные

 

уборы

среди

 

которых

 

различались

 

девичьи

 

и

 

женские

Наиболее

 

яркими

 

в

 

эсте

-

тическом

 

отношении

 

были

 

кокошники

 

и

 

сороки

Остановимся

 

более

 

подробно

 

на

 

музыкальных

 

жанрах

 

народного

 

художественного

 

творчества

 

§ 2.  

НАРОДНОЕ

 

ПЕСЕННОЕ

 

ИСКУССТВО

 

 

Народное

 

песенное

 

искусство

 

тесно

 

связано

 

с

 

устным

 

народным

 

творчеством

имеет

 

собственную

 

жанро

-

вую

 

специфику

которая

 

очень

 

разнообразна

Отметим

что

 

понятие

 "

жанр

применительно

 

к

 

русскому

 

народ

-

ному

 

песенному

 

творчеству

 

означает

 

разновидность

 

произведений

 

вокального

 

фольклора

отличающихся

 

суще

-

ственными

 

общими

 

чертами

 

музыкально

-

стиховой

 

структуры

 

и

 

музыкально

-

поэтической

 

образности

кроме

 

того

они

 

обладают

 

особенной

 

спецификой

определяющейся

 

той

 

общественной

 

и

 

художественной

 

функцией

которую

 

они

 

выполняют

 

в

 

крестьянском

 

или

 

городском

 

социуме

Есть

 

определенные

 

закономерности

 

времени

 

и

 

места

 

исполнения

 

песен

поэтому

 

у

 

каждого

 

песенного

 

жанра

 

есть

 

своя

 

функция

а

 

соответственно

и

 

свой

 

поэтический

 

образ

 

и

 

своеобразная

 

манера

 

исполнения

В

 

традиционной

 

фольклористике

 

существует

 

классифи

-

кация

 

следующих

 

жанров

любовные

семейно

-

бытовые

трудовые

казацкие

солдатские

рекрутские

тюрем

-

ные

арестантские

юмористические

 

и

 

шуточные

а

 

также

 

обрядовые

 

песни

 – 

календарные

 

и

 

свадебные

Наиболее

 

архаичными

 

образцами

 

народной

 

лирики

 

являются

 

любовные

 

песни

.

 

Они

 

проникнуты

 

элегиче

-

ским

 

с

 

оттенком

 

трагического

 

настроением

 

и

 

чаще

 

всего

 

описывают

 

типичные

 

жизненные

 

коллизии

обуслов

-

ленные

 

неразделенной

забытой

 

или

 

преданной

 

любовью

Они

 

звучат

 

от

 

лица

 

юноши

 

или

 

девушки

В

 

этих

 

про

-

изведениях

 

передается

 

идеализированный

 

портрет

 

любимого

 

человека

при

 

этом

 

используются

 

традиционные

 

для

 

устного

 

народного

 

творчества

 

гиперболы

 

и

 

сравнения

типа

: "

краше

 

красного

 

золота

", "

ясен

 

сокол

и

 

т

.

п

Приукрашенный

 

подобными

 

способами

 

облик

 

любимого

 

контрастирует

 

внутреннему

 

состоянию

 

героини

пе

-

реживающей

 

глубокую

 

печаль

почти

 

отчаяние

 

и

 

глубочайшую

 

тоску

Разновидность

 

лирических

 

песен

 – 

се

-

мейные

они

 

также

 

полны

 

драматизма

в

 

основе

 

которого

 

лежит

 

неразрешимый

 

конфликт

 

между

 

мужем

 

и

 

же

-

ной

мачехой

 

и

 

падчерицей

отцом

 

и

 

взрослым

 

сыном

братьями

 

и

 

сестрой

свекровью

 

и

 

невесткой

 

и

 

т

.

п

В

 

цен

-

тре

 

внимания

 

семейных

 

песен

 

также

 

может

 

оказаться

 

несчастная

 

судьба

 

вдовы

сироты

 

или

 

солдатки

По

 

со

-