Файл: нар твор пособик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2021

Просмотров: 552

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

4.

 

Каргин

А

.

С

Народное

 

художественное

 

творчество

 / 

А

.

С

Каргин

. – 

М

., 1990. 

5.

 

Каргин

А

.

С

Народная

 

художественная

 

культура

 : 

учебник

 / 

А

.

С

Каргин

. – 

М

., 2000. 

6.

 

Некрасова

Н

.

А

Народное

 

искусство

 

как

 

часть

 

культуры

 / 

Н

.

А

Некрасова

. – 

М

., 1983. 

 

Вопросы

 

для

 

самоконтроля

 

 

1.

 

Дайте

 

наиболее

 

полное

 

определение

 

фольклора

2.

 

Каков

 

состав

 

видов

 

народного

 

искусства

относящихся

 

к

 

фольклору

3.

 

Укажите

 

основные

 

признаки

 

фольклора

4.

 

Перечислите

 

основные

 

формы

 

бытования

 

фольклора

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Г л а в а

  2  

 

СИНКРЕТИЧНАЯ

 

ПРИРОДА

 

ФОЛЬКЛОРА

 

 

 

 

Понятие

  "

синкретизм

происходит

 

от

 

греческого

 

слова

обозначающего

 

соединение

объединение

пред

-

ставляет

 

собой

 

первоначальную

 

слитность

 

элементов

 

целого

которые

 

не

 

могут

 

быть

 

разъединены

 

и

 

рассмотре

-

ны

 

отдельно

Синкретизм

 

обычно

 

отличают

 

от

 

синтеза

обозначающего

 

искусственное

 

соединение

 

различных

 

элементов

Таким

 

образом

синкретизм

 

характеризует

 

состояние

 

связи

нерасчлененности

свойственное

 

начальному

 

этапу

 

развития

 

того

 

или

 

иного

 

явления

Применительно

 

к

 

фольклору

 

синкретизм

 

становится

 

родовым

 

свойст

-

вом

пронизывающим

 

все

 

структурные

 

компоненты

 

фольклорной

 

системы

 

и

 

все

 

особенности

 

бытования

 

фольк

-

лора

Среди

 

возможных

 

проявлений

 

синкретизма

 

можно

 

выделить

 

взаимосвязь

 

жанров

 

фольклора

единство

 

утилитарного

магического

 

и

 

эстетического

 

начал

 

в

 

произведении

 

народного

 

искусства

взаимодействие

 

языче

-

ского

 

и

   

религиозного

 

начала

 

в

 

народной

 

художественной

 

культуре

отсутствие

 

в

 

народном

 

художественном

 

творчестве

 

временного

 

членения

 

на

 

труд

 

и

 

отдых

 

и

 

т

.

п

На

 

анализе

 

взаимосвязи

 

жанров

 

остановимся

 

чуть

 

позже

Следует

 

особо

 

отметить

что

 

любое

 

произведе

-

ние

 

народного

 

искусства

 

представляет

 

собой

 

художественный

 

текст

имеющий

 

элементы

 

магического

эстети

-

ческого

 

и

 

утилитарного

Так

произведение

 

народного

 

искусства

 

обязательно

 

содержит

 

в

 

себе

 

апелляцию

 

к

 

языческим

 

богам

духам

 

или

 

демонам

имеющую

 

смысл

 

просьбы

 

или

 

оберега

Слово

интонация

форма

архи

-

тектоника

цвет

орнаментика

 

обладают

 

особым

 

семиотическим

 

контекстом

адресованным

 

сакральным

 

силам

С

 

другой

 

стороны

любое

 

произведение

 

народного

 

искусства

 

оказывается

 

выполненным

 

по

 

законам

 

и

 

правилам

 

данного

 

жанра

 

художественного

 

творчества

и

соответственно

может

 

быть

 

проанализировано

 

и

 

оценено

 

с

 

по

-

зиции

 

эстетических

 

канонов

 – 

музыкальных

изобразительных

хореографических

драматических

 

и

 

т

.

п

Произведения

 

народного

 

искусства

 

никогда

 

не

 

создавались

 

без

 

какого

-

либо

 

смысла

определенного

 

утили

-

тарного

 

назначения

Здесь

 

срабатывал

 

характерный

 

для

 

любого

 

этноса

 

принцип

 

экономии

 

энергии

 

и

 

сил

По

-

этому

 

любое

 

произведение

 

искусства

 – 

пространственное

 

или

 

временное

 – 

обязательно

 

имеет

 

утилитарный

 

смысл

 

и

 

значимость

то

 

есть

 

как

-

то

 

оптимизирует

 

жизнь

 

человека

делает

 

более

 

комфортным

 

и

 

эстетичным

 

его

 

быт

Особый

 

вид

 

проявления

 

синкретизма

 

в

 

народной

 

художественной

 

культуре

 – 

взаимодействие

 

в

 

нем

 

языче

-

ских

 

начал

 

и

 

религиозных

 

начал

 

той

 

или

 

иной

 

конфессии

В

 

русском

 

искусстве

 

это

 

проявляется

 

на

 

уровне

 

взаимодействия

 

языческих

 

и

 

православных

 

начал

С

 

принятием

 

христианства

 

этническая

 

и

 

православная

 

тра

-

диции

 

продолжали

 

развиваться

 

параллельно

постепенно

 

византийско

-

хри

-

стианская

 

традиция

 

стала

 

одной

 

из

 

двух

 

главных

 

составляющих

 

древнерусской

 

культуры

Вступив

 

во

 

взаимодействие

эти

 

два

 

культурных

 

потока

 


background image

видоизменились

сохраняясь

 

в

 

чистом

 

виде

 

лишь

 

на

 

периферии

 

развивающегося

 

общественного

 

сознания

Складывался

 

принципиально

 

новый

 

подвижный

 

тип

 

мировоззрения

 – 

православно

-

языческий

двоеверный

 

син

-

кретизм

То

 

есть

 

в

 

недрах

 

русской

 

культуры

 

родился

 

феномен

 

христианско

-

языческого

 

религиозного

 

синкре

-

тизма

который

 

нашел

 

выражение

 

в

 

русской

 

художественной

 

культуре

В

 

художественном

 

сознании

 

русского

 

народа

 

произошло

 

соединение

 

христианского

 

и

 

мифологического

 

мировоззрений

Прежде

 

всего

это

 

проявилось

 

в

 

переносе

 

атрибутов

 

языческих

 

богов

 

на

 

православных

 

святых

В

 

частно

-

сти

языческий

 

бог

 

Сварог

покровитель

 

кузнецов

был

 

заменен

 

двумя

 

христианскими

 

святыми

 – 

Козьмой

 

и

 

Демьяном

Иван

 

Купала

 

был

 

соотнесен

 

с

 

образом

 

Иоанна

 

Крестителя

Своеобразной

 

синкретизации

 

подвергся

 

и

 

культ

 

Богородицы

он

 

вобрал

 

в

 

себя

 

атрибуты

 

языческих

 

женских

 

богинь

 – 

Матери

-

Сыры

 

Земли

Мокоши

 

и

 

Пятницы

В

 

народных

 

религиозных

 

представлениях

 

космогонические

 

мифологические

 

образы

 

сложно

 

переплетались

 

с

 

апокрифическими

 

и

 

библейскими

 

сюжетами

 

и

 

выстраивались

 

в

 

систему

характеризующую

 

природную

 

и

 

соци

-

альную

 

иерархию

представления

 

о

 

прошлом

 

и

 

будущем

Руководствуясь

 

логикой

 

исключения

 

из

 

традиционного

 

быта

 

славян

 

языческих

 

праздников

при

 

введении

 

христианства

 

церковь

 

замещала

 

важнейшие

 

праздники

 

земледельческого

 

календаря

 

православными

 

праздника

-

ми

Священный

 

календарь

 

древности

 

оказался

 

точно

 

наложенным

 

на

 

христианский

 

богослужебный

 

годовой

 

цикл

Традиционный

 

славянский

 

праздник

 

солнцеворота

посвященный

 

двум

 

языческим

 

богам

 – 

Коляде

 (

богу

 

новолетия

и

 

Овсеню

 (

покровителю

 

смены

 

времен

 

года

 

и

 

нового

 

урожая

), 

а

 

также

 

праздник

 

в

 

честь

 

бога

 

покро

-

вителя

 

скота

 

Белеса

приуроченные

 

ко

 

дню

 

зимнего

 

солнцестояния

были

 

замещены

 

празднованием

 

в

 

честь

 

Ро

-

ждества

 

и

 

Крещения

 

Иисуса

 

Христа

Не

 

в

 

силах

 

искоренить

 

языческие

 

по

 

своему

 

происхождению

 

календарно

-

земледельческие

 

праздники

 

Православная

 

Церковь

 

благосклонно

 

относилась

 

к

 

насыщению

 

их

 

христианской

 

символикой

 

и

 

содержанием

Рассмотрим

 

процессы

 

взаимодействия

 

православных

 

и

 

языческих

 

начал

 

на

 

примере

 

развития

 

конкретных

 

жанров

 

русского

 

искусства

С

 

византийской

 

христианской

 

культурой

 

связано

 

формирование

 

традиции

 

массового

 

пения

 

без

 

инструмен

-

тального

 

сопровождения

 

в

 

православном

 

храме

Но

 

заимствованные

 

канонизированные

 

греческие

 

мелодии

 

вскоре

 

ассимилировались

и

 

на

 

их

 

основе

 

возникли

 

распевы

вобравшие

 

в

 

себя

 

интонационные

 

обороты

 

народ

-

ных

 

песен

на

 

основе

 

чего

 

появились

 

уникальные

 

в

 

своем

 

роде

 

напевы

 – 

знаменный

демественный

киевский

новгородский

столбовой

московский

 

и

 

другие

Церковно

-

певческое

 

искусство

 

оказало

 

существенное

 

влияние

 

на

 

возникновение

 

и

 

развитие

 

в

 

России

 

таких

 

жанров

 

внелитургических

 

духовных

 

песнопений

как

 

стихи

 

покаянные

умилительные

 

или

 

слезные

 

псалмы

 

и

 

так

 

далее

Характерные

 

черты

 

эпических

 

жанров

 

устного

 

народного

 

творчества

 

ярко

 

проявились

 

в

 

духовных

 

стихах

Духовный

 

стих

 

выражал

 

не

 

только

 

народные

 

взгляды

 

на

 

мир

 

и

 

человеческую

 

историю

но

 

и

 

содержал

 

в

 

себе

 

основные

 

народные

 

мысли

 

о

 

Добре

 

и

 

Зле

о

 

Справедливости

 

и

 

Чести

о

 

Царстве

 

Небесном

то

 

есть

 

он

 

вы

-

ражал

 

народную

 

нравственность

 

и

 

воспитывал

 

души

 

людей

Народные

 

религиозные

 

представления

 

выражались

 

не

 

только

 

в

 

народных

 

легендах

 

и

 

духовных

 

стихах

Их

 

воздействие

 

можно

 

обнаружить

 

в

 

живописи

графике

 

и

 

архитектуре

Привнесенная

 

из

 

Византии

 

культура

 

легла

 

на

 

твердую

 

почву

 

крепких

 

славянских

 

художественных

 

традиций

В

 

религиозном

 

изобразительном

 

искусстве

 

и

 

зодчестве

 

ярко

 

отразилась

 

живая

 

народная

 

душа

Используя

 

достижения

 

византийского

 

зодчества

 

и

 

живописи

Киевская

 

Русь

 

сохранила

 

основу

 

своей

 

самобытной

 

культуры

и

 

византийские

 

учителя

-

зодчие

 

и

 

живописцы

 

должны

 

были

 

считаться

 

со

 

вкусами

 

своих

 

учеников

 – 

древнерусских

 

мастеров

 

и

 

художников

По

 

сравнению

 

с

 

византийским

древнерусское

 

искусство

 

несравненно

 

демократичнее

В

 

нем

 

настойчиво

 

пробивается

 

народная

 

струя

его

 

формы

 

и

 

образы

 

менее

 

отвлеченны

аскетичны

более

 

полнокровны

В

 

русской

 

иконописи

 

больше

 

радостного

чисто

 

чувственного

 

восприятия

 

мира

душой

 

русской

 

иконописи

 

были

 

краски

В

 

них

 

ярко

 

проявились

 

народные

 

вкусы

совершенно

 

изменившие

 

суровый

 

византийский

 

колорит

 

своей

 

ликую

-

щей

 

жизнерадостностью

Древнерусское

 

церковное

 

искусство

 

в

 

основе

 

своей

 

глубоко

 

народное

праздничное

 

и

 

в

 

то

 

же

 

время

 

эмоциональное

 

в

 

трактовке

 

традиционных

 

сюжетов

Очень

 

благотворное

 

воздействие

 

оказало

 

принятие

 

христианства

 

на

 

развитие

 

традиционного

 

декоративно

-

прикладного

 

искусства

Это

 

проявилось

 

в

 

его

 

обогащении

 

сюжетами

 

и

 

приемами

 

византийской

 

техники

В

 

ча

-

стности

это

 

коснулось

 

ювелирного

 

искусства

где

 

отмечено

 

появление

 

культовых

 

принадлежностей

выпол

-

ненных

 

в

 

технике

 

финифти

гравировки

чернения

тиснения

 

и

 

эмальерного

 

искусства

Истории

 

известна

 

и

 

дру

-

гая

 

тенденция

когда

 

эталоны

 

и

 

традиции

 

религиозного

 

искусства

 

стали

 

основой

 

для

 

развития

 

народного

 

про

-

мысла

Очень

 

наглядно

 

такое

 

взаимодействие

 

проявилось

 

в

 

художественных

 

промыслах

 

русской

 

лаковой

 

ми

-

ниатюры

 (

Холуй

Палех

 

и

 

Мстера

). 

Еще

 

в

 

древности

 

синкретизм

 

этнического

 

художественного

 

сознания

 

предопределил

 

интегрированный

 

ха

-

рактер

 

образов

 

и

 

сюжетов

 

художественного

 

творчества

В

 

первобытном

 

искусстве

 

функциональная

 

связь

 

видов

 

искусства

 

и

 

их

 

внеэстетическая

 

обусловленность

 

выступали

 

как

 

функционирование

 

синкретического

 

образа

художественный

 

смысл

 

которого

 

не

 

сводился

 

к

 

смыслу

 

ни

 

одного

 

из

 

составляющих

 

его

 

компонентов

развив

-

шихся

 

в

 

дальнейшем

 

в

 

более

 

или

 

менее

 

самостоятельные

 

виды

 

искусства

Сам

 

же

 

этот

 

общий

 

смысл

 

синкрети

-

ческого

 

действа

 

был

 

теснейшим

 

образом

 

связан

 

с

 

мифологией

и

 

поэтому

 

на

 

последующих

 

ступенях

 

развития

 

фольклора

 

произведения

 

его

 

сохраняют

 

в

 

себе

 

следы

 

древних

 

мифологических

 

представлений

 

и

 

образов

в

 

то

 

время

 

как

 

сама

 

породившая

 

их

 

система

 

уже

 

исчезла

Мифологии

 

как

 

древней

 

мировоззренческой

 

системе

 

свойственна

 

определенная

 

пространственно

-

временная

 

двойственность

Миф

 

не

 

может

 

быть

 

полностью

 "

переведен

в

 

повествование

расположен

 

хроноло

-

гически

 

в

 

силу

 

того

что

 

наряду

 

с

 

диахроническим

 

движением

 

событий

 

во

 

времени

 

миф

 

делает

 

эти

 

события

 

как

 


background image

бы

 

сосуществующими

расположенными

 

в

 

некотором

 

мифологическом

 

пространстве

 

и

 

трансформированными

 

в

 "

кирпичики

 

вселенной

". 

Иначе

 

говоря

миф

 

шире

 

повествовательного

 

искусства

так

 

как

 

он

 

столько

 

же

 

пове

-

ствование

сколько

 

и

 

пространственная

 

композиция

поэтому

 

ни

 

пространственные

ни

 

временные

 

искусства

 

в

 

отдельности

 

не

 

способны

 

передать

 

всю

 

мифологическую

 

информацию

что

 

порождает

 

их

 

взаимодополняе

-

мость

в

 

тематическом

 

аспекте

 

проявляющуюся

 

как

 

взаимоинтерпретация

Итак

связь

 

пространственных

 

и

 

временных

 

сфер

 

народного

 

творчества

 

обусловлена

 

свойствами

 

мифологии

с

 

которой

 

они

 

генетически

 

связа

-

ны

а

 

их

 

взаимодополняемость

 – 

различием

 

их

 

бытовых

 

и

 

художественных

 

функций

Синкретично

 

само

 

исполнение

 

фольклора

Оно

 

комплексно

 

и

 

полиэлементно

Так

пение

 

в

 

первобытном

 

обществе

 – 

это

 

не

 

только

 

искусство

не

 

только

 

особая

 

форма

 

художественного

 

самовыражения

но

 

и

 

во

 

многом

 

еще

 

и

 

сама

 

жизнь

 

в

 

ее

 

повседневном

бытовом

 

проявлении

В

 

условиях

 

синкретической

 

нерасчлененности

 

форм

 

общественного

 

сознания

при

 

отсутствии

 

письменности

 

и

 

при

 

исключительно

 

изустной

 

передаче

 

любых

 

тради

-

ций

 

пение

 

является

 

одним

 

из

 

несущих

 

стержней

 

всей

 

духовной

 

культуры

Без

 

него

 

не

 

обходится

 

ни

 

примитив

-

ная

 

религия

ни

 

мораль

ни

 

зачатки

 

философии

 

или

 

истории

этой

 

коллективной

 

памяти

 

племени

без

 

него

 

не

 

существует

 

поэзия

Песня

 

всегда

 

включена

 

в

 

некую

 

устойчивую

традиционную

 

внепесенную

 

систему

 

и

 

составляет

 

с

 

нею

 

еди

-

ное

 

целое

вне

 

этой

 

системы

 

она

 

не

 

может

 

ни

 

возникнуть

ни

 

существовать

Любая

 

песня

 

для

 

чего

-

то

 

предна

-

значена

к

 

чему

-

то

 

привязана

с

 

чем

-

то

 

структурно

 

и

 

функционально

 

связана

Ситуативность

 

и

 

функциональ

-

ность

 – 

исходные

 

качества

 

песни

 

и

 

непременное

 

условие

 

ее

 

возникновения

 

и

 

существования

Они

 

определяют

 

место

 

и

 

роль

 

песни

 

в

 

жизни

в

 

культуре

в

 

быту

Они

 

же

 

обусловливают

 

тот

 

комплекс

 

внутренних

 

свойств

 

и

 

закономерностей

который

 

можно

 

определить

 

как

 

песенный

 

мир

Аналогичная

 

жесткая

 

приуроченность

 

песни

 

к

 

ритуалу

а

 

через

 

него

 – 

к

 

образу

 

жизни

 

и

 

всей

 

культуре

 

со

-

циума

 

обнаруживается

 

и

 

в

 

большинстве

 

музыкальных

 

культур

 

африканских

 

народностей

до

 

недавнего

 

времени

 

находившихся

 

на

 

ранних

 

стадиях

 

общественного

 

развития

Современный

 

уровень

 

знаний

 

о

 

фольклоре

 

закономерно

 

приводит

 

к

 

мысли

 

о

 

системном

 

характере

 

фольк

-

лорной

 

культуры

единицами

 

которой

 

являются

 

не

 

песни

мифы

танцы

 

сами

 

по

 

себе

не

 

отдельные

искусст

-

венно

 

вырванные

 

исследователем

 

из

 

контекста

 

и

 

произвольно

 

интерпретированные

 

в

 

терминах

 

традиционного

 

искусствознания

 

и

 

эстетики

 "

произведения

народного

 

искусства

, "

опусы

вообще

а

 

целостные

 

фольклорные

 

акты

фольклорные

 

действа

 

и

 

действия

 (

ритуалы

обряды

 

в

 

широком

 

смысле

 

слова

). 

В

 

их

 

структуре

 

звук

 

и

 

сло

-

во

движение

жест

все

 

богатство

 

мимических

 

средств

цвет

изображение

процессы

 

пения

игры

рассказыва

-

ния

танцевания

драматизации

 

и

 

так

 

далее

 

образуют

 

нерасторжимое

 

единство

организуемое

 

драматургией

 

это

-

го

 

акта

его

 

функцией

его

 

направленностью

 

на

 

достижение

 

далеко

 

не

 

всегда

 

эстетических

но

 

всегда

 

социально

 

значимых

 

целей

И

 

чем

 

большее

 

значение

 

имеют

 

эти

 

цели

 

для

 

социума

 

в

 

целом

тем

 

более

 

сложной

 

и

 

масштаб

-

ной

 

становится

 

структура

 

такого

 

акта

Наблюдая

 

за

 

ходом

 

какого

-

либо

 

ритуала

мы

 

должны

 "

читать

одновременно

 

видимое

 

и

 

слышимое

 

нами

 

на

 

разных

 

выразительных

 

уровнях

Так

будут

 

значимы

 

простое

 

расположение

 

участников

 

в

 

разные

 

моменты

 

церемонии

 

и

 

перемены

 

в

 

этом

 

расположении

приходы

 

и

 

уходы

наличие

 

представителей

 

одних

 

половозраст

-

ных

 

или

 

родовых

 

групп

 

и

 

отсутствие

 

других

Явно

 

выраженной

 

сюжетной

 

вариацией

 

текста

 

будут

 

пантомимы

 

или

 

пляски

участие

 

или

 

неучастие

 

в

 

которых

равно

 

как

 

и

 

их

 

протяженность

имеют

 

важное

 

значение

Ритуаль

-

ный

 

текст

 

найдет

 

свое

 

воплощение

 

в

 

звучании

 

тех

 

или

 

иных

 

музыкальных

 

инструментов

в

 

обрядовых

 

песнях

причитаниях

заклинаниях

в

 

нарративных

 

мифологических

 

сообщениях

Действия

 

участников

 

с

 

различными

 

предметами

орудиями

оружием

амулетами

обладающими

 

магической

 

силой

 

вещами

принадлежностями

 

колдовства

 – 

тоже

 

тексты

соотносящиеся

 

с

 

другими

 

по

 

принципу

 

параллельности

взаимодополнения

 

и

 

взаи

-

мообъяснения

Синкретический

целостный

 

характер

 

фольклорного

 

акта

 

заставляет

 

искать

 

адекватные

 

методы

 

его

 

анали

-

за

С

 

этой

 

точки

 

зрения

 

большой

 

интерес

 

представляет

 

разрабатываемая

 

некоторыми

 

фольклористами

 

методика

 

членения

 

такого

 

акта

 

на

 

актоны

 (

то

 

есть

 

мельчайшие

 

частицы

 

акта

обладающие

 

самостоятельным

 

значением

и

 

их

 

системный

 

анализ

В

 

качестве

 

внешнего

 

каркаса

, "

несущей

 

конструкции

фольклорного

 

акта

 

в

 

разных

 

случаях

 

и

 

в

 

разные

 

мо

-

менты

 

его

 

развертывания

 

может

 

выступать

 

и

 

слово

и

 

танец

и

 

песня

Но

 

это

 

видимое

 

преобладание

 

одного

 

из

 

элементов

 

не

 

должно

 

вводить

 

в

 

заблуждение

В

 

подлинно

 

фольклорном

 

акте

 

никогда

 

не

 

происходит

 

подмены

 

со

-

циальной

 

функции

 

эстетической

Песня

 

или

 

любой

 

другой

 

элемент

 

фольклорного

 

действия

 

никогда

 

не

 

становится

 

объектом

 

самоценного

 

эстетического

 

восприятия

Например

преобладание

 

песенного

 

начала

 

в

 

свадебном

 

обряде

 

никогда

 

не

 

превращает

 

свадьбу

 

в

 "

песен

-

ный

 

марафон

", 

в

 

демонстрацию

 

вокальных

 

возможностей

 

певцов

 

и

 

певиц

Исполняемые

 

песни

 

всегда

 

способст

-

вуют

 

реализации

 

основной

 

социальной

 

функции

 

свадебного

 

обряда

 – 

общественному

публичному

 

санкциони

-

рованию

 

факта

 

образования

 

новой

 

семьи

определению

 

ее

 

места

 

в

 

социуме

демонстрации

 

социальных

 

экспек

-

таций

относящихся

 

к

 

семейной

 

жизни

Большинство

 

народных

 

песен

 

и

 

сегодня

 

строго

 

связаны

 

не

 

только

 

с

 

конкретными

 

действиями

но

 

и

 

с

 

впол

-

не

 

определенным

 

временем

Некоторые

 

из

 

них

из

 

числа

 

так

 

называемых

 

обрядово

-

календарных

вообще

 

поют

-

ся

 

только

 

раз

 

в

 

году

 – 

на

 

Масленицу

на

 

Троицу

 

или

 

на

 

Ивана

 

Купалу

например

Однако

 

современный

 

концертный

 

и

 

радиослушательский

 

опыт

 

восприятия

 

народных

 

песен

 

исключает

 

се

-

зонные

 

ограничения

Мы

 

слушаем

 

народные

 

песни

 

в

 

любое

 

время

 

дня

 

и

 

года

не

 

задумываясь

с

 

чем

 

эта

 

песня

 

связана

 

была

 

в

 

жизни

 

и

 

сколь

 

нелепым

 

может

 

быть

 

ее

 

исполнение

 

в

 

данных

 

условиях

 

с

 

точки

 

зрения

 

ее

 

созда

-

телей

Народные

 

песни

 

стали

 

как

 

бы

 "

всепогодными

", 

вневременными

подчеркнуто

 

приуроченными

а

 

следова

-

тельно

и

 

качественно

 

иными

воспринимаемыми

 

уже

 

исключительно

 

как

 

художественные

 

данности

намеренно

 


background image

и

 

безвозвратно

 

вырываемые

 

из

 

их

 

контекста

Однако

 

в

 

аутентичном

 

фольклоре

 

такое

 

обстоятельство

 

невозмож

-

но

Сами

 

народные

 

исполнители

 

чувствуют

 

иногда

 

определенное

 

неудобство

 

при

 

исполнении

 

бесспорно

 

высоко

-

художественных

 

и

 

ценных

 

народно

-

песенных

 

образцов

 

вне

 

их

 

назначения

вне

 

определенного

 

жизненного

 

кон

-

текста

Адресуемые

 

внешнему

 

наблюдателю

-

слушателю

  (

тому

 

же

 

фольклористу

например

), 

они

 

начинают

 

ка

-

заться

 

самим

 

певцам

 

недостаточно

 

совершенными

неудобными

 

для

 

исполнения

их

 

форма

 

представляется

 

недос

-

таточно

 

завершенной

 

с

 

точки

 

зрения

 "

чистой

 

эстетики

". 

Имеется

 

еще

 

одно

 

важное

 

обстоятельство

в

 

быту

в

 

ходе

 

реального

 

обряда

 

многие

 

песни

 

не

 

нуждались

 

в

 

четко

 

закрепленной

 

форме

в

 

специально

 

подчеркнутом

 

окончании

Сам

 

ход

 

свадебного

 

действа

 

диктовал

 

про

-

тяженность

 

песни

 

и

 

нередко

 

резко

 

обрывал

 

ее

если

 

это

 

диктовалось

 

логикой

 

и

 

конкретными

 

условиями

 

развер

-

тывания

 

обряда

Свадебная

 

игра

свадебное

 

действо

 

предопределяли

 

оттенки

 

темпа

 

и

 

выразительности

подска

-

зывали

 

конкретные

 

имена

 

и

 

сюжетные

 

ходы

динамические

 

условия

 

исполнения

 (

выход

 

на

 

улицу

или

наобо

-

рот

заход

 

в

 

помещение

состав

 

родственников

 

и

 

гостей

 

и

 

т

.

д

и

 

т

.

п

.). 

В

 

народе

 

очень

 

хорошо

 

чувствуют

 

разницу

 

в

 

коммуникативном

 

статусе

 

разных

 

видов

 

исполнения

Одно

 

дело

 – 

петь

 

только

 

для

 

себя

другое

 – 

в

 

живом

 

ощущении

 

других

 

участников

 

коммуникативного

 

акта

все

 

равно

 

чисто

 

художественного

 

или

 

синкретического

непосредственно

 

включенного

 

в

 

совместную

 

трудовую

 

деятельность

 (

пение

 

на

 

посиделках

во

 

время

 

трудового

 

процесса

). 

И

 

совсем

 

иное

 

дело

 – "

выступать

для

 

сторонних

 

слушателей

Все

 

это

 

требует

 

принципиально

 

раз

-

личных

 

психологических

 

установок

коренным

 

образом

 

влияющих

 

на

 

сам

 

творческий

 

процесс

 

и

следователь

-

но

на

 

его

 

конечный

 

художественный

 

результат

Тем

 

самым

 

можно

 

различить

 

три

 

типа

 

исполнительской

 

деятельности

 

с

 

точки

 

зрения

 

коммуникации

твор

-

чество

 

для

 

себя

для

 

самовыражения

 

и

 

саморазвлечения

 (

творческая

 

автокоммуникация

), 

совместное

 

творчест

-

во

 

для

 

внутреннего

 

потребления

 

в

 

коллективе

 

единомышленников

 (

артельное

компанейское

 

пение

камерное

 

музицирование

 

без

 

посторонних

и

 

творчество

 

в

 

расчете

 

на

 

третьего

на

 

внешнего

 

потребителя

  (

слушателя

), 

конкретно

 

присутствующего

 

или

 

абстрактно

 

подразумеваемого

Система

 

фольклорных

 

жанров

 

сложилась

 

на

 

базе

 

этого

 

кардинального

 

различия

 

типов

 

творчества

 – 

исполнительства

Но

 

синкретизм

 

народного

 

искусства

 

этим

 

не

 

ограничивается

Интеграционные

 

процессы

 

в

 

современном

 

искусстве

 

становятся

 

доминирующими

что

прежде

 

всего

проявляется

 

в

 

разнообразии

 

палитры

 

художествен

-

ных

 

стилей

 

и

 

методов

в

 

жанровой

 

специфике

Синтез

 

жанров

 

стал

 

одним

 

из

 

важнейших

 

направлений

 

развития

 

современных

 

художественных

 

процессов

Однако

 

следует

 

признать

что

 

данные

 

тенденции

 

в

 

развитии

 

искусст

-

ва

 

не

 

являются

 

новационными

Интеграция

 – 

важное

 

требование

 

современной

 

культуры

 

и

 

цивилизации

 

в

 

це

-

лом

Это

 

процесс

 

сближения

связи

 

искусств

происходящий

 

наряду

 

с

 

процессами

 

дифференциации

Лотман

 

Ю

.

М

отмечал

что

 "

современная

 

стадия

 

научного

 

мышления

 

все

 

более

 

характеризуется

 

стремлением

 

рассмат

-

ривать

 

не

 

отдельные

изолированные

 

явления

 

жизни

а

 

обширные

 

единства

"

1

Интеграция

 

и

 

дифференциация

по

-

видимому

являются

 

основой

 

эволюции

 

художественного

 

творчества

Следовательно

синкретичная

 

природа

 

фольклора

 

становится

 

доминирующей

 

и

 

определяющей

 

при

 

анализе

 

любого

 

произведения

 

народного

 

искусст

-

ва

 

Литература

 

 

1.

 

Алексеев

Э

.

Е

Фольклор

 

в

 

контексте

 

современной

 

культуры

 / 

Э

.

Е

Алексеев

. – 

М

., 1988. 

2.

 

Гусев

В

.

Е

Эстетика

 

фольклора

 / 

В

.

Е

Гусев

. – 

Л

., 1967. 

3.

 

Емельянов

Л

.

И

Методологические

 

вопросы

 

фольклористики

 / 

Л

.

И

Емельянов

. – 

М

., 1978. 

4.

 

Каргин

А

.

С

Фольклор

 

и

 

кризис

 

общества

 / 

А

.

С

Каргин

Н

.

А

Хренов

. – 

М

., 1993. 

5.

 

Народное

 

знание

фольклор

народное

 

искусство

М

., 1991.  

6.

 

Пропп

В

.

Я

Фольклор

 

и

 

действительность

 / 

В

.

Я

Пропп

. – 

М

., 1976.  

7.

 

Фрэзер

Д

Фольклор

 

в

 

Ветхом

 

Завете

 / 

Д

Фрэзер

. – 

М

., 1985. 

8.

 

Чистов

В

.

К

Народные

 

традиции

 

и

 

фольклор

Очерки

 

теории

 / 

В

.

К

Чистов

. – 

Л

., 1986. 

 

Вопросы

 

для

 

самоконтроля

 

 

1.

 

Дайте

 

определение

 

синкретизму

2.

 

В

 

чем

 

отличие

 

проявления

 

синкретизма

 

в

 

сфере

 

народного

 

творчества

 

от

 

проявления

 

его

 

в

 

других

 

об

-

ластях

 

культуры

 

и

 

искусства

3.

 

Перечислите

 

основные

 

формы

 

проявления

 

синкретизма

 

в

 

народной

 

художественной

 

культуре

4.

 

С

 

помощью

 

того

 

или

 

иного

 

конкретного

 

фольклорного

 

артефакта

 

проиллюстрируйте

 

синкретизм

 

как

 

родовое

 

свойство

 

народного

 

творчества

 

 

Г л а в а

  3  

 

УСТНАЯ

 

ФОРМА

 

БЫТОВАНИЯ

 

ФОЛЬКЛОРА

 

 

 

                                                 

1

 

Лотман

Ю

.

М

Тартуско

-

московская

 

семиотическая

 

школа

 / 

Ю

.

М

Лотман

. – 

М

. : 

Гнозис

, 1994. – 

С

. 17. 


background image

 

По

 

признанию

 

многих

 

специалистов

устный

 

характер

 

является

 

главным

конституализирующим

 

свойст

-

вом

 

фольклора

противополагающим

 

его

 

письменной

 

культуре

 

в

 

целом

 

и

 

музыке

 

профессиональных

 

компози

-

торов

 

в

 

частности

Устная

 

природа

 

фольклора

 

не

 

раз

 

подчеркивалась

 

исследователями

Естественно

что

 

пер

-

выми

 

эту

 

особенность

 

подметили

 

филологи

 – 

специалисты

 

в

 

области

 

устного

 

народного

 

творчества

Современ

-

ная

 

лингвистика

 

выдвигает

 

на

 

первый

 

план

 

язык

 

устного

 

общения

уделяя

 

ему

 

особое

 

место

 

в

 

своих

 

системати

-

ческих

 

описаниях

 

языковой

 

ситуации

Известный

 

филолог

 

и

 

культуролог

 

Ю

.

М

Лотман

 

писал

что

 "

современ

-

ный

 

русский

 

язык

 

функционирует

 

как

 

смесь

 

устного

 

и

 

письменного

 

языков

являющихся

по

 

существу

различ

-

ными

 

языками

что

 

остается

однако

незаметным

поскольку

 

языковое

 

метасознание

 

отождествляет

 

письмен

-

ную

 

форму

 

языка

 

с

 

языком

 

как

 

таковым

". 

Действительно

большинство

 

произведений

 

фольклора

 

передаются

 

в

 

бесписьменной

 

форме

из

 

уст

 

в

 

уста

от

 

старшего

 

поколения

 

к

 

младшему

от

 

мастера

 

к

 

ученику

При

 

этом

 

словесно

-

наглядные

 

формы

 

и

 

методы

 

пе

-

редачи

 

художественно

-

образного

 

материала

 

являются

 

определяющими

В

 

этом

 

контексте

 

возникает

 

правомер

-

ный

 

вопрос

 

о

 

том

насколько

 

точно

 

передается

 

структура

 

и

 

содержание

 

произведения

 

и

 

насколько

 

точно

 

она

 

воспринимается

Выдвигается

 

предположение

 

об

 

особых

 

качествах

 

носителя

 

художественной

 

традиции

Для

 

того

 

чтобы

 

передать

 

некоторую

 

информацию

педагог

-

коммуникатор

 

должен

 

обладать

 

очень

 

хорошей

 

памятью

помогающей

 

точно

 

и

 

без

 

купюр

 

воспроизвести

 

художественное

 

произведение

Пределы

 

памяти

 

сравнительно

 

легко

 

достигаются

 

при

 

пользовании

 

линейной

 

логикой

 

построения

 

художественных

 

текстов

С

 

позиций

 

этой

 

логики

 

феноменальными

 

представляются

например

способности

 

носителей

 

народных

 

эпических

 

традиций

воспроизводящих

 

по

 

памяти

 

десятки

 

и

 

сотни

 

тысяч

 

стихотворных

 

строк

 

сложного

 

поэтического

 

текста

Приме

-

ром

 

тому

 

могут

 

служить

 

греческие

 

рапсоды

сказители

 

рун

киргизские

 

манасчи

якутские

 

олонхосуты

Но

 

их

 

творчество

 

вовсе

 

не

 

связано

 

с

 

последовательным

 

заучиванием

 

линейного

 

текста

 ("

от

 

и

 

до

"). 

Попытки

 

дословно

-

го

 

заучивания

 

фольклорных

 

текстов

 

наизусть

как

 

правило

неудачны

Чаще

 

всего

 

они

 

наблюдаются

 

при

 

выро

-

ждении

 

эпической

 

традиции

Точное

 

воспроизведение

 

при

 

этом

 

нередко

 

оказывается

 

связанным

 

с

 

наличием

 

письменно

 

зафиксированных

 

текстов

Классический

 

пример

 – 

исполнение

 

эпоса

 "

Калевала

", 

которое

 

в

 

наши

 

дни

 

превратилось

 

в

 

заучивание

 

канонизированного

 

текста

в

 

своего

 

рода

 

состязание

 

на

 

емкость

 

механической

 

памя

-

ти

То

 

же

 

можно

 

сказать

 

и

 

о

 

калмыцком

 

эпосе

  "

Джангре

", 

который

 

воспроизводится

 

теперь

 

в

 

основном

 

по

 

книжным

 

публикациям

 

и

 

только

 

в

 

сравнительно

 

небольших

 

фрагментах

Напротив

живой

 

эпос

как

 

и

 

развитая

 

инструментальная

 

музыка

 

устной

 

традиции

предполагает

 

иные

не

-

жели

 

линейные

алгоритмы

 

запоминания

Идет

 

процесс

 

сочинения

 – 

создания

 

и

 

воспроизведения

 

текстов

В

 

этих

 

условиях

 

более

 

экономно

 

и

 

продуктивно

 

используются

 

ресурсы

 

творческой

 

памяти

 

сказителя

 

и

 

музыканта

Интуитивное

 

или

 

вполне

 

осознанное

 

и

 

целеустремленное

 

освоение

 

этих

 

нелинейных

 

алгоритмов

 

воспроизведе

-

ния

 

художественного

 

текста

 

открывает

 

перед

 

мастерами

 

устной

 

традиции

 

практически

 

неограниченные

 

воз

-

можности

 

свертывания

 

и

 

развертывания

 

крупномасштабных

 

эпических

 

полотен

 

или

 

таких

 

многочасовых

 

инст

-

рументальных

 (

вокально

-

инструменталь

-

ных

циклов

как

 

мугам

 (

макам

или

 

рага

Вместе

 

с

 

тем

фиксация

 

этих

 

крупных

 

форм

 

музыкального

 

искусства

 

устной

 

традиции

 

в

 

виде

 

линейного

одномерно

 

организованного

 

текста

 

не

 

способна

 

отразить

выявить

 

внутренние

 

механизмы

 

их

 

функционирова

-

ния

Все

 

это

 

создает

 

сложности

 

в

 

трактовке

 

и

 

объяснении

 

данного

 

вида

 

творчества

 

фольклорного

 

исполнителя

Отсюда

 – 

с

 

трудом

 

преодолеваемая

 

современным

 

музыкознанием

 "

традиция

 

непонимания

целых

 

пластов

 

на

-

родной

 

музыкальной

 

культуры

Особенно

 

характерно

 

это

 

для

 

исследования

 

внеевропейского

 

фольклора

актив

-

но

 

развивающегося

 

в

 

регионах

 

Крайнего

 

Севера

Дальнего

 

Востока

Алтая

Прибайкалья

 

и

 

др

При

 

этом

 

совершенно

 

неправильно

 

связывать

 

данные

 

проблемы

 

в

 

развитии

 

фольклорной

 

культуры

 

с

 

несо

-

вершенством

 

системы

 

фиксации

 

художественного

 

материала

Совершенно

 

неправильно

 

возлагать

 

всю

 

ответст

-

венность

 

за

 

сложившееся

 

положение

 

на

 

конструктивные

 "

дефекты

используемых

 

письменных

 

знаковых

 

сис

-

тем

 – 

словесной

 

или

 

нотной

Предпосылки

 

линейного

  "

перепрочтения

крупных

 

музыкальных

 

и

 

поэтических

 

форм

 

заложены

 

в

 

самой

 

природе

 

временных

 

искусств

Фольклор

 

неповторим

 

и

 

изменчив

он

 

существует

 

в

 

не

-

обратимом

однонаправленном

 

ходе

 

времени

Сами

 

по

 

себе

 

письмо

 

и

 

запись

 

возникли

 

как

 

опосредованные

 

ме

-

ханизмы

 

запоминания

своего

 

рода

 

материализация

 

избыточных

 

требований

 

к

 

человеческой

 

памяти

Однако

 

данная

 

материализация

 

имеет

 

для

 

устной

 

художественной

 

традиции

 

драматическое

 

значение

она

 

диалектиче

-

ски

 

приводит

 

к

 

ее

 

частичному

 

перерождению

консервации

 

и

 

даже

 

умиранию

Именно

 

этим

 

можно

 

объяснить

 

глубинно

-

антагонистический

 

характер

 

взаимодействия

 

в

 

оппозиции

 "

фольклор

 – 

письменная

 

традиция

". 

Пока

-

зательно

что

 

попытки

 

овладеть

 

существующими

 

видами

 

письма

 

или

 

изобрести

 

некий

  "

самодельный

способ

 

фиксации

 

наблюдаются

 

в

 

народной

 

культуре

 

в

 

основном

 

тогда

когда

 

ее

 

носители

хорошо

 

осознающие

 

непре

-

ходящую

 

ценность

 

фольклорных

  "

произведений

", 

начинают

 

ощущать

 

признаки

 

упадка

 

устной

 

культуры

 

и

 

не

 

надеются

 

уже

 

в

 

полной

 

мере

 

на

 

слабеющую

 

коллективную

 

память

Тем

 

самым

 

устное

 

бытование

 

фольклора

 

означает

 

его

 

продолжение

развитие

жизнь

Напротив

письменная

 

фиксация

 

приводит

 

к

 

деградации

 

и

 

отмиранию

 

художественной

 

традиции

Запись

 

фольклорного

 

материала

 

вы

-

полняет

 

компенсирующую

 

функцию

Она

 

служит

 

средством

позволяющим

 

восполнить

 

возрастающую

 

недоста

-

точность

 

и

 

ненадежность

 

индивидуальной

 

памяти

в

 

контексте

 

общего

 

развития

 

культуры

 

превращается

 

со

 

време

-

нем

 

в

 

мощную

 

платформу

 

для

 

коренного

 

преобразования

 

всех

 

сторон

 

художественного

 

мышления

На

 

этой

 

плат

-

форме

 

возводятся

 "

многоэтажные

 

здания

письменных

 

традиций

к

 

которым

 

можно

 

по

 

праву

 

отнести

 

и

 

мировую

 

профессиональную

 

культуру

Механизм

 

подобных

 

преобразований

 

прост

Сначала

 

происходит

 

лишь

 

частичная

 

опора

 

на

 

внешне

 

фиксиро

-

ванный

 

текст

 

или

 

на

 

его

 

своеобразный

 

эквивалент

которым

 

в

 

условиях

 

инструментального

 

музицирования

 

могут

 

служить

 

конструктивные

 

особенности

 

самих

 

народных

 

инструментов

  (

например

совокупность

 

фиксированных

 

ладов

 

на

 

струнном

 

грифе

 

или

 

пальцевых

 

позиций

 

на

 

духовых

 

инструментах

), 

а

 

также

 

чисто

 

двигательная

мотор

-