ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2021
Просмотров: 559
Скачиваний: 1
Велика
заслуга
Андреева
–
основоположника
и
организатора
первого
Великорусского
оркестра
,
но
все
же
эта
сторона
его
деятельности
не
была
основной
.
Главной
целью
всей
его
жизни
было
просветительство
посред
-
ством
примитивной
балалайки
,
усовершенствованной
им
до
концертного
инструмента
,
повышение
всеобщей
культуры
народа
,
причем
,
в
первую
очередь
,
деревенской
глубинки
.
Говоря
об
огромной
бескорыстной
работе
,
проводимой
им
и
его
сотрудниками
среди
тысяч
солдат
,
обученных
игре
на
балалайке
,
он
отмечал
,
что
это
"
лишь
подготовительная
работа
к
развитию
и
осуществлению
главной
идеи
распространения
коллективного
занятия
музыкой
среди
народа
".
В
настоящее
время
наиболее
крупными
представителями
исполнительского
искусства
игры
на
балалайке
являются
народный
артист
РФ
,
солист
Академического
национального
оркестра
им
.
Н
.
Осипова
М
.
Рожков
,
Народный
артист
А
.
Тихонов
,
участник
и
солист
Академического
национального
оркестра
им
.
Н
.
Осипова
,
На
-
родный
артист
РФ
,
профессор
В
.
Болдырев
и
другие
.
Балалайка
широко
используется
в
различных
ансамблях
народных
инструментов
.
В
них
она
приобретает
"
классическое
", "
фольклорное
"
и
"
эстрадно
-
джазовое
"
лицо
,
но
все
же
остается
самобытным
русским
народным
инструментом
.
У
В
.
В
.
Андреева
были
не
менее
выдающиеся
последователи
.
Особое
место
среди
его
сподвижников
зани
-
мает
Николай
Иванович
Привалов
(1868–1928),
деятельность
которого
чрезвычайно
разнообразна
и
многогран
-
на
.
Он
известен
как
музыкант
-
этнограф
,
инструментовед
,
дирижер
и
композитор
.
В
1896–1913
гг
.
был
музыкан
-
том
-
исполнителем
на
гуслях
звончатых
,
балалайке
приме
в
Великорусском
оркестре
под
руководством
В
.
В
.
Андреева
,
разыскивал
старинные
русские
народные
инструменты
,
занимался
их
реставрацией
и
изучени
-
ем
.
Им
собрана
и
описана
коллекция
музыкальных
народных
инструментов
,
большая
часть
которой
хранится
в
музеях
Петербурга
.
В
1908–1919
гг
.
Н
.
И
.
Привалов
–
доцент
Археологического
института
по
музыкальному
фольклору
.
После
Октябрьской
революции
вел
многогранную
преподавательскую
работу
.
Им
опубликован
ряд
историко
-
этнографических
исследований
о
музыкальных
инструментах
и
написаны
самоучители
игры
на
гус
-
лях
звончатых
(
в
1903
г
.)
и
на
балалайке
(
в
1927
г
.).
Исследователи
-
инструментоведы
проанализировали
труды
Н
.
И
.
Привалова
по
истории
русского
инструментария
.
Критикуется
некоторый
дилетантизм
его
работ
,
они
вы
-
соко
ценят
разделы
его
трудов
,
посвященные
бытованию
русских
народных
инструментов
и
этнографические
наблюдения
автора
.
Привалов
Н
.
И
. –
организатор
и
руководитель
одного
из
самых
крупных
в
Петербурге
того
времени
люби
-
тельского
оркестра
народных
инструментов
(1896–1914).
Любительский
оркестр
под
его
управлением
открыл
новое
направление
в
оркестровом
исполнительстве
,
выразившееся
в
пропаганде
музыкального
народного
твор
-
чества
и
фольклорных
инструментов
и
нашедшее
широкое
применение
в
различных
театральных
формах
–
от
сопровождения
оперных
спектаклей
и
театральных
постановок
до
участия
в
лекциях
и
театральных
представ
-
лениях
,
обрядах
и
игрищах
.
Тяготение
к
пропаганде
народной
песни
,
инструментальных
наигрышей
ясно
про
-
слеживается
в
репертуарной
политике
,
проводимой
в
оркестре
под
руководством
Н
.
И
.
Привалова
.
Пятнадцать
лет
(1902–1917)
отдал
Н
.
И
.
Привалов
работе
в
Народном
доме
в
Петербурге
.
Он
был
одним
из
инициаторов
и
авторов
проекта
организации
бесплатных
музыкально
-
хоровых
классов
попечительства
о
на
-
родной
трезвости
при
Петербургском
Народном
доме
.
Его
вера
в
силу
воспитательного
воздействия
народной
музыки
послужила
основой
тому
,
что
в
классах
популяризировались
именно
русские
музыкальные
инструмен
-
ты
–
балалайка
,
домра
,
гусли
.
Им
были
созданы
различные
коллективы
:
великорусский
оркестр
;
хоры
–
сме
-
шанный
,
женский
,
мужской
;
струнный
оркестр
;
ансамбль
рожечников
;
хор
(
ансамбль
)
гусляров
и
жалейщиков
.
Силами
учащихся
давались
концерты
,
в
наиболее
крупных
из
них
участвовало
до
300
человек
.
Своей
деятель
-
ностью
в
музыкально
-
хоровых
классах
Н
.
И
.
Привалов
решал
задачу
широкого
музыкального
просвещения
,
по
-
пуляризации
русской
народной
музыки
.
В
прессе
отмечалось
,
что
в
том
музыкальном
развитии
,
которое
дают
ученикам
Приваловские
музыкальные
классы
, –
отнюдь
не
цель
,
а
только
средство
поднять
,
облагородить
тем
-
ные
массы
,
среди
которых
проходит
сейчас
деятельность
этой
народной
консерватории
.
О
массовости
и
попу
-
лярности
музыкальных
классов
в
Петербурге
свидетельствует
тот
факт
,
что
с
1902
по
1917
гг
.
через
классы
прошло
около
10
тысяч
учащихся
.
Он
был
одним
из
первых
исследователей
,
которые
полностью
посвятили
себя
изучению
русского
народно
-
го
музыкального
творчества
.
Его
научные
интересы
,
огромная
коллекция
инструментов
,
глубокие
знания
ста
-
ринной
музыки
и
обрядов
древней
Руси
способствовали
бурному
развитию
этого
направления
в
музыковеде
-
нии
.
В
своих
исследованиях
Н
.
И
.
Привалов
в
большей
или
меньшей
степени
затронул
все
без
исключения
рус
-
ские
народные
музыкальные
инструменты
.
Изучая
современную
ему
практику
бытования
народных
инстру
-
ментов
,
он
обращался
к
различным
данным
историографического
,
исторического
характера
.
На
протяжении
десяти
лет
Н
.
И
.
Привалов
работал
над
исследованием
"
Музыкальные
духовые
инструмен
-
ты
русского
народа
",
первая
публикация
была
подготовлена
на
основе
текста
доклада
в
1903
г
.
Работа
эта
,
чуть
больше
печатного
листа
,
через
несколько
лет
переросла
в
солидное
исследование
в
двух
частях
,
публиковав
-
шееся
в
различных
изданиях
в
1906–1908
гг
.
В
первом
разделе
Н
.
И
.
Привалов
классифицирует
инструменты
по
способу
воспроизведения
звука
на
три
категории
:
свистящие
,
амбушюрные
,
язычковые
.
Автор
приводит
краткую
историческую
справку
,
считая
древ
-
нейшими
свистящие
инструменты
(
свистки
,
флейты
,
дудки
);
высказывает
интересное
наблюдение
,
что
свистя
-
щие
инструменты
(
флейтовые
)
более
распространены
у
окраинных
народов
русского
государства
,
у
коренного
великорусского
населения
больше
приживались
бытовые
амбушюрные
язычковые
инструменты
.
Исследователь
приводит
данные
своих
личных
наблюдений
над
ансамблем
или
хором
(
как
его
тогда
назы
-
вали
)
владимирских
рожечников
Николая
Кондратьева
,
дает
описание
духовых
инструментов
–
брелки
и
свире
-
ли
,
которые
использовал
в
своем
оркестре
В
.
В
.
Андреев
.
В
статье
"
Ударные
музыкальные
инструменты
русского
народа
(
накры
,
бубен
,
барабаны
,
ложки
,
тарелки
,
трензель
,
варган
,
колокола
)"
Н
.
И
.
Привалов
даст
любопытную
картину
появления
,
применения
и
бытования
этих
инструментов
.
Его
исследование
о
гудке
служит
современным
инструментоведам
основой
для
дальнейшего
изучения
древнего
русского
инструмента
.
Вертков
К
.
А
.,
в
своей
работе
используя
сведения
Н
.
И
.
Привалова
,
расширяет
круг
источников
(
Х
I
Х
в
.),
в
которых
упоминается
и
гудок
.
Привалов
Н
.
И
.
доказал
существование
в
Киевской
Руси
самостоятельной
традиции
сольной
игры
на
смычковых
инструментах
.
Таким
образом
,
его
работа
и
сего
-
дня
является
важным
источниковедческим
материалом
для
исследователей
.
В
исследовании
"
Лира
"
целая
глава
посвящена
бытованию
лиры
в
Малороссии
.
Как
и
в
предыдущих
его
работах
,
особый
интерес
представляют
сведения
об
использовании
лиры
в
народном
быту
Х
I
Х
в
.
На
страницах
оживают
фигуры
знаменитого
малороссийского
бандуриста
Остапа
Вересая
,
лирника
Марченко
,
Андрея
Шута
.
В
своей
работе
,
полное
название
которой
"
Танбуровидные
музыкальные
инструменты
русского
народа
.
Очерк
их
происхождения
,
появления
на
Руси
и
существования
(
домра
,
балалайка
,
лютна
,
кобза
,
бандурка
,
бан
-
дура
,
торбан
,
мандолина
,
гитара
)",
Н
.
И
.
Привалов
ставит
задачу
пополнить
новыми
данными
труд
профессора
А
.
С
.
Фаминцына
о
танбурах
("
Домра
и
сродные
ей
музыкальные
инструменты
русского
народа
"),
представить
восстановленные
В
.
В
.
Андреевым
музыкальные
инструменты
,
обогатить
историографию
русских
народных
музыкальных
орудий
этнографическими
материалами
,
найденными
в
живом
народном
быту
.
Впервые
в
литературе
по
инструментоведению
Н
.
И
.
Привалов
включает
в
число
русских
народных
инст
-
рументов
бандурку
,
представляющую
собой
маленькую
пятиструнную
гитару
,
имеющую
распространение
на
Урале
.
В
связи
с
большим
распространением
у
русского
народа
танбуровидных
инструментов
–
мандолины
,
торбана
,
гитары
,
Н
.
И
.
Привалов
включает
их
в
свое
исследование
.
Наиболее
обстоятельной
среди
его
инструментоведческих
работ
является
исследование
о
русских
духовых
инструментах
.
Им
подготовлено
к
изданию
два
тома
с
многочисленными
рисунками
,
фотографиями
,
нотными
примерами
.
Привалов
Н
.
И
.
первым
ввел
ложки
в
Великорусский
оркестр
.
Они
были
использованы
им
в
пляске
скомо
-
рохов
на
уральскую
тему
"
Полянка
"
в
его
опере
"
На
Волге
" (1902).
Обзор
инструментоведческих
работ
Н
.
И
.
Привалова
позволяет
сделать
вывод
о
том
,
что
многие
положе
-
ния
,
факты
,
наблюдения
,
сделанные
ученым
-
инструментоведом
,
до
сегодняшнего
дня
сохраняют
свое
значение
как
для
исследователей
,
музыкантов
-
профессионалов
,
так
и
для
руководителей
самодеятельных
оркестров
,
то
есть
для
того
круга
людей
,
чьи
научные
,
профессиональные
,
личные
интересы
целиком
отданы
пропаганде
,
исполнительству
и
изучению
русских
народных
инструментов
.
Осип
Устинович
Смоленский
–
русский
музыкант
-
самородок
,
организатор
и
руководитель
самобытного
хора
(
ансамбля
)
гусляров
,
исполнитель
-
виртуоз
на
гуслях
звончатых
и
жалейке
,
создатель
ансамблевых
разно
-
видностей
гуслей
и
один
из
первых
преподавателей
на
них
,
солист
Великорусского
оркестра
В
.
В
.
Андреева
.
Он
родился
в
1872
г
.
в
небольшой
деревне
Хворостово
,
в
Гдовском
уезде
Псковской
губернии
.
Вспоминая
о
своем
детстве
и
объясняя
свое
увлечение
народными
музыкальными
инструментами
,
он
много
позже
напишет
В
.
В
.
Андрееву
следующие
слова
: "
Огонь
...
горел
во
мне
с
10-
летнего
(
если
не
раньше
)
возрас
-
ту
".
Однажды
Осип
увидел
у
старого
бродячего
музыканта
-
странника
старинные
гусли
.
Инструмент
был
со
-
всем
простой
,
семиструнный
,
но
,
тем
не
менее
,
запал
в
душу
мальчика
. "
Как
-
то
раз
по
уходе
его
, –
вспоминает
О
.
У
.
Смоленский
, –
я
соорудил
и
себе
гусли
–
род
коробочки
чуть
ли
ни
в
четверть
аршина
квадрату
кругом
,
высотой
же
с
вершок
и
натянул
три
(
простой
проволоки
)
струнки
,
на
остальные
же
две
"
струн
"
не
хватило
–
то
я
умудрился
и
отчесал
чуть
ли
не
полхвоста
у
отцовской
клячонки
,
и
начал
тренькать
и
веселить
моих
сверст
-
ников
,
ванек
,
гришек
,
матрешек
".
Увлечение
инструментом
росло
и
очень
скоро
Осип
научился
мастерить
гус
-
ли
разных
размеров
.
Год
от
года
О
.
У
.
Смоленский
улучшал
свои
гусли
,
понимая
,
что
при
наличии
небольшого
количества
струн
исполнительские
возможности
инструмента
не
давали
сколько
-
нибудь
ощутимого
эффекта
даже
при
игре
простых
народных
наигрышей
и
песен
.
В
1893
г
.
О
.
У
.
Смоленский
приехал
на
заработки
в
Петербург
и
начал
трудиться
в
артели
каменщиков
,
за
-
тем
кочегаром
.
Тяжелый
труд
не
оставлял
времени
для
творчества
.
Все
свободное
время
О
.
У
.
Смоленский
по
-
свящает
самообразованию
и
совершенствованию
игры
на
гуслях
.
Он
много
читает
,
очень
интересуется
и
следит
за
деятельностью
В
.
В
.
Андреева
.
Вскоре
О
.
У
.
Смоленский
изготовил
гусли
с
10
струнами
и
несколько
изменил
свою
манеру
игры
–
не
пальцами
,
а
плектром
.
Игра
самоучки
-
гусляра
находит
признание
.
В
кругу
местной
"
аристократии
",
состоящей
из
кухарок
,
кучеров
,
горничных
,
пожарных
и
разных
кумушек
,
рос
авторитет
музыканта
,
равно
как
и
его
ис
-
полнительское
мастерство
.
В
1895
г
.
О
.
У
.
Смоленский
решает
сделать
инструмент
вдвое
меньше
прежних
гуслей
и
октавой
выше
по
звучанию
.
На
новых
гуслях
он
быстро
учит
играть
местного
водопроводчика
Лавруху
и
уже
вдвоем
с
ним
про
-
должает
выступать
на
местных
любительских
вечерах
.
Вскоре
появляются
еще
одни
гусли
,
размеры
их
больше
первых
,
и
звучат
они
уже
на
октаву
ниже
.
В
качестве
исполнителя
на
них
Осип
Устинович
обучает
сына
соседа
-
сапожника
.
Так
рождается
первое
трио
на
гуслях
звончатых
.
В
1897
г
.
трио
выступает
в
балаганах
,
располагавшихся
в
то
время
на
Преображенском
плацу
.
Гусляры
сопровождали
выступление
марионеток
.
В
1898
г
.
выступление
в
балаганах
повторилось
,
но
уже
на
Семеновском
плацу
.
Именно
здесь
один
из
случайных
слушателей
советует
О
.
У
.
Смоленскому
познакомиться
с
В
.
В
.
Андреевым
.
Однако
встреча
с
В
.
В
.
Андреевым
состоялась
несколько
позже
.
В
1899
г
.
О
.
У
.
Смоленский
выступает
уже
на
настоящей
сцене
Петровского
парка
.
А
в
1900
г
.
гусляры
по
-
падают
в
труппу
Козлова
в
качестве
аккомпаниаторов
певцам
и
в
течение
двух
лет
выступают
на
сцене
только
что
открывшегося
Народного
дома
,
принимают
участие
в
дивертисментах
.
Наконец
,
случай
сводит
гусляра
с
В
.
В
.
Андреевым
. 10
декабря
1900
г
.
О
.
У
.
Смоленский
,
захватив
своего
лучшего
ученика
Костю
Дмитриева
,
впервые
приехал
к
В
.
В
.
Андрееву
.
На
репетиции
присутствовал
Н
.
И
.
Привалов
,
который
заинтересовался
гуслями
,
сделанными
О
.
У
.
Смоленским
,
и
по
просьбе
В
.
В
.
Андреева
впоследствии
во
многом
помог
в
совершенствовании
гуслей
звончатых
.
Вскоре
О
.
У
.
Смоленский
,
следуя
ценным
советам
и
указаниям
Н
.
И
.
Привалова
,
сделал
новые
образцы
гус
-
лей
,
более
низких
по
звучанию
(
альтовые
и
басовые
),
снабдив
их
канительными
струнами
,
и
по
собственной
инициативе
создал
хор
гусляров
,
состоявший
из
шести
исполнителей
.
Хор
гусляров
,
при
содействии
режиссера
А
.
Я
.
Алексеева
,
принимает
участие
в
дивертисментах
Народного
дома
.
В
1902
г
.
Н
.
И
.
Привалов
приглашает
О
.
У
.
Смоленского
вести
преподавание
гуслей
в
бесплатных
классах
Попечительства
о
народной
трезвости
,
а
В
.
В
.
Андреев
предлагает
учить
игре
на
гуслях
солдат
Сводного
Гвар
-
дейского
батальона
и
принимать
участие
в
совместных
выступлениях
с
балалайками
.
В
ноябре
1902
г
.
О
.
У
.
Смоленский
оставляет
службу
кочегара
и
поступает
в
Великорусский
оркестр
В
.
В
.
Андреева
.
Начинается
новая
интересная
жизнь
:
в
качестве
руководителя
хора
гусляров
и
жалеечников
,
солис
-
та
-
исполнителя
,
мастера
-
изобретателя
и
преподавателя
.
Несмотря
на
то
,
что
О
.
У
.
Смоленский
был
самоучкой
и
по
существу
музыкально
необразованным
человеком
,
он
официально
занимал
место
преподавателя
.
Привалов
Н
.
И
.,
организатор
и
ректор
бесплатных
музыкально
-
хоровых
классов
для
рабочих
и
крестьян
в
Петербурге
с
1902
по
1917
г
.,
отмечая
музыкальную
одаренность
О
.
У
.
Смоленского
,
писал
: "
Преподавателем
игры
на
гуслях
звонча
-
тых
был
бывший
пастух
Гдовского
уезда
Осип
Устинович
Смоленский
–
великий
виртуоз
-
гусляр
и
весьма
ода
-
ренный
от
природы
музыкант
".
Попытки
О
.
У
.
Смоленского
постичь
музыкальную
грамоту
,
к
сожалению
,
окон
-
чились
не
совсем
удачно
.
В
1906
г
.
О
.
У
.
Смоленский
создал
хор
жалеечников
.
Этот
новый
коллектив
выступил
впервые
в
Народном
доме
,
впоследствии
часто
принимал
участие
в
концертах
,
преимущественно
благотворительных
.
Вскоре
О
.
У
.
Смоленский
решает
объединить
гусли
и
жалейки
и
выступает
единым
ансамблем
,
именуемым
Народный
хор
Гдовских
гусляров
. 3
мая
1909
г
.
по
инициативе
В
.
В
.
Андреева
хор
в
роскошных
костюмах
с
певцом
-
"
баяном
"
выступил
в
Народном
доме
.
Причем
,
по
идее
организаторов
,
гусляры
в
течение
вечера
выступали
дважды
:
на
сцене
и
в
Таврическом
саду
.
Концерт
имел
ошеломляющий
успех
.
1909
г
.
в
творческой
судьбе
О
.
У
.
Смоленского
был
удачным
.
Серия
концертов
вызвала
немалый
интерес
к
народному
хору
Гдовских
гусляров
.
В
период
войны
1914
г
.
О
.
У
.
Смоленский
со
своим
ансамблем
принимал
участие
в
разного
рода
благотворительных
концертах
.
Царь
оценил
эту
работу
высоко
,
наградив
его
Большой
золотой
шейной
медалью
на
Александровской
ленте
и
золотыми
часами
с
государственным
гербом
за
участие
в
патриотических
концертах
.
Уже
на
склоне
своей
исполнительской
деятельности
О
.
У
.
Смоленский
по
-
прежнему
оставался
сторонни
-
ком
принятой
тогда
моды
часто
бывать
на
людях
в
исконно
русском
одеянии
;
в
отношении
своих
взглядов
и
убеждений
придерживался
славянофильских
веяний
и
был
приверженцем
монархии
.
Кроме
участия
в
патриотических
и
разного
рода
благотворительных
концертах
,
не
дававших
средств
к
су
-
ществованию
,
О
.
У
.
Смоленский
со
своими
гуслярами
продолжает
выступать
и
в
других
театрализованных
ме
-
роприятиях
.
Вся
жизнь
этого
удивительного
человека
была
отдана
служению
искусству
,
пропаганде
и
популяризации
национального
инструмента
.
Среди
современников
О
.
У
.
Смоленского
выделяется
фигура
Н
.
Голосова
,
организовавшего
в
1910
г
.
в
Санкт
-
Петербурге
"
хор
"
гусляров
,
в
котором
начинал
свой
творческий
путь
П
.
Шалимов
,
во
многом
предвосхи
-
тивший
систему
начатого
индивидуального
обучения
игре
на
гуслях
.
Шалимов
П
.
активным
педагогическим
творчеством
повлиял
на
возрождение
интереса
к
гуслям
звончатым
не
только
в
Санкт
-
Петербурге
,
но
и
через
своих
учеников
во
многих
других
регионах
России
.
Среди
его
учеников
были
такие
известные
музыканты
и
педагоги
,
как
В
.
Белявский
,
Д
.
Локшин
,
В
.
Тихов
.
С
исполнительством
гусляра
-
виртуоза
В
.
Тихова
связана
целая
эпоха
в
развитии
гусельного
искусства
40–
90-
х
гг
.
ХХ
в
.
Достоянием
широкой
музыкальной
общественности
и
любителей
народной
музыки
стала
его
книга
"
Гусли
звончатые
Валерия
Тихова
.
Жизнь
.
Творчество
.
Наследие
мастера
",
обобщившая
опыт
многих
поколений
музыкантов
,
вобравшая
в
себя
лучшие
исполнительские
традиции
на
исконно
русском
народном
инструменте
.
В
настоящее
время
среди
ведущих
коллективов
,
использующих
звончатые
гусли
,
по
праву
можно
выде
-
лить
государственный
академический
ансамбль
гусляров
(
худ
.
руководитель
–
Народный
артист
РФ
,
профессор
Ю
.
Евтушенко
),
ансамбль
гусляров
(
худ
.
руководитель
–
лауреат
международных
конкурсов
Л
.
Жук
).
Академи
-
ческий
национальный
оркестр
им
.
Н
.
Осипова
(
худ
.
руководитель
–
Народный
артист
РФ
,
профессор
Н
.
Калинин
),
академический
оркестр
Всероссийской
государственной
телерадиокомпании
(
худ
.
руководитель
–
Народный
ар
-
тист
СССР
,
профессор
Н
.
Некрасов
)
и
многие
другие
коллективы
.
Гусли
прямоугольные
(
столообразные
) –
прямой
потомок
гуслей
шлемовидных
,
наивысший
этап
развития
древнерусской
гусельной
культуры
.
В
начале
ХХ
столетия
этот
вид
гуслей
был
усовершенствован
.
В
1914
г
.
музыкант
,
просветитель
Н
.
Фомин
приспособил
для
прямоугольных
гуслей
простую
,
остроумно
сконструированную
и
надежную
в
работе
кла
-
вишную
механику
.
Благодаря
этому
изобретению
при
наборе
левой
рукой
на
клавишах
нужного
аккорда
осво
-
бождаются
соответствующие
струны
во
всех
октавах
.
Проводя
го
струнам
плектром
(
специальный
медиатор
),
извлекают
звук
.
Для
лучшей
устойчивости
строя
этих
гуслей
,
получивших
название
клавишных
,
применяется
металлическая
рама
,
подобная
фортепианной
.
Поскольку
клавишные
гусли
Н
.
Фомина
–
гармонический
инст
-
румент
,
его
используют
в
оркестрах
в
паре
с
мелодико
-
гармоническими
прямоугольными
гуслями
хроматиче
-
ского
строя
.
Клавишные
гусли
сегодня
стали
неотъемлемой
частью
инструментария
практически
всех
народ
-
ных
оркестров
России
.
Неоценимый
вклад
в
развитие
клавишных
гуслей
внесла
солистка
Академического
на
-
ционального
оркестра
им
.
Н
.
Осипова
,
Народная
артистка
РФ
,
композитор
В
.
Городовская
.
ХХ
в
.
раскрыл
не
-
исчерпаемые
потенциальные
возможности
гуслей
в
качестве
ансамблевого
и
оркестрового
инструмента
.
Имен
-
но
в
коллективном
исполнительстве
гусли
обрели
свой
"
ренессанс
".
В
1870
г
.
возник
хор
рожечников
Н
.
В
.
Кондратьева
,
который
в
самом
начале
состоял
из
нескольких
энту
-
зиастов
-
любителей
.
Они
собирались
вместе
, "
для
потехи
и
удовольствия
ради
",
крестьяне
пели
старинные
рус
-
ские
песни
,
исполняли
наигрыши
.
Постепенно
хор
начинает
выезжать
с
концертами
в
соседние
губернии
.
На
-
конец
,
владимирские
рожечники
попадают
на
Нижегородскую
ярмарку
,
и
здесь
их
выступления
уже
выходили
за
пределы
любительских
концертов
.
Гастроли
на
ярмарке
в
Нижнем
Новгороде
открыли
дорогу
рожечникам
в
крупные
города
России
.
Выступления
в
Петербурге
показали
возросшее
мастерство
хора
под
руководством
Н
.
В
.
Кондратьева
и
воспринимались
взыскательной
публикой
столицы
как
интересное
новое
явление
народного
музицирования
.
В
свободные
месяцы
рожечники
разыгрывают
песни
на
ярмарках
своей
губернии
,
в
Нижнем
Новгороде
,
в
Москве
,
остальное
время
проводят
за
сохой
и
бороной
в
своем
селе
.
Инструменты
,
на
которых
играют
рожеч
-
ники
, –
простые
дудки
,
рожки
,
длиною
от
фута
до
трех
;
в
каждом
не
менее
четырех
и
не
более
одиннадцати
отверстий
.
Звуки
до
такой
степени
были
схожи
с
человеческими
голосами
,
что
многие
,
не
видя
самих
музыкан
-
тов
,
предполагали
,
что
они
поют
,
а
не
играют
.
Ансамбль
Владимирских
рожечников
под
руководством
Н
.
В
.
Кондратьева
дебютировал
на
открытой
сцене
петербургского
сада
"
Аркадия
".
Популярность
хора
рожечников
росла
,
как
снежный
ком
,
о
владимирских
кре
-
стьянах
-
музыкантах
говорили
,
на
них
установилась
мода
,
многие
считали
для
себя
обязательным
непременно
их
послушать
и
увидеть
.
В
первый
свой
приезд
в
Петербург
в
1883
г
.
коллектив
пробыл
там
с
июля
по
сентябрь
,
выступая
на
сценах
летних
садов
во
время
народных
гуляний
,
на
эстрадах
лучших
столичных
садов
"
Аркадия
"
и
"
Ливадия
",
а
в
ночное
время
в
ресторанах
этих
парков
.
В
1884
г
.
ансамбль
рожечников
демонстрирует
свое
искусство
во
Франции
,
где
,
как
писали
газеты
,
влади
-
мирцы
имели
"
бешеный
успех
".
В
исполнении
хора
рожечников
парижане
услышали
"
Марсельезу
".
Вернувшись
в
Россию
,
несколько
сезонов
подряд
ансамбль
рожечников
под
руководством
Н
.
В
.
Кондратьева
выступал
(
уже
в
зимнее
время
)
то
в
Петербурге
,
то
в
Михайловском
манеже
во
время
масле
-
ничных
гуляний
,
то
на
Марсовом
поле
.
Следует
отметить
,
что
именно
в
этот
период
нередко
хор
рожечников
объединялся
с
известным
ансамблем
песенников
и
плясунов
,
руководимым
Г
.
Орловым
.
Это
творческое
объе
-
динение
было
одним
из
первых
опытов
смешанного
ансамбля
и
ярким
проявлением
демократических
традиций
национального
искусства
.
Выступления
,
как
правило
,
имели
большой
успех
.
В
летнее
время
(
а
с
1890
г
.
постоянно
)
ансамбль
Владимирских
рожечников
неизменно
выступал
на
зна
-
менитой
Нижегородской
ярмарке
.
Примечательно
,
что
с
ансамблем
Н
.
В
.
Кондратьева
в
то
время
конкурировал
не
менее
популярный
хор
рожечников
,
созданный
великолепными
мастерами
-
солистами
на
рожках
–
братьями
Петром
и
Николаем
Бахаревыми
.
В
конце
90-
х
г
.
Х
столетия
с
искусством
Владимирских
рожечников
познакомился
В
.
В
.
Андреев
и
даже
предлагал
ввести
инструменты
в
Великорусский
оркестр
.
Андреев
В
.
В
.
высоко
оценил
искусство
рожечников
,
считая
,
что
они
"...
представляют
особый
интерес
,
так
как
создают
чистейший
образец
народной
передачи
,
в
смысле
мелодии
и
гармонии
,
и
в
особенности
со
стороны
ритма
со
всей
его
причудливостью
и
неуловимым
разнообразием
".
В
1897
г
.
Е
.
Э
.
Линева
записала
хор
рожечников
на
фонограф
.
Благодаря
ей
мы
имеем
возможность
в
на
-
стоящее
время
услышать
уникальный
ансамбль
рожечников
,
хотя
сама
запись
несовершенна
.
Лине
-
ва
Е
.
Э
.
подтвердила
мнение
своих
предшественников
и
еще
раз
установила
близость
склада
и
тембра
"
песенно
-
го
оркестра
" (
как
она
называла
ансамбль
Владимирских
рожечников
)
народному
хоровому
исполнению
.
Она
считала
,
что
ансамбль
рожечников
"
служит
доказательством
и
примером
существования
своеобразного
народ
-
ного
контрапункта
".
В
начале
девятисотых
годов
рожечники
выступали
в
Москве
,
затем
в
Петербурге
на
кус
-
тарной
выставке
,
которая
проходила
в
помещении
Таврического
дворца
.
Эти
выступления
имели
огромный
успех
.
Хор
,
руководимый
Н
.
В
.
Кондратьевым
,
выступал
вплоть
до
конца
90-
х
г
.,
затем
ансамбль
продолжал
свою
деятельность
,
и
им
руководил
сын
Николая
Васильевича
–
Р
.
Н
.
Кондратьев
вплоть
до
30-
х
гг
.
прошлого
века
.
Домра
является
ведущим
инструментом
струнной
группы
народного
оркестра
.
Этот
старинный
инстру
-
мент
упоминался
часто
,
однако
первое
его
серьезное
изучение
предпринял
историк
музыки
А
.
Фоминцын
.
Он
классифицировал
его
как
струнный
(
щипковый
)
инструмент
.
В
сохранившихся
материалах
о
государевой
по
-
тешной
палате
встречаются
многочисленные
сведения
о
домрах
, "
струнах
домерных
",
домрачеях
(
исполните
-
лях
на
домре
).
Приведенные
в
работах
Забелина
записи
дворцовых
расходов
Х
VII
в
.
документируют
активное
использование
этих
инструментов
.
Домра
просуществовала
на
Руси
в
качестве
профессионального
инструмента
примерно
около
двух
столетий
(
Х
VI –
конца
Х
VII
вв
.).
Постепенно
эти
инструменты
уходят
из
оборота
,
и
в
произведениях
устного
народного
творчества
домра
почти
не
упоминается
.
Возрождение
этого
инструмента
также
связано
с
деятельностью
В
.
В
.
Андреева
.
Один
из
солистов
его
оркестра
А
.
Мартынов
в
1895
г
.
вывез
из
Вятской
губернии
трехструнный
музыкальный
инструмент
с
резонаторным
корпусом
полусферической
формы
.
Он
представлял
собой
один
из
типов
народной
балалайки
,
но
был
ошибочно
принят
за
образец
древнерусской
домры
и
подвергнут
усовершенствованию
.
В
результате
этого
появилось
семейство
оркестровых
разновидно
-
стей
,
получивших
название
"
домра
".
Оркестровые
домры
так
называемого
"
андреевского
"
образца
имеют
кор
-
пус
в
виде
полушария
,
короткую
шейку
с
закрепленными
ладами
,
расположенными
в
хроматической
последо
-
вательности
.
Игра
по
струнам
производится
с
помощью
медиатора
.
В
оркестре
используются
домры
"
пикколо
",
"
прима
", "
альт
", "
тенор
", "
бас
"
и
"
контрабас
",
каждая
из
которых
имеет
свою
настройку
струн
.
В
свою
очередь
домры
малая
,
альтовая
и
басовая
получили
распространение
в
сольной
исполнительской
практике
.
Вместе
с
тем
,
их
активно
применяю
и
в
ансамблевом
исполнительстве
.
Григорий
Павлович
Любимов
(
псевдоним
,
настоящее
имя
–
Модест
Николаевич
Караулов
) –
заслуженный
артист
РСФСР
,
один
из
видных
деятелей
в
области
народного
музыкального
искусства
,
создатель
квинтовой
четырехструнной
домры
и
исполнитель
на
нем
,
организатор
Государственного
квартета
четырехструнных
домр
,
руководитель
и
дирижер
Государственного
оркестра
старинных
русских
инструментов
.
Родился
в
Петер
-
бурге
26
января
1882
г
.
в
семье
учителя
.
В
1889
г
.
семья
Карауловых
переезжает
в
Псков
.
Здесь
семилетний
Модест
присутствует
на
концерте
ба
-
лалаечников
под
управлением
В
.
В
.
Андреева
.
В
юношеские
годы
М
.
Н
.
Караулов
учится
в
музыкально
-
драмати
-
ческом
училище
при
Московской
фи
-
лармонии
по
классу
смычкового
контрабаса
и
,
добывая
средства
к
существованию
,
работает
слесарем
,
столя
-
ром
,
смазчиком
.
За
участие
в
революционных
событиях
1905
г
.
М
.
М
.
Караулов
преследовался
и
вынужден
был
сменить
имя
и
фамилию
.
Он
становится
Григорием
Павловичем
Любимовым
и
устраивается
дирижером
орке
-
стра
к
известному
меценату
,
большому
любителю
народных
инструментов
Д
.
И
.
Гучкову
.
Затем
Г
.
П
.
Любимов
работал
около
двух
лет
дирижером
оркестра
так
называемого
"
андреевского
"
состава
(
трехструнные
домры
и
балалайки
).
В
это
время
он
пытается
расширить
исполнительские
возможности
домры
,
приблизить
ее
к
скри
-
пичному
репертуару
,
создать
четырехструнную
домру
с
квинтовым
строем
.
Совместно
с
музыкальным
масте
-
ром
Сергеем
Федоровичем
Буровым
такая
домра
была
сконструирована
в
1908
г
.
С
появлением
четырехструнной
домры
с
квинтовым
строем
стало
возможно
исполнение
скрипичного
ре
-
пертуара
на
этом
инструменте
,
а
это
,
как
считал
Г
.
П
.
Любимов
,
способствовало
широкому
приобщению
народ
-
ных
масс
к
классическому
музыкальному
наследию
.
Концерты
,
в
которых
принимал
участие
оркестр
Любимова
,
как
правило
,
были
смешанными
.
Наряду
с
со
-
листами
-
инструменталистами
в
них
принимали
участие
певцы
-
вокалисты
и
чтецы
.
Продолжая
работать
в
качестве
дирижера
"
андреевского
"
оркестра
,
Г
.
П
.
Любимов
решает
организовать
ансамбль
–
квартет
четырехструнных
домр
.
Не
позднее
1915
г
.
такой
квартет
был
создан
.
В
его
состав
входили
:
Г
.
П
.
Любимов
–
домра
прима
,
С
.
Н
.
Тэш
–
домра
альт
,
С
.
Е
.
Таль
–
домра
тенор
,
Н
.
П
.
Кудрявцев
–
домра
бас
.
Квартет
сразу
зарекомендовал
себя
как
зрелый
профессиональный
коллектив
,
с
которым
начали
постоянно
выступать
известные
в
то
время
певцы
.
Известные
музыканты
и
деятели
искусства
А
.
Т
.
Гречанинов
и
А
.
Д
.
Кас
-
тальский
специально
для
квартета
сделали
обработки
народных
песен
.
Музыкальный
критик
Ю
.
Д
.
Энгель
по
-
местил
ряд
рецензий
в
"
Русских
ведомостях
",
отмечая
профессиональный
уровень
коллектива
,
его
серьезную
работу
и
саму
форму
народного
музицирования
,
в
которой
так
удачно
сочетались
инструментальная
и
вокаль
-
ная
стороны
исполнения
.
Стремления
Г
.
П
.
Любимова
продвинуть
в
массы
сконструированную
им
квинтовую
домру
,
которую
он
считал
наиболее
полезным
музыкальным
инструментом
для
приобщения
народа
к
музыке
в
предреволюцион
-
ный
период
наталкивались
на
определенные
трудности
.
В
советское
время
Г
.
П
.
Любимов
был
известен
как
крупный
деятель
Наркомпроса
,
сделавший
много
для
музыкального
просвещения
и
пропаганды
народного
ин
-
струментального
искусства
.
С
момента
реконструкции
домры
и
ее
введения
в
Великорусский
оркестр
В
.
В
.
Андреева
в
конце
Х
столетия
до
настоящего
времени
домра
зарекомендовала
себя
как
совершенный
инст
-
румент
,
которому
подвластно
звучание
всех
тонких
струн
широкой
русской
души
.
Неповторимость
ее
тембра
,
виртуозность
исполнения
,
проникновенность
звука
до
сих
пор
вызывают
восторг
у
слушателей
как
в
России
,
так
и
за
рубежом
.
Подлинным
продолжателем
лучших
исполнительских
традиций
на
этом
инструменте
по
пра
-
ву
считается
музыкант
-
виртуоз
,
Народный
артист
РФ
,
композитор
А
.
Цыганков
.
Эти
и
другие
менее
известные
подвижники
народного
инструментального
творчества
заложили
основу
созданию
многочисленных
творческих
коллективов
,
возникавших
практически
в
каждом
населенном
пункте
России
.
Народные
инструменты
благодаря
им
стали
известны
,
популярны
,
любимы
.
Новая
волна
интереса
к
русским
народным
духовым
инструментам
возникла
в
70-
е
гг
.
ХХ
в
.,
когда
в
Мо
-
скве
появились
два
интересных
исполнительских
коллектива
–
оркестр
народных
инструментов
"
Русские
узо
-
ры
"
под
управлением
Народного
артиста
РФ
В
.
Зозули
и
инструментальный
ансамбль
"
Жалейка
"
под
управле
-