Файл: нар твор пособик.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2021

Просмотров: 531

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Велика

 

заслуга

 

Андреева

 – 

основоположника

 

и

 

организатора

 

первого

 

Великорусского

 

оркестра

но

 

все

 

же

 

эта

 

сторона

 

его

 

деятельности

 

не

 

была

 

основной

Главной

 

целью

 

всей

 

его

 

жизни

 

было

 

просветительство

 

посред

-

ством

 

примитивной

 

балалайки

усовершенствованной

 

им

 

до

 

концертного

 

инструмента

повышение

 

всеобщей

 

культуры

 

народа

причем

в

 

первую

 

очередь

деревенской

 

глубинки

Говоря

 

об

 

огромной

 

бескорыстной

 

работе

проводимой

 

им

 

и

 

его

 

сотрудниками

 

среди

 

тысяч

 

солдат

обученных

 

игре

 

на

 

балалайке

он

 

отмечал

что

 

это

 

"

лишь

 

подготовительная

 

работа

 

к

 

развитию

 

и

 

осуществлению

 

главной

 

идеи

 

распространения

 

коллективного

 

занятия

 

музыкой

 

среди

 

народа

". 

В

 

настоящее

 

время

 

наиболее

 

крупными

 

представителями

 

исполнительского

 

искусства

 

игры

 

на

 

балалайке

 

являются

 

народный

 

артист

 

РФ

солист

 

Академического

 

национального

 

оркестра

 

им

Н

Осипова

 

М

Рожков

Народный

 

артист

 

А

Тихонов

участник

 

и

 

солист

 

Академического

 

национального

 

оркестра

 

им

Н

Осипова

На

-

родный

 

артист

 

РФ

профессор

 

В

Болдырев

 

и

 

другие

Балалайка

 

широко

 

используется

 

в

 

различных

 

ансамблях

 

народных

 

инструментов

В

 

них

 

она

 

приобретает

 

"

классическое

", "

фольклорное

и

 "

эстрадно

-

джазовое

лицо

но

 

все

 

же

 

остается

 

самобытным

 

русским

 

народным

 

инструментом

У

 

В

.

В

Андреева

 

были

 

не

 

менее

 

выдающиеся

 

последователи

Особое

 

место

 

среди

 

его

 

сподвижников

 

зани

-

мает

 

Николай

 

Иванович

 

Привалов

 (1868–1928), 

деятельность

 

которого

 

чрезвычайно

 

разнообразна

 

и

 

многогран

-

на

Он

 

известен

 

как

 

музыкант

-

этнограф

инструментовед

дирижер

 

и

 

композитор

В

 1896–1913 

гг

был

 

музыкан

-

том

-

исполнителем

 

на

 

гуслях

 

звончатых

балалайке

 

приме

 

в

 

Великорусском

 

оркестре

 

под

 

руководством

 

В

.

В

Андреева

разыскивал

 

старинные

 

русские

 

народные

 

инструменты

занимался

 

их

 

реставрацией

 

и

 

изучени

-

ем

Им

 

собрана

 

и

 

описана

 

коллекция

 

музыкальных

 

народных

 

инструментов

большая

 

часть

 

которой

 

хранится

 

в

 

музеях

 

Петербурга

В

 1908–1919 

гг

Н

.

И

Привалов

 – 

доцент

 

Археологического

 

института

 

по

 

музыкальному

 

фольклору

После

 

Октябрьской

 

революции

 

вел

 

многогранную

 

преподавательскую

 

работу

Им

 

опубликован

 

ряд

 

историко

-

этнографических

 

исследований

 

о

 

музыкальных

 

инструментах

 

и

 

написаны

 

самоучители

 

игры

 

на

 

гус

-

лях

 

звончатых

 (

в

 1903 

г

.) 

и

 

на

 

балалайке

 (

в

 1927 

г

.). 

Исследователи

-

инструментоведы

 

проанализировали

 

труды

 

Н

.

И

Привалова

 

по

 

истории

 

русского

 

инструментария

Критикуется

 

некоторый

 

дилетантизм

 

его

 

работ

они

 

вы

-

соко

 

ценят

 

разделы

 

его

 

трудов

посвященные

 

бытованию

 

русских

 

народных

 

инструментов

 

и

 

этнографические

 

наблюдения

 

автора

Привалов

 

Н

.

И

. – 

организатор

 

и

 

руководитель

 

одного

 

из

 

самых

 

крупных

 

в

 

Петербурге

 

того

 

времени

 

люби

-

тельского

 

оркестра

 

народных

 

инструментов

 (1896–1914). 

Любительский

 

оркестр

 

под

 

его

 

управлением

 

открыл

 

новое

 

направление

 

в

 

оркестровом

 

исполнительстве

выразившееся

 

в

 

пропаганде

 

музыкального

 

народного

 

твор

-

чества

 

и

 

фольклорных

 

инструментов

 

и

 

нашедшее

 

широкое

 

применение

 

в

 

различных

 

театральных

 

формах

 – 

от

 

сопровождения

 

оперных

 

спектаклей

 

и

 

театральных

 

постановок

 

до

 

участия

 

в

 

лекциях

 

и

 

театральных

 

представ

-

лениях

обрядах

 

и

 

игрищах

Тяготение

 

к

 

пропаганде

 

народной

 

песни

инструментальных

 

наигрышей

 

ясно

 

про

-

слеживается

 

в

 

репертуарной

 

политике

проводимой

 

в

 

оркестре

 

под

 

руководством

 

Н

.

И

Привалова

Пятнадцать

 

лет

 (1902–1917) 

отдал

 

Н

.

И

Привалов

 

работе

 

в

 

Народном

 

доме

 

в

 

Петербурге

Он

 

был

 

одним

 

из

 

инициаторов

 

и

 

авторов

 

проекта

 

организации

 

бесплатных

 

музыкально

-

хоровых

 

классов

 

попечительства

 

о

 

на

-

родной

 

трезвости

 

при

 

Петербургском

 

Народном

 

доме

Его

 

вера

 

в

 

силу

 

воспитательного

 

воздействия

 

народной

 

музыки

 

послужила

 

основой

 

тому

что

 

в

 

классах

 

популяризировались

 

именно

 

русские

 

музыкальные

 

инструмен

-

ты

 – 

балалайка

домра

гусли

Им

 

были

 

созданы

 

различные

 

коллективы

великорусский

 

оркестр

хоры

 – 

сме

-

шанный

женский

мужской

струнный

 

оркестр

ансамбль

 

рожечников

хор

 (

ансамбль

гусляров

 

и

 

жалейщиков

Силами

 

учащихся

 

давались

 

концерты

в

 

наиболее

 

крупных

 

из

 

них

 

участвовало

 

до

 300 

человек

Своей

 

деятель

-

ностью

 

в

 

музыкально

-

хоровых

 

классах

 

Н

.

И

Привалов

 

решал

 

задачу

 

широкого

 

музыкального

 

просвещения

по

-

пуляризации

 

русской

 

народной

 

музыки

В

 

прессе

 

отмечалось

что

 

в

 

том

 

музыкальном

 

развитии

которое

 

дают

 

ученикам

 

Приваловские

 

музыкальные

 

классы

, – 

отнюдь

 

не

 

цель

а

 

только

 

средство

 

поднять

облагородить

 

тем

-

ные

 

массы

среди

 

которых

 

проходит

 

сейчас

 

деятельность

 

этой

 

народной

 

консерватории

О

 

массовости

 

и

 

попу

-

лярности

 

музыкальных

 

классов

 

в

 

Петербурге

 

свидетельствует

 

тот

 

факт

что

 

с

 1902 

по

 1917 

гг

через

 

классы

 

прошло

 

около

 10 

тысяч

 

учащихся

Он

 

был

 

одним

 

из

 

первых

 

исследователей

которые

 

полностью

 

посвятили

 

себя

 

изучению

 

русского

 

народно

-

го

 

музыкального

 

творчества

Его

 

научные

 

интересы

огромная

 

коллекция

 

инструментов

глубокие

 

знания

 

ста

-

ринной

 

музыки

 

и

 

обрядов

 

древней

 

Руси

 

способствовали

 

бурному

 

развитию

 

этого

 

направления

 

в

 

музыковеде

-

нии

В

 

своих

 

исследованиях

 

Н

.

И

Привалов

 

в

 

большей

 

или

 

меньшей

 

степени

 

затронул

 

все

 

без

 

исключения

 

рус

-

ские

 

народные

 

музыкальные

 

инструменты

Изучая

 

современную

 

ему

 

практику

 

бытования

 

народных

 

инстру

-

ментов

он

 

обращался

 

к

 

различным

 

данным

 

историографического

исторического

 

характера

На

 

протяжении

 

десяти

 

лет

 

Н

.

И

Привалов

 

работал

 

над

 

исследованием

 "

Музыкальные

 

духовые

 

инструмен

-

ты

 

русского

 

народа

", 

первая

 

публикация

 

была

 

подготовлена

 

на

 

основе

 

текста

 

доклада

 

в

 1903 

г

Работа

 

эта

чуть

 

больше

 

печатного

 

листа

через

 

несколько

 

лет

 

переросла

 

в

 

солидное

 

исследование

 

в

 

двух

 

частях

публиковав

-

шееся

 

в

 

различных

 

изданиях

 

в

 1906–1908 

гг

В

 

первом

 

разделе

 

Н

.

И

Привалов

 

классифицирует

 

инструменты

 

по

 

способу

 

воспроизведения

 

звука

 

на

 

три

 

категории

свистящие

амбушюрные

язычковые

Автор

 

приводит

 

краткую

 

историческую

 

справку

считая

 

древ

-

нейшими

 

свистящие

 

инструменты

 (

свистки

флейты

дудки

); 

высказывает

 

интересное

 

наблюдение

что

 

свистя

-

щие

 

инструменты

 (

флейтовые

более

 

распространены

 

у

 

окраинных

 

народов

 

русского

 

государства

у

 

коренного

 

великорусского

 

населения

 

больше

 

приживались

 

бытовые

 

амбушюрные

 

язычковые

 

инструменты


background image

Исследователь

 

приводит

 

данные

 

своих

 

личных

 

наблюдений

 

над

 

ансамблем

 

или

 

хором

 (

как

 

его

 

тогда

 

назы

-

вали

владимирских

 

рожечников

 

Николая

 

Кондратьева

дает

 

описание

 

духовых

 

инструментов

 – 

брелки

 

и

 

свире

-

ли

которые

 

использовал

 

в

 

своем

 

оркестре

 

В

.

В

Андреев

В

 

статье

 "

Ударные

 

музыкальные

 

инструменты

 

русского

 

народа

 (

накры

бубен

барабаны

ложки

тарелки

трензель

варган

колокола

)" 

Н

.

И

Привалов

 

даст

 

любопытную

 

картину

 

появления

применения

 

и

 

бытования

 

этих

 

инструментов

Его

 

исследование

 

о

 

гудке

 

служит

 

современным

 

инструментоведам

 

основой

 

для

 

дальнейшего

 

изучения

 

древнего

 

русского

 

инструмента

Вертков

 

К

.

А

., 

в

 

своей

 

работе

 

используя

 

сведения

 

Н

.

И

Привалова

расширяет

 

круг

 

источников

 (

Х

I

Х

 

в

.), 

в

 

которых

 

упоминается

 

и

 

гудок

Привалов

 

Н

.

И

доказал

 

существование

 

в

 

Киевской

 

Руси

 

самостоятельной

 

традиции

 

сольной

 

игры

 

на

 

смычковых

 

инструментах

Таким

 

образом

его

 

работа

 

и

 

сего

-

дня

 

является

 

важным

 

источниковедческим

 

материалом

 

для

 

исследователей

В

 

исследовании

 "

Лира

целая

 

глава

 

посвящена

 

бытованию

 

лиры

 

в

 

Малороссии

Как

 

и

 

в

 

предыдущих

 

его

 

работах

особый

 

интерес

 

представляют

 

сведения

 

об

 

использовании

 

лиры

 

в

 

народном

 

быту

 

Х

I

Х

 

в

На

 

страницах

 

оживают

 

фигуры

 

знаменитого

 

малороссийского

 

бандуриста

 

Остапа

 

Вересая

лирника

 

Марченко

Андрея

 

Шута

В

 

своей

 

работе

полное

 

название

 

которой

  "

Танбуровидные

 

музыкальные

 

инструменты

 

русского

 

народа

Очерк

 

их

 

происхождения

появления

 

на

 

Руси

 

и

 

существования

 (

домра

балалайка

лютна

кобза

бандурка

бан

-

дура

торбан

мандолина

гитара

)", 

Н

.

И

Привалов

 

ставит

 

задачу

 

пополнить

 

новыми

 

данными

 

труд

 

профессора

 

А

.

С

Фаминцына

 

о

 

танбурах

 ("

Домра

 

и

 

сродные

 

ей

 

музыкальные

 

инструменты

 

русского

 

народа

"), 

представить

 

восстановленные

 

В

.

В

Андреевым

 

музыкальные

 

инструменты

обогатить

 

историографию

 

русских

 

народных

 

музыкальных

 

орудий

 

этнографическими

 

материалами

найденными

 

в

 

живом

 

народном

 

быту

Впервые

 

в

 

литературе

 

по

 

инструментоведению

 

Н

.

И

Привалов

 

включает

 

в

 

число

 

русских

 

народных

 

инст

-

рументов

 

бандурку

представляющую

 

собой

 

маленькую

 

пятиструнную

 

гитару

имеющую

 

распространение

 

на

 

Урале

В

 

связи

 

с

 

большим

 

распространением

 

у

 

русского

 

народа

 

танбуровидных

 

инструментов

 – 

мандолины

торбана

гитары

Н

.

И

Привалов

 

включает

 

их

 

в

 

свое

 

исследование

Наиболее

 

обстоятельной

 

среди

 

его

 

инструментоведческих

 

работ

 

является

 

исследование

 

о

 

русских

 

духовых

 

инструментах

Им

 

подготовлено

 

к

 

изданию

 

два

 

тома

 

с

 

многочисленными

 

рисунками

фотографиями

нотными

 

примерами

Привалов

 

Н

.

И

первым

 

ввел

 

ложки

 

в

 

Великорусский

 

оркестр

Они

 

были

 

использованы

 

им

 

в

 

пляске

 

скомо

-

рохов

 

на

 

уральскую

 

тему

 "

Полянка

в

 

его

 

опере

 "

На

 

Волге

" (1902). 

Обзор

 

инструментоведческих

 

работ

 

Н

.

И

Привалова

 

позволяет

 

сделать

 

вывод

 

о

 

том

что

 

многие

 

положе

-

ния

факты

наблюдения

сделанные

 

ученым

-

инструментоведом

до

 

сегодняшнего

 

дня

 

сохраняют

 

свое

 

значение

 

как

 

для

 

исследователей

музыкантов

-

профессионалов

так

 

и

 

для

 

руководителей

 

самодеятельных

 

оркестров

то

 

есть

 

для

 

того

 

круга

 

людей

чьи

 

научные

профессиональные

личные

 

интересы

 

целиком

 

отданы

 

пропаганде

исполнительству

 

и

 

изучению

 

русских

 

народных

 

инструментов

Осип

 

Устинович

 

Смоленский

 – 

русский

 

музыкант

-

самородок

организатор

 

и

 

руководитель

 

самобытного

 

хора

 (

ансамбля

гусляров

исполнитель

-

виртуоз

 

на

 

гуслях

 

звончатых

 

и

 

жалейке

создатель

 

ансамблевых

 

разно

-

видностей

 

гуслей

 

и

 

один

 

из

 

первых

 

преподавателей

 

на

 

них

солист

 

Великорусского

 

оркестра

 

В

.

В

Андреева

Он

 

родился

 

в

 1872 

г

в

 

небольшой

 

деревне

 

Хворостово

в

 

Гдовском

 

уезде

 

Псковской

 

губернии

Вспоминая

 

о

 

своем

 

детстве

 

и

 

объясняя

 

свое

 

увлечение

 

народными

 

музыкальными

 

инструментами

он

 

много

 

позже

 

напишет

 

В

.

В

Андрееву

 

следующие

 

слова

: "

Огонь

... 

горел

 

во

 

мне

 

с

 10-

летнего

 (

если

 

не

 

раньше

возрас

-

ту

". 

Однажды

 

Осип

 

увидел

 

у

 

старого

 

бродячего

 

музыканта

-

странника

 

старинные

 

гусли

Инструмент

 

был

 

со

-

всем

 

простой

семиструнный

но

тем

 

не

 

менее

запал

 

в

 

душу

 

мальчика

. "

Как

-

то

 

раз

 

по

 

уходе

 

его

, – 

вспоминает

 

О

.

У

Смоленский

, – 

я

 

соорудил

 

и

 

себе

 

гусли

 – 

род

 

коробочки

 

чуть

 

ли

 

ни

 

в

 

четверть

 

аршина

 

квадрату

 

кругом

высотой

 

же

 

с

 

вершок

 

и

 

натянул

 

три

 (

простой

 

проволоки

струнки

на

 

остальные

 

же

 

две

 "

струн

не

 

хватило

 – 

то

 

я

 

умудрился

 

и

 

отчесал

 

чуть

 

ли

 

не

 

полхвоста

 

у

 

отцовской

 

клячонки

и

 

начал

 

тренькать

 

и

 

веселить

 

моих

 

сверст

-

ников

ванек

гришек

матрешек

". 

Увлечение

 

инструментом

 

росло

 

и

 

очень

 

скоро

 

Осип

 

научился

 

мастерить

 

гус

-

ли

 

разных

 

размеров

Год

 

от

 

года

 

О

.

У

Смоленский

 

улучшал

 

свои

 

гусли

понимая

что

 

при

 

наличии

 

небольшого

 

количества

 

струн

 

исполнительские

 

возможности

 

инструмента

 

не

 

давали

 

сколько

-

нибудь

 

ощутимого

 

эффекта

 

даже

 

при

 

игре

 

простых

 

народных

 

наигрышей

 

и

 

песен

В

 1893 

г

О

.

У

Смоленский

 

приехал

 

на

 

заработки

 

в

 

Петербург

 

и

 

начал

 

трудиться

 

в

 

артели

 

каменщиков

за

-

тем

 

кочегаром

Тяжелый

 

труд

 

не

 

оставлял

 

времени

 

для

 

творчества

Все

 

свободное

 

время

 

О

.

У

Смоленский

 

по

-

свящает

 

самообразованию

 

и

 

совершенствованию

 

игры

 

на

 

гуслях

Он

 

много

 

читает

очень

 

интересуется

 

и

 

следит

 

за

 

деятельностью

 

В

.

В

Андреева

Вскоре

 

О

.

У

Смоленский

 

изготовил

 

гусли

 

с

 10 

струнами

 

и

 

несколько

 

изменил

 

свою

 

манеру

 

игры

 – 

не

 

пальцами

а

 

плектром

Игра

 

самоучки

-

гусляра

 

находит

 

признание

В

 

кругу

 

местной

 "

аристократии

", 

состоящей

 

из

 

кухарок

кучеров

горничных

пожарных

 

и

 

разных

 

кумушек

рос

 

авторитет

 

музыканта

равно

 

как

 

и

 

его

 

ис

-

полнительское

 

мастерство

В

 1895 

г

О

.

У

Смоленский

 

решает

 

сделать

 

инструмент

 

вдвое

 

меньше

 

прежних

 

гуслей

 

и

 

октавой

 

выше

 

по

 

звучанию

На

 

новых

 

гуслях

 

он

 

быстро

 

учит

 

играть

 

местного

 

водопроводчика

 

Лавруху

 

и

 

уже

 

вдвоем

 

с

 

ним

 

про

-

должает

 

выступать

 

на

 

местных

 

любительских

 

вечерах

Вскоре

 

появляются

 

еще

 

одни

 

гусли

размеры

 

их

 

больше

 


background image

первых

и

 

звучат

 

они

 

уже

 

на

 

октаву

 

ниже

В

 

качестве

 

исполнителя

 

на

 

них

 

Осип

 

Устинович

 

обучает

 

сына

 

соседа

-

сапожника

Так

 

рождается

 

первое

 

трио

 

на

 

гуслях

 

звончатых

В

 1897 

г

трио

 

выступает

 

в

 

балаганах

располагавшихся

 

в

 

то

 

время

 

на

 

Преображенском

 

плацу

Гусляры

 

сопровождали

 

выступление

 

марионеток

В

 1898 

г

выступление

 

в

 

балаганах

 

повторилось

но

 

уже

 

на

 

Семеновском

 

плацу

Именно

 

здесь

 

один

 

из

 

случайных

 

слушателей

 

советует

 

О

.

У

Смоленскому

 

познакомиться

 

с

 

В

.

В

Андреевым

Однако

 

встреча

 

с

 

В

.

В

Андреевым

 

состоялась

 

несколько

 

позже

В

 1899 

г

О

.

У

Смоленский

 

выступает

 

уже

 

на

 

настоящей

 

сцене

 

Петровского

 

парка

А

 

в

 1900 

г

гусляры

 

по

-

падают

 

в

 

труппу

 

Козлова

 

в

 

качестве

 

аккомпаниаторов

 

певцам

 

и

 

в

 

течение

 

двух

 

лет

 

выступают

 

на

 

сцене

 

только

 

что

 

открывшегося

 

Народного

 

дома

принимают

 

участие

 

в

 

дивертисментах

Наконец

случай

 

сводит

 

гусляра

 

с

 

В

.

В

Андреевым

. 10 

декабря

 1900 

г

О

.

У

Смоленский

захватив

 

своего

 

лучшего

 

ученика

 

Костю

 

Дмитриева

впервые

 

приехал

 

к

 

В

.

В

Андрееву

На

 

репетиции

 

присутствовал

 

Н

.

И

Привалов

который

 

заинтересовался

 

гуслями

сделанными

 

О

.

У

Смоленским

и

 

по

 

просьбе

 

В

.

В

Андреева

 

впоследствии

 

во

 

многом

 

помог

 

в

 

совершенствовании

 

гуслей

 

звончатых

Вскоре

 

О

.

У

Смоленский

следуя

 

ценным

 

советам

 

и

 

указаниям

 

Н

.

И

Привалова

сделал

 

новые

 

образцы

 

гус

-

лей

более

 

низких

 

по

 

звучанию

  (

альтовые

 

и

 

басовые

), 

снабдив

 

их

 

канительными

 

струнами

и

 

по

 

собственной

 

инициативе

 

создал

 

хор

 

гусляров

состоявший

 

из

 

шести

 

исполнителей

Хор

 

гусляров

при

 

содействии

 

режиссера

 

А

.

Я

Алексеева

принимает

 

участие

 

в

 

дивертисментах

 

Народного

 

дома

В

 1902 

г

Н

.

И

Привалов

 

приглашает

 

О

.

У

Смоленского

 

вести

 

преподавание

 

гуслей

 

в

 

бесплатных

 

классах

 

Попечительства

 

о

 

народной

 

трезвости

а

 

В

.

В

Андреев

 

предлагает

 

учить

 

игре

 

на

 

гуслях

 

солдат

 

Сводного

 

Гвар

-

дейского

 

батальона

 

и

 

принимать

 

участие

 

в

 

совместных

 

выступлениях

 

с

 

балалайками

В

 

ноябре

 1902 

г

О

.

У

Смоленский

 

оставляет

 

службу

 

кочегара

 

и

 

поступает

 

в

 

Великорусский

 

оркестр

 

В

.

В

Андреева

Начинается

 

новая

 

интересная

 

жизнь

в

 

качестве

 

руководителя

 

хора

 

гусляров

 

и

 

жалеечников

солис

-

та

-

исполнителя

мастера

-

изобретателя

 

и

 

преподавателя

Несмотря

 

на

 

то

что

 

О

.

У

Смоленский

 

был

 

самоучкой

 

и

 

по

 

существу

 

музыкально

 

необразованным

 

человеком

он

 

официально

 

занимал

 

место

 

преподавателя

Привалов

 

Н

.

И

., 

организатор

 

и

 

ректор

 

бесплатных

 

музыкально

-

хоровых

 

классов

 

для

 

рабочих

 

и

 

крестьян

 

в

 

Петербурге

 

с

 1902 

по

 

1917 

г

., 

отмечая

 

музыкальную

 

одаренность

 

О

.

У

Смоленского

писал

: "

Преподавателем

 

игры

 

на

 

гуслях

 

звонча

-

тых

 

был

 

бывший

 

пастух

 

Гдовского

 

уезда

 

Осип

 

Устинович

 

Смоленский

 – 

великий

 

виртуоз

-

гусляр

 

и

 

весьма

 

ода

-

ренный

 

от

 

природы

 

музыкант

". 

Попытки

 

О

.

У

Смоленского

 

постичь

 

музыкальную

 

грамоту

к

 

сожалению

окон

-

чились

 

не

 

совсем

 

удачно

В

 1906 

г

О

.

У

Смоленский

 

создал

 

хор

 

жалеечников

Этот

 

новый

 

коллектив

 

выступил

 

впервые

 

в

 

Народном

 

доме

впоследствии

 

часто

 

принимал

 

участие

 

в

 

концертах

преимущественно

 

благотворительных

Вскоре

 

О

.

У

Смоленский

 

решает

 

объединить

 

гусли

 

и

 

жалейки

 

и

 

выступает

 

единым

 

ансамблем

именуемым

 

Народный

 

хор

 

Гдовских

 

гусляров

. 3 

мая

 1909 

г

по

 

инициативе

 

В

.

В

Андреева

 

хор

 

в

 

роскошных

 

костюмах

 

с

 

певцом

-

"

баяном

выступил

 

в

 

Народном

 

доме

Причем

по

 

идее

 

организаторов

гусляры

 

в

 

течение

 

вечера

 

выступали

 

дважды

на

 

сцене

 

и

 

в

 

Таврическом

 

саду

Концерт

 

имел

 

ошеломляющий

 

успех

1909 

г

в

 

творческой

 

судьбе

 

О

.

У

Смоленского

 

был

 

удачным

Серия

 

концертов

 

вызвала

 

немалый

 

интерес

 

к

 

народному

 

хору

 

Гдовских

 

гусляров

В

 

период

 

войны

 1914 

г

О

.

У

Смоленский

 

со

 

своим

 

ансамблем

 

принимал

 

участие

 

в

 

разного

 

рода

 

благотворительных

 

концертах

Царь

 

оценил

 

эту

 

работу

 

высоко

наградив

 

его

 

Большой

 

золотой

 

шейной

 

медалью

 

на

 

Александровской

 

ленте

 

и

 

золотыми

 

часами

 

с

 

государственным

 

гербом

 

за

 

участие

 

в

 

патриотических

 

концертах

Уже

 

на

 

склоне

 

своей

 

исполнительской

 

деятельности

 

О

.

У

Смоленский

 

по

-

прежнему

 

оставался

 

сторонни

-

ком

 

принятой

 

тогда

 

моды

 

часто

 

бывать

 

на

 

людях

 

в

 

исконно

 

русском

 

одеянии

в

 

отношении

 

своих

 

взглядов

 

и

 

убеждений

 

придерживался

 

славянофильских

 

веяний

 

и

 

был

 

приверженцем

 

монархии

Кроме

 

участия

 

в

 

патриотических

 

и

 

разного

 

рода

 

благотворительных

 

концертах

не

 

дававших

 

средств

 

к

 

су

-

ществованию

О

.

У

Смоленский

 

со

 

своими

 

гуслярами

 

продолжает

 

выступать

 

и

 

в

 

других

 

театрализованных

 

ме

-

роприятиях

Вся

 

жизнь

 

этого

 

удивительного

 

человека

 

была

 

отдана

 

служению

 

искусству

пропаганде

 

и

 

популяризации

 

национального

 

инструмента

Среди

 

современников

 

О

.

У

Смоленского

 

выделяется

 

фигура

 

Н

Голосова

организовавшего

 

в

 1910 

г

в

 

Санкт

-

Петербурге

 "

хор

гусляров

в

 

котором

 

начинал

 

свой

 

творческий

 

путь

 

П

Шалимов

во

 

многом

 

предвосхи

-

тивший

 

систему

 

начатого

 

индивидуального

 

обучения

 

игре

 

на

 

гуслях

Шалимов

 

П

активным

 

педагогическим

 

творчеством

 

повлиял

 

на

 

возрождение

 

интереса

 

к

 

гуслям

 

звончатым

 

не

 

только

 

в

 

Санкт

-

Петербурге

но

 

и

 

через

 

своих

 

учеников

 

во

 

многих

 

других

 

регионах

 

России

Среди

 

его

 

учеников

 

были

 

такие

 

известные

 

музыканты

 

и

 

педагоги

как

 

В

Белявский

Д

Локшин

В

Тихов

С

 

исполнительством

 

гусляра

-

виртуоза

 

В

Тихова

 

связана

 

целая

 

эпоха

 

в

 

развитии

 

гусельного

 

искусства

 40–

90-

х

 

гг

ХХ

 

в

Достоянием

 

широкой

 

музыкальной

 

общественности

 

и

 

любителей

 

народной

 

музыки

 

стала

 

его

 

книга

  "

Гусли

 

звончатые

 

Валерия

 

Тихова

Жизнь

Творчество

Наследие

 

мастера

", 

обобщившая

 

опыт

 

многих

 

поколений

 

музыкантов

вобравшая

 

в

 

себя

 

лучшие

 

исполнительские

 

традиции

 

на

 

исконно

 

русском

 

народном

 

инструменте

В

 

настоящее

 

время

 

среди

 

ведущих

 

коллективов

использующих

 

звончатые

 

гусли

по

 

праву

 

можно

 

выде

-

лить

 

государственный

 

академический

 

ансамбль

 

гусляров

 (

худ

руководитель

 – 

Народный

 

артист

 

РФ

профессор

 

Ю

Евтушенко

), 

ансамбль

 

гусляров

 (

худ

руководитель

 – 

лауреат

 

международных

 

конкурсов

 

Л

Жук

). 

Академи

-

ческий

 

национальный

 

оркестр

 

им

Н

Осипова

 (

худ

руководитель

 – 

Народный

 

артист

 

РФ

профессор

 

Н

Калинин

), 


background image

академический

 

оркестр

 

Всероссийской

 

государственной

 

телерадиокомпании

 (

худ

руководитель

 – 

Народный

 

ар

-

тист

 

СССР

профессор

 

Н

Некрасов

и

 

многие

 

другие

 

коллективы

Гусли

 

прямоугольные

 (

столообразные

) – 

прямой

 

потомок

 

гуслей

 

шлемовидных

наивысший

 

этап

 

развития

 

древнерусской

 

гусельной

 

культуры

В

 

начале

 

ХХ

 

столетия

 

этот

 

вид

 

гуслей

 

был

 

усовершенствован

В

 1914 

г

музыкант

просветитель

 

Н

Фомин

 

приспособил

 

для

 

прямоугольных

 

гуслей

 

простую

остроумно

 

сконструированную

 

и

 

надежную

 

в

 

работе

 

кла

-

вишную

 

механику

Благодаря

 

этому

 

изобретению

 

при

 

наборе

 

левой

 

рукой

 

на

 

клавишах

 

нужного

 

аккорда

 

осво

-

бождаются

 

соответствующие

 

струны

 

во

 

всех

 

октавах

Проводя

 

го

 

струнам

 

плектром

 (

специальный

 

медиатор

), 

извлекают

 

звук

Для

 

лучшей

 

устойчивости

 

строя

 

этих

 

гуслей

получивших

 

название

 

клавишных

применяется

 

металлическая

 

рама

подобная

 

фортепианной

Поскольку

 

клавишные

 

гусли

 

Н

Фомина

 – 

гармонический

 

инст

-

румент

его

 

используют

 

в

 

оркестрах

 

в

 

паре

 

с

 

мелодико

-

гармоническими

 

прямоугольными

 

гуслями

 

хроматиче

-

ского

 

строя

Клавишные

 

гусли

 

сегодня

 

стали

 

неотъемлемой

 

частью

 

инструментария

 

практически

 

всех

 

народ

-

ных

 

оркестров

 

России

Неоценимый

 

вклад

 

в

 

развитие

 

клавишных

 

гуслей

 

внесла

 

солистка

 

Академического

 

на

-

ционального

 

оркестра

 

им

Н

Осипова

Народная

 

артистка

 

РФ

композитор

 

В

Городовская

ХХ

 

в

раскрыл

 

не

-

исчерпаемые

 

потенциальные

 

возможности

 

гуслей

 

в

 

качестве

 

ансамблевого

 

и

 

оркестрового

 

инструмента

Имен

-

но

 

в

 

коллективном

 

исполнительстве

 

гусли

 

обрели

 

свой

 "

ренессанс

". 

В

 1870 

г

возник

 

хор

 

рожечников

 

Н

.

В

Кондратьева

который

 

в

 

самом

 

начале

 

состоял

 

из

 

нескольких

 

энту

-

зиастов

-

любителей

Они

 

собирались

 

вместе

, "

для

 

потехи

 

и

 

удовольствия

 

ради

", 

крестьяне

 

пели

 

старинные

 

рус

-

ские

 

песни

исполняли

 

наигрыши

Постепенно

 

хор

 

начинает

 

выезжать

 

с

 

концертами

 

в

 

соседние

 

губернии

На

-

конец

владимирские

 

рожечники

 

попадают

 

на

 

Нижегородскую

 

ярмарку

и

 

здесь

 

их

 

выступления

 

уже

 

выходили

 

за

 

пределы

 

любительских

 

концертов

Гастроли

 

на

 

ярмарке

 

в

 

Нижнем

 

Новгороде

 

открыли

 

дорогу

 

рожечникам

 

в

 

крупные

 

города

 

России

Выступления

 

в

 

Петербурге

 

показали

 

возросшее

 

мастерство

 

хора

 

под

 

руководством

 

Н

.

В

Кондратьева

 

и

 

воспринимались

 

взыскательной

 

публикой

 

столицы

 

как

 

интересное

 

новое

 

явление

 

народного

 

музицирования

В

 

свободные

 

месяцы

 

рожечники

 

разыгрывают

 

песни

 

на

 

ярмарках

 

своей

 

губернии

в

 

Нижнем

 

Новгороде

в

 

Москве

остальное

 

время

 

проводят

 

за

 

сохой

 

и

 

бороной

 

в

 

своем

 

селе

Инструменты

на

 

которых

 

играют

 

рожеч

-

ники

, – 

простые

 

дудки

рожки

длиною

 

от

 

фута

 

до

 

трех

в

 

каждом

 

не

 

менее

 

четырех

 

и

 

не

 

более

 

одиннадцати

 

отверстий

Звуки

 

до

 

такой

 

степени

 

были

 

схожи

 

с

 

человеческими

 

голосами

что

 

многие

не

 

видя

 

самих

 

музыкан

-

тов

предполагали

что

 

они

 

поют

а

 

не

 

играют

Ансамбль

 

Владимирских

 

рожечников

 

под

 

руководством

 

Н

.

В

Кондратьева

 

дебютировал

 

на

 

открытой

 

сцене

 

петербургского

 

сада

 "

Аркадия

". 

Популярность

 

хора

 

рожечников

 

росла

как

 

снежный

 

ком

о

 

владимирских

 

кре

-

стьянах

-

музыкантах

 

говорили

на

 

них

 

установилась

 

мода

многие

 

считали

 

для

 

себя

 

обязательным

 

непременно

 

их

 

послушать

 

и

 

увидеть

В

 

первый

 

свой

 

приезд

 

в

 

Петербург

 

в

 1883 

г

коллектив

 

пробыл

 

там

 

с

 

июля

 

по

 

сентябрь

выступая

 

на

 

сценах

 

летних

 

садов

 

во

 

время

 

народных

 

гуляний

на

 

эстрадах

 

лучших

 

столичных

 

садов

  "

Аркадия

и

  "

Ливадия

", 

а

 

в

 

ночное

 

время

 

в

 

ресторанах

 

этих

 

парков

В

 1884 

г

ансамбль

 

рожечников

 

демонстрирует

 

свое

 

искусство

 

во

 

Франции

где

как

 

писали

 

газеты

влади

-

мирцы

 

имели

 "

бешеный

 

успех

". 

В

 

исполнении

 

хора

 

рожечников

 

парижане

 

услышали

 "

Марсельезу

". 

Вернувшись

 

в

 

Россию

несколько

 

сезонов

 

подряд

 

ансамбль

 

рожечников

 

под

 

руководством

 

Н

.

В

Кондратьева

 

выступал

 (

уже

 

в

 

зимнее

 

время

то

 

в

 

Петербурге

то

 

в

 

Михайловском

 

манеже

 

во

 

время

 

масле

-

ничных

 

гуляний

то

 

на

 

Марсовом

 

поле

Следует

 

отметить

что

 

именно

 

в

 

этот

 

период

 

нередко

 

хор

 

рожечников

 

объединялся

 

с

 

известным

 

ансамблем

 

песенников

 

и

 

плясунов

руководимым

 

Г

Орловым

Это

 

творческое

 

объе

-

динение

 

было

 

одним

 

из

 

первых

 

опытов

 

смешанного

 

ансамбля

 

и

 

ярким

 

проявлением

 

демократических

 

традиций

 

национального

 

искусства

Выступления

как

 

правило

имели

 

большой

 

успех

В

 

летнее

 

время

 (

а

 

с

 1890 

г

постоянно

ансамбль

 

Владимирских

 

рожечников

 

неизменно

 

выступал

 

на

 

зна

-

менитой

 

Нижегородской

 

ярмарке

Примечательно

что

 

с

 

ансамблем

 

Н

.

В

Кондратьева

 

в

 

то

 

время

 

конкурировал

 

не

 

менее

 

популярный

 

хор

 

рожечников

созданный

 

великолепными

 

мастерами

-

солистами

 

на

 

рожках

 – 

братьями

 

Петром

 

и

 

Николаем

 

Бахаревыми

В

 

конце

 90-

х

 

г

Х

 

столетия

 

с

 

искусством

 

Владимирских

 

рожечников

 

познакомился

 

В

.

В

Андреев

 

и

 

даже

 

предлагал

 

ввести

 

инструменты

 

в

 

Великорусский

 

оркестр

Андреев

 

В

.

В

высоко

 

оценил

 

искусство

 

рожечников

считая

что

 

они

 "... 

представляют

 

особый

 

интерес

так

 

как

 

создают

 

чистейший

 

образец

 

народной

 

передачи

в

 

смысле

 

мелодии

 

и

 

гармонии

и

 

в

 

особенности

 

со

 

стороны

 

ритма

 

со

 

всей

 

его

 

причудливостью

 

и

 

неуловимым

 

разнообразием

". 

В

 1897 

г

Е

.

Э

Линева

 

записала

 

хор

 

рожечников

 

на

 

фонограф

Благодаря

 

ей

 

мы

 

имеем

 

возможность

 

в

 

на

-

стоящее

 

время

 

услышать

 

уникальный

 

ансамбль

 

рожечников

хотя

 

сама

 

запись

 

несовершенна

Лине

-

ва

 

Е

.

Э

подтвердила

 

мнение

 

своих

 

предшественников

 

и

 

еще

 

раз

 

установила

 

близость

 

склада

 

и

 

тембра

 "

песенно

-

го

 

оркестра

" (

как

 

она

 

называла

 

ансамбль

 

Владимирских

 

рожечников

народному

 

хоровому

 

исполнению

Она

 

считала

что

 

ансамбль

 

рожечников

 "

служит

 

доказательством

 

и

 

примером

 

существования

 

своеобразного

 

народ

-

ного

 

контрапункта

". 

В

 

начале

 

девятисотых

 

годов

 

рожечники

 

выступали

 

в

 

Москве

затем

 

в

 

Петербурге

 

на

 

кус

-

тарной

 

выставке

которая

 

проходила

 

в

 

помещении

 

Таврического

 

дворца

Эти

 

выступления

 

имели

 

огромный

 

успех

Хор

руководимый

 

Н

.

В

Кондратьевым

выступал

 

вплоть

 

до

 

конца

 90-

х

 

г

., 

затем

 

ансамбль

 

продолжал

 

свою

 

деятельность

и

 

им

 

руководил

 

сын

 

Николая

 

Васильевича

 – 

Р

.

Н

Кондратьев

 

вплоть

 

до

 30-

х

 

гг

прошлого

 

века


background image

Домра

 

является

 

ведущим

 

инструментом

 

струнной

 

группы

 

народного

 

оркестра

Этот

 

старинный

 

инстру

-

мент

 

упоминался

 

часто

однако

 

первое

 

его

 

серьезное

 

изучение

 

предпринял

 

историк

 

музыки

 

А

Фоминцын

Он

 

классифицировал

 

его

 

как

 

струнный

  (

щипковый

инструмент

В

 

сохранившихся

 

материалах

 

о

 

государевой

 

по

-

тешной

 

палате

 

встречаются

 

многочисленные

 

сведения

 

о

 

домрах

, "

струнах

 

домерных

", 

домрачеях

 (

исполните

-

лях

 

на

 

домре

). 

Приведенные

 

в

 

работах

 

Забелина

 

записи

 

дворцовых

 

расходов

 

Х

VII 

в

документируют

 

активное

 

использование

 

этих

 

инструментов

Домра

 

просуществовала

 

на

 

Руси

 

в

 

качестве

 

профессионального

 

инструмента

 

примерно

 

около

 

двух

 

столетий

  (

Х

VI – 

конца

 

Х

VII 

вв

.). 

Постепенно

 

эти

 

инструменты

 

уходят

 

из

 

оборота

и

 

в

 

произведениях

 

устного

 

народного

 

творчества

 

домра

 

почти

 

не

 

упоминается

Возрождение

 

этого

 

инструмента

 

также

 

связано

 

с

 

деятельностью

 

В

.

В

Андреева

Один

 

из

 

солистов

 

его

 

оркестра

 

А

Мартынов

 

в

 1895 

г

вывез

 

из

 

Вятской

 

губернии

 

трехструнный

 

музыкальный

 

инструмент

 

с

 

резонаторным

 

корпусом

 

полусферической

 

формы

Он

 

представлял

 

собой

 

один

 

из

 

типов

 

народной

 

балалайки

но

 

был

 

ошибочно

 

принят

 

за

 

образец

 

древнерусской

 

домры

 

и

 

подвергнут

 

усовершенствованию

В

 

результате

 

этого

 

появилось

 

семейство

 

оркестровых

 

разновидно

-

стей

получивших

 

название

 "

домра

". 

Оркестровые

 

домры

 

так

 

называемого

 "

андреевского

образца

 

имеют

 

кор

-

пус

 

в

 

виде

 

полушария

короткую

 

шейку

 

с

 

закрепленными

 

ладами

расположенными

 

в

 

хроматической

 

последо

-

вательности

Игра

 

по

 

струнам

 

производится

 

с

 

помощью

 

медиатора

В

 

оркестре

 

используются

 

домры

 "

пикколо

", 

"

прима

", "

альт

", "

тенор

", "

бас

и

 "

контрабас

", 

каждая

 

из

 

которых

 

имеет

 

свою

 

настройку

 

струн

В

 

свою

 

очередь

 

домры

 

малая

альтовая

 

и

 

басовая

 

получили

 

распространение

 

в

 

сольной

 

исполнительской

 

практике

Вместе

 

с

 

тем

их

 

активно

 

применяю

 

и

 

в

 

ансамблевом

 

исполнительстве

Григорий

 

Павлович

 

Любимов

 (

псевдоним

настоящее

 

имя

 – 

Модест

 

Николаевич

 

Караулов

) – 

заслуженный

 

артист

 

РСФСР

один

 

из

 

видных

 

деятелей

 

в

 

области

 

народного

 

музыкального

 

искусства

создатель

 

квинтовой

 

четырехструнной

 

домры

 

и

 

исполнитель

 

на

 

нем

организатор

 

Государственного

 

квартета

 

четырехструнных

 

домр

руководитель

 

и

 

дирижер

 

Государственного

 

оркестра

 

старинных

 

русских

 

инструментов

Родился

 

в

 

Петер

-

бурге

 26 

января

 1882 

г

в

 

семье

 

учителя

В

 1889 

г

семья

 

Карауловых

 

переезжает

 

в

 

Псков

Здесь

 

семилетний

 

Модест

 

присутствует

 

на

 

концерте

 

ба

-

лалаечников

 

под

 

управлением

 

В

.

В

Андреева

В

 

юношеские

 

годы

 

М

.

Н

Караулов

 

учится

 

в

 

музыкально

-

драмати

-

ческом

 

училище

 

при

 

Московской

 

фи

-

лармонии

 

по

 

классу

 

смычкового

 

контрабаса

 

и

добывая

 

средства

 

к

 

существованию

работает

 

слесарем

столя

-

ром

смазчиком

За

 

участие

 

в

 

революционных

 

событиях

 1905 

г

М

.

М

Караулов

 

преследовался

 

и

 

вынужден

 

был

 

сменить

 

имя

 

и

 

фамилию

Он

 

становится

 

Григорием

 

Павловичем

 

Любимовым

 

и

 

устраивается

 

дирижером

 

орке

-

стра

 

к

 

известному

 

меценату

большому

 

любителю

 

народных

 

инструментов

 

Д

.

И

Гучкову

Затем

 

Г

.

П

Любимов

 

работал

 

около

 

двух

 

лет

 

дирижером

 

оркестра

 

так

 

называемого

 "

андреевского

состава

 (

трехструнные

 

домры

 

и

 

балалайки

). 

В

 

это

 

время

 

он

 

пытается

 

расширить

 

исполнительские

 

возможности

 

домры

приблизить

 

ее

 

к

 

скри

-

пичному

 

репертуару

создать

 

четырехструнную

 

домру

 

с

 

квинтовым

 

строем

Совместно

 

с

 

музыкальным

 

масте

-

ром

 

Сергеем

 

Федоровичем

 

Буровым

 

такая

 

домра

 

была

 

сконструирована

 

в

 1908 

г

С

 

появлением

 

четырехструнной

 

домры

 

с

 

квинтовым

 

строем

 

стало

 

возможно

 

исполнение

 

скрипичного

 

ре

-

пертуара

 

на

 

этом

 

инструменте

а

 

это

как

 

считал

 

Г

.

П

Любимов

способствовало

 

широкому

 

приобщению

 

народ

-

ных

 

масс

 

к

 

классическому

 

музыкальному

 

наследию

Концерты

в

 

которых

 

принимал

 

участие

 

оркестр

 

Любимова

как

 

правило

были

 

смешанными

Наряду

 

с

 

со

-

листами

-

инструменталистами

 

в

 

них

 

принимали

 

участие

 

певцы

-

вокалисты

 

и

 

чтецы

Продолжая

 

работать

 

в

 

качестве

 

дирижера

  "

андреевского

оркестра

Г

.

П

Любимов

 

решает

 

организовать

 

ансамбль

 – 

квартет

 

четырехструнных

 

домр

Не

 

позднее

 1915 

г

такой

 

квартет

 

был

 

создан

В

 

его

 

состав

 

входили

Г

.

П

Любимов

 – 

домра

 

прима

С

.

Н

Тэш

 – 

домра

 

альт

С

.

Е

Таль

 – 

домра

 

тенор

Н

.

П

Кудрявцев

 – 

домра

 

бас

Квартет

 

сразу

 

зарекомендовал

 

себя

 

как

 

зрелый

 

профессиональный

 

коллектив

с

 

которым

 

начали

 

постоянно

 

выступать

 

известные

 

в

 

то

 

время

 

певцы

Известные

 

музыканты

 

и

 

деятели

 

искусства

 

А

.

Т

Гречанинов

 

и

 

А

.

Д

Кас

-

тальский

 

специально

 

для

 

квартета

 

сделали

 

обработки

 

народных

 

песен

Музыкальный

 

критик

 

Ю

.

Д

Энгель

 

по

-

местил

 

ряд

 

рецензий

 

в

 "

Русских

 

ведомостях

", 

отмечая

 

профессиональный

 

уровень

 

коллектива

его

 

серьезную

 

работу

 

и

 

саму

 

форму

 

народного

 

музицирования

в

 

которой

 

так

 

удачно

 

сочетались

 

инструментальная

 

и

 

вокаль

-

ная

 

стороны

 

исполнения

Стремления

 

Г

.

П

Любимова

 

продвинуть

 

в

 

массы

 

сконструированную

 

им

 

квинтовую

 

домру

которую

 

он

 

считал

 

наиболее

 

полезным

 

музыкальным

 

инструментом

 

для

 

приобщения

 

народа

 

к

 

музыке

 

в

 

предреволюцион

-

ный

 

период

 

наталкивались

 

на

 

определенные

 

трудности

В

 

советское

 

время

 

Г

.

П

Любимов

 

был

 

известен

 

как

 

крупный

 

деятель

 

Наркомпроса

сделавший

 

много

 

для

 

музыкального

 

просвещения

 

и

 

пропаганды

 

народного

 

ин

-

струментального

 

искусства

С

 

момента

 

реконструкции

 

домры

 

и

 

ее

 

введения

 

в

 

Великорусский

 

оркестр

 

В

.

В

Андреева

 

в

 

конце

 

Х

 

столетия

 

до

 

настоящего

 

времени

 

домра

 

зарекомендовала

 

себя

 

как

 

совершенный

 

инст

-

румент

которому

 

подвластно

 

звучание

 

всех

 

тонких

 

струн

 

широкой

 

русской

 

души

Неповторимость

 

ее

 

тембра

виртуозность

 

исполнения

проникновенность

 

звука

 

до

 

сих

 

пор

 

вызывают

 

восторг

 

у

 

слушателей

 

как

 

в

 

России

так

 

и

 

за

 

рубежом

Подлинным

 

продолжателем

 

лучших

 

исполнительских

 

традиций

 

на

 

этом

 

инструменте

 

по

 

пра

-

ву

 

считается

 

музыкант

-

виртуоз

Народный

 

артист

 

РФ

композитор

 

А

Цыганков

Эти

 

и

 

другие

 

менее

 

известные

 

подвижники

 

народного

 

инструментального

 

творчества

 

заложили

 

основу

 

созданию

 

многочисленных

 

творческих

 

коллективов

возникавших

 

практически

 

в

 

каждом

 

населенном

 

пункте

 

России

Народные

 

инструменты

 

благодаря

 

им

 

стали

 

известны

популярны

любимы

Новая

 

волна

 

интереса

 

к

 

русским

 

народным

 

духовым

 

инструментам

 

возникла

 

в

 70-

е

 

гг

ХХ

 

в

., 

когда

 

в

 

Мо

-

скве

 

появились

 

два

 

интересных

 

исполнительских

 

коллектива

 – 

оркестр

 

народных

 

инструментов

 "

Русские

 

узо

-

ры

под

 

управлением

 

Народного

 

артиста

 

РФ

 

В

Зозули

 

и

 

инструментальный

 

ансамбль

 "

Жалейка

под

 

управле

-