Файл: Защита проекта коррекционноразвивающей программы психологопедагогическая коррекция.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Описание: «Каждый человек в своей жизни в какой-то момент переживает чувства напрямую связанными с несбывшимися надеждами. Скажите, какие эмоции и чувства вы испытывали в своей жизни в похожих условиях или, может быть, переживаете прямо сейчас?»
Обсуждение: «Да, такое состояние не из приятных, и мы все испытываем то, о чем вы только что говорили. В похожих состояниях мы делаем и говорим то, что никогда бы ни говорили. Часто обвиняем и делаем саркастические замечания...»
Упражнение №2 «Мозговой штурм»
Время: 30-60 минут
Цель: выработка стратегий для преодоления фрустрации Описание: Проблема: Как, по-вашему, мы можем преодолеть фрустрацию?
Затем последуют этапы генерации идей (в малых группах) и отбор и оценка идей, которые предложили группы
Обсуждение: И все-таки, как мы можем преодолеть фрустрацию? Какую пользу можно извлечь из неудачи? Попробуйте сравнить собственные неудачи с чужими еще большими проблемами. Всегда ли мы понимаем то, к чему безуспешно стремимся, не так уж хорошо, и потому не ненужно?
Ритуал прощания
Время: 10-15 минут
Цель: получение обратной связи
Обсуждение: Что понравилось на занятии? Что получилось/не получилось? Какое упражнение показалось сложным?
Занятие №3 «Жизнеустойчивость»
Ритуал приветствия «Триада»
Время: 5-10 минут
Цель: установление психологического контакта, сплочение группы и снятие напряженности
Описание: Каждый из обучающихся по очередности представляется в группе с помощью триады, которая состоит из: имени, любимого блюда, наименование города. Загвоздка в том, что все три слова должны начинаться на первую букву, что и имя участника. Наименование блюда и города не должны повторятся.
Упражнение №1 «Жизнь»
Время: 10-20 минут
Цель: определить для себя и для участников группы: «Что такое жизнь?»
Описание: Участником занятия необходимо продолжить фразу: Жизнь - это...
Обсуждение: Почему вы выбрали такое определение слова «жизнь»?
Упражнение №2 «Магнитизм»
Время: 15-30 минут
Цель: определить для себя и для участников группы: «Что такое жизнь?»
Описание: Исходное положение участников - каждый из них обхватывает себя руками (прикрывая локти ладонями), закрывает глаза.
Ведущий занятия включает музыку и просит начать движение, при этом, через определенные промежутки времени называя команды: Однополюсные (встретившиеся участники отскакивают друг от друга), Разнополюсные (прилипают друг к другу), Размагничивание (продолжение движения).
Обсуждение: Как вы думаете, почему мы с вами провели такое упражнение и как оно связано с понятием «жизнь»?
Упражнение №3 «Точка опоры»
Время:10-15 минут
Цель: укрепление жизнестойкости у обучающихся
Описание: Поразмышлять над следующими высказываниями: В мире есть по крайней мере три человека, которые любят тебя; Единственная причина, по которой кто-то не любит тебя - это то, что он хочет быть таким же как и ты; Кто-то не мог бы жить без тебя; Когда ты думаешь, что мир отвернулся от тебя, взгляни: скорее всего это ты отвернулся от него.
Обсуждение: О чем, по-вашему, эти слова?
Ритуал прощания
Время: 10-15 минут
Цель: получение обратной связи
Обсуждение: Что понравилось на занятии? Что получилось/не получилось? Какое упражнение показалось сложным?
Занятие №4 «Депрессия»
Ритуал приветствия
Время: 3-5 минут
Цель: установление психологического контакта и снятие напряженности
Описание: Участникам группы предлагается закончить следующие фразы: «Мне хочется доставлять радость...», «Моя жизнь прекрасна потому, что.», «Я делюсь своей радостью с.», «В жизни мне помогает.», «Когда мне трудно, я.», «Я доставляю радость.», «Меня любят за то, что .»
Упражнение №1 «Ручной говор»
Время: 15-30 минут
Цель: автоматизировать положительно окрашенные реакции на депрессивные ситуации
Описание: Участники группы делятся на пары. В каждой выбирается ведущий и ведомый (в процессе упражнения - меняются). Они закрывают глаза и находят ладони друг друга. Теперь ведущий должен попробовать своей рукой что-то передать руке ведомого: фразу или мысль. Можно прикасаться, теребить, сжимать и т.д. Затем, после понимания ведомым мыслей ведущего он передает ее другой руке ведущего. Меняются.
Обсуждение: Как удалось поговорить с партнером? Поняли ли вы друг друга? Что вы чувствовали в тот момент? Что легче - говорить или понимать?
Упражнение №2 «Розовый портрет»
Время: 15-30 минут
Цель: автоматизировать положительно окрашенные реакции на депрессивные ситуации
Описание: У каждого участника группы есть розовый карандаш. Все становятся в круг: внешний и внутренний. Кто стоит напротив рисует соседа около 30 секунд и по сигналу ведущего меняются местами.
Обсуждение: Трудно ли было рисовать и почему? Нужно ли все воспринимать серьезно?
Упражнение №3 Время: 5-10 минут
Цель: укрепление самооценки участников группы Описание: Участники группы в порядке очереди говорят о своем соседе что-либо замечательное и хвалиться своим соседом перед остальными. Затем сосед дает обратную связь, то есть тоже хвалиться своим соседом.
Ритуал прощания
Время: 10-15 минут
Цель: получение обратной связи
Обсуждение: Что понравилось на занятии? Что получилось/не получилось? Какое упражнение показалось сложным?
Занятие №5 «Стрессоустойчивость»
Ритуал приветствия «Имитация»
Время: 5-10 минут
Цель: активизация обучающихся и создание группового настроя на работу
Описание: Необходимо рассчитаться на первый-второй. Первым номерам необходимо делать хлопок в ладоши и два притопа, а вот вторым - два хлопка и один притоп. Движения участников должны повторятся в порядке их расчета. Сначала необходимо выполнять медленно, постепенно ускоряя темп.
Упражнение №1 «Словесный эксперимент»
Время: 15-30 минут
Цель: обучение самообладанию в стрессовых ситуациях Описание: «Предвыпускной класс, можно сказать, один из очень ответственных моментов. В будущем вас ожидают экзамены и это - одно из серьезных испытаний. При помощи следующего упражнения мы
разберем некоторые приемы, которые мы можете применять при подготовке к экзаменам».
Каждому обучающемуся выдается карточка, на которой написан определенного рода текст с хаотичным содержимым.
Задание: прочитать текст за 30 секунд.
Обсуждение: Смогли ли вы сразу справиться с заданием и что вам было необходимо, чтобы справиться с ним? Что, по-вашему, такое самообладание и как его можно развить?
Упражнение №2 «Полнота дыхания»
Время: 10-15 минут
Цель: обучение релаксации при стрессе
Описание: Необходимо дышать через нос так, чтобы сначала заполнялась нижняя часть легких (втягивание живота во время дыхания), затем средняя часть легких (расширение области ребер) и верхняя их часть. Медленно выдохните
Упражнение №3 «Поезд»
Время: 15-20 минут
Цель: эмоциональная разрядка обучающихся
Описание: Необходимо построится друг за другом, руки положить на плечи впередистоящего. Стоящий впереди всех выполняет роль машиниста поезда и лишь только он с открытыми глазами ведет состав: медленно, но постепенно ускоряясь. Необходимо провести весь состав так, чтобы он не расцепился в ходе движения. Можно провести данное упражнение несколько раз, меняя машиниста.
Ритуал прощания
Время: 10-15 минут
Цель: получение обратной связи
Обсуждение: Что понравилось на занятии? Что получилось/не получилось? Какое упражнение показалось сложным?
-
Анализ эффективности психолого-педагогической коррекции
К
ритерием эффективности реализации нашей программы является снижение, либо устранение наиболее распространенных факторов антивитального поведения и укрепление, либо развитие в подростках факторов витального поведения.
Рисунок 7 - Обобщенные результаты психодиагностических исследований
антивитального поведения подростков до (А) и после (Б) проведения
психолого-педагогической коррекции, %
Как видно по Рисунку 7 (А) ранее было обнаружено, что у 15% испытуемых (3 из 20 человек) заметно занижены средние значения в группе по всем пяти показателям. Однако только у 10% испытуемых низкие показатели по четырем параметрам исследования и в пределах нормы находятся по одному какому-либо параметру (1 - независимость, 1 - жизненный тонус).
В исследовании «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка нас интересовали только первые два параметра (тревожность и фрустрация), так как именно они сопровождают антивитальное поведение. Как видно, 25% испытуемых (5 из 20 человек) ранее обнаружили высокие показатели фрустрированности и тревожности.
В исследовании «Шкала депресии» А. Бека у 25% испытуемых (5 человек) раньше имели выраженное или тяжелое депрессивное состояние (2 - выраженное депрессивное состояние, 3 - тяжелое депрессивное состояние). Все прочие испытуемые имели либо нормальное состояние (50%), либо состояние легкой депрессии (25%).
Таким образом, из диаграммы Рисунка 7 (А) следует, что общие показатели группы 2м1 по методикам «Витальность», «Самооценка психических состояний» и «Шкала депрессии» ранее находились в нормативных пределах.
Анализируя данные по группе, можно было выделить обучающихся, имеющих низкие показатели по какому-либо фактору (табл. 3).
После проведения психолого-педагогической коррекции выборка обучающихся (20 подростков) была продиагностирована по тем же методикам повторно, что и до коррекционной работы.
После проведения занятий по психолого-педагогической коррекционной программе у 25% (5 человек) подростков по методике «Витальность» Г.В. Резапкиной обнаружены заметные скачки показателей жизненного тонуса (15% - 3 человека), целеустремленности (20 % - 4 человека), стрессоустойчивости (5% - 1 человек) и независимости (15% - 3 человека). Общий уровень витальности у 20% (4 человека) подростков вышел на средний уровень, а у 5% (1 человек) - на высокий.
По методике «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка по показателям тревожности и фрустрации у 20% (4 человека) испытуемых соответственно приблизился к средним нормальным показателям. По показателю тревожности у 5% (1 человек) обучающегося обнаружились значения на границе между средними и низкими значениями.
По методике «Шкала депрессии» А. Бека у 15% (3 человека) испытуемых обнаружились значительные улучшения показателей до легкого или умеренного уровня депрессивного состояния, а у 10% (2 человека) испытуемых тяжелая депрессия стала выраженной, что также говорит об улучшении психического состояния.
За всеми остальными участниками никаких серьезных изменений в показателях не наблюдалось.
В качестве дополнительного доказательства эффективности данной психолого-педагогической коррекционной программы нами был использован непараметрический статистический критерий Уилкоксона, так как именно он служит для проверки различий между двумя выборками, до и после проведения нами коррекционной программы.
-
Психолого-педагогические рекомендации педагогам-психологам и родителям по коррекции и профилактике антивитального поведения подростков
Стоит сказать, что основанием для психолого-педагогической профилактики и коррекции антивитального поведения подростков могут являться эмоциональные и поведенческие признаки антивитального поведения [10, 46]. Например: тревожность, фрустрация, депрессия, стресс и прочее. Также поводом для основания проведения профилактики и коррекции могут являться результаты психологической и педагогической диагностики личности, запрос к педагогу-психологу на оказание помощи со стороны учителей-предметников, родителей и самих обучающихся, а также информация о попытке суицида.
Деятельность педагога-психолога должна быть направлена на диагностику обучающихся «группы риска», консультирование обучающихся и их родителей или любых законных представителей обучающегося, а также информационное сопровождение педагогов и родителей по вопросам антивитального и суицидального поведения.
Необходимо обращать внимание на:
-
Признаки антивитального и суицидального поведения обучающихся в поведении и по эмоциональной составляющей индивида. -
Признаки самоповреждения. -
Вовлеченность подростков в так называемые «группы смерти» (не смотря на то, что по статистике суицид по данному пункту случается лишь в 5% случаев, на него все равно необходимо заострить внимание).
Профилактика и коррекция должна делиться на несколько уровней:
-
Первичную. -
Вторичную. -
Третичную.
Первичную профилактику должны оказывать и осуществлять преимущественно классные руководители, а также учителя-предметники. Главная их цель, которую они должны соблюдать - это минимизировать возможные антивитальные и суицидальные настроения у обучающихся, которые психологически здоровы, и сформировать у них навыки жизнестойкости.