Файл: Коррупция в России историкоправовой аспект и нормативноправовая основа противодействия коррупции в Российской Федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
несколько раз понижало оклад низшим чиновникам, что привело к появлению категории подьячих, которым вообще не полагалось жалованья. В 20-х годах XVII в. каждый сотый был таким чиновником. А через 50 лет к таким приравнивался каждый четвертый. Финансовые трудности государства не позволяли регулярно платить даже такое мизерное жалованье. А чтобы как-то компенсировать нехватку жалованья, правительство разрешило расходовать на это деньги, отпускаемые на покупку бумаги, чернил, свечей и прочих канцелярских товаров10.

Следует заметить, что уголовное право в XVII в. развивалось в условиях резкого обострения классовых противоречий. Заметным стимулом его развития, расширения круга деяний, подлежащих уголовному преследованию, появлению новых видов преступлений, послужили события начала XVII в. и восстания 30 - 40-х годов XVII в. Уголовное законодательство в связи с этим приняло более карательный характер. Это получило свое воплощение в Уложении 1649 г. Уложение впервые дает определенную классификацию преступлений. Были выделены специальные подгруппы преступлений - государственные (политические) и против порядка управления. Собственно уголовные преступления можно подразделить на две подгруппы - должностные и против прав и жизни частных лиц. О них говорится главным образом в XXI и отчасти в XXII главе11.

Первую группу составляли преимущественно преступления должностных лиц судебных органов. Основной вид преступлений здесь составлял неправый суд за взятку или в результате пристрастного отношения к подсудимому по мотивам дружбы или вражды. Мотив о посуле как служебном преступлении является одним из доминирующих в Уложении в части приказного и воеводского управления и судопроизводства, свидетельствуя о процветании коррупции и произвола среди феодальной администрации. При неправом суде истцов иск обращался против судей любого звания, повинных в этом, причем в тройном размере. С них же взыскивались судебные пошлины, пересуд и правый десяток, которые шли в пользу казны. Судьи снимались с должностей, думные чины лишались чести, а недумные подвергались торговой казни (X, 5, 6.15). Аналогичная кара за те же преступления предусматривалась и в отношении судей патриаршего двора, а также городовых воевод и дьяков.

Определяя строгие меры для судий за посул и неправое решение дела, Уложение предусматривало возможные обходные пути таких нарушений закона - получение посула не самим судьей, а его родственниками. Если посул взят родственником судьи без его ведома, то судья не нес ответственности (X, 7).


Наказывались и нерадивое отношение к судейским обязанностям, волокита, изменение текста судного списка при его переписке набело подьячим по собственному усмотрению или по велению дьяка, вынос судебного дела из приказа «для хитрости» и т.п. В случае пропажи дела при выносе его из приказа с дьяка взыскивались истцов иск и государевы пошлины, сверх того, дьяк и подьячий подвергались наказанию кнутом и устранялись от должности. Закон предусматривал возможность окончательного оформления дела подьячим по велению дьяка, получившего посул, не в том виде, как было при судоговорении. За это назначалось суровое наказание: дьяку торговая казнь и лишение должности, а подьячему - отсечение руки (X, 128, 129). Наказывалось кнутом и неисправное ведение записи судебных дел и сбора судебных пошлин, а при рецидиве - торговая казнь и лишение должности (X, 128, 129).

В случае ложных обвинений в их адрес виновным назначалось «таковое же наказание, что указано дьяком и подъячим» (X, 15, 16)12. Словом, закон брал под защиту судебные органы от наветов.

За должностные преступления определялись наказания и для низового аппарата - приставов, недельщиков, губных целовальщиков. Запрещали брать поборы и повторные проступки наказывались кнутом и лишением должности13.

Определенные успехи в деле предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы были достигнуты в правление Петра I. Для противодействия «подкупу» - «продажности» служилых людей в 1708 году при проведении губернской реформы была организована служба за жалованье.

В связи с распространением взяточничества среди государственных слу­жащих Петр 1 в 1714 г. издал Указ «О воспрещении взяток и посулов», отменивший поместное обеспечение чиновников и повысивший их денеж­ное содержание.

Понимая, что одних запрещающих и карательных мер недостаточно, Петр I создает именным Указом должности фискалов и тем самым осуществляет кад­ровое обеспечение надзора и контроля от своего имени над должностными ли­цами во имя пресечения деяний коррупционного характера и принятие мер по привлечению виновных к ответственности.

Помимо этого, при Петре в комплексе требований к государственным служа­щим большое значение придавалось их нравственным качествам. Уставы о гражданской службе и другие нормативные правовые документы были направ­лены на формирование государственного служащего как человека высокой нравственности.



После смерти Петра чиновни­ки восстановили свои позиции. Только при Екатерине II денежное жало­ванье закрепилось за всеми рангами служащих и чиновников. Все прочие до­ходы считались взятками, а уличенные в мздоимстве несли строгое наказание. Несмотря на то, что постоянное жалованье означало существенный шаг вперед в плане утверждения законопорядка, взяточничество не исчезло: поскольку с ним боролись чиновники, каждый из которых мог быть пойман, дела по кор­рупции волокитились, формировался один из важнейших принципов бюрокра­тического управления - круговая порука.

Александр I принял специальный Указ «О воспрещении приносить подар­ки начальникам губерний и другим чиновникам». Тем не менее, взяточничество в России являлось постоянным спутником государственной службы и в первой половине XIX в. достигло широкого распространения.

В царствование Николая 1 Сенат в 1832 г. издал Указ «О воспрещении на­чальствующим лицам принимать приношения от общества». Стремясь повысить эффективность борьбы с коррупцией, правительство приняло меры упорядочению дисциплинарных взысканий, направленных на повышение ответственности гражданских служащих, и в 1845 г. включило в первый россий­ский уголовный кодекс - «Уложение о наказаниях уголовных и исправитель­ных» - обширную специальную главу «О мздоимстве и лихоимстве», квалифи­цировавшую взяточничество как преступное деяние и подразделявшую его на «мздоимство» и «лихоимство».

Под «мздоимством» понималось получение государственным служащим имущественной выгоды от частных лиц в виде денег, ценных бумаг, вещей и т.п. за действие или бездействие в интересах взяткодателей, но без нарушения чиновником своих служебных обязанностей. «Лихоимство» трактовалось как принятие служащими каких-либо даров для решения того или иного дела с на­рушением государственных законов и норм государственной службы.

Согласно Уложению, в случае принятия взятки без нарушения служебных обязанностей и законов по службе, чиновник подвергался наказанию в виде штрафа в сумме двойной цены подарка или снятию с должности. Взяточниче­ство, сопряженное с нарушением государственных законов и служебных обя­занностей, квалифицировалось как злоупотребление властью и наказывалось в уголовном порядке14.

Новый импульс коррупционные явления в системе государственной службы получили в связи с переходом к рыночным отношениям и утверждением в стране капиталистического социально-экономического уклада. Наиболее эффективным средством коррумпирования крупных правительственных чиновников для российских предпринимателей стало их привлечение к учреждению акционерных обществ, предложение тех или иных должностей в советах и управлениях частных фирм. Тем самым, произошло «сращивание» промышленной и финансовой олигархии с представителями правительственной бюрократии, что для последних по существу являлось завуалированной формой подкупа. В связи с этим в декабре 1884 г. Александром III был утвержден Указ «О порядке совмещения государственной службы с участием в торговых и промышленных товариществах и компаниях». Объясняя необходимость издания такого указа, глава верховной власти подчеркнул, что этот документ был принят в целях укрепления авторитета государственной службы и охранения ее достоинства. В соответствии с этим указом государственная гражданская служба высших должностных лиц признавалась несовместимой с участием в учреждении железнодорожных, пароходных, страховых и др. торговых промышленных товариществ, а также общественных и частных кредитных ассоциаций. Они не имели права исполнять обязанности поверенных в делах производственных и коммерческих объединений. Чиновникам других классов разрешалось участвовать в учредительстве компаний при условии, если это участие не связано с вредными последствиями для государственной службы и на то получено разрешение начальства. Если чиновники, которым было запрещено сотрудничество с частными предприятиями, тем не менее, приняли участие в учреждении торгово-промышленных компаний или заняли в них те или иные должности, то закон требовал от них оставить государственную службу и сложить с себя присвоенное ими звание. В случае неподачи этими должностными лицами заявления об отставке в 3-х месячный срок их увольняли со службы приказами по ведомству или учреждению.


Интенсивный этап капитализации России, развившийся в последней четверти XIX- начале XX вв. связан с изменением в Уставе о службе гражданской с 1894 г. Было положено начало формированию государственных служащих «капиталистической формации»15, которые имели акции, получали мзду за исполнение других функций, при принятии важных решений.

Однако в России по мере становления гражданского общества в конце XIX - начале ХХ века взяточник оказывался под двойной угрозой: потери должности и общественного осуждения. Многие высшие чиновники имели репутацию людей, которые «не возьмут ни при каких обстоятельствах». В число людей, прославившихся особой нетерпимостью к коррупции, входил известный реформатор, министр финансов С. Витте. Когда раскрылось, что директор Департамента железнодорожных дел Министерства финансов В. Максимов получал взятки от известного дельца С. Мамонтова, высокопоставленный чиновник был немедленно уволен в отставку. Были безжалостно уволены и чиновники Минфина, получавшие деньги от Петербургского международного банка, хотя его директор А. Ротштейн считался близким Витте человеком.

В 1911-1912 гг. российская пресса открыла охоту на должностных лиц, получавших «содержание» от дочернего предприятия компании «Вестингауз», в задачу которого входила прокладка в столице трамвайных путей. И снова герои скандала лишились должностей и безнадежно испортили свою репутацию. Понятно, что коррупция была неотделима от фаворитизма. Из последних предреволюционных эпизодов, помимо Распутина, имеет смысл упомянуть балерину Кшесинскую и великого князя Алексея Михайловича, которые на пару за огромные взятки помогали фабрикантам получать военные заказы во время первой мировой войны. В действовавшем в Российской Империи «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» все противоправные деяния служащих были включены в Уложение с 1885 г. и имели статус уголовно наказуемого преступления. В целях совершенствования законодательства до Октябрьской революции комиссия работала над созданием нового Уголовного Уложения, однако революция не дала завершить это начинание.

2. Противодействие коррупции в советский период


По мнению некоторых современных экспертов, смена государственного строя и формы правления в октябре 1917 г. не устранила коррупцию как явление, а сформировала лицемерное отношение к ней, немало способствовавшее укоренению данного порока в новой административной среде. Правовая и организационная неразбериха в первые дни и годы советской власти способствовала росту коррупции.

Власть принимала разнообразные административно-правовые и организационные средства для снижения уровня коррупции. Уже в 1917 г. для обеспечения революционного порядка создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с саботажем и должностными преступлениями. 31 декабря 1917 г. для противодействия саботажу чиновников в государственных органах коллегия НКВД РСФСР приняла решение, согласно которому все чиновники, оставшиеся на службе, считались уволенными и лишены пенсий, а их фамилии было решено опубликовать для всеобщего ознакомления16.

Советская власть с самого начала своего существования объявила войну коррупции. Подтверждением этому является принятие Декрета СНК от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве»17. Декрет впервые в Советской России предусматривал уголовную ответственность за взятничество – «лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок». Наряду с получателями взятки наказанию подлежали также лица, виновные в даче взятки, подстрекатели, пособники и все прикосновенные к даче взятки служащие. Усиливающими меру наказания за взятку обстоятельствами являлись: «...а) особые полномочия служащего; б) нарушение служащим своих обязанностей и в) вымогательство взятки». Впервые в советском законодательстве появилось понятие «должностное лицо». Объективная сторона преступления была определена как принятие взятки за выполнение действия, входящего в круг обязанностей субъекта, или за содействие в выполнении действия, составляющего обязанность должностного лица другого ведомства. Кроме того, выделялся и классовый подход: «Если лицо, виновное в даче или принятии взятки, принадлежит к имущественному классу и пользуется взяткой для сохранения или приобретения привилегий, связанных с правом собственности, то оно приговаривается к наиболее тяжелым, неприятным и принудительным работам, и все его имущество подлежит конфискации»