Файл: Коррупция в России историкоправовой аспект и нормативноправовая основа противодействия коррупции в Российской Федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Противодействие коррупции в постсоветской России.


В России после событий августа 1991 г. от власти была отстранена коммунистическая партийная элита и ликвидированы партийные ячейки, однако осталась основная часть хозяйственной элиты, получившая возможность приватизировать важнейшие государственные объекты. С одной стороны, был разрушен механизм контроля «сверху» над административно-хозяйственной элитой, с другой в России не сложился эффективный механизм общественного контроля «снизу». Данное противоречие привело к тому, что бюрократия, используя непрочность и неустойчивость власти в России, превратилась в самостоятельную силу, независимую и неподконтрольную в своих действиях. Весь постперестроечный период происходил рост коррупции на фоне ослабления государственной машины. Он сопровождался уменьшением централизованного контроля, распадом идеологических схем, экономической стагнацией, падением уровня развития экономики, и, наконец – крахом СССР и появлением новой экономической системы.

В результате постепенно организованная коррупция централизованного государства сменилась федеративным устройством из множества коррумпированных систем.

Российский государственный аппарат первых лет постсоветского периода, так же как и экономика страны, да и все общество в целом, оказался в состоянии глубокого кризиса. Только с 1991 по 1994 гг. органы исполнительной власти на федеральном уровне обновились на 56%, а в регионах примерно на треть. Коррупция, некомпетентность, элементарная безграмотность, отсутствие управленческой культуры широко были широко распространены среди государственных служащих.. В целях улучшения ситуации Президентом России был принят Указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1992 г., предусматривающий ряд серьезных мер антикоррупционного характера. Так, в п.2 данного Указа было закреплено, что служащим государственного аппарата запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждения, услуги и льготы; выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности), а также заниматься предпринимательской деятельностью через посредников, а равно быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в котором он состоит на службе, самостоятельно или через представителя принимать
участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью или иными хозяйствующими субъектами. Нарушение указанных требований влекло освобождение от занимаемой должности, иную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, госслужащим вменялось в обязанность при назначении на руководящую должность представлять декларацию о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера.

Однако данный Указ Президента России во многом оказался фиктивным, поскольку отсутствовало четкое законодательное регулирование целого комплекса вопросов, связанных с государственной службой, не был детально проработан механизм исполнения и контроля над исполнением положений указа.

Попытки принять основополагающий законодательный акт в системе мер противодействия коррупции предпринимались неоднократно. В этой связи представляется це­лесообразным упомянуть о следующих законопроектах:

1) проект Закона РФ «О борьбе с коррупцией». В соответст­вии с постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 13 июля 1992 г. № 3284/1-1 «О проекте Закона Российской Федерации «О борьбе с коррупцией» направлялся в постоянные комис­сии палат и комитеты Верховного Совета РФ, Верховные Сове­ты республик в составе России, Советы народных депутатов кра­ев, областей, автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, Администрацию Президента РФ, Прави­тельство РФ. Основные положения проекта одобрены и принят проект в первом чтении постановлением Верховного Совета РФ от 31 марта 1993 г. № 4718-1 «О проекте Закона Российской Фе­дерации «О борьбе с коррупцией». Сведений о продолжении дея­тельности над проектом нет;

2) проект Федерального закона «О борьбе с коррупцией». Принят Государственной Думой в окончательной редакции в октябре 1994 г., но в этом же месяце отклонен в целом Советом Федерации;

3) проект Федерального закона «О борьбе с коррупцией». При­нят Государственной Думой в окончательной редакции в ноябре 1995 г., одобрен Советом Федерации в декабре того же года

, но в этом же месяце отклонен Президентом РФ;

4) проект Федерального закона «О борьбе с коррупцией» (про­ект № 96700358-2). Внесен депутатами Государственной Думы В.И. Илюхиным, В.Д. Рожковым. Принят Государственной Думой в окончательной редакции в ноябре 1997 г., одобрен Советом Феде­рации в декабре того же года, но в этом же месяце отклонен Пре­зидентом РФ (письмо от 19 декабря 1997 г. № Пр-21454). В сентяб­ре 1998 г. в Государственной Думе создана специальная комиссия, но в ноябре 1999 г. законопроект снят с рассмотрения Государст­венной Думой;

5) проект Федерального закона «О борьбе с коррупцией» (про­ект № 99097368-2). Внесен группой депутатов Государственной Думы в октябре 1999 г., отклонен Государственной Думой в июне 2001 г.;

6) проект Федерального закона «О противодействии корруп­ции» (проект № 148067-3). Внесен группой депутатов Государст­венной Думы в ноябре 2001 г. и повторно внесен в марте 2002 г. Принят Государственной Думой в первом чтении в ноябре 2002 г. Отклонен лишь в октябре 2008 г. в связи с работой над проектом принятого 25 декабря 2008 года Федерального закона «О противодействии коррупции».

Принятие Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. явилось важным и одним из крупных этапов развития отечественного законодателя, направленного на предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы нашей страны. В статье 1125 данного правового нормативного акта закреплены ограничения связанные с государственной службой, большинство которых носит антикоррупционный характер, и в этой части отечественное законодательство соответствует международным стандартам.

27 января 1999 г. тогдашним министром внутренних дел РФ С.В. Степашиным от имени РФ подписана Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

Некоторое изменение ситуации в области противодействия коррупции было связано с подписанием Россией международных документов. 9 мая 2006 г. постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин в Нью-Йорке официально передал в Секретариат ООН грамоту о ратификации Россией Конвенции ООН против коррупции от 14 декабря 2005 года. Федеральный закон «О ратификации Конвенции ООН против коррупции» был подписан президентом В.В. Путиным 8 марта 2006 года.

19 мая 2008 года вышел Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию коррупции», в соответствии с которым был образован Совет при Прези­денте РФ по противодействию коррупции под председательством непосредственно Президента РФ. Этим же Указом Президента РФ председателю президиума назван­ного Совета в месячный срок предписывалось представить проект Национального плана противодействия коррупции.


31 июля 2008 г. был утвержден Национальный план противодействия корруп­ции. Первым пунктом этого Плана и предусматривались подготовка и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона «О противодействии корруп­ции». Указанный закон был принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года и подписан Президентом РФ 25 декабря.

В рамках мер по законодательному обеспечению противодей­ствия коррупции Национальный план противодействия корруп­ции предусматривал также подготовку и внесение в Государствен­ную Думу проектов федеральных законов о внесении в законода­тельные акты РФ изменений. Такие законопроекты разработаны и приняты.

Наряду с изложенным, следует отметить, что законотворческая деятельность по противодействию коррупции осуществлялась и в рамках сотрудничества государств - участников Содружества Неза­висимых Государств. Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ разработан и принят в г. Санкт-Петербурге 3 ап­реля 1999 г. постановлением 13-4 на 13-ом пленарном заседании Модельный закон о борьбе с коррупцией.

Принятие «пакета антикоррупционных законов» стало важнейшим шагом законодателя на пути построения целостной государственной системы по противодействию коррупции в России, основой антикоррупционной политики страны.

4. Нормативно-правовая основа противодействия коррупции

в Российской Федерации.


Ст. 2 Федерального закона «О противодействии коррупции» определяет систему нормативных правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется противодействие коррупции.

Конституция РФ согласно ч. 1 ее ст. 15 имеет высшую юриди­ческую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Среди норм Конституции, имеющих непосредственное отношение к сфере противодействия коррупции, можно назвать: ч. 1 ст. 8 – в отношении свободы экономической деятельности, поддержки конкуренции; ст.-ст. 17-19 – в отношении признания и гарантирования прав и свобод человека, признания равенства всех граждан перед законом; ст. 41 – в отношении права на оказание бесплатной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения; ч. 1 ст. 114 – наличие контрольных полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по отношению к Правительству Российской Федерации и другие.

Массив законодательных актов, регламентирующих вопросы противодействия коррупции, в настоящее время весьма велик и нуждается в систематизации.

В первую очередь следует выделить нормативные акты специализированного характера, посвященные противодействию коррупции. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии коррупции», правовую основу противодействия коррупции наряду с национальным правом составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

К международно-правовым актам относятся:

  • Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. (ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ с заявлениями, вступила в силу для России 8 июня 2006 г.);

  • Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. (ратифицирована Федеральным законом от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ, вступила в силу для России 1 февраля 2007 г.);

  • Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. (ратифицирована с оговорками и заявлением Федеральным законом от 28 мая 2001 г. № 62-ФЗ, вступила в силу для России 1 декабря 2001 г.);

  • Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. (ратифицирована с заявлениями Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ, вступила в силу для России 25 июня 2004 г.);

  • Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, принятая Генеральной Ассамблеей ООН, 9 декабря 1999 г. (ратифицирована Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 88-ФЗ с заявлениями, вступила в силу для России 27 декабря 2002 г.).

  • Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16 мая 2005 г. (Принято решение о присоединении к данной конвенции, распоряжение Президента РФ от 3 декабря 2008 г. № 749-рп).