ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На правах рукописи
Ткачева Екатерина Игоревна
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
44.04.02 Психолого-педагогическое образование (магистерская программа: «Педагогическая психология»)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание академической степени магистра педагогики
Владивосток – 2016
Работа выполнена на кафедре теории и методики профессионального образования Школы педагогики ДВФУ
Научный руководитель: | Петрова Галина Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования ШП ДВФУ |
Рецензент: | Малышева Наталья Васильевна-кандидат лингвистических наук, доцент кафедры Лингвистики и межкультурной коммуникации, гуманитарный факультет ФГБОУ ВО КнАГТУ |
Защита состоится 27 июня 2016 года в 9.00 часов на заседании Государственной аттестационной комиссии при Дальневосточном федеральном университете по адресу: 690000, Россия, г. Владивосток, ул. Суханова, 8, ауд. 41.
С магистерской диссертацией можно ознакомиться на кафедре теории и методики профессионального образования ШП ДВФУ.
Секретарь ГАК Н.Н. Савельева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность работы
Современный этап развития образования характеризуется повышенным интересом к развитию у учащихся умений, связанных с коммуникативными умениями, со способностью находить общий язык, работать в команде, активно и позитивно вести взаимодействие с окружающими людьми. Не случайно все больше исследователей указывает, что «проблема формирования коммуникативной культуры учащихся - одна из ключевых проблем анализа результативности работы учителя и школы». В связи, с чем в новом государственном стандарте начального общего образования коммуникативные умения причислены к наиболее необходимым метапредметным результатам.
Вопрос относительно развития коммуникативных умений у школьников привлекает пристальное внимание, как в социальном, так культурном плане. Следует отметить, что низкий уровень коммуникативного развития находит отражение в повышении количества детей с высокой социальной и межличностной степенью волнения. Все чаще возникают ситуации непринятия и травли детей своими одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особенную актуальность воспитанию умения сотрудничать, работать в группе, быть терпимым к различным точкам зрения, уметь слушать и слышать партнера, свободно и ясно выражать свою точку зрения по отношению к различным вопросам.
В современных условиях развития отечественного образования необходимо обратиться к изучению возможностей начального иноязычного образования относительно развития у школьников коммуникативных умений, которые, по нашей точке зрения, достаточно велики, но могут остаться нереализованными.
Следует заметить, что в образовательном стандарте начального общего образования по иностранному языку в части предметных результатов выдвинут целый ряд компонентов коммуникативного плана: «приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения; сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах».
Но возможности достижения данных результатов могут остаться нереализованными, если не получится, в должной степени, гарантировать информационно-коммуникативный аспект, потенциально содержащийся в предметном содержании начального иноязычного образования. Данная часть проблемы требует серьезного исследования и изучения.
Степень разработанности проблемы
Проблема коммуникативной культуры, воспитания коммуникативных качеств получила достаточно широкое освещение в отечественной педагогической теории и практике. Многие вопросы коммуникации, в том числе общения учащихся между собой, учеников и учителя отражены в научных трудах, выполненных в 70-80-е г.г. XX в. (В. А. Кан-Калик, В.А. Караковский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, Т.Н. Мальковская, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, А.В. Толстых, Г.А. Цукерман и др.). Более поздние исследования по вопросам, связанным с развитием коммуникативных способностей, умений, воспитанием коммуникативной культуры и т.д., рассматривают их с точки зрения компетентностногоподхода, что придает этой проблеме новое звучание и новые смыслы (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, В.Н. Куницина, А.К. Маркова, Л.А. Петровская, Д. Равенн, А.В. Хуторской и др.). В диссертациях А. А. Панфёровой, Т.А. Грошевой, Е.В. Кравченко, О.П. Кравчук уделяется внимание не только коммуникативным умениям, коммуникативной культуре, но и некоторым аспектам коммуникативной компетенции учащихся младших классов.
Однако следует заметить, что к настоящему моменту нет единой точки зрения ни в толковании последнего понятия, ни в подходах к его изучению. Ученые выяснили сущность коммуникативных умений, выявили критерии их развития, предложили различные способы их развития. В отечественной науке существует большое количество исследований, которые посвящены вопросам формирования коммуникативных умений обучающихся в образовательном процессе с позиции психологии (Е.В. Коблянская, И.В. Лабутова, Р.А. Максимова и др.), с педагогической точки зрения (Е.Е. Боровкова, О.О. Киселева, А.В. Коренева, Л.Н. Марковец и др.)
Исследование проблемы формирования коммуникативных умений у детей младшего
школьного возраста можно выявить в работах О.А. Веселковой, А.Е. Дмитриева, И.В. Кондаковой, Л.Р. Мунировой, А.А. Панферовой, В.П. Понутриевой и др., в науке определено формирование коммуникативных умений во время дидактической игры у младших школьников, разработана их классификация (Л.Р. Мунирова).
Ученые выяснили сущность коммуникативных умений, выявили критерии их развития, предложили различные способы их развития. В отечественной науке существует большое количество исследований, которые посвящены вопросам формирования коммуникативных умений обучающихся в образовательном процессе с позиции психологии (Е.В. Коблянская, И.В. Лабутова, Р.А. Максимова и др.), с педагогической точки зрения (Е.Е. Боровкова, О.О. Киселева, А.В. Коренева, Л.Н. Марковец и др.)
Исследование проблемы формирования коммуникативных умений у детей младшего
школьного возраста можно выявить в работах О.А. Веселковой, А.Е. Дмитриева, И.В. Кондаковой, Л.Р. Мунировой, А.А. Панферовой, В.П. Понутриевой и др., в науке определено формирование коммуникативных умений во время дидактической игры у младших школьников, разработана их классификация (Л.Р. Мунирова).
Таким образом, актуальность проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников обусловлена рядом противоречий:
-
между возрастающей ролью коммуникативных учений в современном обществе и недостаточным вниманием к ним как к метапредметному умению при обучении детей в начальной школе; -
между восприимчивостью учащихся начальной школы к развитию коммуникативных умений и недостаточным вниманием к этой проблеме педагогов; -
между возможностями иностранного языка для развития коммуникативных учений и невостребованностью данного ресурса педагогами; -
между потребностью педагогов в организационно-педагогическом обеспечении коммуникативной направленности уроков английского языка и недостаточной разработанностью подходов к формированию коммуникативных учений у младших школьников средствами этого учебного предмета.
Проблема исследования: поиск средств, обеспечивающих развитие коммуникативных учений у младших школьников на уроках иностранного языка.
Данные противоречия и проблема определили тему нашего исследования «Развитие коммуникативных умений младших школьников средствами иностранного языка (на примере изучения английского языка)»
Объектом изучения является процесс развития коммуникативных умений младших школьников.
Предметом исследования являются средства иностранного языка для развития коммуникативных умений младших школьников.
Цель исследования заключается в разработке модели по развитию коммуникативных умений младших школьников средствами иностранного языка.
В исследовании поставлены следующие задачи:
1.Выяснить сущность коммуникативных умений младших школьников.
2.Определить инструментарий для изучения сформированности коммуникативных умений младших школьников.
3.Провести исследование по выявлению уровня развития коммуникативных умений младших школьников в реальных условиях образовательного учреждения.
4.Создать модель для развития коммуникативных умений младших школьников на основе иностранного языка.
5.Экспериментально проверить модель развития коммуникативных умений младших школьников.
6.Выработать рекомендации по использованию данной модели.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативных умений будет эффективным, если в процесс обучения иностранного языка будут включены коммуникативные задачи, соответствующие содержанию предметного курса «иностранный язык» и требованиям ФГОС.
Методологической и теоретической базой магистерского исследования стали
- деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.);
- индивидуально-творческого подхода к обучению школьников с ориентацией на коммуникативную деятельность (И.Л. Бим, У. Литтлвуд, А.А. Миролюбов, М.З. Биболетова, Е.И. Пассов и др.);
- компетентностного подхода (А.В. Хуторской, В.В. Краевский и др.);
- концепции индивидуальности человека (Б.Г. Ананьев, О.С. Гребенюк, Ю.М. Орлов и др.), концепции педагогики индивидуальности (Т.Б. Гребенюк),
- теории учебной деятельности (Г.А. Валитова, В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.);
- психологии и методики обучения иностранному языку (А.В. Конышева, Л.И. Логинова, Л.В. Щерба и др.);
- теории языковой личности (Г.И. Богин, Ю.Н. Караулов) и теории речевой деятельности (Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия и др.).
Для решения поставленных задач были применены теоретические методы исследования: сравнительный анализ, синтез, обобщение педагогического опыта метод моделирования. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов учебной деятельности младших школьников, анкетирование, педагогический эксперимент.
Организация и этапы исследования
Первый этап (2014 – 2015 г.г) – анализ и изучение философской, педагогической, психологической литературы, определение цели и задач исследования, наблюдение за деятельностью младших школьников с целью отбора первоначальных данных, разработка диагностических заданий, проведение первоначальных диагностических испытаний, разработка программы экспериментальной работы.
Второй этап (2015-2016 г.г) – практическая реализация и дальнейшая корректировка экспериментальной программы, изучение и анализ полученных данных.
Третий этап (2016 г) – обобщение и систематизация полученных данных, оформление диссертационного исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ № 62» г. Владивостока. В исследовании приняли участие 52 ученика двух 3-их классов начальной школы.
Научная новизна исследования заключается в раскрытии, обосновании сущности коммуникативной задачи в качестве педагогического средства и в выявлении ее возможностей для развития коммуникативных умений у младшего школьника.
Теоретическая значимость магистерского исследования заключается в следующем:
-
дополнены представления о возможностях начального изучения иностранного языка для развития у младших школьников коммуникативных умений, которые соответствуют современным социально-педагогическим требованиям; -
коммуникативная задача представлена в качестве педагогического средства, обладающего возможностями в развитии умений общаться (коммуникативные задачи охватывают весь возможный перечень коммуникативных умений, предусмотренных учебными программами по английскому языку, обеспечивают качественное совершенствование этих умений, обеспечивают их перенос в типичные и нетипичные ситуации общения).