Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по курсу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.11.2021

Просмотров: 637

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


31

Процесс управления — совокупность управленческих действий, логически связанных друг с другом и имеющих протяженность во вре¬мени и пространстве.

В современной теории управления выделяют два основных подхо¬да к определению процесса управления. С одним подходом мы уже ознакомились: процесс управления — это процесс последовательно¬го выполнения функций управления, каждую из которых также можно рассматривать как самостоятельный процесс. В результате реализа¬ции функций управления управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Это и составляет основное содержание по¬нятия «процесс управления».

Но для того чтобы выполнить только одну функцию управления, не¬обходимо решить определенные проблемы и соответственно принять целый ряд управленческих решений. Каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными для организации решениями, без реализации которых функция не может быть выпол¬нена. Таким образом, процесс управления можно представить как со¬вокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском вариантов их разрешения и организацией выполнения при¬нятых решений.

Этот подход схематически показан на рисунке, где управляемая производственная подсистема представлена в виде «черного ящика» с «входом» и «выходом», а процесс управления (управляющая под¬система) — тремя основными этапами:

1) м — моделирование состояния объекта управления на основа¬нии поступающей от него информации о проблемах, возникающих в процессе производства;

2) Р — разработка и принятие управленческих решений;

3) В — организация выполнения принятых решений.

Объект управления

(процесс производства)

Субъект управления (процесс управления)

Начальный импульс процессу управления задается информацией о состоянии контролируемых параметров объекта управления, и после выработки соответствующего решения оно в виде приказа, распоря¬жения и т.д. подается на «вход» управляемого объекта, т.е. доводится до исполнителей. Таким образом происходит корректировка состоя¬ния производственной подсистемы и разрешение возникшей пробле¬мы. Процесс принятия управленческих решений носит циклический характер, начинается с обнаружения несоответствия контролируемых параметров плановым или нормативным заданиям и заканчивается принятием и реализацией решений, которые должны это несоответ¬ствие устранить. В центре этого процесса находятся три основных элемента: проблема; решение проблемы; люди, участвующие в этом процессе на всех его этапах.



32

Проблема — элемент процесса управления; выявление проблемы и описание проблемной ситуации — первый этап процесса принятия управленческих решений.

Необходимость принятия того или иного управленческого решения возникает при следующих определенных условиях:


1) существует разрыв между желаемым и существующим уровнями

развития организации, т.е. определенное несоответствие деятельно¬

сти организации ее целям;

2) разрыв достаточно большой, чтобы быть замеченным, а следова¬

тельно, заслуживает внимания;

3) лицо, принимающее решение, уверено в возможности сокраще¬

ния разрыва;

4) лицо, принимающее решение, стремится сократить разрыв.

Иными словами, необходимость принятия управленческого решения

возникает при наличии проблемы, под которой понимается несоответ¬ствие фактического состояния объекта управления (напр., производ¬ственной подсистемы) желаемому или заданному (запланированному). На промышленных фирмах выявление и определение проблемы, требующей решения, осуществляется, как правило, в следующих слу¬чаях:

эффективность фирмы или подразделения снижается по сравне¬

нию с прошлым периодом;

результаты не соответствуют запланированным целям;

результаты сравнений со сходными предприятиями оказываются

неудовлетворительными.

Совокупность факторов и условий, вызывающих появление той или иной проблемы, называется ситуацией, а рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее факторов позволяет описать проблем¬ную ситуацию.

Описание проблемной ситуации:

1. Характеристика проблемы: сущность и содержание проблемы;

место и время ее возникновения; границы распространения ее воздей¬

ствия на работу организации.

2. Ситуационные факторы, которые привели к появлению пробле¬

мы: внутренние факторы; внешние факторы.

Внутренние факторы в наибольшей мере зависят от самого пред¬приятия. К ним относятся:

стратегия и цели развития;

состояние портфеля заказов;

производственные мощности;

организационная структура;

организационная культура;

финансовые и трудовые ресурсы и др.

Эти факторы формируют предприятие как систему, поэтому изме¬нение одного или нескольких факторов влечет изменение свойств си¬стемы как целостного образования.

Внешние факторы формируют среду, в которой работает органи¬зация, и в гораздо меньшей степени поддаются воздействию с ее сто¬роны. Внешняя среда организации, как деловая, так и макросреда, в современных условиях характеризуется высокой степенью сложности, динамичности и неопределенности, что существенно затрудняет учет ее факторов при разработке и принятии управленческих решений.



33

Выявление и описание проблемы — первый шаг на пути ее реше-1 ния. Но если проблема сложна и охватила большее число подразде- лений или всю организацию, перед руководителем встает нелегкая задача по диагностированию сложной проблемы. На этом этапе очень важно осознать и установить симптомы затруднений и наличие возможностей. Наиболее общими симптомами болезни организации являются:

1) низкая производительность;

2) низкое качество;

3) высокие издержки;


4) многочисленные конфликты;

5) высокая текучесть кадров;

6) низкий сбыт;

7) низкая прибыль и т.д.

Выявление симптомов помогает определить проблему в общем виде, при этом необходимо помнить, что обычно несколько симптомов дополняют друг друга, напр, высокие издержки и низкая прибыль.

Диагностика проблемы во многом зависит от личности руководите¬ля, от его знаний, опыта и компетентности, деловой интуиции и уме¬ния видеть проблему, когда она еще находится в стадии зарождения.

Существуют два способа рассмотрения проблемы.

1. Проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты, имеются отклонения от запланированных показателей. За этим должна последовать реакция руководителя в виде управлен¬ческих решений, и такое управление называют реактивным управ¬лением.

2. Как проблему можно рассматривать потенциальную возможность проблемной ситуации. Напр., если руководитель ведет активный поиск путей повышения эффективности работы какого-то подразделе¬ния, даже если дела идут хорошо, это будет превентивное, упреж¬дающее управление. Превентивное управление способны осуществ¬лять менеджеры предпринимательского типа.

Для диагностики проблемы необходимо собрать и проанализиро¬вать требующуюся внутреннюю и внешнюю информацию. Внешнюю информацию можно собрать, используя данные анализа рынка. Внут¬реннюю информацию обычно собирают, используя формальные методы, такие, как данные финансовых отчетов, интервьюирование и опросы работников, приглашение консультантов по управлению и т.д. Информацию можно собирать и неформально, ведя частные беседы о сложившейся ситуации и делая личные наблюдения.



34

Результатом работы менеджера является управленческое решение. От того, каким будет это решение, зависит вся деятельность органи¬зации, а также будет ли достигнута поставленная цель или нет Поэто¬му принятие менеджером того или иного решения всегда представляет собой определенные трудности. Это связано и с ответственностью, которую берет на себя менеджер, и с неопределенностью, которая присутствует при выборе одной из альтернатив.

Процесс разработки, принятия и реализации управленческих реше¬ний — важнейший из всех организационных процессов. От его резуль¬татов зависят реальные возможности достижения целей организации, эффективность ее деятельности.

Управленческое решение — это концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии. Оно выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управля¬емый объект и таким образом предопределяет действия, необходимые для проведения изменений в его состоянии.

По своей сути управленческое решение — это всегда выбор альтер¬нативы. Выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью, для достиже¬ния целей организации. Цель управленческого решения — обеспе¬чение движения к поставленным перед организацией целям и задачам. Поэтому наиболее эффективным решением будет выбор, реализация которого внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.


Управленческое решение должно отвечать определенным требо¬ваниям:

соответствие действующему законодательству и положениям уставных документов компании;

обоснованность;

четкость формулировок;

реальная осуществимость;

своевременность;

экономичность, определяемая по размерам затрат на его осуще¬

ствление;

эффективность как степень достижения поставленных целей в

сопоставлении с затратами ресурсов;

согласованность с ранее принятыми решениями как по горизон¬

тали, так и по вертикали управления.

Решение называется управленческим, если оно разрабатывается и реализуется для социально-экономической системы и направлено на: организацию управления; стратегическое планирование; управление человеческими ресурсами (мотивирование, активизация знаний, уме¬ний, навыков); управление производственной и обслуживающей дея¬тельностью; формирование системы управления (организационная структура, организационные процессы, методы управления и т.д.); управление внутренними и внешними коммуникациями.

Таким образом, управленческое решение как явление представляет собой набор мероприятий, направленных на разрешение проблемы и достижение целей организации, а как процесс — последовательность определенных этапов и составляющих их управленческих процедур..



35

В современной организации принимается большое количество управленческих решений различного характера. Все они требуют раз¬личного подхода к организации процесса разработки, методам приня¬тия и реализации, различаются по своей направленности и срокам, мас¬штабам воздействия и т.д. Соответственно можно выделить целый ряд критериев, по которым можно определить классы или виды решений.

Классификация управленческих решений может быть представ¬лена в следующем виде.

По функциональной направленности:

прогнозирующие;

планирующие;

организационные;

координирующие;

активизирующие;

контролирующие;

информирующие.

По организации принятия: ¦ индивидуальные;

групповые;

коллегиальные;

корпоративные.

По степени структурированности:

высокоструктурированные (запрограммированные) и слабострук¬

турированные (незапрограммированные).

По времени действия:

стратегические (долгосрочные);

тактические (среднесрочные);

оперативные (краткосрочные).

По содержанию:

экономические;

организационные;

социальные;

технические;

научные.

По количеству целей:

одноцелевые и многоцелевые.

По масштабу:

для организации в целом;

для структурного подразделения;

для функциональной службы;

для отдельных работников.

По глубине воздействия:

одноуровневые и многоуровневые.

По направленности воздействия:

внутренние и внешние.

По методам переработки информации:

алгоритмические и эвристические.

По числу критериев:

однокритериальные и многокритериальные


По используемым ресурсам:

с ограничениями и без ограничений.




36

Цель принятия управленческого решения — сделать оптимальный выбор из нескольких имеющихся возможностей, чтобы добиться определенного результата. Крайне необходимо подходить к принятию решений как к рациональному процессу.

Решение проблем в организации — это процесс, т.е. нескончаемая последовательность взаимосвязанных шагов, имеющих определенную закономерность, продолжительность и структуру. Процесс принятия управленческих решений — циклическая последовательность дей¬ствий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации, заключающееся в анализе проблемной ситуации, разра¬ботке альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

Если проблема несложна, а ситуационные факторы ясны, процесс принятия управленческих решений может быть достаточно простым и быстрым. В этом случае часто используется интуитивный подход при котором:

субъект решения держит всю проблему в голове;

по мере развития проблемы подход к ее решению может ради¬

кально меняться;

возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов;

может не соблюдаться последовательность этапов принятия ре¬

шения;

качество решения основывается на предыдущем опыте лица, при¬

нимающего это решение.

Интуитивный подход не дает хороших результатов в случаях, когда опыт лица, принимающего решение, небольшой или новая проблем-

ная ситуация слишком сложна и не соответствует предыдущей про¬блемной ситуации.

Таким образом, если проблемная ситуация не так очевидна, доста¬точно сложна, а решение ее неоднозначно, то процесс разработки и принятия такого решения не должен быть основан на интуиции и суж¬дениях одного руководителя. Он должен быть рациональным. Процесс принятия такого решения требует структуризации, которая позво¬лит определить этапы и процедуры, направленные на ее решение (см. рисунок).


Появление и диагностика проблемы

Разработка альтернатив


Оценка альтернатив и принятие решения



Выполнение решения и его оценка


Процесс представляет собой прямоточное движение от одного эта¬па к другому. Количество разрабатываемых вариантов решения (аль¬тернатив) зависит от многих факторов, и в первую очередь от главных ограничений — наличия времени, ресурсов и информации.



37

При более детальном подходе к процессу принятия управленческо¬го решения в каждом этапе можно выделить состав процедур, необ-^ ходимых для реализации целевых установок каждого этапа.

1. Появление и диагностика проблемы:

возникновение новой ситуации;

появление проблемы;

выявление факторов и условий, сбор необходимой информации;

описание проблемной ситуации.

2. Разработка вариантов решения:

формулировка требований и ограничений;

разработка возможных альтернатив (вариантов) решений.