Файл: 1. Основные направления методической работы начальной школы.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 4440
Скачиваний: 78
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Почему масло тает на раскалённой сковородке?
Почему зимой включают отопление?
Что требуется для жизни собаке, кошке, рыбке, человеку?
Вопросы третьего типа: Мама пригласила гостей. Перечисли, что ей нужно сделать.
Мальчик пролил на пол молоко. Что ему теперь делать?
Девочка пошла гулять и заблудилась. Что ей делать
25. «Что это такое?». Детям предлагается объяснить, что означает то или иное слово. Например, ''письмо – это бумага, на которой можно написать о себе и отправить в конверте по почте''. Добиваться, чтобы дети давали точное определение, в котором содержится указание и отдельные видовые признаки. Наборы слов могут быть самые различные: лодка, журнал, платок, лодырь, пароход; самолёт, молоток, книга, друг, ботинки и т.д.
26. «Восстанови пропущенное слово». Читается ряд из 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу, например, сахар – пуля – ящик – рыба – танец – груша. Второй раз ряд читается не полностью, одно из слов опускается. Дети должны восстановить пропущенное слово. В третий раз пропускается другое слово. На четвёртый раз можно попросить детей восстановить весь ряд полностью по порядку. Затем можно увеличить количество слов в ряду.
27. «Сказка наоборот». Выбрать хорошо знакомую детям сказку, вспомнить её содержание. Затем предложить детям рассказать сказку наоборот, то есть, начиная с конца. Дети говорят по очереди по одному предложению.
28. «Говори наоборот». Игра для обучения детей умению находить предметы, явления, слова с противоположным смыслом. Ведущий называет первое слово пары. Ребёнок должен подобрать к нему слово, имеющее противоположное значение или смысл. Начинать можно с наиболее простых пар, например: большой – маленький, короткий длинный (чтобы дети лучше разобрались в условиях игры). Потом перейти к более сложным парам, например: плакать – смеяться, опускаться – подниматься, открывать – закрывать, нападать - защищаться, начинать – заканчивать, близко – далеко и т. д.
29. «Слова с заданной буквой». Детям даётся задание придумать слова с заданной буквой: а)начинающиеся на букву ''п''; б)оканчивающиеся на букву ''а''; в)вторая от начала слова буква ''е''. Варианты могут быть разные.
30. «Составление предложений». Детям даются начальные буквы (например, В-С-Е-П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения, например ''Всей семьей ели пирог''.
31. «Отгадай и назови». Необходимо назвать слово по его значению.
Надпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает, куда и кому посылают письмо и т.д. (Адрес)
Место, где приготовляют лекарства и продают их. (Аптека)
Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж)
Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье)
Тот, кто сражается с врагом. (Воин, боец)
Детёныш овцы. (Ягнёнок)
Лиственное дерево с белой корой. (Берёза)
Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой. (Бутерброд)
Часть суток от конца дня до начала ночи. (Вечер)
32. «Исключение лишнего». Выделение существенных признаков. Детям предлагаются группы слов по 4, три из которых объединены существенным признаком, а четвёртое слово оказывается лишним, не подходящим по смыслу. Дети должны назвать это слово, объясняя свой ответ. Например, грузовик, поезд, автобус, трамвай. Слово ''грузовик'' лишнее, так как поезд, автобус, трамвай – пассажирский транспорт и т.д.
33. «Запутанные картинки». Детям предъявляется в беспорядке определённое количество картинок, которые имеют логическую последовательность. Желательно иметь наборы картинок на каждого ребёнка с разными сюжетами. Дети должны определить имеющуюся логическую последовательность, разложить картинки по порядку и составить рассказ.
34. «Очень-очень вкусный пирог». Детям читают стихотворение, не договаривая слова в строчках, они должны подобрать подходящее по смыслу слово.
Я хотел устроить бал, Но что-то гости … Когда же гости подошли,
И гостей к себе … Я ждал, пока хватало сил, То даже крошек… .
Купил муку, купил творог, Потом кусочек…
Испёк рассыпчатый… Потом подвинул стул и сел,
Пирог, ножи и вилки тут, И пирог в минуту…
35. «Установление отношений». На доске слева дано соотношение двух понятий. Из ряда слов справа выбрать одно так, чтобы оно образовало аналогичное соотношение с верхним словом.
школа больница
обучение доктор, ученик, лечение, больной
нога рука
сапог кулак, перчатки, палец, браслет
пальто ботинок
пуговица магазин, нога, шнурок, шляпа
птица человек
гнездо город, рабочий, вагон, дом
рыба муха
сеть комар, комната, жужжать, паутина
36. «Добавлялки». Дети слушают стихи-загадки и подбирают подходящее слово.
В реке большая драка: поссорились два…(рака).
- Где обедал воробей? – В зоопарке у…(зверей).
Ра-ра-ра – начинается…(игра). Ир-ир-ир – мой папа…(командир).
Ры-ры-ры – у мальчиков…(шары). Арь-арь-арь – на стене висит…(фонарь).
Ро-ро-ро – у Раи новое …(ведро). Ло-ло-ло – на улице…(тепло).
Ру-ру-ру – продолжаем мы …(игру). Лу-лу-лу – стол стоит в …(углу).
Ре-ре-ре – стоит домик на…(горе). Ша-ша-ша – мама моет…(малыша).
Ри-ри-ри – на ветках…(снегири). Шу-шу-шу – другу я письмо…(пишу).
Ар-ар-ар – кипит наш…(самовар). Жа-жа-жа – есть иголки у…(ежа).
Ор-ор-ор – созрел красный…(помидор). Жу-жу-жу – молока дадим…(ежу)
Са-са-са – в лесу бегает…(лиса). Су-су-су – было холодно в…(лесу).
37. «Противоположности». В этой игре задаются противоположные свойства или признаки, а дети должны догадаться, какие предметы или явления могут этими свойствами обладать.
Острый – тупой (нож).
Горячий – холодный (утюг).
Добрая – злая (собака).
Весёлый – грустный (человек).
Глубокое – мелкое (море, озеро).
Слабый – сильный (ветер, человек, животное)
Быстрый – медленный (автомобиль, поезд).
Идут – стоят (часы, люди).
В скобках приводится в основном по одному варианту ответа, но в игре нужно стараться добиться, чтобы дети называли как можно больше таких вариантов.
38. «Продолжи ряд цифр». Задаётся ряд с определённой последовательностью цифр. Дети должны понять закономерность построения ряда и продолжить его.
Например, 1, 3, 5, 7… 1, 4, 7… 1, 5, 9… .
39. «Придумай сам». В этой игре дети учатся выполнять действия по аналогии и выделять существенные признаки. Для игры понадобится подборка неоконченных утверждений, например: карандаш – грифель, шариковая ручка - …(стержень);
дом – кирпич, стакан -…(стекло);
коньки – лёд, лыжи -…(снег);
орёл – птица, щука -…(рыба);
шофёр – машина, лётчик -…(самолёт);
ночь – луна, день -…(солнце) и т.д.
40. «Чем похожи и чем отличаются?». Игра направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Детям предлагаются пары слов, они должны определить, чем похожи и чем отличаются входящие в них объекты. Необходимо указать как можно больше признаков отличия и сходства.
Например: роза и тюльпан, тетрадь и книга,
заяц и волк, корова и лошадь,
сосна и каштан, рыбы и птицы и т.д.
41. «Сосредоточишься или нет?» Все игрокам (а их может быть от 2 и более) раздают тексты. На протяжении 5 минут им будет необходимо вычеркивать заданные буквы, затем подсчитываются результаты и оглашается победитель. Для этой несложной игры понадобится лишь карандаш и бумага, а развивает она внимательность младшего школьника, которая будет бесценной во время урока.
42. «Повторяйка» Эта игра также развивает внимательность, а также память. Кроме того, она является весьма познавательной. Сперва выбирается тема, например, «Домашние животные». Первый игрок называет животное, например, корову. Второй повторяется «корова» и добавляет «коза». Третьему нужно повторить названия всех предыдущих животных, а также назвать свое. Кто не сможет повторить всех животных или же перепутает порядок, тот выбывает .
Приложение 20
Проект стенда по обобщению передового педагогического опыта
учителей начальной школы «Будущие учителя – будущее Родины».
Реферат по теме: «Анализ и обобщение опыта работы педагогов-новаторов современной начальной школы»
Введение
Во все времена профессия учителя была очень важной. Без учителя сложно представить развитие общества и человека. В настоящее время в сфере российского образования происходят кардинальные изменения. Личный интерес обучающегося – это главный фактор успешности процесса образования. Интерес к уроку возникает при соблюдении трёх условий: умение учителя привлечь учащихся к познавательной деятельности, интересное содержание учебного материала, применение современных обучающих технологий. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных вопросах, должен быть постоянно в курсе новых открытий и изменений, обязан владеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения.
Актуальность данной темы приобретает большое значение в настоящее время, согласно модернизации образования, общество предъявляет определённые требования к школе. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий. В связи с этим была выбрана тема реферата «Современные технологии обучения».
Цель реферата: раскрытие современных технологий обучения
Задачи:
Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Почему зимой включают отопление?
Что требуется для жизни собаке, кошке, рыбке, человеку?
Вопросы третьего типа: Мама пригласила гостей. Перечисли, что ей нужно сделать.
Мальчик пролил на пол молоко. Что ему теперь делать?
Девочка пошла гулять и заблудилась. Что ей делать
25. «Что это такое?». Детям предлагается объяснить, что означает то или иное слово. Например, ''письмо – это бумага, на которой можно написать о себе и отправить в конверте по почте''. Добиваться, чтобы дети давали точное определение, в котором содержится указание и отдельные видовые признаки. Наборы слов могут быть самые различные: лодка, журнал, платок, лодырь, пароход; самолёт, молоток, книга, друг, ботинки и т.д.
26. «Восстанови пропущенное слово». Читается ряд из 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу, например, сахар – пуля – ящик – рыба – танец – груша. Второй раз ряд читается не полностью, одно из слов опускается. Дети должны восстановить пропущенное слово. В третий раз пропускается другое слово. На четвёртый раз можно попросить детей восстановить весь ряд полностью по порядку. Затем можно увеличить количество слов в ряду.
27. «Сказка наоборот». Выбрать хорошо знакомую детям сказку, вспомнить её содержание. Затем предложить детям рассказать сказку наоборот, то есть, начиная с конца. Дети говорят по очереди по одному предложению.
28. «Говори наоборот». Игра для обучения детей умению находить предметы, явления, слова с противоположным смыслом. Ведущий называет первое слово пары. Ребёнок должен подобрать к нему слово, имеющее противоположное значение или смысл. Начинать можно с наиболее простых пар, например: большой – маленький, короткий длинный (чтобы дети лучше разобрались в условиях игры). Потом перейти к более сложным парам, например: плакать – смеяться, опускаться – подниматься, открывать – закрывать, нападать - защищаться, начинать – заканчивать, близко – далеко и т. д.
29. «Слова с заданной буквой». Детям даётся задание придумать слова с заданной буквой: а)начинающиеся на букву ''п''; б)оканчивающиеся на букву ''а''; в)вторая от начала слова буква ''е''. Варианты могут быть разные.
30. «Составление предложений». Детям даются начальные буквы (например, В-С-Е-П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения, например ''Всей семьей ели пирог''.
31. «Отгадай и назови». Необходимо назвать слово по его значению.
Надпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает, куда и кому посылают письмо и т.д. (Адрес)
Место, где приготовляют лекарства и продают их. (Аптека)
Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж)
Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье)
Тот, кто сражается с врагом. (Воин, боец)
Детёныш овцы. (Ягнёнок)
Лиственное дерево с белой корой. (Берёза)
Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой. (Бутерброд)
Часть суток от конца дня до начала ночи. (Вечер)
32. «Исключение лишнего». Выделение существенных признаков. Детям предлагаются группы слов по 4, три из которых объединены существенным признаком, а четвёртое слово оказывается лишним, не подходящим по смыслу. Дети должны назвать это слово, объясняя свой ответ. Например, грузовик, поезд, автобус, трамвай. Слово ''грузовик'' лишнее, так как поезд, автобус, трамвай – пассажирский транспорт и т.д.
33. «Запутанные картинки». Детям предъявляется в беспорядке определённое количество картинок, которые имеют логическую последовательность. Желательно иметь наборы картинок на каждого ребёнка с разными сюжетами. Дети должны определить имеющуюся логическую последовательность, разложить картинки по порядку и составить рассказ.
34. «Очень-очень вкусный пирог». Детям читают стихотворение, не договаривая слова в строчках, они должны подобрать подходящее по смыслу слово.
Я хотел устроить бал, Но что-то гости … Когда же гости подошли,
И гостей к себе … Я ждал, пока хватало сил, То даже крошек… .
Купил муку, купил творог, Потом кусочек…
Испёк рассыпчатый… Потом подвинул стул и сел,
Пирог, ножи и вилки тут, И пирог в минуту…
35. «Установление отношений». На доске слева дано соотношение двух понятий. Из ряда слов справа выбрать одно так, чтобы оно образовало аналогичное соотношение с верхним словом.
школа больница
обучение доктор, ученик, лечение, больной
нога рука
сапог кулак, перчатки, палец, браслет
пальто ботинок
пуговица магазин, нога, шнурок, шляпа
птица человек
гнездо город, рабочий, вагон, дом
рыба муха
сеть комар, комната, жужжать, паутина
36. «Добавлялки». Дети слушают стихи-загадки и подбирают подходящее слово.
В реке большая драка: поссорились два…(рака).
- Где обедал воробей? – В зоопарке у…(зверей).
Ра-ра-ра – начинается…(игра). Ир-ир-ир – мой папа…(командир).
Ры-ры-ры – у мальчиков…(шары). Арь-арь-арь – на стене висит…(фонарь).
Ро-ро-ро – у Раи новое …(ведро). Ло-ло-ло – на улице…(тепло).
Ру-ру-ру – продолжаем мы …(игру). Лу-лу-лу – стол стоит в …(углу).
Ре-ре-ре – стоит домик на…(горе). Ша-ша-ша – мама моет…(малыша).
Ри-ри-ри – на ветках…(снегири). Шу-шу-шу – другу я письмо…(пишу).
Ар-ар-ар – кипит наш…(самовар). Жа-жа-жа – есть иголки у…(ежа).
Ор-ор-ор – созрел красный…(помидор). Жу-жу-жу – молока дадим…(ежу)
Са-са-са – в лесу бегает…(лиса). Су-су-су – было холодно в…(лесу).
37. «Противоположности». В этой игре задаются противоположные свойства или признаки, а дети должны догадаться, какие предметы или явления могут этими свойствами обладать.
Острый – тупой (нож).
Горячий – холодный (утюг).
Добрая – злая (собака).
Весёлый – грустный (человек).
Глубокое – мелкое (море, озеро).
Слабый – сильный (ветер, человек, животное)
Быстрый – медленный (автомобиль, поезд).
Идут – стоят (часы, люди).
В скобках приводится в основном по одному варианту ответа, но в игре нужно стараться добиться, чтобы дети называли как можно больше таких вариантов.
38. «Продолжи ряд цифр». Задаётся ряд с определённой последовательностью цифр. Дети должны понять закономерность построения ряда и продолжить его.
Например, 1, 3, 5, 7… 1, 4, 7… 1, 5, 9… .
39. «Придумай сам». В этой игре дети учатся выполнять действия по аналогии и выделять существенные признаки. Для игры понадобится подборка неоконченных утверждений, например: карандаш – грифель, шариковая ручка - …(стержень);
дом – кирпич, стакан -…(стекло);
коньки – лёд, лыжи -…(снег);
орёл – птица, щука -…(рыба);
шофёр – машина, лётчик -…(самолёт);
ночь – луна, день -…(солнце) и т.д.
40. «Чем похожи и чем отличаются?». Игра направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Детям предлагаются пары слов, они должны определить, чем похожи и чем отличаются входящие в них объекты. Необходимо указать как можно больше признаков отличия и сходства.
Например: роза и тюльпан, тетрадь и книга,
заяц и волк, корова и лошадь,
сосна и каштан, рыбы и птицы и т.д.
41. «Сосредоточишься или нет?» Все игрокам (а их может быть от 2 и более) раздают тексты. На протяжении 5 минут им будет необходимо вычеркивать заданные буквы, затем подсчитываются результаты и оглашается победитель. Для этой несложной игры понадобится лишь карандаш и бумага, а развивает она внимательность младшего школьника, которая будет бесценной во время урока.
42. «Повторяйка» Эта игра также развивает внимательность, а также память. Кроме того, она является весьма познавательной. Сперва выбирается тема, например, «Домашние животные». Первый игрок называет животное, например, корову. Второй повторяется «корова» и добавляет «коза». Третьему нужно повторить названия всех предыдущих животных, а также назвать свое. Кто не сможет повторить всех животных или же перепутает порядок, тот выбывает .
Приложение 20
Проект стенда по обобщению передового педагогического опыта
учителей начальной школы «Будущие учителя – будущее Родины».
Реферат по теме: «Анализ и обобщение опыта работы педагогов-новаторов современной начальной школы»
Введение
Во все времена профессия учителя была очень важной. Без учителя сложно представить развитие общества и человека. В настоящее время в сфере российского образования происходят кардинальные изменения. Личный интерес обучающегося – это главный фактор успешности процесса образования. Интерес к уроку возникает при соблюдении трёх условий: умение учителя привлечь учащихся к познавательной деятельности, интересное содержание учебного материала, применение современных обучающих технологий. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных вопросах, должен быть постоянно в курсе новых открытий и изменений, обязан владеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения.
Актуальность данной темы приобретает большое значение в настоящее время, согласно модернизации образования, общество предъявляет определённые требования к школе. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий. В связи с этим была выбрана тема реферата «Современные технологии обучения».
Цель реферата: раскрытие современных технологий обучения
Задачи:
-
Раскрыть понятие «педагогическая технология» -
Рассмотреть современные технологии обучения -
Раскрыть современные технологии обучения
-
Современные технологии обучения.
Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.