Файл: 1. Основные направления методической работы начальной школы.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 4438
Скачиваний: 78
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 7. Анализ календарно-тематического плана.
Приложение 8. Календарно-тематический план.
Приложение 9. Анализ УМК.
Приложение 10. Рецензия на учебник для начальной школы.
Приложение 11. Анализ образовательной технологии.
Приложение 12. Технологические карты разработанных уроков (всего 8 штук).
Приложение 13. Самоанализ спроектированных уроков (всего 8 бланков самоанализа по каждому отдельному уроку).
3. Опыт использования современных образовательных технологий в
начальной школе
Рассмотрим самые распространѐнные технологии в практике начальной школы:
1. Технология проблемного обучения.
Обращение к проблематизации обучения является не новым для педагогики, но остается актуальным и на современном этапе.
Под проблемным обучением понимается организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителей проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учеников по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными навыками, умениям, а также развитие мыслительных способностей.
Условиями успешности обучения являются:
– проблематизация учебного материала;
– активность ребенка;
– связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого
уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательной
мотивации учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Использование технологии проблемного обучения позволяет повысить качество образования учащихся.
2. Игровые технологии.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровая деятельность используется в следующих случаях:
– в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
– как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
– в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Игровая форма уроков создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности в начальной школе.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр:
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
3. Здоровьесберегающие технологии.
Состояние здоровья, морального и физического, подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается, что вызывает обоснованную тревогу. Данные многих ученых свидетельствуют о том, что за время
обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в 4-5 раз.
Разные патологические изменения обнаруживаются у 86 % учащихся 1-х
классов и у 93 % – старшеклассников. Это объясняется низким исходным
уровнем здоровья поступающих в школу детей, что неблагоприятно отражается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости.
К сожалению, медицина сегодня фактически не справляется с возложенными на нее обязанностями, в связи с этим возникает явная необходимость активного участия педагогов в разработке и оптимизации ситуации со здоровьем учащихся. На современном этапе подключение системы образования к решению проблем укрепления и сохранения здоровья учащихся является особенно актуальным.
Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Значимость данной работы обозначается двумя основными положениями, содержащимися в Законе РФ «Об образовании»:
– во-первых, это гуманистический характер образования, приоритет
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (ст. 2);
– во-вторых, это обязанность образовательного учреждения создавать
условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст. 51).
«Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер, действий по укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на его здоровье».
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за весь период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, а также осознанное понимание необходимости заботиться о собственном здоровье.
Остановимся подробнее на содержании, продолжительности и эффективности оздоровительных моментов на уроке:
– физкультминутки.
– динамические паузы.
– минутки релаксации.
– дыхательная гимнастика.
– гимнастика для глаз.
– массаж биологически активных точек.
– работа в режиме смены зрительных горизонтов (норма 2 раза за
урок на 10-15 мин., на 25-30 мин.).
4. Предметно-развивающаяся среда как фактор, обеспечивающий результативность методической деятельности учителя начальных классов
Предметная развивающая среда - это:
-система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы
- это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и дидактическими материалами.
Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Вопрос организации предметно-развивающей среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы
1. Теоретические аспекты организации предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС
1.1. Из истории развития предметно-развивающей среды.
Среда как многокомпонентное явление – предмет изучение философов, педагогов, философов, экологов, психологов, и других специалистов.
Исследования предметной среды ведутся уже давно. Во введении к Стокгольмской декларации, принятой на конференции Объединённых Наций в 1972 году, записано: «…человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая даёт физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие».
Следовательно, «среда» является продуктом деятельности человека и поддаётся целенаправленному формированию.
С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Среда рассматривается как межпредметное понятие важнейшее для педагогики, как фактор развития личности ребенка в узком и широком смысле этого слова Социокультурная среда раскрывается как фактор сдерживающий или наоборот активизирующий процесс развития ребенка (благоприятная, тепличная, враждебная, агрессивная, нейтральная среда. При этом подчеркивается роль взрослого в фильтрации вредных воздействий среды на маленького ребенка, который не может сделать это самостоятельно
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности.
1.2. Компоненты развивающей среды.
Исходя из анализа работ ученых психологов, можно выделить несколько компонентов развивающей среды, среди которых предметно-пространственный компонент занимает центральное место:
1. Социальный компонент.
На основе исследований социальных психологов (Е.А. Кузьмин. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды:
- Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями;
-Преобладающее позитивное настроение;
-Авторитетность руководителей;
-Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом
;
-Сплоченность;
-Продуктивность взаимоотношений.
2. Пространственно-предметный компонент
В работе В.В. Давыдова и Л.Б. Петровского определены главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»:
- Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;
-Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты;
-Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.
3. Психодидактический компонент.
Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития.
1.3. Основные проблемы в организации предметно-развивающей среды.
На основе анализа современных разработок и исследований, выделим ряд проблем, которые присутствуют при организации предметно-развивающей среды
Предметно- развивающая среда школы в соответствии с ФГОС НОО
Реализация предметно-пространственной среды в начальной школе позволит обеспечить качество образования в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
Создание предметно-развивающей среды образовательного учреждения поможет обеспечить целостность учебно-воспитательного процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.
Создаст творческую атмосферу в работе педагогов, обеспечит комфортное пребывание детей в школе.
Образовательная среда учебного кабинета — это: мебель, магнитная доска, раздаточные дидактические материалы, игровые пособия, компьютер и проектор, конструкторы и многое другое.
Для организации учебного процесса кабинет имеет специально организованные зоны: учебная, игровая.
Учебная зона делится на:
1-я зона учителя: учительский стол (компьютер, принтер); шкаф для программ, пособий и т. д.;
2-я зона ученика: рабочее место (парты со стульями), гардеробный шкафчик для верхней одежды, и шкафчик для школьных принадлежностей;
(Лучший вариант)Игровая зона: ковер, диван, шкаф для игровых пособий.
Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками,