Файл: 1. Основные направления методической работы начальной школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 4435

Скачиваний: 78

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технология адаптивного обучения

В этой педагогической технологии главное место занимает ученик, его характер, его способности к усвоению и понимаю материала. А сама технология придаёт учебному процессу адаптивность - способность приспосабливаться к особенностям каждого ученика.

Контроль учителя, включённый в самостоятельную работу учащихся, ориентирован на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

    1. Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения

Содержательная основа уровневой дифференциации - наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объёмом материала. Ученикам с различными типами проблем предлагается усвоить адекватную программу. При этом целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки на усвоение всего, что даёт наиболее полный вариант программы к установке “возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного”.

Методы образовательного процесса:

  • проблемно-поисковые;

  • проблемные;

  • экспериментальные;

  • проектные;

  • самостоятельные;

    1. Арт-технология в начальном образовании

Арт-технология, как средство развития умственных и творческих способностей. Метод технологии: проблемно-диалоговый.

Арт-технология – древняя форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются, чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Арт-педагогика оперирует средствами искусства и художественно-творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом. не подменяет собой художественное образование и воспитание, а дополняет их и придаёт процессу развития, обучения и воспитания специфическую направленность.

    1. Технология музейного образования учащихся начальной школы

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками исследовательской деятельности
, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения. Специфика познавательного процесса в музее проявляется в том, что здесь знания о событиях и явлениях – а они зачастую имеются у учащихся хотя бы в обобщенном виде – подкрепляются впечатлениями о предметах, документирующих эти события и явления. Благодаря такому узнаванию абстрактное значение переводится в конкретное.

Музей привлекателен для учащихся тем, что «здесь получаешь более полные и обстоятельные ответы», «узнаешь более подробно и именно то, что интересует». Расширяются сведения учащихся о предметном мире, формируются навыки предметного видения, развивается наблюдательность. В развитии этого качества у учащихся роль музея действительно уникальна.


    1. Технология личностно-ориентированного обучения

В центре внимания педагога уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.

Процессуальный компонент осуществления личностно-ориентированного обучения включает в себя наиболее адекватные данному подходу способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития учащегося, предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

    1. Технология педагогической поддержки

Суть технологии педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолевать то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Поддержать можно начинающее проявление. Увидеть это можно, когда ребенок уже сделал шаг в ту или другую сторону: проявил талант, способность или, наоборот, совершил неблаговидный поступок, сделал ошибку.



Приемы технологии педагогической поддержки:

  1. «Эмоциональное поглаживание»

  • Как вы меня порадовали!

  • Я горжусь вами!

  1. «Снятие страха»

  • «Контрольная работа легкая, этот материал мы с вами проходили»

  1. «Аванс»

  • «У тебя обязательно получится, я даже не сомневаюсь…»

  1. «Инициатива активности»

  • «Нам это надо, потому что…»

  1. «Скрытая инструкция»

  • «Ты конечно же помнишь, что лучше начать с этого…»

  1. «Персональная исключительность»

  • «у тебя, такого умного(сильного), непременно получится…»

  1. «Умышленная ошибка»

  • «я ошиблась, помоги мне…»

  1. «Минутка психологической разгрузки»

  • Шутки, загадки на отвлеченные темы

Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал и дать почувствовать детям себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение.

    1. Коммуникативная технология обучения

Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач, непониманием внутренней психологической позиции ученика и, наконец, – это трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу, а также неумение управлять собственным психическим состоянием в общении. Владение учителем технологией педагогического общения имеет значение и потому, что она обусловливает отношение детей к учителю, которое они часто переносят на предмет, который он преподает.


Таким образом, педагогическое общение как особый вид творчества в технологическом плане находит свое выражение в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.

    1. Здоровьесберегающая технология обучения

Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

К здоровьесберегающим технологиям относятся:

  1. Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим ребёнка.

  2. Соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

  3. Чёткая организация учебного труда, строгая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности;

  4. Индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей, формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

  5. Благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

  6. Профилактика стрессов: работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски;

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

    1. Игровые технологии

Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.


В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Приёмы:

  • Внезапное появление объектов;

  • Загадывание загадок;

  • Введение элементов соревнований;

  • Выполнений учителем игровых действий;

  • Создание игровой ситуации;

Обучение в игре позволяет научить: распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять. Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.


Заключение
Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые в процессе обучения дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться, также использование современных технологий обучения открывает и перед учителем новые горизонты, расширяет его инструментарий, делает уроки более интересными, а знания учащихся - более осмысленными.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество современных технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только одну и никакую больше. Традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание Жака Пеше «Всё новое это хорошо забытое старое».

Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые эффективно используются в процессе обучения, позволяют учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.

Сосредотачивая усилия на повышении качества средствами инновационных технологий, можно добиться высоких результатов в предметных олимпиадах, творческих интеллектуальных конкурсах, что способствует развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей учащихся.