Файл: 1. Основные направления методической работы начальной школы.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 4435
Скачиваний: 78
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технология адаптивного обучения
В этой педагогической технологии главное место занимает ученик, его характер, его способности к усвоению и понимаю материала. А сама технология придаёт учебному процессу адаптивность - способность приспосабливаться к особенностям каждого ученика.
Контроль учителя, включённый в самостоятельную работу учащихся, ориентирован на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.
-
Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения
Содержательная основа уровневой дифференциации - наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объёмом материала. Ученикам с различными типами проблем предлагается усвоить адекватную программу. При этом целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки на усвоение всего, что даёт наиболее полный вариант программы к установке “возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного”.
Методы образовательного процесса:
-
проблемно-поисковые; -
проблемные; -
экспериментальные; -
проектные; -
самостоятельные;
-
Арт-технология в начальном образовании
Арт-технология, как средство развития умственных и творческих способностей. Метод технологии: проблемно-диалоговый.
Арт-технология – древняя форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются, чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Арт-педагогика оперирует средствами искусства и художественно-творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом. не подменяет собой художественное образование и воспитание, а дополняет их и придаёт процессу развития, обучения и воспитания специфическую направленность.
-
Технология музейного образования учащихся начальной школы
Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками исследовательской деятельности
, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения. Специфика познавательного процесса в музее проявляется в том, что здесь знания о событиях и явлениях – а они зачастую имеются у учащихся хотя бы в обобщенном виде – подкрепляются впечатлениями о предметах, документирующих эти события и явления. Благодаря такому узнаванию абстрактное значение переводится в конкретное.
Музей привлекателен для учащихся тем, что «здесь получаешь более полные и обстоятельные ответы», «узнаешь более подробно и именно то, что интересует». Расширяются сведения учащихся о предметном мире, формируются навыки предметного видения, развивается наблюдательность. В развитии этого качества у учащихся роль музея действительно уникальна.
-
Технология личностно-ориентированного обучения
В центре внимания педагога уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.
Процессуальный компонент осуществления личностно-ориентированного обучения включает в себя наиболее адекватные данному подходу способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития учащегося, предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
-
Технология педагогической поддержки
Суть технологии педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолевать то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Поддержать можно начинающее проявление. Увидеть это можно, когда ребенок уже сделал шаг в ту или другую сторону: проявил талант, способность или, наоборот, совершил неблаговидный поступок, сделал ошибку.
Приемы технологии педагогической поддержки:
-
«Эмоциональное поглаживание»
-
Как вы меня порадовали! -
Я горжусь вами!
-
«Снятие страха»
-
«Контрольная работа легкая, этот материал мы с вами проходили»
-
«Аванс»
-
«У тебя обязательно получится, я даже не сомневаюсь…»
-
«Инициатива активности»
-
«Нам это надо, потому что…»
-
«Скрытая инструкция»
-
«Ты конечно же помнишь, что лучше начать с этого…»
-
«Персональная исключительность»
-
«у тебя, такого умного(сильного), непременно получится…»
-
«Умышленная ошибка»
-
«я ошиблась, помоги мне…»
-
«Минутка психологической разгрузки»
-
Шутки, загадки на отвлеченные темы
Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал и дать почувствовать детям себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение.
-
Коммуникативная технология обучения
Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач, непониманием внутренней психологической позиции ученика и, наконец, – это трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу, а также неумение управлять собственным психическим состоянием в общении. Владение учителем технологией педагогического общения имеет значение и потому, что она обусловливает отношение детей к учителю, которое они часто переносят на предмет, который он преподает.
Таким образом, педагогическое общение как особый вид творчества в технологическом плане находит свое выражение в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.
-
Здоровьесберегающая технология обучения
Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
К здоровьесберегающим технологиям относятся:
-
Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим ребёнка. -
Соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности; -
Чёткая организация учебного труда, строгая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности; -
Индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей, формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся; -
Благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки; -
Профилактика стрессов: работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски;
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
-
Игровые технологии
Педагогические игры — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Приёмы:
-
Внезапное появление объектов; -
Загадывание загадок; -
Введение элементов соревнований; -
Выполнений учителем игровых действий; -
Создание игровой ситуации;
Обучение в игре позволяет научить: распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять. Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.
Заключение
Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые в процессе обучения дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться, также использование современных технологий обучения открывает и перед учителем новые горизонты, расширяет его инструментарий, делает уроки более интересными, а знания учащихся - более осмысленными.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество современных технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только одну и никакую больше. Традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание Жака Пеше «Всё новое это хорошо забытое старое».
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые эффективно используются в процессе обучения, позволяют учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.
Сосредотачивая усилия на повышении качества средствами инновационных технологий, можно добиться высоких результатов в предметных олимпиадах, творческих интеллектуальных конкурсах, что способствует развитию познавательных интересов, активности и творческих способностей учащихся.