Файл: 1. Основные направления методической работы начальной школы.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 4436
Скачиваний: 78
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными становятся технологии:
1. Традиционная технология обучения
2. Технология поэтапного формирования умственных действий
3. Технология развивающего обучения
4. Технология проблемного обучения
5. Технология разноуровневого обучения
6. Технология проектного обучения
7. Технология модульного обучения
8. Технология задачного обучения
9. Технология обучения исследовательской деятельности
10. Информационно-коммуникационная технология обучения
11. Технология адаптивного обучения
12. Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения
13. Арт-технология
14. Технология музейного образования
15. Личностно-ориентированная технология обучения
16. Технология педагогической поддержки
17. Коммуникативная технология обучения
18. Здоровьесберегающая технология обучения
19. Игровая технология обучения
-
Традиционная технология обучения
Суть технологии состоит в обучении по схеме: изучение нового – закрепление – контроль – оценка. В основе технологии лежит образовательная модель, согласно которой можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности объем знаний и передавать его ученику. При этом главными методами обучения являются объяснение в сочетании с наглядностью, ведущими видами деятельности учащихся – слушание и запоминание, главным требованием и основным критерием эффективности – безошибочное воспроизведение изученного. Деятельность учителя связана с объяснением, показом действий, оценкой их выполнения учащимися и корректировкой.
Процесс обучения как деятельность в традиционном обучении характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда. В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями.
-
Технология поэтапного формирования умственных действий
Технология разработана на основе теории П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина. Суть данной технологии в том, что знания, умения и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности человека, поэтому в ходе практической деятельности формируется ориентировочная основа как система представлений о цели, плане и средствах осуществления действий. Поэтапное формирование умственных действий учащихся происходит в ходе правильно организованной учебной деятельности.
Согласно системе П.Я. Гальперина, были определены следующие этапы, через которые необходимо провести ребенка, для того, чтобы у него было сформировано полноценное действие:
-
Этап создания схемы ориентировочной основы деятельности. -
Этап формирования материальной деятельности. -
Этап внешней речи. -
Этап внутренней речи. -
Этап интериоризации действий.
Поэтапное формирование умственных действий позволяет строить усвоение этих действий планомерно, целенаправленно, в желаемом качестве. Разумность, осознанность действия, ориентация на существенные свойства задач, решаемых данным действием, обеспечивается развертыванием этого действия при замедленном его выполнении на начальных этапах формирования.
-
Технология развивающего обучения
Условием успешности обучения младших школьников является достаточный уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов, а также логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных.
Методы:
-
Проблемное изложение; -
Проблемная ситуация; -
Моделирование; -
Учебная модель;
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
-
Технология проблемного обучения
Суть технологии проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения.
Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить по такой структуре уроки по любым предметам. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности.
-
Технология разноуровневого обучение
Как известно, учащиеся в классах часто разделяются на слабых, сильных, отличников, хорошистов, отстающих. Для таких групп разрабатывается дифференцированные программы, задачами которых обеспечить определенный уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Программы подразделяются на три вида «А», «В», «С» разной степени сложности:
Программа «А» рассчитана на успевающих учащихся, развивает возможности учеников осознанно и творчески применять знания.
Программа «В» обеспечивает овладение учащимися общими и специфическими приёмами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение.
Программа «С» направлена на обучение учащихся конкретным знаниям и умениям на основе многократного повторения материала, учит вычленять главное анализировать, сравнивать, способствует развитию памяти.
Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику, что обеспечивает общий для всех базовый минимум знаний и развивает индивидуальность каждой личности.
Методы, формы и приёмы:
-
Метод проектов; -
Метод учебно-речевых ситуаций; -
Метод педагогического стимулирования; -
Работа в парах; -
Работа в группах; -
«Фантастическая добавка»; -
«Удивляй!»; -
Индивидуальные маршрутные листы
-
Технология проектного обучения
Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика:
Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
-
Технология модульного обучения
Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование, у учащихся, навыков самостоятельной деятельности и самообразования. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно или с меньшей помощью учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Обучение основано на формировании механизма мышления, а не на эксплуатации памяти.
Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность учащихся способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость.
-
Технология задачного обучения
Технология представляет собой такую организацию учебного процесса, где любой изучаемый материал представляется в виде системы дидактических задач, требующих от учащихся нахождения способов их решения, диагностики и оценки полученных результатов. В литературе приводятся различные классификации задач. Все исследователи подразделяют их на два больших класса:
-
Практические – направленные на получение каких- либо практических результатов; -
Теоретические – направленные на объяснение ранее выполненных практических задач.
Сущность задачного обучения состоит в том, чтобы построить обучение как систему задач и разработать средства (предписания, приемы) для того, чтобы, во-первых, помочь учащимся осознать проблемность предъявляемых задач (сделать проблемность наглядной), во-вторых, найти способы сделать разрешение проблемных ситуаций (заключенных в задачах) личностно значимыми для обучающихся, в-третьих, научить из видеть и анализировать проблемные ситуации, вычленять проблемы и задачи.
-
Технология обучения исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность – одна из эффективных форм по изучению природы родного края, экологических проблем конкретной местности, развития самостоятельности учащихся в процессе обучения. Она позволяет значительно расширить знания, полученные при теоретическом изучении гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.
Методы научного исследования:
-
Моделирование; -
Разработка гипотезы; -
Методы прогнозирования; -
Мыслительный эксперимент;
Исследовательский характер деятельности вырабатывает у школьников умения и навыки в постановке эксперимента, анализа полученных результатов, их грамотного оформления, углубляет знания по изучаемым проблемам. В свою очередь, более глубокие знания могут вызвать интерес и желание решать новые проблемы.
-
Информационно – коммуникационная технология
Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
- 1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17