Файл: 1. Основные направления методической работы начальной школы.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 4442
Скачиваний: 78
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предоставлять учащегося самому себе, но и значительно ограничивать его самостоятельность тоже опасно Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования. Поэтому без родителей и учителя они не могут обойтись. Но ребенок должен почувствовать, что проект- это его работа. Надо с уважением относиться к идеям ребенка, замыслам, умело подводить его к нужным выводам.
Если ребенок часть работы выполнил вместе с учителем или родителями, то в следующий раз такую работу он сможет выполнить самостоятельно. Необходимо вместе обсуждать чему он научился в результате самостоятельной и совместной работы, какими знаниями, умениями и навыками овладели. Те знания, умения и навыки, которые ребенок приобретет в ходе работы закрепляются ребенком, он запасается практическим опытом, учится переносить его на другие виды школьной работы и пользуется ими в дальнейшем. Научить добывать новые знания самостоятельно для проектной деятельности задача учителя. Поэтому учитель выступает в роли консультанта, помощника, информатора, координатора.
Совместная работа ребенка- учителя- родителей позволяет выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.
Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.
В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:
1-й этап - УЧИТЕЛЬ ученик,
2-й и 3-й этапы - учитель - УЧЕНИК,
Последний этап-УЧИТЕЛЬ - ученик.
Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Творческая игра, спектакль, стенгазета.
Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения
После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.
Начиная работу с новым набором учащихся, мною была запланирована проектно-исследовательская работа. Первые два года я занимаюсь подготовкой учащихся к этой деятельности: проводим различные интеллектуальные конкурсы, большое внимание уделяю развитию речевой культуре учащихся, ребята знакомятся с культурой публичного выступления, информационными технологиями. разные типы проектной деятельности. Нормативные « Правила поведения в школе». Проекты по созданию норм являются важным направлением, поскольку они развивают позитивную социализацию. Творческий проект « В гостях у Зимы». И постепенно готовимся к индивидуальным исследовательским работам.
Таким образом, введение проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Проектная деятельность младших школьников закладывает основы развития проетирования в основной школе
Во время прохождения практики в «Тюхтетская средняя школа №2» мной выполнялись следующие задачи:
1. Организация индивидуальной педагогической деятельности. Определение цели, задач и содержания практики. Оформление дневника. Составление индивидуального календарного плана прохождения практики (по дням). Проверка плана работы, согласование и утверждение программы и плана прохождения практики.
2. Ознакомление с образовательным учреждением, его структурой. Изучить на сайте образовательной организации общую информацию об образовательном учреждении. Собрать сведения об образовательном учреждении: его полное название, адрес, телефон, режим работы и др.
3. Посещение и анализ базы практики, изучение и обобщение опыта организации методической работы в образовательном учреждении. Встреча с администрацией школы с целью знакомства с базой педпрактики. Знакомство с директором школы, завучем по начальной школе, с системой организации методической деятельности коллектива учителей начальной школы.
4. Знакомство с учителем начальной школы, систематизация и обобщение опыта его методической деятельности. Собрать сведения об учителе начальных классов: Ф.И.О., педагогический стаж, стаж работы, образование (какое учебное заведение закончил, в каком году, по какой специальности), квалификационная категория, звание (если есть) и т.п. Изучение в индивидуальной беседе с учителем опыта его методической деятельности в области начального общего образования (основные направления, виды, принципы методической работы учителя).
5. Изучение целей, задач, структуры и содержания методической службы начальной школы.
6. Изучение основных направлений методической работы начальной школы.
7. Изучение форм организации методической работы в начальной школе.
8. Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих методическую деятельность учителя начальных классов.
9. Изучение современных концепций начального образования и нормативноправовых документов в области начального образования. Познакомьтесь с содержанием закона «Об образовании».
10. Изучение структуры и содержания ФГОС НОО.
11. Изучение структуры и содержания ООП НОО.
12. Анализ рабочих программ.
13. Проектирование рабочих программ.
14. Анализ и проектирование календарно-тематических планов.
15. Анализ УМК, обоснование его выбора.
16. Аннотация, рецензирование, анализ учебников начальной школы.
17. Анализ современных образовательных технологий в начальной школе.
18. Анализ образовательной технологии.
19. Проектирование и анализ уроков в начальной школе с использованием современных образовательных технологий.
20. Анализ работы по созданию предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов.
21. Анализ предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов. Выполните анализ предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов.
22. Создание проекта предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов.
23. Диагностика и мониторинг состояния предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов.
24. Подготовка выступления на методическом объединении учителей начальных классов.
25. Проектирование предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов.
26. Организация изучения передового методического опыта в области начального образования.
27. Разработка проекта эскиза стенда по обобщению передового методического опыта учителей начальной школы базы практики.
28. Подготовка реферата по теме «Анализ и обобщение опыта педагоговноваторов в современной начальной школы».
29. Анализ портфолио собственных педагогических достижений с точки зрения требований к оформлению педагогического опыта.
30. Изучение особенностей организации и содержания исследовательской деятельности в системе начального общего образования.
31. Разработка аппарата исследования по одной из проблем начального общего образования.
32. Организация экспериментальной работы в сфере образования. Руководство учебно-исследовательской деятельностью младших школьников.
33. Проведения опытно-экспериментальной работы по проблеме базы практики или курсового (выпускного проекта).
34. Анализ собственной деятельности в период практики, систематизация и
обобщение результатов, написание отчета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При выполнении программы практики трудностей в организации межличностных отношений не возникало. В ходе учебной практики был собран материал, необходимый для написания отчета.
По окончанию практики была достигнута главная цель – формирование практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта.
Я посетила различные уроки с 1 по 4 классы. Способ объяснения материала и требования у каждого педагога разные. Классы разноуровневые, есть учащиеся выполняющие программу НОО на отлично, есть и те, которым дается изучение дисциплин сложно.
При беседах с руководителем практики мне были даны рекомендации по методической литературе, ведению документации, составлению рабочих программ и календарно-тематического планирования.
В дальнейшем готова применять на практике различные педагогические приемы, методы, способы обучения и воспитания, с которыми познакомилась в ходе учебной практики в классах начальной школы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования». *Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»
2. Приказ от 18 октября 2013 г. № 544н об утверждении Профессионального стандарта «Педагог (Педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». – URL: www.consultant.ru
Монографии, учебники, учебные пособия:
3. Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. — 2010. — № 2. — С.107–114
4. Басюк В. С., Метелкин Д.А. ФГОС как институциональная норма: проблемы реализации в образовательной практике и направления совершенствования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 2, № 5 (44). С. 6–24.
5. Басюк В.С., Виноградова Н.Ф., ЛазебниковаА.Ю.Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного образования: характер изменений и проблемы внедрения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, №4(77). С. 7–29
Если ребенок часть работы выполнил вместе с учителем или родителями, то в следующий раз такую работу он сможет выполнить самостоятельно. Необходимо вместе обсуждать чему он научился в результате самостоятельной и совместной работы, какими знаниями, умениями и навыками овладели. Те знания, умения и навыки, которые ребенок приобретет в ходе работы закрепляются ребенком, он запасается практическим опытом, учится переносить его на другие виды школьной работы и пользуется ими в дальнейшем. Научить добывать новые знания самостоятельно для проектной деятельности задача учителя. Поэтому учитель выступает в роли консультанта, помощника, информатора, координатора.
Совместная работа ребенка- учителя- родителей позволяет выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.
Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.
В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:
1-й этап - УЧИТЕЛЬ ученик,
2-й и 3-й этапы - учитель - УЧЕНИК,
Последний этап-УЧИТЕЛЬ - ученик.
Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Творческая игра, спектакль, стенгазета.
Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения
После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.
Начиная работу с новым набором учащихся, мною была запланирована проектно-исследовательская работа. Первые два года я занимаюсь подготовкой учащихся к этой деятельности: проводим различные интеллектуальные конкурсы, большое внимание уделяю развитию речевой культуре учащихся, ребята знакомятся с культурой публичного выступления, информационными технологиями. разные типы проектной деятельности. Нормативные « Правила поведения в школе». Проекты по созданию норм являются важным направлением, поскольку они развивают позитивную социализацию. Творческий проект « В гостях у Зимы». И постепенно готовимся к индивидуальным исследовательским работам.
Таким образом, введение проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Проектная деятельность младших школьников закладывает основы развития проетирования в основной школе
Во время прохождения практики в «Тюхтетская средняя школа №2» мной выполнялись следующие задачи:
1. Организация индивидуальной педагогической деятельности. Определение цели, задач и содержания практики. Оформление дневника. Составление индивидуального календарного плана прохождения практики (по дням). Проверка плана работы, согласование и утверждение программы и плана прохождения практики.
2. Ознакомление с образовательным учреждением, его структурой. Изучить на сайте образовательной организации общую информацию об образовательном учреждении. Собрать сведения об образовательном учреждении: его полное название, адрес, телефон, режим работы и др.
3. Посещение и анализ базы практики, изучение и обобщение опыта организации методической работы в образовательном учреждении. Встреча с администрацией школы с целью знакомства с базой педпрактики. Знакомство с директором школы, завучем по начальной школе, с системой организации методической деятельности коллектива учителей начальной школы.
4. Знакомство с учителем начальной школы, систематизация и обобщение опыта его методической деятельности. Собрать сведения об учителе начальных классов: Ф.И.О., педагогический стаж, стаж работы, образование (какое учебное заведение закончил, в каком году, по какой специальности), квалификационная категория, звание (если есть) и т.п. Изучение в индивидуальной беседе с учителем опыта его методической деятельности в области начального общего образования (основные направления, виды, принципы методической работы учителя).
5. Изучение целей, задач, структуры и содержания методической службы начальной школы.
6. Изучение основных направлений методической работы начальной школы.
7. Изучение форм организации методической работы в начальной школе.
8. Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих методическую деятельность учителя начальных классов.
9. Изучение современных концепций начального образования и нормативноправовых документов в области начального образования. Познакомьтесь с содержанием закона «Об образовании».
10. Изучение структуры и содержания ФГОС НОО.
11. Изучение структуры и содержания ООП НОО.
12. Анализ рабочих программ.
13. Проектирование рабочих программ.
14. Анализ и проектирование календарно-тематических планов.
15. Анализ УМК, обоснование его выбора.
16. Аннотация, рецензирование, анализ учебников начальной школы.
17. Анализ современных образовательных технологий в начальной школе.
18. Анализ образовательной технологии.
19. Проектирование и анализ уроков в начальной школе с использованием современных образовательных технологий.
20. Анализ работы по созданию предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов.
21. Анализ предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов. Выполните анализ предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов.
22. Создание проекта предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов.
23. Диагностика и мониторинг состояния предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов.
24. Подготовка выступления на методическом объединении учителей начальных классов.
25. Проектирование предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов.
26. Организация изучения передового методического опыта в области начального образования.
27. Разработка проекта эскиза стенда по обобщению передового методического опыта учителей начальной школы базы практики.
28. Подготовка реферата по теме «Анализ и обобщение опыта педагоговноваторов в современной начальной школы».
29. Анализ портфолио собственных педагогических достижений с точки зрения требований к оформлению педагогического опыта.
30. Изучение особенностей организации и содержания исследовательской деятельности в системе начального общего образования.
31. Разработка аппарата исследования по одной из проблем начального общего образования.
32. Организация экспериментальной работы в сфере образования. Руководство учебно-исследовательской деятельностью младших школьников.
33. Проведения опытно-экспериментальной работы по проблеме базы практики или курсового (выпускного проекта).
34. Анализ собственной деятельности в период практики, систематизация и
обобщение результатов, написание отчета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При выполнении программы практики трудностей в организации межличностных отношений не возникало. В ходе учебной практики был собран материал, необходимый для написания отчета.
По окончанию практики была достигнута главная цель – формирование практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта.
Я посетила различные уроки с 1 по 4 классы. Способ объяснения материала и требования у каждого педагога разные. Классы разноуровневые, есть учащиеся выполняющие программу НОО на отлично, есть и те, которым дается изучение дисциплин сложно.
При беседах с руководителем практики мне были даны рекомендации по методической литературе, ведению документации, составлению рабочих программ и календарно-тематического планирования.
В дальнейшем готова применять на практике различные педагогические приемы, методы, способы обучения и воспитания, с которыми познакомилась в ходе учебной практики в классах начальной школы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования». *Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»
2. Приказ от 18 октября 2013 г. № 544н об утверждении Профессионального стандарта «Педагог (Педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». – URL: www.consultant.ru
Монографии, учебники, учебные пособия:
3. Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование. — 2010. — № 2. — С.107–114
4. Басюк В. С., Метелкин Д.А. ФГОС как институциональная норма: проблемы реализации в образовательной практике и направления совершенствования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 2, № 5 (44). С. 6–24.
5. Басюк В.С., Виноградова Н.Ф., ЛазебниковаА.Ю.Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного образования: характер изменений и проблемы внедрения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1, №4(77). С. 7–29