Файл: Практическая работа 2 Персонализированная программа наставничества и индивидуальный образовательный маршрут.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 651
Скачиваний: 51
СОДЕРЖАНИЕ
«Дорожная карта» реализации целевой модели наставничества
ПРОГРАММА ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА
В программе используются следующие понятия и термины.
Нормативные основы целевой модели наставничества.
Нормативные правовые акты Российской Федерации.
Нормативные правовые акты ________
В Целевой модели наставничества выделяются следующие главные роли:
Форма наставничества «Ученик – ученик».
Характеристика участников формы наставничества «Ученик – ученик».
Схема реализации формы наставничества «Ученик – ученик».
Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель»
Схема реализации формы наставничества «Учитель – учитель»
Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель»
Характеристика участников формы наставничества «Учитель – ученик»
Схема реализации формы наставничества «Учитель – ученик»
| | | обучение. | | |
5. | Формирование наставнических пар / групп | Отбор наставников и наставляемых |
| | |
Закрепление наставнических пар / групп | 1. Издание приказа «Об утверждении наставнических пар/групп». | | | ||
2. Составление планов индивидуального развития наставляемых, индивидуальные траектории обучения. | | | |||
3. Организация психологического сопровождения наставляемым, не сформировавшим пару или группу (при необходимости), продолжить поиск наставника. | | | |||
6. | Организация и осуществление работы наставнических пар / групп | Организация комплекса последовательных встреч наставников и наставляемых |
| | |
Организация | Анкетирование. Форматы анкет обратной связи для | | |
| | текущего контроля достижения планируемых результатов наставниками | промежуточной оценки | | |
7. | Завершение наставничества | Отчеты по итогам наставнической программы |
| | |
Мотивация и поощрения наставников |
модели наставничества» | | | ||
| | |
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОЛОЖЕНИЕ
-
Общие положения
-
Настоящее Положение о наставничестве (далее - положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». -
Целевая модель наставничества (далее школа), осуществляющая образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование". -
Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества.
-
Основные понятия и термины
-
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. -
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. -
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. -
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. -
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. -
Координатор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы наставничества. -
Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за разработку проекта программы в соответствии с выбранной формой, формирование наставнических пар в своей форме и реализацию наставнического цикла. -
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в школе. -
Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).
-
Цели и задачи наставничества
-
Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов.
3.2 Основными задачами школьного наставничества являются:
-
разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели; -
разработка и реализация программ наставничества; -
реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества; -
инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества; -
осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества; -
проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе; -
формирования баз данных программ наставничества и лучших практик; -
обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.
-
Организационные основы наставничества
-
Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы. -
Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора школы по учебно – воспитательной работе. -
Координатор и кураторы целевой модели наставничества назначается приказом директора школы. -
Реализация наставнической программы происходит через работу координатора и кураторов с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. -
Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы, координатором, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы. -
Наставляемым могут быть обучающиеся:
-
проявившие выдающиеся способности; -
демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты; -
с ограниченными возможностями здоровья; -
попавшие в трудную жизненную ситуацию; -
имеющие проблемы с поведением; -
не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.
-
Наставляемыми могут быть педагоги:
-
молодые специалисты; -
находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; -
находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы; -
желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д.
-
Наставниками могут быть:
-
обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; -
педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; -
родители обучающихся – активные участники родительских советов; -
выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы; -
сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров; -
успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность передать свой опыт; -
ветераны педагогического труда.
-
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей). -
Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном согласии. -
Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников. -
Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с программами наставничества. -
Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора школы. -
С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе.