Файл: Практическая работа 2 Персонализированная программа наставничества и индивидуальный образовательный маршрут.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 648

Скачиваний: 51

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Дорожная карта» реализации целевой модели наставничества

Обязанности наставника:

ПРОГРАММА ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА

В программе используются следующие понятия и термины.

Нормативные основы целевой модели наставничества.

Нормативные правовые акты Российской Федерации.

Нормативные правовые акты ________

4. Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества (примеры, выберите или добавьте нужные вам)

В Целевой модели наставничества выделяются следующие главные роли:

Форма наставничества «Ученик – ученик».

Задачи:

Результат:

Характеристика участников формы наставничества «Ученик – ученик».

Схема реализации формы наставничества «Ученик – ученик».

Задачи:

Результат:

Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель»

Схема реализации формы наставничества «Учитель – учитель»

Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель»

Задачи:

Результат:

Характеристика участников формы наставничества «Учитель – ученик»

Схема реализации формы наставничества «Учитель – ученик»

Цели мониторинга:

Задачи мониторинга:

Оформление результатов.

Задачи мониторинга:

10. Механизмы мотивации и поощрения наставников

4. Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества (примеры, выберите или добавьте нужные вам)


  1. Измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах и сфере дополнительного образования.

  2. Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства.

  3. Плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов.

  4. Адаптация учителя в новом педагогическом коллективе.

  5. Измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников школы, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций.

  6. Рост мотивации к учебе и саморазвитию учащихся.

  7. Снижение показателей неуспеваемости учащихся.

  8. Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий.

  9. Рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия.

  10. Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.

  11. Формирования активной гражданской позиции школьного сообщества.

  12. Рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностях.

  13. Повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров.

  14. Снижение конфликтности и развитые коммуникативных навыков, для горизонтального и вертикального социального движения.

  15. Увеличение доли учащихся, участвующих в программах развития талантливых обучающихся.

  16. Снижение проблем адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.

  17. Включение в систему наставнических отношений детей с ограниченными возможностями здоровья.




    1. Структура управления реализацией целевой модели наставничества



Уровни структуры

Направления деятельности.

Региональный орган управления образованием

Осуществление государственного управление в сфере образования.

Принятие решение о внедрении целевой модели наставничества;

Обеспечивает организацию инфраструктуры и материально-техническое обеспечение программ наставничества.

Региональный институт повышения квалификации

Организационная, методическая, экспертно- консультационная, информационная и просветительская поддержка участников внедрения целевой модели наставничества.

Контроль за реализацией мероприятий по внедрению целевой модели наставничества;

Выработка предложений по совместному использованию инфраструктуры в целях внедрения целевой модели наставничества.

Содействие распространению и внедрению лучших наставнических практик различных форм и ролевых моделей для обучающихся, педагогов и молодых специалистов

Содействие привлечению к реализации наставнических программ образовательных организаций; предприятий и организаций; государственных бюджетных учреждений культуры и спорта; юридических и физических лиц и т.д.

Школа / ПОО

Разработка и утверждение комплекта нормативных документов, необходимых для внедрения целевой модели наставничества

Разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели.

Реализация программ наставничества.

Назначение координатора и кураторов внедрения целевой модели наставничества.

Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества.

Координатор м кураторы

Формирование базы наставников и наставляемых.

Организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов для проведения обучения).

Контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества.

Контроль проведения программ наставничества.

Участие в оценке вовлеченности в различные формы наставничества.

Решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели.

Мониторинг результатов эффективности реализации целевой модели наставничества.

Наставники

Реализация наставнического цикла.




    1. Кадровая система реализации целевой модели наставничества



В Целевой модели наставничества выделяются следующие главные роли:


  1. Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

  2. Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

  3. Координатор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за разработку и реализацию программы наставничества в организации в целом. организацию всего цикла программы наставничества.

  4. Куратор – сотрудник образовательной организации, организует реализацию программы наставничества согласно выбранным формам.


Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. Формирование этих баз осуществляется директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.

  • Формирование базы наставляемых:




    • из числа обучающихся:

      • проявивших выдающиеся способности;

      • демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты;

      • с ограниченными возможностями здоровья;

      • попавших в трудную жизненную ситуацию;

      • имеющих проблемы с поведением;

      • не принимающих участие в жизни школы, отстраненных от коллектива

    • из числа педагогов:

      • молодых специалистов;

      • находящихся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;

      • находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;

      • желающими овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д.

  • Формирование базы наставников из числа:




  • обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах;

  • педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;

  • родителей обучающихся – активных участников родительских или управляющих советов;

  • выпускников, заинтересованных в поддержке своей школы;

  • сотрудников предприятий, заинтересованных в подготовке будущих кадров;

  • успешных предпринимателей или общественных деятелей, которые чувствуют потребность передать свой опыт;

  • ветеранов педагогического труда.

База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).

    1. Этапы реализации целевой модели наставничества в МОУ «СОШ № 14 г. Зеленокумска»



Этапы

Мероприятия

Результат

Подготовка условий для запуска программы наставничества

  1. Создание благоприятных условий для запуска программы.

  2. Сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых.

  3. Выбор аудитории для поиска наставников.

  4. Информирование и выбор форм наставничества.

  5. На внешнем контуре: информационная работа, направленная на привлечение внешних ресурсов к реализации программы.

Дорожная карта реализации наставничества.

Пакет документов.

Формирование базы наставляемых

  1. Выявление конкретных проблем обучающихся школы, которые можно решить с помощью наставничества.

  2. Сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых.

Формированная база наставляемых с картой запросов.

Формирование базы наставников

Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа:

  • обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных,

  • творческих и адаптационных вопросах (например, участники кружков по интересам,

  • театральных или музыкальных групп, проектных классов, спортивных секций);

  • педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;

  • родителей обучающихся – активных участников родительских или управляющих советов,

  • организаторов досуговой деятельности в образовательной организации и других

  • представителей родительского сообщества с выраженной гражданской позицией.

Работа с внешним контуром на данном этапе включает действия по формированию базы

наставников из числа:

  • выпускников, заинтересованных в поддержке своей школы;

  • сотрудников региональных предприятий, заинтересованных в подготовке будущих

  • кадров (возможно пересечение с выпускниками);

  • успешных предпринимателей или общественных деятелей, которые чувствуют

  • потребность передать свой опыт;

  • представители других организаций, с которыми есть партнерские связи.

Формирование базы наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем.

Отбор и обучение наставников

  1. Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной программы.

  2. Обучение наставников для работы с наставляемыми.

  1. Заполнены анкеты в письменной свободной форме всеми потенциальными наставниками.

  2. Собеседование с наставниками

  3. Программа обучения.

Организация

хода

наставнической

программы


  1. Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так,

чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон.

  1. Работа в каждой паре/группе включает:

  • встречу-знакомство,

  • пробную рабочую встречу,

  • встречу-планирование,

  • комплекс последовательных встреч,

  • итоговую встречу.




Мониторинг:

  • сбор обратной связи от наставляемых для мониторинга динамики влияния программы на наставляемых;

  • сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов для мониторинга эффективности реализации программы.

Завершение программы наставничества

  1. Подведение итогов работы каждой пары/группы.

  2. Подведение итогов программы школы.

  3. Публичное подведение итогов и популяризация практик.

  • Собраны лучшие наставнические практики.

  • Поощрение наставников.