Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предлагается сравнить три предмета: линейку, треугольники, карандаш – и выделить общие и отличительные свойства. Дети называют общие признаки предметов: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные свойства – форма предметов и размер. После того, как дети научились сравнивать конкретные предметы, предлагаются карточки. Не беря во внимание изображения предметов и геометрических фигур, дети должны сказать, где их больше, где меньше. Потом учащиеся должны сами выбрать предметы, в которых они хотят выделить свойства. Дети называют предметы и все их свойства.
Для разнообразия можно использовать и такие задания: учитель называет свойства предмета, а дети должны назвать сам предмет, или учитель выделяет основные свойства предмета, без которых он не может существовать, дети называют предмет.
В процессе изучения нумерации чисел очень часто предлагается сравнивать два числа: 26 и 56, и сколько разнообразных ответов можно услышать. Для выполнения таких заданий ученик должен не только владеть запасом определенных терминов и понятий, но и уметь устанавливать между ними взаимосвязь, проявлять наблюдательность, проанализировать полученные данные. А это способствует не только осознанному усвоению материла, но и умственному развитию.
Для формирования логической грамотности у младших школьников в 1 и во 2 классах, обучение можно проводить по следующей тематике:
-
«Смысл слов: «и», «или», «все», «некоторые», «каждый» -
«Прием сравнения, выделение свойств предметов». -
«Прием сравнения, существенные и несущественные свойства». -
«Высказывания» (истинные, ложные). -
«Прием классификации». -
«Прием анализа и синтеза». -
«Прием обобщения».
Задания на развитие мышления в 3 классе.
В III и IV классах включаются различные задания для самостоятельного выявления закономерностей, зависимостей и формулировки обобщения.
Программой по математике предусмотрено решение таких задач, которые лучше воспринимаются учащимися при сравнении и сопоставлении. Это прямые и составные задачи, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и в несколько раз; прямые и обратные и т.д. При сравнении прямых и обратных задач можно задать следующие вопросы: «Что общего и различного в условиях прямой и обратной задач?», «Какие величины являются искомыми?», «Что общего и различного в решении прямой и обратной задач?», «Каким действием решена каждая из задач? Почему?»
Овладевая в процессе обучения такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение, учащиеся более глубоко осознают изучаемый материал, учатся обосновывать свои суждения. У них формируются умения и навыки самостоятельно решать поставленные задачи, сознательно пользоваться приобретенными знаниями.
Основной целью математического образования должно быть развитие умения математически, а выходит, логично и осознанно исследовать явления реального мира. Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики разного рода нестандартных логических задач. Поэтому использование учителем школы этих задач на уроках математики является не только желаемым, но даже необходимым элементом обучения математике [26].
Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Примеры таких задач, ответ на которые необходимо логически обосновать:
В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в неё, чтобы среди них был хотя бы 1 красный карандаш?
Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов?
Бублик разрезали на 4 части. Сколько сделали разрезов?
Четыре мальчика купили 6 тетрадей. Каждому мальчику досталось не меньше одной тетради. Мог ли купить какой – нибудь мальчик 3 тетради?
Нестандартные задачи можно вводить уже с 1 класса. Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.
Предлагая учащимся нестандартные задачи, учитель формирует у них способность выполнять логические операции и одновременно развивает их. Критерием отбора таких задач является их учебное назначение; соответствие теме урока или серии уроков. Такие задачи можно решать и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного.
При решении занимательных задач преследуются следующиецели [28, с. 73]:
-
формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.; -
развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности; -
поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности); -
развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность; -
подготовка учащихся к творческой деятельности (творческое усвоение знаний, способов действий, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта).
Например, 1 класс.
-
У Оли было орехов больше 3, но меньше 7. Сколько орехов было у Оли? (4,5,6) -
Бабушка дала Серёже журнал «Ералаш» со 2 номера по 8. Сколько журналов дала бабушка Серёже? (7) -
Расставить 6 книг на две полки так, чтобы на одной было на 2 книги больше, чем на другой. (4 и 2)
2 класс.
-
На веревке завязали 4 узла так, что концы веревки остались свободными. На сколько частей разделилась веревка? (На 5) -
В коробке умещается 10 красных и 6 синих бусинок. Какие бусинки мельче: красные или синие? (Красные.) -
В парке 4 зеленых и коричневые скамейки. Зеленых скамеек больше. Сколько скамеек каждого цвета? (3 зеленые и 1 коричневая.) -
Петя и Паша живут в девятиэтажном доме. Петя живет выше Паши. Паша живет в квартире на 7 этаже. На каком этаже живет Петя? (на 8 или 9)
3 класс.
-
Незнайка посадил 50 горошин. Из каждого десятка не взошло 2 горошины. Сколько всего семян не взошло? (10 семян.) -
Кусок проволоки 12 см согнули так, что получилась рамка. Какими могут быть стороны рамки? (12 : 2 = 6, значит 3 и 3, 5 и 1, 4 и 2) -
Нина написала четырехзначное число. Вычла 1 и получила трехзначное число. Какое число написала Нина? (1000 – 1 = 999) -
Женя решил прогуляться и пошел по левому берегу ручья. Во время прогулки он 3 раза перешел ручей. На левом или на правом берегу находится Женя? (На правом.)
4 класс.
-
Незнайка решил искупаться. Он разделся, сложил одежды и поплыл. «Сейчас переплыву реку три раза и оденусь, и пойду домой». Как вы думаете, нашел ли Незнайка свою одежду? Объясни ответ. (Нет, т.к. три раза это значит оказаться на другом берегу.) -
К числу 5 приписать справа и слева цифру 5. Во сколько раз увеличилось число? (В 111 раз.) -
Анна – дочь Марии. Мария – дочь Светланы. Кем приходится Светлана Анне? (Бабушка.) -
Каждая из девочек Саша и Маша пошли в кино с мамой. Сколько человек пошли в кино? (4)
Также на уроках математики для развития логического мышления можно использовать различные задания: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи.
Таким образом, формирование логического мышления – это важная составная часть педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся логического мышления.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Экспериментальная база исследования
Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась на базе МБОУ «НШ-ДС №24» с. Чкаловское, Спасского района в период с 20 апреля по 17 мая 2022 года, в 3 «Б» классе. Контрольной площадкой послужил 3 «А» класс МБОУ «НШ-ДС №24» с. Чкаловское, Спасского района. В эксперименте принимали участие младшие школьники возраста 9-10 лет.
Обучение в экспериментальном классе ведется по программе УМК «Школа России». Были изучены личные дела учащихся, проведены беседы с учениками. Эти данные сопоставлены с наблюдениями и замечаниями классного руководителя. В 3 классе 15 человек, из которых 10 девочек и 5 мальчиков. За год совместной учебной деятельности класс стал дружным коллективом. На уроках учащиеся активны, самостоятельны, работоспособны. В процессе изучения нового материала малая часть учащихся умеет анализировать, устанавливать причинно-следственные связи и проводить логические операции.
Общая успеваемость средняя: в классе 15 учеников, из них 3 отличника, 4 человека учатся на «4» и «5». Недисциплинированность детей часто создаёт трудности в организации учебной деятельности.
Все учащиеся класса участвуют в учебной деятельности, у большинства сформирована учебная мотивация, выраженная активность на уроках, стремление получить хорошую оценку от учителя в устной и письменной работе. Все учащиеся хотят иметь высокие учебные результаты, но не у всех это получается, так как у многих не сформированы такие качества, как усидчивость, внимательность, любознательность. Это касается в первую очередь таких учащихся, как Данил Т., Мария У. Самыми высокими интеллектуальными особенностями выделяются: Дмитрий К., Глеб А., Михаил В.
Класс достаточно работоспособный. Но некоторые дети медленно включаются в работу. В результате выполняют задания небрежно, испытывают трудности в самостоятельной работе.
Коллектив доброжелательный, дети живут интересами друг друга. Класс подвижный, энергичный. Все ученики активные, добросовестные, с удовольствием выполняют различные поручения. Дети очень артистичны, принимают активное участие в общешкольных мероприятиях, праздниках.