Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Большинство учеников добросовестно выполняют поручения, с удовольствием принимают участие в делах класса. Ребята проявляют своё творчество при подготовке и проведении классных мероприятий. В целом, можно сделать вывод, что коллектив работоспособный, активный, организованный, коммуникабельный.
2.2. Описание и анализ констатирующего этапа эксперимента
Экспериментальная работа проходила в несколько этапов:
1 этап – констатирующий. Цель: определить уровень развития у учащихся приёма обобщения на начало эксперимента.
2 этап – формирующий. Цель: включить в учебный процесс упражнения, направленные на формирование приёма обобщения.
3 этап – контрольный. Цель: выявить эффективность использования приёма обобщения на уроках математики.
В качестве констатирующего и контрольного этапов исследования в экспериментальном 3 «Б» классе были использованы следующие методики. После проведения диагностических методик все работы прошли обработку.
Методика 1. «Школьный тест умственного развития (ШТУР)» (авторы: Е. М. Борисова, В. Г. Зархин – кандидаты психологических наук).
Цель: выявление уровня сформированности логического обобщения младших школьников.
Возраст: ступень начальной школы (9 – 10 лет).
Материал: бланк, в котором даны 4 строки со словами.
Инструкция: обследуемым предлагается бланк с 4 строчками по 4 слова в каждой. Ученик должен найти лишнее слово и дать общее название строке. На выполнение данного задания даётся 3 минуты.
-
рубль б) сантиметр в) длина г) метр;
-
сложение б) частное в) делитель г) делимое;
-
множитель б) делимое в) слагаемое г) величина;
-
сложение б) площадь в) вычитание г) умножение.
Оценка результатов: анализ уровня логического обобщения младших школьников. Максимальное количество правильных ответов – 12 баллов. Каждый ответ оценивается в 1 балл, а если испытуемый правильно определил признак, по которому объединены оставшихся 3 слова, то он получает ещё 2 балла.
Выводы об уровне сформированности логического обобщения младших школьников:
10 - 12 баллов – высокий уровень;
5 - 9 баллов – средний уровень;
0 - 4 балла – низкий уровень.
Методика 2. «Выявление общих понятий» (авторы: О. А. Горова, Т. А. Носова – кандидаты математических наук).
Цель: выявление уровня сформированности умения обобщать, анализировать.
Возраст: ступень начальной школы (9 – 10 лет).
Материал: бланк с 20-ю рядами слов, в каждом из них набор из 5 слов.
Инструкция: обследуемым предлагается бланк с 20-ю рядами слов. В каждом из них набор из 5-ти слов, два из которых более всего с ним связаны. Задача обследуемого — найти в каждом ряду по два слова, наиболее соответствующих обобщающему понятию, и подчеркнуть их. Время на выполнение работы — 3 минуты.
-
Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). -
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). -
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед). -
Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены). -
Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). -
Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага) -
Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать). -
Чтение (глава, книга, печать, картина, слово). -
Газета (правда, приложение, телеграммы, бумага, редактор). -
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила). -
Война (самолеты, пушки, сражения, ружья, солдаты). -
Книга (рисунки, война, бумаги, любовь, текст). -
Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия). -
Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение). -
Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели). -
Лес (лист, яблоня, дерево, охотник, волк). -
Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион). -
Больница (помещение, сад, враг, радио, больные). -
Любовь (розы, чувство, человек, город, природа). -
Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).
Оценка результатов: анализ уровня сформированности учащихся умения обобщать, анализировать и классифицировать. Максимальное количество правильных ответов – 20 баллов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если ребёнок правильно определил только 1 слово – это считается, как 0,5 балла.
Выводы об уровне сформированности умения обобщать и анализировать:
16 - 20 баллов – высокий уровень;
11 - 15 баллов – средний уровень;
0 – 10 баллов – низкий уровень.
Таблица 2.1
Результаты входной диагностики исследования уровня сформированности умения обобщать у младших школьников на констатирующем этапе в экспериментальном классе (Приложение 1,2)
№ респондента | Методика 1 «Школьный тест умственного развития (ШТУР)» | Методика 2 «Выявление общих понятий» |
1 | средний | средний |
2 | низкий | низкий |
3 | средний | средний |
4 | средний | средний |
5 | низкий | низкий |
6 | низкий | низкий |
7 | высокий | высокий |
8 | средний | средний |
9 | средний | высокий |
10 | низкий | низкий |
11 | средний | средний |
12 | средний | средний |
13 | низкий | низкий |
14 | средний | средний |
15 | средний | средний |
Таблица 2.2
Итоговые результаты выявления уровня сформированности умения обобщать у младших школьников на констатирующем этапе в экспериментальном классе
Уровень сформированности умения обобщать | Количество человек | |
Методика 1 «Школьный тест умственного развития (ШТУР)» | Методика 2 «Выявление общих понятий» | |
Высокий | 1 | 2 |
Средний | 9 | 8 |
Низкий | 5 | 5 |
Исходя из данных результатов можно сформулировать следующие выводы. Итоговые показатели входной диагностики уровня сформированности логического обобщения по результатам методики 1 «Школьный тест умственного развития (ШТУР)»:
10 - 12 баллов – высокий уровень – 1 человек (7%);
5 – 9 баллов – средний уровень – 9 человек (60%);
0 – 4 балла – низкий уровень – 5 человек (33%).
Итоговые показатели входной диагностики уровня сформированности умения обобщать, анализировать и классифицировать по результатам методики 2 «Выявление общих понятий»:
16 – 20 баллов – высокий уровень – 2 человека (14%);
11 – 15 баллов – средний уровень – 8 человек (53%);
0 – 10 баллов – низкий – 5 человек (33%).
При диагностике детей по методике 1 «Школьный тест умственного развития (ШТУР)» было замечено, что учащимся было трудно определить лишнее слово в строке, следовательно, они испытывали затруднения в определении общего признака, по которому связаны оставшиеся слова. При диагностике детей по методике 2 «Выявление общих понятий» было замечено, что учащимся трудно указать правильный ответ, потому что у некоторых недостаточно развиты познавательные процессы. В связи с этим они не смогли найти подходящих слов.
На это стоит обратить внимание при проведении формирующего этапа в 3 «Б» классе. Такие же диагностики были проведены в контрольном классе (3 «А» класс). После проведения диагностических методик все работы прошли обработку. В таблице 2.3 и 2.4 отражены результаты исследования уровня сформированности умения обобщать у учащихся контрольного 3 «А» класса.
Таблица 2.3
Результаты входной диагностики исследования уровня сформированности логического обобщения у младших школьников на констатирующем этапе в контрольном классе (Приложение 3,4)
№ респондента | Методика 1 «Школьный тест умственного развития (ШТУР) | Методика 2 «Выявление общих понятий» |
1 | низкий | низкий |
2 | высокий | средний |
3 | высокий | средний |
| | Продолжение таблицы 2.3 |
4 | высокий | средний |
5 | средний | средний |
6 | низкий | средний |
7 | низкий | средний |
8 | средний | высокий |
9 | низкий | средний |
10 | средний | высокий |
11 | средний | высокий |
12 | низкий | средний |
13 | низкий | средний |
14 | средний | низкий |
15 | низкий | низкий |
Таблица 2.4
Итоговые результаты выявления уровня сформированности умения обобщать у младших школьников на констатирующем этапе в контрольном классе
Уровень сформированности умения обобщать | Количество человек | |
Методика 1 «Школьный тест умственного развития (ШТУР) | Методика 2 «Выявление общих понятий» | |
Высокий | 3 | 3 |
Средний | 5 | 9 |
Низкий | 7 | 3 |
Исходя из данных результатов можно сформулировать следующие выводы. Итоговые показатели входной диагностики уровня сформированности логического обобщения по результатам методики 1 «Школьный тест умственного развития (ШТУР)» в контрольном 3 «А» классе:
10 - 12 баллов – высокий уровень – 3 человека (20%);
5 – 9 баллов – средний уровень – 5 человек (33%);
0 – 4 балла – низкий уровень – 7 человек (47%).
Итоговые показатели входной диагностики уровня сформированности умения обобщать, анализировать и классифицировать по результатам методики 2 «Выявление общих понятий» в контрольном 3 «А» классе:
16 - 20 баллов – высокий уровень – 3 человека (20%);
11 – 15 баллов – средний уровень – 9 человек (60%);
0 – 10 баллов – низкий уровень – 3 человека (20%).
Таким образом, на констатирующем этапе удалось выявить уровень сформированности умения обобщать у младших школьников. В целом, оба класса показали средний уровень сформированности умения обобщать. У некоторых детей отмечалась недостаточная сформированность простейших логических операций.
Для того чтобы повысить уровень сформированности умения обобщать, у младших школьников на уроках математики при изучении нового материала нужно использовать упражнения, направленные на формирование и развитие простейших логических операций.