Файл: Шумихина яна александровна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Большинство учеников добросовестно выполняют поручения, с удовольствием принимают участие в делах класса. Ребята проявляют своё творчество при подготовке и проведении классных мероприятий. В целом, можно сделать вывод, что коллектив работоспособный, активный, организованный, коммуникабельный.

2.2. Описание и анализ констатирующего этапа эксперимента

Экспериментальная работа проходила в несколько этапов:

1 этап – констатирующий. Цель: определить уровень развития у учащихся приёма обобщения на начало эксперимента.

2 этап – формирующий. Цель: включить в учебный процесс упражнения, направленные на формирование приёма обобщения.

3 этап – контрольный. Цель: выявить эффективность использования приёма обобщения на уроках математики.

В качестве констатирующего и контрольного этапов исследования в экспериментальном 3 «Б» классе были использованы следующие методики. После проведения диагностических методик все работы прошли обработку.

Методика 1. «Школьный тест умственного развития (ШТУР)» (авторы: Е. М. Борисова, В. Г. Зархин – кандидаты психологических наук).

Цель: выявление уровня сформированности логического обобщения младших школьников.

Возраст: ступень начальной школы (9 – 10 лет).

Материал: бланк, в котором даны 4 строки со словами.

Инструкция: обследуемым предлагается бланк с 4 строчками по 4 слова в каждой. Ученик должен найти лишнее слово и дать общее название строке. На выполнение данного задания даётся 3 минуты.

  1. рубль б) сантиметр в) длина г) метр;

  1. сложение б) частное в) делитель г) делимое;

  1. множитель б) делимое в) слагаемое г) величина;

  1. сложение б) площадь в) вычитание г) умножение.

Оценка результатов: анализ уровня логического обобщения младших школьников. Максимальное количество правильных ответов – 12 баллов. Каждый ответ оценивается в 1 балл, а если испытуемый правильно определил признак, по которому объединены оставшихся 3 слова, то он получает ещё 2 балла.

Выводы об уровне сформированности логического обобщения младших школьников:

10 - 12 баллов – высокий уровень;

5 - 9 баллов – средний уровень;

0 - 4 балла – низкий уровень.

Методика 2. «Выявление общих понятий» (авторы: О. А. Горова, Т. А. Носова – кандидаты математических наук).


Цель: выявление уровня сформированности умения обобщать, анализировать.

Возраст: ступень начальной школы (9 – 10 лет).

Материал: бланк с 20-ю рядами слов, в каждом из них набор из 5 слов.

Инструкция: обследуемым предлагается бланк с 20-ю рядами слов. В каждом из них набор из 5-ти слов, два из которых более всего с ним связаны. Задача обследуемого — найти в каждом ряду по два слова, наиболее соответствующих обобщающему понятию, и подчеркнуть их. Время на выполнение работы — 3 минуты.

  1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

  3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

  4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

  5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

  6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

  7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).

  8. Чтение (глава, книга, печать, картина, слово).

  9. Газета (правда, приложение, телеграммы, бумага, ре­дактор).

  10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

  11. Война (самолеты, пушки, сражения, ружья, солдаты).

  12. Книга (рисунки, война, бумаги, любовь, текст).

  13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

  14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

  15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).

  16. Лес (лист, яблоня, дерево, охотник, волк).

  17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

  18. Больница (помещение, сад, враг, радио, больные).

  19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

  20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Оценка результатов: анализ уровня сформированности учащихся умения обобщать, анализировать и классифицировать. Максимальное количество правильных ответов – 20 баллов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если ребёнок правильно определил только 1 слово – это считается, как 0,5 балла.

Выводы об уровне сформированности умения обобщать и анализировать:

16 - 20 баллов – высокий уровень;

11 - 15 баллов – средний уровень;

0 – 10 баллов – низкий уровень.

Таблица 2.1

Результаты входной диагностики исследования уровня сформированности умения обобщать у младших школьников на констатирующем этапе в экспериментальном классе (Приложение 1,2)

№ респондента

Методика 1 «Школьный тест умственного развития (ШТУР)»

Методика 2 «Выявление общих понятий»

1

средний

средний

2

низкий

низкий

3

средний

средний

4

средний

средний

5

низкий

низкий

6

низкий

низкий

7

высокий

высокий

8

средний

средний

9

средний

высокий

10

низкий

низкий

11

средний

средний

12

средний

средний

13

низкий

низкий

14

средний

средний

15

средний

средний



Таблица 2.2

Итоговые результаты выявления уровня сформированности умения обобщать у младших школьников на констатирующем этапе в экспериментальном классе

Уровень сформированности умения обобщать

Количество человек

Методика 1 «Школьный тест умственного развития (ШТУР)»

Методика 2 «Выявление общих понятий»

Высокий

1

2

Средний

9

8

Низкий

5

5


Исходя из данных результатов можно сформулировать следующие выводы. Итоговые показатели входной диагностики уровня сформированности логического обобщения по результатам методики 1 «Школьный тест умственного развития (ШТУР)»:

10 - 12 баллов – высокий уровень – 1 человек (7%);

5 – 9 баллов – средний уровень – 9 человек (60%);

0 – 4 балла – низкий уровень – 5 человек (33%).

Итоговые показатели входной диагностики уровня сформированности умения обобщать, анализировать и классифицировать по результатам методики 2 «Выявление общих понятий»:

16 – 20 баллов – высокий уровень – 2 человека (14%);

11 – 15 баллов – средний уровень – 8 человек (53%);

0 – 10 баллов – низкий – 5 человек (33%).

При диагностике детей по методике 1 «Школьный тест умственного развития (ШТУР)» было замечено, что учащимся было трудно определить лишнее слово в строке, следовательно, они испытывали затруднения в определении общего признака, по которому связаны оставшиеся слова. При диагностике детей по методике 2 «Выявление общих понятий» было замечено, что учащимся трудно указать правильный ответ, потому что у некоторых недостаточно развиты познавательные процессы. В связи с этим они не смогли найти подходящих слов.

На это стоит обратить внимание при проведении формирующего этапа в 3 «Б» классе. Такие же диагностики были проведены в контрольном классе (3 «А» класс). После проведения диагностических методик все работы прошли обработку. В таблице 2.3 и 2.4 отражены результаты исследования уровня сформированности умения обобщать у учащихся контрольного 3 «А» класса.

Таблица 2.3

Результаты входной диагностики исследования уровня сформированности логического обобщения у младших школьников на констатирующем этапе в контрольном классе (Приложение 3,4)

№ респондента

Методика 1 «Школьный тест умственного развития (ШТУР)

Методика 2 «Выявление общих понятий»

1

низкий

низкий

2

высокий

средний

3

высокий

средний







Продолжение таблицы 2.3

4

высокий

средний

5

средний

средний

6

низкий

средний

7

низкий

средний

8

средний

высокий

9

низкий

средний

10

средний

высокий

11

средний

высокий

12

низкий

средний

13

низкий

средний

14

средний

низкий

15

низкий

низкий


Таблица 2.4

Итоговые результаты выявления уровня сформированности умения обобщать у младших школьников на констатирующем этапе в контрольном классе


Уровень сформированности умения обобщать

Количество человек

Методика 1 «Школьный тест умственного развития (ШТУР)

Методика 2 «Выявление общих понятий»

Высокий

3

3

Средний

5

9

Низкий

7

3


Исходя из данных результатов можно сформулировать следующие выводы. Итоговые показатели входной диагностики уровня сформированности логического обобщения по результатам методики 1 «Школьный тест умственного развития (ШТУР)» в контрольном 3 «А» классе:

10 - 12 баллов – высокий уровень – 3 человека (20%);

5 – 9 баллов – средний уровень – 5 человек (33%);

0 – 4 балла – низкий уровень – 7 человек (47%).

Итоговые показатели входной диагностики уровня сформированности умения обобщать, анализировать и классифицировать по результатам методики 2 «Выявление общих понятий» в контрольном 3 «А» классе:

16 - 20 баллов – высокий уровень – 3 человека (20%);

11 – 15 баллов – средний уровень – 9 человек (60%);

0 – 10 баллов – низкий уровень – 3 человека (20%).

Таким образом, на констатирующем этапе удалось выявить уровень сформированности умения обобщать у младших школьников. В целом, оба класса показали средний уровень сформированности умения обобщать. У некоторых детей отмечалась недостаточная сформированность простейших логических операций.

Для того чтобы повысить уровень сформированности умения обобщать, у младших школьников на уроках математики при изучении нового материала нужно использовать упражнения, направленные на формирование и развитие простейших логических операций.