Файл: 102015Часть viii редакционнаяколлеги я Главный редактор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бен Уоррен: «Краудфандинг и локальные источники финансирования — это не только прерогатива социально ответственных инвесторов, но и потенциально привлека- тельный канал для инвестиций, который окажет значи- тельное влияние на отрасль электроэнергетики и будет способствовать возникновению новых моделей финанси- рования».
Необходимо создание более устойчивых и экономи- чески эффективных источников энергии для островных государств. Это позволит создать значительные возмож- ности для инвестиций в строительство новых объектов, что улучшит перспективы создания новых энергетических микросистем.
Бенн Уоррен: «Вопрос заключается в том, захотят ли сегодняшние инвесторы, разработчики и инноваторы сконцентрировать усилия на развитии энергетической от- расли островных государств. Такое развитие может ока- зать серьезное воздействие на отрасль глобальной энер- гетики. В тоже время инвесторы могут ожидать, пока условия в отрасли не станут более благоприятными, и ми- кропроекты не выйдут на макроуровень».
Одно из ключевых направлений работы Европей- ского банка реконструкции и развития (ЕБРР) — дея- тельность в области устойчивой энергетики. ЕБРР был одним из первых среди международных финансовых ин- ститутов, которые еще в 1994 г. сформировали специа- лизированные подразделения по энергоэффективности.
Деятельность на данном направлении была расширена в последующие годы.
При этом наибольшую часть как одна из ключевых стран операций получает Российская Федерация на цели перехода к устойчивой модели развития, в т. ч. за счет низ- коуглеродной стратегии роста: совокупный объем инве- стиций — 2,4 млрд евро, число проектов — более 100.
Благодаря ИУЭ выбросы парниковых газов (эквивалент ежегодного объема выбросов углекислого газа) в стране сократились на 18 млн тонн, энергосбережение составило
9 млн тонн в год в нефтяном эквиваленте.
Международный центр устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО (МЦУЭР), в своих ана- литических обзорах поддерживая Энергетическую стра- тегию-2030, рекомендует России более последова- тельный низкоуглеродный путь развития, включающий в себя: внедрение современных жестких стандартов энер- гоэффективности; на сегодняшний день в России прак- тически отсутствует система, гарантирующая отказ от использования самых неэффективных технологий; закрепление на законодательном уровне обязательств по развитию возобновляемой энергетики; обеспечение гарантий четкой и стабильной доходности инвестиций в возобновляемую энергетику и энергосберегающие тех- нологии. Например, через механизмы финансовой под- держки возобновляемых источников энергии, возврат инвестиций при проведении мероприятий в области энер- гоэффективности, совершенствование налоговой си- стемы; увеличение расходов на исследования в области возобновляемой энергетики и энергоэффективности.

Эксперты МЦУЭР уверены, что привлечение российских и зарубежных инвестиций в возобновляемую энергетику должно стать важнейшей политической и экономической задачей для России.
Для поддержания роста международных инвестиций в отрасль возобновляемой энергетики требуются даль- нейшая либерализация условий финансирования и от- крытие новых рынков.
Развитие локальных источников финансирования
(часто на основе местных сообществ), а также краудфан-

805
“Young Scientist” . #10 (90) . May 2015
Economics and Management
динговых схем — приводит к созданию локальных ге- нерирующих источников небольшой мощности — одна из тенденций в области финансирования проектов ВИЭ.
Доступность микрофинансирования и всесторонняя под- держка — необходимые условия роста объема инве- стиций в международную отрасль возобновляемой энер- гетики.
На сегодняшний день Китай является самым привле- кательным рынком для инвестиций в отрасль возобнов- ляемой энергетики. В США, Великобритании, Германии,
Австралии и Польше проводимая политика ведет к пере- носу инвестиций на более поздние сроки, отказу от реали- зации проектов и уходу с рынков. Развивающиеся рынки получают выгоды от проведения предсказуемой политики в отрасли возобновляемой энергетики.
Ответственным за принятие политических решений лицам предпочтительнее ориентироваться не на фи- скальное стимулирование, а на создание условий для вне- дрения чистых технологий — справедливых конкурентных условий за счет повышения уровня прозрачности затрат для всех компаний отрасли вне зависимости от сектора, в котором они работают.
Значительные изменения в положении стран в рей- тинге подтверждают мнение, что сегодня хорошие пер- спективы отрасли возобновляемой энергетики не огра- ничиваются промышленно развитыми странами. Они приобрели поистине глобальный характер, так что инве- стиционные возможности открываются как на развитых, так и развивающихся рынках.
В развитых странах дискуссии об экономической целе- сообразности инвестиций в возобновляемую энергетику становятся одной из основных тем политических дебатов, развивающиеся рынки выглядят все более привлекатель- ными в глазах инвесторов, стремящихся к поиску более предсказуемых условий для ведения своего бизнеса.
Стабильный уровень доходности существующих тех- нологий в области возобновляемой энергетики привле- кает новые группы инвесторов, однако необходим акцент на развитие новых технологий.
Компании, работающие с возобновляемыми источни- ками энергии, должны переждать период политической нестабильности.
Инновации сохраняют критическое значение для раз- вития отрасли возобновляемой энергетики как с техно- логической, так и финансовой точек зрения. Дальнейшую эволюцию возобновляемой энергетики может серьезно сдерживать политическая неопределенность и удовлетво- ренность уже созданными технологиями. Вместе с этим, несмотря на затруднения в развитии возобновляемой энергетики в некоторых странах, будущее сектора пред- ставляется весьма многообещающим в тех из них, ко- торые обеспечат стабильную энергетическую политику и доверие инвесторов.
В большинстве стран приняты законы, создающие льготные условия, как для производителей, так и для по- требителей альтернативной энергии, что является опреде- ляющим фактором успешного внедрения.
Большинство экспертов ожидает сохранения приори- тетной роли традиционных углеводородов в энергобалансе
США на обозримую перспективу. Сторонники же возоб- новляемой энергетики предупреждают, что Америка ни- когда не станет Саудовской Аравией, и настаивают на том, что Обама «выпустил джина из бутылки», упустив из вида тот факт, что главными ресурсами нетрадиционных углево- дородов располагают КНР, Аргентина, Австралия, Россия и другие страны.
Современная мировая экономика, ориентированная на инновационную модернизацию, нуждается в более эф- фективной системе международного энергетического пар- тнерства в целом и перестройке управления националь- ными энергетическими системами в частности.
Следующие меры повысят инвестиционный потенциал российского энергетического комплекса:
1. Создать систему государственных фондов, через которые оказывать на конкурсной основе финансовую поддержку энергетическим предприятиям на ранних ста- диях развития.
2. Внедрение в российскую практику зарубежного передового опыта в сфере инвестиций в инновации энер- гетического комплекса.
3. Привлечение в Россию о зарубежных экспертов в области инноваций и энергетики.
4. Проведение законодательной гармонизации отно- шений федерального центра с регионами в области ре- гулирования инвестирования в инновационное развитие энергетического сектора.
5. Создание особых экономических зон развития ин- новаций в энергетическом комплексе, которые могут стать катализатором процесса инвестиционной привлекатель- ности инновационного развития энергетики России
Литература:
1. Исследование EY «Индекс привлекательности стран для развития отрасли возобновляемой энергетики»
(Renewable Energy Country Attractiveness Index (RECAI)) 2014 г. — URL: http://www.ey.com / (дата обращения:
12.05.2015).
2. EY: доходы «зеленой» энергетики привлекают инвесторов 2013 г. — URL: http://www.vestifinance.
ru / articles / 37019 (дата обращения: 10.05.2015).
3. В. Н. Рудченко, Н. Н. Рудченко / Энергетика как базис привлечения инвестиций в инновационное развитие
России // ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2013. № 27. с. 217–225.


806
«Молодой учёный» . № 10 (90) . Май, 2015 г.
Экономика и управление
4. Министерство энергетики РФ. — URL: http://www.minenergo.gov.ru / activity / energostrategy / (дата обращения:
05.05.2015).
5. Германия. 74 % энергии из возобновляемых источников. — URL: http://www.vestifinance.ru / articles / 42870
(дата обращения: 04.05.2015).
6. С. Дмитриев / Энергетическая стратегия США: корректировка приоритетов // Мировая экономика и междуна- родные отношения, № 3, c. 13–23 2014 г.
7. Возобновляемая энергетика. Россия и мир. Тенденции развития — URL: http://portal-energo.ru / (дата обра- щения: 10.05.2015).
8. Тиссен, А. Я. / Возобновляемые источники энергии как неотъемлемый элемент устойчивой энергетики 21-го века // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2013. Т. 3. № 1. с. 98–104.
Итоги существования Евразийского экономического сообщества
Столбовская Анна Геннадьевна, магистрант
Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону)
В связи с созданием Евразийского экономического союза, Евразийское экономическое сообщество упразд-
нено в январе 2014 года. В данной статье рассматриваются цели, задачи и результаты деятельности Ев-
рАзЭС.
Ключевые слова: международная экономическая организация, Таможенный союз, Единое экономическое
пространство, мировая экономика, валовой внутренний продукт, индекс физического объема ВВП, финан-
совый экономический кризис, товарооборот, экспорт, импорт.
В
мае 2014 года Россией, Казахстаном и Белоруссией был подписан договор о создании Евразийского эко- номического союза (ЕАЭС), который вступил в силу 1 января 2015 года. Перед ЕАЭС поставлены следующие задачи: укрепление экономик стран — участниц и «сбли- жение друг с другом», модернизация и повышение конку- рентоспособности стран — участниц на мировом рынке.
ЕАЭС основан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), которое упразд- нено 23 января 2014 года. По мнению Межгосударствен- ного совета, поставленные цели и задачи перед ЕврАзЭС выполнены успешно.
Создание ЕврАзЭС.
10 октября 2014 г. в Минске прошло заседание Межго- сударственного совета Евразийского экономического со- общества. Главы государств — членов ЕврАзЭС подвели итоги работы организации и подписали документ о пре- кращении ее деятельности.
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, созданная для эффективного продвижения сторонами процесса фор- мирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях.
Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан 10 октября 2000 г. в Астане и вступил в силу 30 мая 2001 г. после его ратификации всеми государствами — членами.
Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являлись пять государств —
Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджики- стан. [1]
ЕврАзЭС было открытой организацией. Его членом могло стать любое государство, с условием принятия на себя обязательств, вытекающих из Договора об учреж- дении ЕврАзЭС и других договоров Сообщества по списку, определяемому решением Межгссовета ЕврАзЭС.
Цель и задачи ЕврАзЭС.
Основная цель создания ЕврАзЭС — развития эконо- мического взаимодействия, торговли, эффективного про- движения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, координации действий государств Сообщества при интеграции в ми- ровую экономику и международную торговую систему.
Основные задачи Сообщества.
— завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования;
— установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки;
— введение унифицированного порядка валютного ре- гулирования и валютного контроля;
— создание общей унифицированной системы тамо- женного регулирования;
— разработка и реализация совместных программ со- циально-экономического развития;
— создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности;
— формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы;


807
“Young Scientist” . #10 (90) . May 2015
Economics and Management
— формирование общего энергетического рынка;
— обеспечение взаимодействия правовых систем госу- дарств ЕврАзЭС с целью создания общего правового про- странства в рамках Сообщества. [3]
В соответствии с уставными целями и задачами Со- общества и руководствуясь принципом разноскоростной интеграции, Беларусь, Казахстан и Россия в 2007–
2010 годах создали Таможенный союз и планомерно пе- решли к формированию следующего интеграционного этапа — Единого экономического пространства ЕврАзЭС.
В связи с созданием Евразийского экономического союза ЕврАзЭС упразднено 23 января 2014 годы.
Результаты деятельности ЕврАзЭС.
Рассмотрим основной макроэкономический показатель стран — участниц ЕврАзЭС. На протяжении 10 лет ВВП
(в текущих ценах) увеличивается, лишь в 2008 году про- исходит спад данного показателя у России и Казахстана.
Причиной снижения ВВП стал глобальный финансово- эко номический кризис.
Положительным результатом деятельности ЕврАзЭС является улучшение социально-экономических показа- телей стран — участниц ЕврАзЭС. Проанализируем ос- новные социально-экономические показатели.
По Данным Статкомитета СНГ, у большинства стран — участниц индексы физического объема ВВП (см. табл. 2) увеличивались в период с 2000 по 2008г, а в 2009 наблю- дался спад показателей. Это, прежде всего, связано с гло- бальным финансово-экономическим кризисом. В среднем по ЕврАзЭС наблюдается аналогичная ситуация. Подъем показателей до 2008 г. и спад в 2009 г.
Товарооборот между странами ЕврАзЭС возрос с 30 млрд. долл. в 2000 году до 123 млрд. долл. в 2008 году, т. е. в 4,1 раза. В связи с мировым финансовым и экономиче- ским кризисом в 2009 году объем взаимного товарообо- рота по сравнению с 2008 годом снизился на 32,3 % (см. табл. 3).
Данные внешней торговли товарами государств — членов ЕврАзЭС показывают, что всего экспорт Ев-
Таблица
1. Валовой внутренний продукт (в текущих ценах)
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Белорусь, бе- лорусск. ру- блей
9134 17173,0 26138,0 36565,0 49992,0 65067,0 79267,0 97165,0 129791,0 136789,8
Казахстан, тенге
2600,0 3251,0 3776,0 4612,0 5870,0 7591,0 10214,0 12850,0 16053,0 15887,8
Кыргызстан, сомов
65,4 73,9 75,4 83,9 94,4 100,9 113,8 141,9 188,0 196,4
Россия, рос- сийских ру- блей
7306,0 8944,0 10831,0 13243,0 17048,0 21625,0 26903,0 33103,0 41256,0 39016,1
Таджикистан, сомони
1,8 2,6 3,4 4,8 6,2 7,2 9,3 12,8 17,7 20,6
Узбекистан, сумов






17,0 22,3 27,9

Источник: Статкомитет СНГ.
Таблица
2. Индексы физического объема валового внутреннего продукта (в постоянных ценах)
в процентах к 2000 г
ВВП в постоянных ценах к 2000 г.
Год
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Беларусь
100,0 104,7 110,0 116,0 131,0 143,4 157,7 171,3 188,7 189,1
Казахстан
100,0 113,5 125,0 136,0 149,0 163,8 181,3 197,4 203,9 206,3
Кыргызстан
100,0 106,5 105,0 115,0 121,0 120,3 124,0 134,6 145,9 149,3
Россия
100,0 106,1 110,0 118,0 127,0 134,7 145,0 156,8 165,6 152,5
Таджикистан
100,0 110,0 121,0 135,0 149,0 159,0 170,0 183,0 197,0 203,7
Узбекистан






140,6 153,9 167,8

В среднем по ЕврАзЭС
100,0 106,0 111,0 119,0 128,0 137,0 147,0 159,0 168,8 156,2
Источник: Статкомитет СНГ.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22