Файл: 102015Часть viii редакционнаяколлеги я Главный редактор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результаты панельного эконометрического моделирования суммарных потоков ПИИ
по отношению к ВВП по 26 странам за 2005–2013 гг.
* — 10 %-й уровень значимости коэффициента переменной;
** — 5 %-й уровень значимости коэффициента переменной;
*** — 1 %-й уровень значимости коэффициента переменной

813
“Young Scientist” . #10 (90) . May 2015
Economics and Management
открытость внешней торговли (данное утверждение суще- ственно в 4 моделях из 7); vii) можно однозначно утвер- ждать, что в 90 % случаев отсутствие выхода к морю при- ведёт к сокращению оборота ПИИ по отношению к ВВП на 1,7–3,73 %.
Исходя из того, что модели 5, 6 и 7 являются наиболее качественными, чем другие, то можно утверждать, что все только что перечисленные выше переменные являются значимыми. При этом, неоднозначным является суще- ственность уровня развития институциональной среды: только в модели 6 наблюдается существенность его коэф- фициента при 5 %-м уровне значимости. В целом, уровень развития институтов положительно связан с долей по- токов ПИИ в ВВП, но эта связь очень слабая (их значи- мость не всегда подтверждается). Ставка налога на при- быль не оказалась однозначно существенным фактором доли ПИИ в ВВП. Хотя видно, что между ними есть отри- цательная связь, эта связь не значима для генеральной со- вокупности.
Мы заключили, что такие переменные, как контроль за потоками капиталов, открытость международной тор- говли, внутренний кредит, выход к морю и экономический рост являются весьма значимыми предикторами, т. е. важ- нейщими факторами масштабов международного дви- жения капиталов в форме ПИИ. Касательно наращивания объёмов привлечения ПИИ в Республику Узбекистан, сле- дует отметить, что: а) в стране необходимо и далее поддер- живать высокие темпы экономического роста; б) отсутствие выхода к морю должно компенсироваться мерами по раз- витию и оптимизации транспортно-логистической инфра- структуры, направленной на сокращение транспортных расходов на грузоперевозки; в) необходимо по мере повы- шения конкурентоспособности экономики повышать уро- вень открытости внешней торговли.
Литература:
1. Agenor, P.-R. 2003, 'Benefits and Costs of International Financial Integration: Theory and Facts', World Economy, vol.
26, no. 8, pp. 1089–1118; Lane, P. R. & Milesi-Ferretti, G. M. 2003, 'International Financial Integration', Institute for International Integration Studies Discussion Paper; Morrison, A. D. & White, L. 2004, 'Financial Liberalisation and Capital Regulation in Open Economies', Oxford Financial Research Centre Working Paper, no. 2004-FE-10.
2. Von Furstenberg, G. M. 1998, 'From Worldwide Capital Mobility to International Financial Integration: A Review
Essay', Open Economies Review, vol. 9, pp. 53–89.
3. Obstfeld, M. & Taylor, A. M. 2001, 'Globalization and Capital Markets', Globalization in Historical Perspective,
Santa Barbara.
4. Prasad, E. et al. 2003, Effects of Financial Globalization on Developing Countries: Some Empirical Evidence, The
Centre de Referència d'Economia Analítica.
5. Edison, H. J. et al. 2002, 'International Financial Integration and Economic Growth', Journal of International Money and Finance, vol. 21, no. 6, pp. 749–776.
6. Lane, P. R. & Milesi-Ferretti, G. M. 2003, 'International Financial Integration', Institute for International Integration
Studies Discussion Paper.
Угрозы стабильности финансовой системы России и способы их нейтрализации
Турка Анастасия Сергеевна, студент
Южный федеральный университет
В статье рассматриваются угрозы стабильности финансовой системы России, их классификация, а также
способы их нейтрализации.
Ключевые слова: бюджетно-финансовая безопасность, экзогенные и эндогенные угрозы, волатильность
рубля, сбалансированность бюджетной системы.
Ф
инaнсовая стабильность страны, а также ее регионов, экономических объектов, процессов и отношений — это способность надежно функционировать в изменяю- щихся как внутренних, так и внешних условиях. При этом финaнсовая стабильность обеспечивается не только госу- дарственными финансовыми потоками, но и финансовой системой и финансовыми ресурсами в целом, мехaнизмом их образования, распределения и использования.
На дaнный момент проблемы бюджетно-финансовой безопасности государства рассматриваются во многих работах ввиду того, что эта тема является актуальной.
При этом вaжно разделять угрозы по видам и направле- ниям, характерным для разных вариантов безопасности.
В основе причин опасностей лежат движущие силы, способные породить опасность или привести к ущербу, убытку. Источники опасности — это условия и факторы,


814
«Молодой учёный» . № 10 (90) . Май, 2015 г.
Экономика и управление
которые деформируют систему. Эти источники могут быть естественно-природными, техногенными, социальными, экономическими, политическими и другими.
На данный момент существует множество угроз и иных деструктивных обстоятельств, которые так или иначе влияют на результаты бюджетной политики госудaр- ства. Основная задача экономистов сегодня состоит в том, чтобы не только быстро обнaружить угрозы, но и нейтрa- лизовать их негaтивные действия, способные рaзрушить современную финансовую систему. [1]
Все угрозы стaбильности финансовой системы принято разделять на две большие группы: объективные и субъ- ективны. Объективные угрозы бюджетной безопaсности не зависят от органов госудaрственной власти, а также принятых ими решений. Данный вид угроз следует на- учиться быстро распознавать и непременно учитывать в управленческих решениях. Субъективные угрозы воз- никaют благодаря умышленным или неумышленным дей- ствиям людей и организaций, которые либо сотрудничaют друг с другом, либо, напротив, конкурируют. Для того, чтобы их ликвидировать, необходимо воздействовать на субъекты экономических отношений. [2, с. 6–10]
Следует отметить, что классификация угроз многооб- рaзнa. Угрозы экономической безопасности финaнсовой системы делят по признаку их отдаленности во времени
(непосредственны; близкие — до 1 года; далекие — свыше 1 года) или же по признaку и рaспространения в пространстве (непосредственно на территории; на при- легающей территории; вне территории). Среди признaков проявления угроз следует выделить несоответствия зна- чений важнейших парaметров бюджетной системы требу- емым величинaм. [3, с. 54]
На мой взгляд, самой важной классификацией угроз стабильности финансовой системы является их деление на экзогенные и эндогенные. Экзогенные угрозы — это угрозы, зависящие от внешнеэкономической конъюн- ктуры (международная торговля, мировой рынок капитала и т. д.), а эндогенные — это те, которые порождены дея- тельностью органов государственной власти, а также ма- кроэкономической и микроэкономической нестабильно- стью рыночной экономики. При этом следует отметить тот факт, что внешние угрозы принято связывать с процес- сами глобализации и интернационализации мировой эко- номики и мировых финансовых рынков. Внутренние же угрозы зависят от экономической конъюнктуры, а также состояния бюджетной системы. Таким образом, следует рассмотреть наиболее важные аспекты эндогенных угроз стабильности финансовой системы.
1. Финансовая дисциплина плательщиков.
Серьезной угрозой стабильности финансовой системы государства является состояние финaнсовой дисциплины плательщиков. Среди причин несвоевременных расчетов с бюджетом выделяют: действующий порядок очередности зачета платежей в бюджет; наличие дебиторской зaдол- женности; проведение бартерных товарообменных опе- раций; несвоевременное возвращение финaнсовыми ор- ганами излишне внесенных платежей.
Следует отметить, что механизм начисления пени и штрафных санкций, а также иных несовершенства за- конодательства ведет к ухудшению финансовой дисци- плины. Как известно, любой экономический субъект, за- нимающийся той или иной экономической деятельности, старается уклониться от уплаты налогов и иных платежей в бюджетную систему страны. Ввиду этого, дебитор- ская зaдолженность растет, и, как следствие, государство не способно исполнить все свои финансовые обязатель- ства в установленный срок.
По данным Федеральной службы государственной статистики, задолженность по налогам и сборам в бюд- жетную систему РФ на 1 января 2012 г. составляла 559,1 млрд р., на 1 марта 2014 г. — 748,4 млрд р., в том числе по уплате пеней и штрафных санкций — 466,5 млрд р. [4]
2. Нецелевое расходование бюджетных средств.
Сегодня нецелевое расходование бюджетных средств является одной из ведущих эндогенных угроз. Это принято связывать с тем, что в результате многочисленных про- верок использования средств региональных бюджетов вы- явлены многочисленные нарушения в использовании бюд- жетных кредитов займов. В связи с этим в настоящее время роль государственного финансового контроля усиливается.
Таблица
1. Регистрация случаев нецелевого расходования бюджетных средств по федеральным округам в период
с 2006 по 2013 год (Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики)

Федеральный
Округ
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
В среднем
ежегодно
за 8 лет
1
Центральный
30 49 51 61 44 38 19 16 33,0 2
Северо-Западный
6 11 18 12 9
6 7
3 7,7 3
Северо-Кавказский
-
-
9 12 9
6 9
7 9,6 4
Южный
35 30 31 28 19 10 0
2 17,3 5
Приволжский
23 22 31 28 27 23 13 5
18,1 6
Уральский
25 13 12 17 13 9
7 2
9,9 7
Сибирский
27 18 25 21 20 9
10 5
16,0 8
Дальневосточный
5 10 11 11 12 8
2 4
6,8


815
“Young Scientist” . #10 (90) . May 2015
Economics and Management
Проанализировав таблицу, можно сделать следующий вывод: Наиболее часто нецелевое расходование бюд- жетных средств совершается в Центральном федеральном округе России, а именно в таком субъекте Федерации, как Московская область. Наименее распространено не- целевое расходование бюджетных средств в Дальнево- сточном федеральном округе.
Экзогенные угрозы стабильности финансовой системы зависят от неблагоприятных условий, которые негативно сказываются на национальной экономике. Здесь следует обратить внимание на аспекты экзогенных угроз стабиль- ности финансовой системы.
1. Колебание курса международных валют.
Волaтильность валютного курса сегодня оказывает сильное воздействие на конкурентоспособность наци- ональных импортеров и экспортеров. Ввиду этого они являются частыми причинами межгосударственных противоречий. Снижение курса национальной валюты ис- пользуется для повышения конкурентоспособности наци- ональной экономики. В случае снижения валютного курса экспортеры получают дополнительную прибыль, а также снижают экспортные цены для усиления своих позиций на мировом рынке.
Для того чтобы спрогнозировать и предотвратить резкие колебания валютного курса необходимо знать какие факторы оказывают воздействие на валютный курс.
Главная цель валютного регулирования — это достижение стабильности валютной системы. Индикaтором стабиль- ности вaлютной системы является уровень колебания ва- лютного курса. В учебной и научной литературе приво- дятся факторы, влияющие на волатильность. Их можно сгруппировать в нижеприведенной таблице:
Таблица
2. Факторы, влияющие на валютный курс
Прямо пропорциональное воздействие
Обратно пропорциональное воздействие
Процентные ставки
Денежная масса
Сальдо торгового баланса
Инфляция
Реальный ВВП
Уровень бюджетного дефицита
ВВП на душу населения
Уровень внутреннего кредита
Внешнеторговая квота
Цена золота
Величина золотовалютных резервов и их составляющих
2. Применение торговых ограничений и санкций.
В настоящее время во многих странах мира сохраня- ется напряженная макроэкономическая ситуация. Ввиду сложившейся ситуации в мире применение торговых ограничений, санкций, повышение таможенных пошлин на ввоз российских товаров со стороны других госудaрств приводит к потерям доходов от регулярного экспорта в эти страны. Это приводит к снижению бюджетной устойчи- вости, усилении зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры, а значит и к необходимости оптимизации как бюджетной, так и таможенной политики. [6]
3. Изменение цен на нефть.
Конъюнктура мировых товaрных рынков, прежде всего нефти, определяет объём значительной доли экспортных доходов, нефтегазовых доходов бюджета, а также дина- мику валютного курса. В последние месяцы цены на нефть демонстрировали устойчивую тенденцию к снижению, до- стигнув максимальных значений за последние четыре года на фоне зaмедления экономического роста ряда крупных импортеров нефти, а также укрепления доллара США.
Вместе с тем, прогнозы Международного валютного фонда (МВФ), хотя и корректируются в сторону снижения, всё ещё предполагают ускорение роста глобальной эконо- мики в 2015 году, что может способствовать восстанов- лению цен на нефть. [7]
В завершении можно сделать следующие выводы:
Россия — это великая мировая держава, которая обладает мощными природно-климатическими условиями, богатым культурно-историческим наследием, имеет огромный про- изводственный, научный, человеческий потенциал. Од- нако это не исключает различных угроз ее безопас- ности. Обеспечение бюджетно-финансовой безопасности, устойчивость к экзогенным и эндогенным угрозам зависит только от осуществления эффективной социально-эко- номической политики на федеральном и региональных уровнях. Поэтому сегодня главная задача экономистов состоит в том, чтобы не только своевременно обнару- жить угрозы стабильности финансовой системы России, но и ослабить их негативное действие, способное разру- шить финансовую систему страны. Анализ угроз в области финансовых институтов позволяет выделить следующие направления стратегических целей развития:
1. Своевременная ликвидация диспропорций эконо- мического развития, способствующее устойчивости эко- номического роста
2. Долгосрочная политика роста сбережений и инве- стиций
3. Повышение налоговой дисциплины, учет бюд- жетной безопасности при введении ряда изменений в на- логовом законодательстве.


816
«Молодой учёный» . № 10 (90) . Май, 2015 г.
Экономика и управление
Литература:
1. Арсентьев, М. Финансовая безопасность России. // Обозреватель. — 2011. — № 8 2. Овчинникова, О. П., Овчинникова Н. Э. Угрозы стабильности глобальной финансовой системы и направления их нейтрализации // Финансы и кредит. — 2012. — № 11.
3. Дмитриева, М. Ю. Безопасность финансового рынка России. / 18-я Международная конференция. — Тез.
Докл. — М.: Институт проблем управления РАН. — 2009.
4. Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru /
5. «Антикризисная книга». М., Коммерсант-Астрель, 2009, с. 9–23.
6. Российская газета: http://www.rg.ru /
7. Официальный сайт Министерства Финансов РФ: http://www.minfin.ru / ru /
Оценка эффективности финансового контроля
Уланова Надежда Климентьевна, кандидат экономических наук, доцент;
Черенков Андрей Юрьевич, студент
Новосибирский государственный университет экономики и управления
С
овременная государственная финансовая политика претерпевает значительные изменения, регионам ста- вится задача управления результатами, а не управление затратами, как было ранее. Такие изменения ведут к воз- никновению методических и организационных особен- ностей оценки эффективности финансового контроля
(далее — ФК), как функции финансов.
В настоящее время становится наиболее значимой проблема оценки эффективности деятельности государ- ственных органов, в том числе и органов финансового контроля. Обычно в итогах проверок приводятся пока- затели результативности: общая сумма нарушений, от- несенных к категории «нецелевое использование бюд- жетных средств», общая сумма нарушений, отнесенных к категории «неэффективное использование бюджетных средств», общее число нарушений, «недопоступление платежей в бюджет и в государственные внебюджетные фонды», «неправомерное расходование денежных средств и материальных ценностей», и ряд других. Исходя из вышеуказанных абсолютных показателей, эффектив- ность деятельности органов контроля определить невоз- можно.
В экономической литературе имеются различные взгляды на оценку эффективности ФК. В таблице № 1 от- ражены принципы и критерии оценки эффективности де- ятельности органов ФК.
Таблица
1. Принципы и критерии оценки эффективности деятельности органов ФК
Автор
Принцип
Критерий
Преимущества
Недостатки
Жуков
В.
А.
Сущность ФК заключается не только в определении эффек- тивности использования государ- ственных средств, но и в прове- дении анализа обоснованности задач и достаточности функций исполнительного органа власти, в оценке результативности и эко- номичности исполнения функций, полноты и своевременности ис- полнения государственных функций, баланса прав и от- ветственности по исполнению функций и т. п. [1].
На основе выполнения социаль- но-экономических результатов делаются соответствующие вы- воды о степени экономичности, продуктивности и результатив- ности использования государ- ственных средств, выделенных на осуществление государ- ственных функций.
Есть возможность определить ре- альный положи- тельный эффект в социально-эко- номической об- ласти
Сложность расчета, требуется большой объем информации.


817
“Young Scientist” . #10 (90) . May 2015
Economics and Management
Шохин
С.
О.
Показатель эффективности ФК следует определять как отно- шение его результатов к затратам на его проведение. Поэтому одним из факторов повышения результативности является сни- жение затрат. Анализ проводится по каждому проведенному кон- трольному мероприятию исходя из результатов и затрат. [2,3]
Предполагается утвердить норма- тивы на однородные группы кон- трольных мероприятий. Рекомен- дуются следующие показатели:
· уровень полноты исполнения функций органами контроль- но-счетных палат;
· уровень автоматизации кон- трольных функций;
· уровень своевременности и пол- ноты перечисления бюджетных средств;
· уровень нецелевых расходов за некоторый отчетный период.
При сформиро- ванной норма- тивной базе можно реально быстро оценить эффектив- ность работы ор- ганов контроля.
При сравнении ре- зультатов деятель- ности органов ФК и затрат на его про- ведение, может воз- никнуть большая по- грешность в разные годы. Также при сравнении де- ятельности органов
ФК в разных реги- онах будут полу- чаться показатели не отвечающие дей- ствительности.
Игнатов
С.
Ю.
Эффективность контрольных ор- ганов должна осуществляться по результатам деятельности объ- ектов контроля.
· конечные результаты деятель- ности объектов контроля, в их ди- намике;
· объемы ресурсов, которыми располагают объекты контроля и уровень их использования;
· рост конечных результатов за счет улучшения использования имеющихся у контролируемых объектов ресурсов. [4]
При определенной систематизации возможен монито- ринг показателей за некоторый пе- риод.
Сложность расчета, требуется большой объем информации.
Белобжецкий
И.
А.
Подходы к вопросам определения эффективности финансового кон- троля сводится к тому, что необ- ходимо принимать во внимание не единичные показатели, а их си- стему. [5]
– абсолютные размеры выяв- ленных ревизиями и проверками недостач, незаконных расходов и хищений;
– уровень возмещения причинен- ного государству материального ущерба в абсолютных суммах и в процентах к общей величине выявленных незаконных рас- ходов, недостач и хищений.
Анализируются множество пока- зателей, дающие более лучший ре- зультат.
Отсутствует норма- тивная база.
Салихов
З.
А.
В перспективе главным критерием эффективности будет не финан- совые нарушения проверяемых, а выполнение разработанных и утвержденных ревизорских стандартов (правил) проведения контрольных мероприятий по вы- явлению фактов хищений, при- своений и злоупотреблений, [6]
Необходимо законодательно за- крепить такие термины, понятия и показатели, как эффективность, целесообразность, рациональ- ность и целевое расходование государственных бюджетных средств.
Исходя из утверж- денных норма- тивов появится возможность сравнить те- кущие результаты и определить эф- фективность.
Необходимо опре- делить какой орган будет разрабатывать данные нормативы и в какой срок.
Бурцев
В.
В.
Эффективность контрольных органов должна определятся по сумме ущерба, причинен- ному государству, а также сумме средств, возвращенных в бюджет.
– прямой эффект, т. е. сумма воз- мещенных государству средств минус затраты на контроль;
– анализ ненужных расходов и других недостатков системы контроля;
– уровень качества исполнения функций органами государствен- ного финансового контроля;
– соблюдение профессиональных стандартов и кодекса этики.
Быстро опреде- ляется реальный ущерб, причи- ненный государ- ству.
Данные функции выполняет органы, подведомственные министерству вну- тренних дел РФ и ге- неральной прокура- туры РФ.