Файл: Технологии арт-менеджмента.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2021

Просмотров: 998

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отмечая организаторские способности М.В. Лентовского, К.С. Станиславский вспоминал: «Энергией этого исключительно­го человека было создано летнее театральное предприятие, неви­данное нигде в мире по разнообразию богатства и широте... все, что было известно Европе в области садовой эстрады, начиная кафешантанных див и кончая эксцентриками и гипнотизерами, -все пребывало в «Эрмитаже» .

К сожалению, являясь великолепным администратором, М.В. Лентовский не был по своему духу предпринимателем и по­сле ряда банкротств все потерял. Однако изучение его опыта, на­копленного за многолетнюю деятельность в качестве антрепрене­ра, очень полезно для современных арт-менеджеров и продюсеров для понимания основ своей профессиональной деятельности.

Необходимо выделить то особенное, что отличало М.В. Лентовского от других антрепренеров того времени:

1. Умело и с большим вкусом отобранные эстрадные и цир­ковые номера со всей страны, открытие новых имен. При его уча­стии Россия узнала А.Дурова, поскольку именно он открыл и ор­ганизовал гастроли этого знаменитого артиста.

2. Привлечение на эстраду не только профессиональных, но и лучших представителей художественного любительского твор­чества. Среди артистов-любителей были: хор владимирских кре­стьян-рожечников, хор Пригожего с ансамблем плясунов, во­кальные квартеты, солисты, танцоры найденные им в российской глубинке.

3. Резкая критика стремления отдельных антрепренеров, преследовавших лишь собственные узкокоммерческие цели, сво­дя свою деятельность к получению личных доходов и доходов театральных буфетчиков.

4. Использование в подготовке праздников лучших тради­ций народных зрелищ и включение в них разнообразных жанров концертной эстрады.

5. Создание тематических эстрадных представлений просве­тительского характера с элементами соревнования, детских игр с использованием в разработке концертных программ педагогиче­ского опыта К.Д. Ушинского.

6. Обобщение опыта своей деятельности и разработка реко­мендации по организации общественного сада, изложенного в докладной записке в Московскую городскую Думу, которая, к слову сказать, была отклонена.

Шантанная эстрада представляла собой эстраду при рес­торане, где артисты выступают на сцене, а зрители сидят за сто­ликами с едой и напитками. На основе шантанов строились круп­нейшие летние столичные антрепризы, возникали новейшие для своего времени зрелищные комбинаты. Шантанная эстрада включала эстрадные номера, аттракционы, театральные сценки. Из шантанной эстрады родились современное варьете и мюзик-холлы.

На основе концертной дивертисментной и шантанной эстра­ды организовывались сборные концерты на открытых площадках летних садов, строились крупнейшие летние столичные антре­призы, где за высокие гонорары приглашались отдельные вир­туозы концертной эстрады. Особенно популярным становится устройство гастролей французских шансонье и шансонеток, кото­рым оказывала покровительство дирекция императорских театров.


У русской демократической интеллигенции сложилось нега­тивное отношение к шантанной эстраде, а общество демократи­ческих писателей и композиторов отказалось охранять авторские права на репертуар, исполняемый в шантанах. Его решение под­держали Русское театральное общество и первый Всероссийский съезд сценических деятелей, которые отказались принять шансо­нье в члены общества.

Но шантанная эстрада продолжала развиваться и, в итоге, заняла свою нишу среди эстрадных представлений с двенадцати ночи до четырех утра после окончания театральных спектаклей.

Огромное влияние на культурную жизнь России оказала т.н. частная опера - качественно новое, выдающееся достижение в области менеджмента в искусстве. Особое место занимает Част­ная опера С.И. Мамонтова, в которой он был и антрепренером, и режиссером, и меценатом. В ее деятельности нашли отражение идеи возрождения национальных традиций в искусстве, здесь расцвел талант Ф.И. Шаляпина, с театром сотрудничали С. Рах­манинов, М. Ипполитов-Иванов, В. Калинников. Специально для труппы Частной оперы были написаны оперы Римского-Корсакова «Царская невеста», «Царь Салтан», «Кащей Бессмерт­ный». Это усилиями С.И. Мамонтова был открыт художествен­ный кружок, объединивший выдающихся русских живописцев -В.М. Васнецова, В.Д. Поленова, И.Е. Репина, Н.В. Неверова, В.А. Серова.

Продолжение начинаний С.И. Мамонтова нашли в антре­призе С.И. Зимина, чья Частная опера отличалась большой зре­лищностью, подчеркнутой напряженностью действия. В ней пели выдающиеся русские исполнители - Нежданова, Собинов, Шаля­пин, соединившие ренессансную и национальную культуры, на сцене этого театра прошли «Орлеанская дева» П.И. Чайковского, «Князь Игорь» Бородина, широкое распространение получили благотворительные концерты.

С.И. Зиминым были разработаны специальные статьи внут­реннего контракта и правила служебной деятельности, где огова­ривались обязанности актеров, руководителя, порядок служебной деятельности и исполнения профессиональных обязанностей.

Великий реформатор русского театра, создатель известной всему миру театральной системы, К.С. Станиславский проявил себя не только как выдающийся режиссер, но и как замечатель­ный организатор, как создатель кружка домашних любительских спектаклей в дачном театре под Москвой, названный «Алексеев­ский кружок». Позднее на основе этого кружка было создано Му­зыкально-драматическое общество. В 1888 году официально от­крылось «Общество искусства и литературы», члены которого составили костяк труппы Московского Художественного Обще­доступного театра.

Актеры-любители из Общества и коллектив труппы Худо­жественного театра давали спектакли и концерты для рабочих на фабриках и заводах, устраивали утренники по льготным ценам, организовывали публичные чтения с «туманными картинками» (диапозитивами).


В 1897 году по инициативе К.С. Станиславского были от­крыты вечерние курсы «Общество трезвости» и театр, а фабрич­ная труппа начинает свои выступления в одном из крупнейших залов Москвы - «Немецком клубе».

На территории фабрики было построено специальное здание театра, названного рабочими «Малым художественным». Зри­тельный зал вмещал 250 мест, а сцена была устроена по самому последнему слову техники.

Творческая драматическая труппа театра насчитывала около 60 человек, столько же рабочих и служащих входило в состав хо­рового коллектива. В театре был и духовой оркестр, насчиты­вающий 35 музыкантов. При театре работала чайная комната, комната настольных игр, стрелковый тир. Фабричная труппа вела значительную гастрольную деятельность в народных домах на фабриках и заводах. Правление фабрики по настоянию К.С. Ста­ниславского обязалось приобретать для рабочих за свой счет оп­ределенное количество билетов в Художественный театр.

В 1903 году в Нижнем Новгороде было создано «Товарище­ство для эксплуатации Народного дома как общедоступного те­атра». В него на правах пайщиков вошли К.С. Станиславский, Ф.И. Шаляпин, Л.Н. Андреев и другие деятели культуры России. История развития менеджмента в сфере народного творче­ства в России тесно связана с именем замечательного русского художника Василия Дмитриевича Поленова, который являлся председателем Секции содействия устройству деревенских, фаб­ричных и школьных театров при Московском обществе народных университетов. В ней работали многие известные деятели куль­туры, литературы и искусства, выдающиеся художники и режиссеры.

Сфера деятельности Секции была достаточно обширна. Здесь рассматривались вопросы репертуара народного и школь­ного театра, издавались сборники рецензий на пьесы, разрабаты­вались упрощенные с художественно-технической точки зрения методы постановок, выпускались руководства по оборудованию сцены, изготовлению костюмов, декораций, велась подготовка кадров руководителей коллективов на местах.

В 1915 году по проекту В.Д. Поленова и в основном на его личные сбережения и при материальной поддержке С.Т. Морозо­ва было построено специальное здание для Секции. Дому было присвоено имя академика Поленова. В «Поленовском доме» ра­ботал театр для рабочих на 300 мест, мастерская, библиотека, ин­структивная выставка, прокатный склад (декораций, костюмов, эскизов, париков и т.п.).

После революции в результате ряда переименований и пре­образований «Поленовский дом» обрел свое нынешнее качество и название - Российский дом народного творчества. Подобные дома работают во всех регионах России1.

Нельзя не отметить деятельность С.П. Дягилева, который прославил русский театр, в первую очередь балет, в Европе бла­годаря организованным и успешно проведенным им «Русским се­зонам». Его «Русский балет» с блистательными балеринами -М.Ф. Ксешинской, А.П. Павловой, Т.П. Карсавиной, с легендой русского балета - В.Ф. Нежинским, навсегда остался в истории мирового театрального искусства и арт-менеджмента, а велико­лепная музыка, хореография, высочайшие достижения театраль­ного декоративного искусства (с ним сотрудничали В.И. Васне­цов, К.А. Коровин, В.А. Серов, А. Бенуа), прекрасные балеты: «Спящая красавица», «Щелкунчик» П.И. Чайковского, «Раймон­да», «Барышня-служанка» А.К. Глазунова, «Дон Кихот», «Баядерка» Л.Ф. Минкуса, пополнили золотой фонд русского теат­рального искусства. Влияние С.П. Дягилева на развитие русского арт-менеджмента колоссально: он умело аккумулировал вокруг себя артистические таланты, представляя им возможности для быстрого творческого роста, пропагандировал русское искусство в Европе, поддерживал новое и передовое в области театрального искусства, профессионально осуществлял гастрольную деятель­ность своей труппы.


Отдельно следует остановиться на таком направлении арт-менеджмента, как музыкально-издательская деятельность. Еще в середине XV11 века в России Московским печатным двором были сделаны первые шаги по развитию музыкально-издательской деятельности, но они не имели успеха. Следующую попытку сде­лала уже Петербургская Академия наук, пытаясь наладить вы­пуск нот. Она также не имела продолжения. И только в XIX веке появились известные издатели - Снегирев, Гускалин, Деноткин, Стелловеций, которые и создали российское музыкально-издательское дело. Например, крупное музыкальное издательство «В.В. Бессель и К°» в 1869 году в Петербурге выпускало произ­ведения А.Г. Рубинштейна, Ц. Кюи, П.И. Чайковского, М. Му­соргского, журналы «Музыкальный листок» и «Музыкальное обозрение», а в 1885 году появился прообраз внешнеэкономиче­ской деятельности - музыкальное издательство «М.П. Беляев в Лейпциге», которое, имея нотно-торговую базу в Петербурге, осуществляло гравировку и печать в Лейпциге.

Стали появляться издательства (к ним относят фирму Юр­генсона), рассчитанные на массового покупателя и выпускающие дешевые издания классиков, клавиры популярной музыки, педа­гогическую литературу.

С изобретением граммофона (1888 г.) широкое распростра­нение во всем мире получила грампластинка как удобный носи­тель механической записи звука, а автор этого изобретения не­мецкий инженер Э. Берлинер первым стал выплачивать гонорары артистам за произведенную запись. Так родилось еще одно новое направление современного арт-бизнеса - индустрия грамзаписи.

В России первые граммофоны и пластинки появились в 1897 году и уже в 1898 году вышел первый каталог музыкальных за­писей. В начале XX века в России стали открываться фабрики грампластинок, среди которых - фабрика в Риге (1902), фирма Пате в Петербурге, фабрика «Метрополь-рекорд» в Апрелевке под Москвой, а в 1911 году открылась крупнейшая фабрика това­рищества «Сирена-Рекорд» производившая в год до 2,5 миллио­нов пластинок.

Всего в России до революции насчитывалось шесть фабрик, выпускавших 20 миллионов штук пластинок, и дополнительно 5-6 миллионов производилось по зарубежным матрицам.

В этот период Государственная Дума принимает закон «Об авторском праве», где впервые отстаивались интересы звукозапи­сывающих компаний, было образовано Агентство музыкальных прав русских авторов, «Синдикат объединенных фабрик», кото­рые также отстаивали права отечественных производителей.

Концертная деятельность и музыкальная антреприза в Рос­сии до 1917 года развивались достаточно интенсивно. Значитель­ное влияние на них оказали и созданные Московское и Петер­бургское филармоническое общества, и Русское музыкальное общество, и Кружок русской музыки, и концертная организация «Дом песни», которая просуществовала вплоть до 1918 года.


После революции 1917 года индустрия грамзаписи, изда­тельское дело и концертная деятельность перешли в руки госу­дарства.

В 1921 году все нотные издательства и нотопечатни были объединены в единое нотное издательство, которое в 1930 году стало называться Государственное музыкальное издательство «Музгиз». Кроме нею работали и другие музыкальные издатель­ства: «Три-Трон», Московское общество драматических писате­лей и композиторов (МОПИК), Музыкальный фонд СССР, изда­вавший произведения советских композиторов, было создано Всесоюзное управление по охране авторских прав. Некоторые изменения произошли в 60-е годы XX века, когда «Музгиз» и «Советский композитор» были объединены в единое издательст­во «Музыка», которое занималось выпуском популярных журна­лов «Советская музыка» и «Музыкальная жизнь».

В результате национализации индустрии грамзаписи были созданы специальные отделы «Цетропечать» и «Советская пластинка», которые выпустили за время своего функционирования более 500 тысяч грампластинок с речевыми записями пар­тийных и общественных деятелей. В 30-е годы XX века был соз­дан Всесоюзный дом звукозаписи в Москве, возобновлено произ­водство пластинок на старых предприятиях, а в 1964 году была создана Всесоюзная фирма «Мелодия», которая, объединив оте­чественные заводы, дома и студии грамзаписи, Всесоюзное управление по охране авторских прав, стала монополистом в этой отрасли.

Значительные изменения произошли после 1917 года и в концертной и театральной деятельности. Руководили этой дея­тельностью специальные организации - «Госконцерт», «Союз-концерт», «Росконцерт», республиканские, областные, городские филармонии и концертные объединения. Турне артистов прохо­дили и в крупных концертных залах больших городов, и в рабочих и колхозных клубах, цехах, красных уголках, непосредственно на фермах и в полевых станах. Труд актеров оплачивался по строго установленным тарифам - от 4,5 до 11,5 рублей за концерт.

В середине 80-х годов XX века с возникновением досуговых центров, различных объединений, кооперативов государственные структуры из-за возросшей конкуренции оказались на грани бан­кротства.

В это время были созданы профессиональные гильдии акте­ров, режиссеров, сценаристов, появилась независимая творческая экспертиза и т.п., которые встали на защиту авторских прав.

Рыночная экономика способствовала развитию альтерна­тивных направлений в сфере культуры и искусства. Появились многочисленные частные фирмы, компании, занимающиеся ор­ганизацией концертной деятельности. Только в Москве офици­ально зарегистрированных государственных, частных ассоциаций и фирм насчитывается более семидесяти. В своей деятельности они аккумулируют зарубежный, а также дореволюционный и со­ветский опыт.