ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2021
Просмотров: 998
Скачиваний: 2
Отмечая организаторские способности М.В. Лентовского, К.С. Станиславский вспоминал: «Энергией этого исключительного человека было создано летнее театральное предприятие, невиданное нигде в мире по разнообразию богатства и широте... все, что было известно Европе в области садовой эстрады, начиная кафешантанных див и кончая эксцентриками и гипнотизерами, -все пребывало в «Эрмитаже» .
К сожалению, являясь великолепным администратором, М.В. Лентовский не был по своему духу предпринимателем и после ряда банкротств все потерял. Однако изучение его опыта, накопленного за многолетнюю деятельность в качестве антрепренера, очень полезно для современных арт-менеджеров и продюсеров для понимания основ своей профессиональной деятельности.
Необходимо выделить то особенное, что отличало М.В. Лентовского от других антрепренеров того времени:
1. Умело и с большим вкусом отобранные эстрадные и цирковые номера со всей страны, открытие новых имен. При его участии Россия узнала А.Дурова, поскольку именно он открыл и организовал гастроли этого знаменитого артиста.
2. Привлечение на эстраду не только профессиональных, но и лучших представителей художественного любительского творчества. Среди артистов-любителей были: хор владимирских крестьян-рожечников, хор Пригожего с ансамблем плясунов, вокальные квартеты, солисты, танцоры найденные им в российской глубинке.
3. Резкая критика стремления отдельных антрепренеров, преследовавших лишь собственные узкокоммерческие цели, сводя свою деятельность к получению личных доходов и доходов театральных буфетчиков.
4. Использование в подготовке праздников лучших традиций народных зрелищ и включение в них разнообразных жанров концертной эстрады.
5. Создание тематических эстрадных представлений просветительского характера с элементами соревнования, детских игр с использованием в разработке концертных программ педагогического опыта К.Д. Ушинского.
6. Обобщение опыта своей деятельности и разработка рекомендации по организации общественного сада, изложенного в докладной записке в Московскую городскую Думу, которая, к слову сказать, была отклонена.
Шантанная эстрада представляла собой эстраду при ресторане, где артисты выступают на сцене, а зрители сидят за столиками с едой и напитками. На основе шантанов строились крупнейшие летние столичные антрепризы, возникали новейшие для своего времени зрелищные комбинаты. Шантанная эстрада включала эстрадные номера, аттракционы, театральные сценки. Из шантанной эстрады родились современное варьете и мюзик-холлы.
На основе концертной дивертисментной и шантанной эстрады организовывались сборные концерты на открытых площадках летних садов, строились крупнейшие летние столичные антрепризы, где за высокие гонорары приглашались отдельные виртуозы концертной эстрады. Особенно популярным становится устройство гастролей французских шансонье и шансонеток, которым оказывала покровительство дирекция императорских театров.
У русской демократической интеллигенции сложилось негативное отношение к шантанной эстраде, а общество демократических писателей и композиторов отказалось охранять авторские права на репертуар, исполняемый в шантанах. Его решение поддержали Русское театральное общество и первый Всероссийский съезд сценических деятелей, которые отказались принять шансонье в члены общества.
Но шантанная эстрада продолжала развиваться и, в итоге, заняла свою нишу среди эстрадных представлений с двенадцати ночи до четырех утра после окончания театральных спектаклей.
Огромное влияние на культурную жизнь России оказала т.н. частная опера - качественно новое, выдающееся достижение в области менеджмента в искусстве. Особое место занимает Частная опера С.И. Мамонтова, в которой он был и антрепренером, и режиссером, и меценатом. В ее деятельности нашли отражение идеи возрождения национальных традиций в искусстве, здесь расцвел талант Ф.И. Шаляпина, с театром сотрудничали С. Рахманинов, М. Ипполитов-Иванов, В. Калинников. Специально для труппы Частной оперы были написаны оперы Римского-Корсакова «Царская невеста», «Царь Салтан», «Кащей Бессмертный». Это усилиями С.И. Мамонтова был открыт художественный кружок, объединивший выдающихся русских живописцев -В.М. Васнецова, В.Д. Поленова, И.Е. Репина, Н.В. Неверова, В.А. Серова.
Продолжение начинаний С.И. Мамонтова нашли в антрепризе С.И. Зимина, чья Частная опера отличалась большой зрелищностью, подчеркнутой напряженностью действия. В ней пели выдающиеся русские исполнители - Нежданова, Собинов, Шаляпин, соединившие ренессансную и национальную культуры, на сцене этого театра прошли «Орлеанская дева» П.И. Чайковского, «Князь Игорь» Бородина, широкое распространение получили благотворительные концерты.
С.И. Зиминым были разработаны специальные статьи внутреннего контракта и правила служебной деятельности, где оговаривались обязанности актеров, руководителя, порядок служебной деятельности и исполнения профессиональных обязанностей.
Великий реформатор русского театра, создатель известной всему миру театральной системы, К.С. Станиславский проявил себя не только как выдающийся режиссер, но и как замечательный организатор, как создатель кружка домашних любительских спектаклей в дачном театре под Москвой, названный «Алексеевский кружок». Позднее на основе этого кружка было создано Музыкально-драматическое общество. В 1888 году официально открылось «Общество искусства и литературы», члены которого составили костяк труппы Московского Художественного Общедоступного театра.
Актеры-любители из Общества и коллектив труппы Художественного театра давали спектакли и концерты для рабочих на фабриках и заводах, устраивали утренники по льготным ценам, организовывали публичные чтения с «туманными картинками» (диапозитивами).
В 1897 году по инициативе К.С. Станиславского были открыты вечерние курсы «Общество трезвости» и театр, а фабричная труппа начинает свои выступления в одном из крупнейших залов Москвы - «Немецком клубе».
На территории фабрики было построено специальное здание театра, названного рабочими «Малым художественным». Зрительный зал вмещал 250 мест, а сцена была устроена по самому последнему слову техники.
Творческая драматическая труппа театра насчитывала около 60 человек, столько же рабочих и служащих входило в состав хорового коллектива. В театре был и духовой оркестр, насчитывающий 35 музыкантов. При театре работала чайная комната, комната настольных игр, стрелковый тир. Фабричная труппа вела значительную гастрольную деятельность в народных домах на фабриках и заводах. Правление фабрики по настоянию К.С. Станиславского обязалось приобретать для рабочих за свой счет определенное количество билетов в Художественный театр.
В 1903 году в Нижнем Новгороде было создано «Товарищество для эксплуатации Народного дома как общедоступного театра». В него на правах пайщиков вошли К.С. Станиславский, Ф.И. Шаляпин, Л.Н. Андреев и другие деятели культуры России. История развития менеджмента в сфере народного творчества в России тесно связана с именем замечательного русского художника Василия Дмитриевича Поленова, который являлся председателем Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров при Московском обществе народных университетов. В ней работали многие известные деятели культуры, литературы и искусства, выдающиеся художники и режиссеры.
Сфера деятельности Секции была достаточно обширна. Здесь рассматривались вопросы репертуара народного и школьного театра, издавались сборники рецензий на пьесы, разрабатывались упрощенные с художественно-технической точки зрения методы постановок, выпускались руководства по оборудованию сцены, изготовлению костюмов, декораций, велась подготовка кадров руководителей коллективов на местах.
В 1915 году по проекту В.Д. Поленова и в основном на его личные сбережения и при материальной поддержке С.Т. Морозова было построено специальное здание для Секции. Дому было присвоено имя академика Поленова. В «Поленовском доме» работал театр для рабочих на 300 мест, мастерская, библиотека, инструктивная выставка, прокатный склад (декораций, костюмов, эскизов, париков и т.п.).
После революции в результате ряда переименований и преобразований «Поленовский дом» обрел свое нынешнее качество и название - Российский дом народного творчества. Подобные дома работают во всех регионах России1.
Нельзя не отметить деятельность С.П. Дягилева, который прославил русский театр, в первую очередь балет, в Европе благодаря организованным и успешно проведенным им «Русским сезонам». Его «Русский балет» с блистательными балеринами -М.Ф. Ксешинской, А.П. Павловой, Т.П. Карсавиной, с легендой русского балета - В.Ф. Нежинским, навсегда остался в истории мирового театрального искусства и арт-менеджмента, а великолепная музыка, хореография, высочайшие достижения театрального декоративного искусства (с ним сотрудничали В.И. Васнецов, К.А. Коровин, В.А. Серов, А. Бенуа), прекрасные балеты: «Спящая красавица», «Щелкунчик» П.И. Чайковского, «Раймонда», «Барышня-служанка» А.К. Глазунова, «Дон Кихот», «Баядерка» Л.Ф. Минкуса, пополнили золотой фонд русского театрального искусства. Влияние С.П. Дягилева на развитие русского арт-менеджмента колоссально: он умело аккумулировал вокруг себя артистические таланты, представляя им возможности для быстрого творческого роста, пропагандировал русское искусство в Европе, поддерживал новое и передовое в области театрального искусства, профессионально осуществлял гастрольную деятельность своей труппы.
Отдельно следует остановиться на таком направлении арт-менеджмента, как музыкально-издательская деятельность. Еще в середине XV11 века в России Московским печатным двором были сделаны первые шаги по развитию музыкально-издательской деятельности, но они не имели успеха. Следующую попытку сделала уже Петербургская Академия наук, пытаясь наладить выпуск нот. Она также не имела продолжения. И только в XIX веке появились известные издатели - Снегирев, Гускалин, Деноткин, Стелловеций, которые и создали российское музыкально-издательское дело. Например, крупное музыкальное издательство «В.В. Бессель и К°» в 1869 году в Петербурге выпускало произведения А.Г. Рубинштейна, Ц. Кюи, П.И. Чайковского, М. Мусоргского, журналы «Музыкальный листок» и «Музыкальное обозрение», а в 1885 году появился прообраз внешнеэкономической деятельности - музыкальное издательство «М.П. Беляев в Лейпциге», которое, имея нотно-торговую базу в Петербурге, осуществляло гравировку и печать в Лейпциге.
Стали появляться издательства (к ним относят фирму Юргенсона), рассчитанные на массового покупателя и выпускающие дешевые издания классиков, клавиры популярной музыки, педагогическую литературу.
С изобретением граммофона (1888 г.) широкое распространение во всем мире получила грампластинка как удобный носитель механической записи звука, а автор этого изобретения немецкий инженер Э. Берлинер первым стал выплачивать гонорары артистам за произведенную запись. Так родилось еще одно новое направление современного арт-бизнеса - индустрия грамзаписи.
В России первые граммофоны и пластинки появились в 1897 году и уже в 1898 году вышел первый каталог музыкальных записей. В начале XX века в России стали открываться фабрики грампластинок, среди которых - фабрика в Риге (1902), фирма Пате в Петербурге, фабрика «Метрополь-рекорд» в Апрелевке под Москвой, а в 1911 году открылась крупнейшая фабрика товарищества «Сирена-Рекорд» производившая в год до 2,5 миллионов пластинок.
Всего в России до революции насчитывалось шесть фабрик, выпускавших 20 миллионов штук пластинок, и дополнительно 5-6 миллионов производилось по зарубежным матрицам.
В этот период Государственная Дума принимает закон «Об авторском праве», где впервые отстаивались интересы звукозаписывающих компаний, было образовано Агентство музыкальных прав русских авторов, «Синдикат объединенных фабрик», которые также отстаивали права отечественных производителей.
Концертная деятельность и музыкальная антреприза в России до 1917 года развивались достаточно интенсивно. Значительное влияние на них оказали и созданные Московское и Петербургское филармоническое общества, и Русское музыкальное общество, и Кружок русской музыки, и концертная организация «Дом песни», которая просуществовала вплоть до 1918 года.
После революции 1917 года индустрия грамзаписи, издательское дело и концертная деятельность перешли в руки государства.
В 1921 году все нотные издательства и нотопечатни были объединены в единое нотное издательство, которое в 1930 году стало называться Государственное музыкальное издательство «Музгиз». Кроме нею работали и другие музыкальные издательства: «Три-Трон», Московское общество драматических писателей и композиторов (МОПИК), Музыкальный фонд СССР, издававший произведения советских композиторов, было создано Всесоюзное управление по охране авторских прав. Некоторые изменения произошли в 60-е годы XX века, когда «Музгиз» и «Советский композитор» были объединены в единое издательство «Музыка», которое занималось выпуском популярных журналов «Советская музыка» и «Музыкальная жизнь».
В результате национализации индустрии грамзаписи были созданы специальные отделы «Цетропечать» и «Советская пластинка», которые выпустили за время своего функционирования более 500 тысяч грампластинок с речевыми записями партийных и общественных деятелей. В 30-е годы XX века был создан Всесоюзный дом звукозаписи в Москве, возобновлено производство пластинок на старых предприятиях, а в 1964 году была создана Всесоюзная фирма «Мелодия», которая, объединив отечественные заводы, дома и студии грамзаписи, Всесоюзное управление по охране авторских прав, стала монополистом в этой отрасли.
Значительные изменения произошли после 1917 года и в концертной и театральной деятельности. Руководили этой деятельностью специальные организации - «Госконцерт», «Союз-концерт», «Росконцерт», республиканские, областные, городские филармонии и концертные объединения. Турне артистов проходили и в крупных концертных залах больших городов, и в рабочих и колхозных клубах, цехах, красных уголках, непосредственно на фермах и в полевых станах. Труд актеров оплачивался по строго установленным тарифам - от 4,5 до 11,5 рублей за концерт.
В середине 80-х годов XX века с возникновением досуговых центров, различных объединений, кооперативов государственные структуры из-за возросшей конкуренции оказались на грани банкротства.
В это время были созданы профессиональные гильдии актеров, режиссеров, сценаристов, появилась независимая творческая экспертиза и т.п., которые встали на защиту авторских прав.
Рыночная экономика способствовала развитию альтернативных направлений в сфере культуры и искусства. Появились многочисленные частные фирмы, компании, занимающиеся организацией концертной деятельности. Только в Москве официально зарегистрированных государственных, частных ассоциаций и фирм насчитывается более семидесяти. В своей деятельности они аккумулируют зарубежный, а также дореволюционный и советский опыт.