ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 477
Скачиваний: 3
В.Е.НОВАТОРОВ
М Е Н Е Д Ж Е Р
К У Л Ь Т У Р Ы
-
ПОСТУПЛЕНИЕ
-
ОБУЧЕНИЕ
-
КАРЬЕРА
ОМСК - 2007
М Е Н ЕД Ж Е Р
К У Л Ь Т У Р Ы
П О С О Б И Е
ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ И СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕНЕДЖЕР СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Автор-составитель : Новаторов В.Е., зав. кафедрой
Социально-культурной деятельности ОмГУ им. Ф.М.Достоевского
доктор педагогических наук , профессор, академик МАН ВШ,
заслуженный работник ВШ Российской Федерации
ОМСК – 2007
ББК 71.4
К 76
Рекомендовано к изданию кафедрой Социально-культурной деятельности
Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского.
Рецензенты: Терехов П.П. – проректор Казанского государственного университета культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор:
Туев В.В. – зав. кафедрой Социально-культурной деятельности Кемеровского государственного университета культуры и искусств, доктор педагогичес-
ких наук, профессор
Автор-составитель: Новаторов В.Е. - зав. кафедрой Социально-культурной деятельности Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского, доктор педагогических наук, профессор
Менеджер культуры. Пособие для абитуриентов и студентов специальности «Социально-культурная деятельность». – Омск, 2007.- 240 с.
В предлагаемом учебном пособии, выполненном в жанре заочной конференции, рассматриваются сущность и содержание профессиональной деятельности специалиста культуры и досуга рыночной формации, характеризуются особенности социально-культурного менеджмента и маркетинга, раскрываются технологии обучения воспитания и самовоспитания студентов учебных заведений культуры и искусств.
При написании книги широко используются труды российских ученых – философов, культурологов, педагогов, психологов и др., что делает книгу содержательной и интересной.
Пособие предназначено для абитуриентов и студентов специальности
Социально-культурная деятельность с квалификацией «менеджер СКД».
ISBN –594778 – 058 –5
© Новаторов В.Е., 2007
ПРОФЕССИЯ XXI ВЕКА
В современном мире существуют тысячи профессий. Массовые и редкие, привлекательные и не очень, технические и гуманитарные, высокооплачиваемые и не престижные, исчезающие и нарождающиеся.
Нынешним выпускникам общеобразовательных школ, если они хотят шагать в ногу со временем, сознательно и целенаправленно совершенствовать своё профессиональное мастерство, необходимо четко и ясно представлять себе сущность и значение выбранной профессии, её роль в совершенствовании жизни общества, её конкретное содержание и особенности проявления в различных видах деятельности.
На рубеже XX –XXI в.в. заметно усилился интерес юношей и девушек к профессии менеджера культуры, которая приобретается в формате специальности «Социально-культурная деятельность». С каждым годом всё большее число выпускников устремляется в вузы и колледжи культуры и искусств. Их не пугают ни строгий конкурсный отбор, ни сложность и необычность вступительных экзаменов, ни достаточно насыщенный план обучения.
Сущность, характер и содержание многих популярных профессий - воспитатель, учитель, врач, водитель транспортных средств, продавец и т.п. – мы постигаем уже в детские годы. О других профессиях – геолог, инженер, системотехник, менеджер, маркетолог, визажист, программист и др. нам рассказывают школьные учителя и / или продвинутые родители. По крайней мере то, чем занимаются наши родители, мы определенно знаем; многие из нас пошли по их стопам, сохраняя верность семейным династиям.
Профессия « менеджер культуры» вошла в нашу жизнь практически одновременно с переходом российской экономики к рыночным отношениям. И без того не очень понятное, но « ласкающее слух» словосочетание «социально-культурная деятельность», появившееся одновременно с развитием рыночных технологий в сфере культуры, соединилось с быстро прижившимся «импортным» понятием «менеджер». Даже опытные практики не сразу поняли, что произошло и как надо работать в изменившихся условиях. Выпускники же общеобразовательных школ, где, как известно, не преподаются ни «социально-культурная деятельность», ни «социально-культурный менеджмент» и вовсе растерялись. Ведь многим из поступающих на факультет культуры и искусств предложили сдавать вступительные испытания и по … «социально-культурной деятельности». Части из них удаётся помочь в период предварительной курсовой подготовки, но многие из тех, кто почему-либо не оказался в числе слушателей, откровенно признаются в собственных заблуждениях как относительно сущности и содержания социально-культурной деятельности, так и по поводу профессиональных обязанностей менеджера культуры.
Книга, которую молодой читатель держит в руках, задумана как пособие, помогающее проникнуть в хитросплетения теории культуры и практические проблемы отечественной социально-культурной практики – сферы профессиональной деятельности выпускников вузов и факультетов культуры и искусств. Разделы книги выстроены таким образом, чтобы юноши и девушки, избравшие своей профессией менеджмент в сфере культуры, могли «еще на берегу» представить себе, в сколь интересное и трудное «плавание» они отправляются. Сравнение с морем в этом случае вполне уместно, если учесть, что во многих случаях красивое, с берега, море таит в себе опасность бури, шторма, а то и кораблекрушения .
В пособии раскрываются роль культуры в развитии национальной экономики и способы влияния экономики на развитие культуры; в откровенном виде представлены кризисное состояние нашего общества и задачи культуры по его, общества, духовному возрождению; характеризуются сущность профессии работника культуры, ее особенности и содержание; «разводятся» между собой понятия «социально-культурная сфера» и ««социально-культурная деятельность»; приводятся принципиальные различия между работой руководителя советского времени и менеджера новой формации; анализируются предпосылки маркетинговой деятельности в сфере культуры и технологии самомаркетинга менеджера; освещаются вопросы профессиональной подготовки кадров культуры, в том числе порядок проведения вступительных испытаний, содержание обучения по специальности « социально-культурная деятельность», организационно-педагогические условия формирования личности специалиста в период его обучения и профессиональной адаптации.
Необычность предлагаемого пособия заключается в том, что оно построено в форме заочной конференции, где вопросы задают не представители СМИ, а воображаемые юноши и девушки, либо только «примеряющие» на себя профессию «менеджера культуры» либо, уже приступившие к обучению по специальности «социально-культурная деятельность». А это значит, что книга может оказаться полезной как абитуриентам учебных заведений культуры и искусств, так и студентам, изучающим «Менеджмент СКС», «Маркетинг СКС», «Культурологию», «Социально-культурную деятельность» , «Введение в специальность» и др.
Автор пособия «пригласил» на воображаемую конференцию своих коллег - известных в отрасли ученых – что позволило «получить» на поставленные вопросы квалифицированные и убедительные ответы. Среди уважаемых «гостей»: Ариарский М.А. – зав. кафедрой социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, профессор, доктор культурологии; Арнольдов А.И. – доктор философских наук, профессор Московского государственного университета культуры и искусств; Галуцкий Г.М. – доктор экономических наук, профессор (г. Москва); Генова Н.М. – декан факультета культуры и искусств ОмГУ им. Ф.М.Достоевского, профессор; Киселёва Т.Г. – доктор педагогических наук, профессор (г. Москва); Жарков А.С.- доктор педагогических наук, профессор Московского государственного университета культуры и искусств; Красильников Ю.Д. – доктор педагогических наук, профессор Московского государственного университета культуры и искусств; Максютин Н.Ф. – профессор Казанского государственного университета культуры и искусств; Попов В.В. - доктор педагогических наук, профессор Тюменского государственного института искусств и культуры; Рудич Л.И. – профессор Кемеровского государственного университета культуры и искусств; Туев В.В. – зав. кафедрой социально-культурной деятельности Кемеровского государственного университета культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор; Тульчинский Г.Л. – доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств; Чижиков В.М. – профессор Московского государственного университета культуры и искусств ; Шамсутдинова Д.В. – доктор педагогических наук, профессор Казанского государственного университета культуры и искусств; Шепель В.М. - доктор философских наук, профессор ( Москва).
При подготовке ответов на «заданные» вопросы составитель настоящего справочника обращался также к работам таких известных авторов, как : Альтшуллер А.А., Грибановская М.В., Иванкин Н.К., Коваленко Н.П., Ковальчук А.С, Михеева Н.А., Петрушин В., Пинт А.О., Романова Е.С., Рувинский Л.И., Секретова Л.В., Степанов С., Степанова Т.П., Швальбе Б. и Швальбе Х. и др. Всем им – глубокая благодарность и искренняя признательность за косвенную помощь в создании данного пособия.
В целом ряде случаев автор-составитель использует фрагменты собственных научных работ, изданных в разное время в качестве монографий или учебных пособий.
Для более подробного ознакомления с идеями и мнениями «приглашенных» в настоящий сборник авторитетных деятелей культуры, науки и образования интересующиеся могут воспользоваться рекомендованным списком литературы.
-
КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО. ЛИЧНОСТЬ
1.1. Что такое культура, как она возникает и развивается?
Первоисточник культуры – жизнь. Из неё культура черпает всё: материал, коллизии, идеи и реалии. И отдает жизни, её стремительному движению свою духовную красоту, интеллектуальное богатство, обогащает духовную среду обитания человека, предлагает ему нелицеприятный портрет своего времени.
На современной фазе развития культуры особенно важно, чтобы общество создало необходимые условия развития для плодотворного духовного развития человека. Мера развитости культуры определяется не только ее содержанием и богатством духовных ценностей, но и характером её связей с человеком, способом распределения и интернализации духовных ценностей, степенью проникновения культуры в духовный мир человека, который и определяет степень культурного прогресса общества в целом.
Возьмём нашу отечественную культуру. Она шла и идёт тернистым историческим путем, извилистыми тропами, на которых искали истину многие поколения людей. И сейчас она – залог спасения от грозящих нам катастроф, надежда на лучшее будущее. Осмысливая грядущее, мы видим его истоки именно в культуре. Поэтому современная «нить Ариадны» – культура – способна помочь человечеству выйти из плена кризиса и решить магистральные проблемы социального прогресса. Примечательная черта нового времени в том, что культура постоянно и динамично включается во все сферы жизнедеятельности общества. При этом обнаруживается, что чем меньше культуры в цивилизованном пространстве, тем полнее осознается её значимость.
Культура украшает мир человека богатейшей палитрой красок, привносит в него современное понимание добра и зла, представляет собой неисчерпаемый арсенал ценностей. Эволюция культуры осуществляется через свободу мысли и информации. Культура скрепляет общество, выдвигая современные духовные нормативы. Рождение качественно новых культурных реалий может оказаться показателем современного прогресса человечества.
К началу ХХI века культура для человека становится не менее важной сферой жизни, чем природа и общество. Именно она придает осознанную реальность человеческому бытию, задает перспективы человеческому существованию. Культура никогда не будет завершенной, закрытой книгой. С одной стороны, она сохраняет традицию, благо – приобретенное. С другой – она всегда в движении; колесо её постоянно крутится, преодолевая постоянно возникающие препятствия. Энергия опережения – вот что движет культурой. Сложная культурная динамика всегда обнаруживает себя как духовно-нравственный ответ на те социальные проблемы, которые переживает общество.
Важная характеристика культуры – синергия, взаимодействие различных потенций или видов энергии в целостном действии. В молодой науке – синергетике – исследуются законы и механизмы саморазвития и самоорганизации сложных систем. Для культуры как сложной самоорганизующейся информационной системы характерно, с одной стороны, саморазвитие, а с другой – образование новых культурных структур (или подкультур). И в том, и в другом случаях обнаруживает себя внутренний источник самоконструирования, самосозидания, импульс, заложенный в самой культуре.
Направленная на осмысление актуальных вопросов реальности, культура, как внутренне дифференцированная целостность, способна успешно развиваться только тогда, когда она находится в неразрывном единстве с индивидуальной и общественной жизнью, когда она духовно обогащает индивида и систему общественных отношений, духовный облик человека и общества, ибо её идейно-смысловое ядро образует основные социокультурные ценности (3; с. 41-43).
-
Культура материальная и культура духовная, культура поведения и культура управления… Как во всем этом разобраться?
Первое и ближайшее к каждому из нас – бытовое употребление понятия: культура речи, культура пения, поведения, чтения, культура производства, культура быта, культура управления и так далее. Здесь мы вкладываем в слово свою оценку чего-либо как хорошего или совершенного в своем роде, как мерило качества в сочетании со шкалой оценки: высокая, низкая, недостаточная и т.п. Все бы ладно, да вот беда: слишком велик разброс представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Другое значение понятия – ведомственное. Оно в ходу в государственных документах, ведомственных бумагах, в журналистике. Здесь под культурой понимают область ведения Министерства культуры – учреждения искусства, культурно-просветительную сферу, деятельность других творческих организаций. Ведомственные связи и зависимости выражены в таких, например, сочетаниях, как экономика и культура, наука и культура и т.д. За строкой бюджета «Культура» все однозначно понимают, что речь идет об учреждениях искусства и культурно-досуговых учреждениях.
Третья ипостась хождения понятия культура – в различных науках. Во многих человеческих науках это есть один из специальных терминов. У историков культура предстает в ведомственном значении, составляя последний раздел характеристики эпохи. Для этнологов культура понимается как очень широкий пласт характеристики этноса в дополнение к хозяйственной (язык, одежда, обычаи, мораль, художественная деятельность и т.п.). Для искусствоведов культура есть область духовной жизни и деятельности, в составе которой наиважнейшей является художественно-творческая. Для представителей точных наук культура профессионально не нужна и она видится как неопределенная и нестрогая сфера душевных и умственных упражнений гуманитариев. Своё понимание культуры в антропологии, социологии, лингвистике, психологии и т. д.