ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 2607
Скачиваний: 3
В. Е. НОВАТОРОВ
ИННОВАЦИОННЫЙ
МЕНЕДЖМЕНТ
В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Монохрестоматия
Омск – 2007
Омский
государственный университет им. Ф. М.
Достоевского
Факультет культуры и
искусств
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В. Е. НОВАТОРОВ
ИННОВАЦИОННЫЙ
МЕНЕДЖМЕНТ
В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Монохрестоматия
Рекомендовано
Ученым советом факультета культуры
и
искусств ОмГУ в качестве учебного
пособия для студентов высших
и средних
учебных заведений, обучающихся по
специальности
«Социально-культурная
деятельность»
Омск – 2007
УДК 65.0
ББК 65.290
Н 58
Новаторов В. Е. Инновационный менеджмент в сфере культуры: монохрестоматия. – Омск, 2007. – 358 с.
Рецензент:
Ариарский М. А.,
зав. кафедрой социально-культурной
деятельности
С.-Петербургского
государственного университета культуры
и искусств, доктор культурологии,
профессор.
Данное пособие представляет собой оригинальный сборник научных трудов одного автора – заведующего кафедрой социально-культурной деятельности Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, доктора педагогических наук, профессора, действительного члена МАН ВШ, заслуженного работника высшей школы РФ Новаторова В. Е., написанных и изданных в период с 1972 по 2007 гг. Главы из его монографий и учебных пособий , его научные статьи и тексты докладов на научных конференциях представляют значительный интерес для преподавателей учебных заведений культуры и искусств, аспирантов специальности 13.00.05 – «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурная деятельность» и изучающих такие дисциплины, как «Социально-культурная деятельность», «Социально-культурный менеджмент», «Маркетинг в социально-культурной сфере» и др.
Книга также может оказаться полезной для работников органов управления и руководителей учреждений социально-культурной сферы, слушателей системы переподготовки и повышения квалификации кадров культуры – всех, кто интересуется вопросами становления и развития системы социально-культурного менеджмента.
ББК 65.290
УДК 65.0
ISBN 5-8016-0158-9 © Новаторов В. Е.
НОВАТОРСТВО НАУЧНОГО ПОИСКА
Новаторов В. Е. является представителем и достойным наследником сразу трех научных школ. Будучи студентом Восточно-Сибирского государственного института культуры, он имел счастливую возможность учиться у достаточно известных уже в ту пору клубоведов – А. В. Сасыхова, Ю. А. Стрельцова, В. Е. Триодина и др. Примечательно, что уже в те годы в отраслевой прессе появляются его первые публикации по проблемам культурно-просветительной работы, хотя, строго говоря, собственно научными те первые статьи еще не были. Позднее, в период обучения в аспирантуре Московского государственного института культуры, он плотно и плодотворно общается с представителями московской научной школы – А. О. Пинтом, А. Л. Карамышевым, А. М. Савченко, И. Н. Ерошенковым, Ю. Д. Красильниковым, З. А. Петровой, Б. И. Березиным, И. Р. Тимошиным, но в первую очередь со своим научным руководителем С. А. Камсюком. Публикации, относящиеся к этому периоду, неизменно отличаются аналитической глубиной и, как правило, сопровождаются предметными и конструктивными научно-практическими рекомендациями. Не будет преувеличением сказать, что достижение В. Е. Новаторовым необходимой «научной зрелости» произошло благодаря продолжительному его общению и творческому сотрудничеству с «корифеями» ленинградской научной школы – Е. Я. Зазерским, М. Н. Зеленецким, А. Г. Соломоником, Д. М. Генкиным, И. М. Болотниковым, Г. Л. Тульчинским и др. Так что учиться будущему профессору и доктору наук было у кого. И, надо заметить, учеником он оказался способным, сумевшим многое усвоить и перенять у своих плодовитых в научном плане наставников.
В
культурно-просветительную науку
В. Е. Новаторов
пришел со своей темой. Для становления
будущего ученого это обстоятельство
имело исключительно важное значение.
Ему не пришлось, как это нередко случалось,
выбирать название своей будущей
диссертации из предложенного кафедрой
перечня. Обучаясь в институте «без
отрыва от производства», он одновременно
прошел хорошую школу практического
социально-культурного управления:
работал инструктором, художественным
руководителем, методистом, директором
дворцов культуры, возглавлял краевой
Дом художественного творчества. Так
что тема его диссертационного исследования
– «Пути повышения эффективности
воспитательного процесса в коллективе
сотрудников клубного учреждения» –
была подсказана самой
жизнью.
В ту пору теорией культурно-просветительной работы еще не были должным образом отрефлексированы такие понятия как «трудовой коллектив учреждения культуры», «научная организация труда в клубе», «управление культурно-просветительными учреждениями», «организационная культура», «социокультурный менеджмент» и т. п. Молодому ученому пришлось долго и упорно отстаивать собственный взгляд на практику организации и управления культурно-просветительной работой, которая мыслилась в те годы преимущественно как клубная самодеятельность, базирующаяся на активном участии в ней интеллигенции, активистов-общественников и т. п. Направлять же деятельность учреждений культуры, а значит и их персонала, могли лишь партийные комитеты, которые, как известно, ко всякого рода научным изыскам относились с большим предубеждением и недоверием, поскольку они, как им казалось, лучше ученых знали, как им руководить теми же клубными учреждениями. Относящиеся к этому времени публикации В. Е. Новаторова, его конструктивные выступления на многочисленных научных конференциях и совещаниях всегда отличались полемичностью, вызывали неподдельный интерес коллег и практических работников.
В годы «перестройки», теоретики и продвинутые практики культурно-просветительной работы настойчиво искали путей и средств активизации деятельности учреждений культуры, стремились к преодолению застоя и трафаретности в методике, формализма и шаблона в управлении. Именно в это время в издательстве «Советская Россия» выходят из печати две глубокие по содержанию монографии В. Е. Новаторова – «Главный инструмент воспитания» (1982 г.) и «Организаторы досуга» (1987 г.), в которых автор рассматривает целый комплекс вопросов, связанных с организацией работы персонала учреждений культуры, подготовкой, расстановкой и воспитанием культурно-просветительных кадров. В отсутствие стабильных учебников по «Организации управления культурно-просветительными учреждениями» обе эти работы на протяжении ряда лет фактически служили учебными пособиями для студентов и настольными книгами для практиков.
На рубеже 80-90-х гг. минувшего века казавшаяся незыблемой культурно-просветительная работа конституциировалась в культурно-досуговую деятельность. Не только практики, но и представители отраслевой науки ощутили определенную растерянность, неспособность осмыслить происходящие в сфере культуры изменения. Остро ощущалась необходимость упорядочения и систематизации направлений, форм и методов культурной работы. Одним из первых на возникшую проблему отреагировал В. Е. Новаторов, выпустивший в 1992 году словарь-справочник «Культурно-досуговая деятельность». Изданный приличным для того времени тиражом (10 тыс. экз.) он буквально в считанные недели разлетелся по городам и весям необъятной России. Еще и теперь при выполнении контрольных, курсовых и дипломных работ студенты вузов и колледжей культуры и искусства обращаются к этой работе автора, а его коллеги указывают ее в списках рекомендуемой литературы, сопровождающих подготовленные ими учебники и учебные пособия.
В начале 90-х российская культура вошла в рынок. Заговорили о новых способах хозяйствования, об экономических методах управления учреждениями культуры. Сбитые с толку культработники взахлёб спорили о неизбежном наступлении эры коммерциализации культуры и предрекали своим учреждениям чуть ли не неизбежный крах. В научном обороте и профессиональном общении появилось новое для преподавателей, студентов и работников отрасли понятие «маркетинг». В 1991 году в руках предприимчивых людей замелькал фолиант Ф. Котлера «Основы маркетинга». Книги же российских маркетологов, от изобилия которых сегодня ломятся полки книжных магазинов, в ту пору еще только задумывались . Примечательно, что уже в 1992 году, опережая время, выходит из печати первая «рыночная» работа В. Е. Новаторова «Маркетинг культурных услуг». Следует безоговорочно признать: это было своеобразным прорывом культуры к рынку. И на этот раз книга послужила полезным учебным пособием для студентов, аспирантов, слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации, да и для значительного числа преподавателей маркетинга, включенного в качестве учебной дисциплины в госстандарты и учебные планы ряда специальностей.
Несколько лет спустя из печати выходит новая работа В. Е. Новаторова – «Маркетинг в социально-культурной сфере». От первой она отличается не только объемом, но широтой освещаемых в ней вопросов, точностью формулировок и определений, полиаспектностью и многопрофильностью затрагиваемых проблем. Важно и другое: в работе нашел отражение накопленный «уцелевшими» учреждениями культуры – клубами, библиотеками, парками культуры и отдыха, музеями и т. п. практический опыт маркетинговой деятельности, который автор отслеживал и собирал по крупицам на протяжении ряда лет.