ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 480
Скачиваний: 3
Культура со времен своего возникновения очень многое дала человеку, но и многое из своих возможностей не реализовала. Насколько удалось ей выразить самое себя? Наступило время трезвого анализа возможностей культуры: что она в силах дать человеку и чего не может, что человек способен для нее сделать и что ему мешает в этом? Культуру можно рассматривать как пространственно-временной вектор, истоки которого в самом человеке. Поэтому, как нам кажется, решение духовно-нравственных проблем, с которыми сталкивается Россия, лежит не только в границах социально-экономических коллизий, но и в глубинах сознания и души каждого россиянина (3; с.45-46).
1.5. Чем определяется культурный уровень общества ?
Духовный облик общества выступает одним из основных индикаторов его развития и степени благополучия и благоустроенности. Определяется он стойкостью и совершенством культурных институтов и организаций, развитостью интеллектуальной элиты, богатством информационной инфраструктуры, интеллектуальной зрелостью народа.
В наше время вызывают насмешку и раздражение декларативные рассуждения о неотложной потребности поднять общий культурный уровень общества. Сегодня это звучит слишком отвлеченно, абстрактно, особенно если за рассуждениями не следуют конкретные действия. Постоянно возникающий вопрос о мере культурности общества может быть решен только при оценке культуры человека, живущего в этом обществе, уровня повседневной духовной жизни миллионов людей. Каких бы замечательных и впечатляющих результатов не достигали литература или искусство, наука и техника, система образования или масс-медиа, это еще не полная характеристика культуры. Предназначение общества состоит в том, чтобы освоить, востребовать духовные ценности культуры. Главный критерий – духовный мир человека, атома социума. Только личность определяет культурный уровень общества. Однако, как подчеркивает американский культурфилософ Эрих Фромм, общество далеко не всегда ориентировано на развитие и обогащение культуры. В иные эпохи возникает опасность варварства, рождаются антикультурные ценности, диктат цивилизации .
Культурный уровень общества органично связан со свободной человека, его творческой деятельностью, характеризующей степень освоения им духовных ценностей. Поэтому было бы ошибочно сводить это понятие только к количеству театров, музеев или библиотек, числу дипломированных специалистов и образованных людей. Достаточно напомнить печально знаменитый миф о «самом читающем народе в мире». В действительности число постоянных читателей в нашей стране невелико. Поэтому речь может идти не «вообще» о развитии культуры, а о ее реальном влиянии на людей и в связи с этим о ее новых качественных чертах, особенностях и направлениях, о ее структуре и типологии, ее принципиально новом ценностном содержании. Разумеется, действительная практика общества далека от теоретических рекомендаций. Отметим, что теория культуры – одно, а реальность – совсем иное (3;с.43-44).
-
В последние годы обострилась проблема духовной безопасности российского общества. О чем идет речь ?
Попытаемся эти проблемы сгруппировать в более конкретные «проблемные блоки». Это : проблемы художественной жизни и историко-культурного наследия ; социальные проблемы населения; проблемы нравственного воспитания; проблемы экологической культуры; проблемы физической культуры населения; проблемы общественно-политической жизни. Рассмотрим их содержание. Первую область проблематики характеризуют: низкий уровень художественной культуры значительной части населения, неразвитость художественных вкусов, снижение уровня художественного развития детей и подростков; невостребованность педагогического потенциала классического искусства, традиционной народной культуры; недоступность для населения российской провинции богатств мировой и отечественной культуры; падение интереса к художественному творчеству, искусству в целом; отсутствие национально ориентированной системы художественного воспитания; утрата технологий народных ремесел и промыслов, традиционных форм семейного художественного творчества, форм и традиций устного народного творчества; превращение изделий народного творчества в разновидность массовой сувенирной продукции за счет унификации центров народных ремесел и промыслов, создания на их базе промышленных предприятий; разрушение подлинности фольклора в результате его сценической обработки, перенесения в несвойственную для него среду; отсутствие условий для художественного развития и дальнейшего профессионального самоопределения одаренных детей, подростков, молодежи.
В области сохранения и «использования историко-культурного наследия можно выделить: нигилизм по отношению к историческому прошлому; утрату исторической преемственности духовно-нравственных идеалов, чувства духовной самобытности российской культуры; отсутствие интереса к культурному наследию, равнодушие к истории «малой Родины», к национальным формам культурного творчества; неразвитость краеведческой деятельности; утрата историко-культурного своеобразия и уникальности территорий; невостребованность историко-культурного потенциала территории (учреждениями культуры, государственными органами); отсутствие преемственности в передаче культурных традиций (ценностей, норм, ремесел, обрядов, праздников, бытовых форм культуры); фальсификацию исторических фактов, деформирующую исторический образ России, вызывающую чувство несправедливости у лиц старшего поколения, усиливающую комплекс вины и национальной неполноценности; разрушение системы патриотического воспитания (и как следствие – утрату традиций и ценностей служения Родине, Отечеству).
Социальное проблемы населения: социальная незащищенность значительной части населения (безработные, пожилые, многодетные, неполные семьи и т.д.); рост числа людей, испытывающих чувство одиночества, отверженность, непризнание ближайшим окружением; социально-психологическая и национально-культурная неадаптированность, вызванная разрушением привычной социально-психологической среды существования (в связи с вынужденной сменой места жительства – мигранты, беженцы, потерей работы, поступлением в вуз и др.), формирующей чувство временщика, снижающей параметры жизнедеятельности; утрата смысла жизни, духовный кризис у значительной части населения (пожилые, интеллигенция, безработные и т.д.) ; рост социальной напряженности и усиление конфликтности |среди населения (между различными возрастными, социальными и этническими группами населения); трудности профессионального самоопределения (для лиц, вынужденных сменить сферу деятельности, – безработные, бывшие военнослужащие и др.; инвалидов), отсутствие условий и перспектив для профессионального роста и самореализации; социальная и правовая незащищенность человека труда; трудности профессионального самоопределения молодежи в связи с коммерциализацией образования и низкой заработной платой ряда профессий (государственные служащие, работники культуры, образования); профессиональная дезориентация подростков и молодежи (деформация мотивов получения образования – престиж, статус, диплом; смещение интереса в сферу обслуживания, посреднической деятельности и т.д.); криминализация населения, рост преступности (особенно подростковой, женской).
Проблемы нравственного воспитания: дефицит милосердия в обществе (рост агрессивности, ожесточенности по отношению к другому человеку, равнодушие к инвалидам, больным, одиноким, лицам, нуждающимся в защите и помощи); разрушение духовно-нравственного климата семьи (увеличение количества разводов, жестокость родителей, взаимонепонимание «отцов» и «детей», утрата чувства долга по отношению к своим родителям и увеличение числа престарелых людей, сдаваемых своими детьми на попечение государства и т.д.); снижение общественной нравственности, деградация морально-нравственного облика значительной части населения (проституция, наркотики, алкоголь, противоправные формы поведения и др.); размывание в подростковом возрасте поведенческих моделей и образцов «мужественности» и «женственности» (мальчик – лидер, муж, хранитель семьи, защитник отечества, девочка – будущая мать, жена и т.д.); снижение культуры взаимоотношений (хамство, грубость в связи с неразвитостью способности к сопереживанию, сочувствию, особенно у подростков, молодежи); утрата молодым поколением романтических идеалов и ценностей любви, дружбы, служения, справедливости; экспансия (средствами массовой информации) молодежных кумиров, пропагандирующих антисоциальные образ жизни и систему ценностей; рост числа участников тоталитарных сект и объединений нетрадиционной религиозной ориентации, деформирующих духовно-нравственный и психологический облик личности; отсутствие системы «выращивания» местной элиты – лидеров, способных в будущем компетентно и ответственно решать проблемы своего города (людей с гражданской ответственностью, чувством долга перед обществом, «малой» родиной); утрата ценности труда как смысла жизни, способа самореализации и социального призвания.
Проблемы экологической культуры и экологического воспитания: слабая информированность населения об экологической ситуации; недооценка роли природоохранной деятельности со стороны властей; негуманное отношение к природе, вызванное недооценкой ее фундаментальной ценности как среды обитания, условия гармоничного развития человека; разрушение форм естественного и органичного существования человека в природе, ликвидация природосообразных ремесел и производств; несформированность общественного мнения по отношению к организациям и лицам, ответственным за ухудшение экологической ситуации; недооценка роли экологического воспитания школьников, отсутствие системы экологического воспитания и всеобуча; неразвитость природоохранных форм самодеятельности, отсутствие у населения интереса к этим видам социокультурного творчества; разрушение уникальных природно-ландшафтных зон, имеющих историко-культурное значение.
Проблемы физической культуры населения: ухудшение здоровья у различных групп населения, особенно детей и подростков (в силу неблагоприятной экологической ситуации, вследствие урбанизации, сокращения контактов с природой и др.); деформация образа жизни вследствие низкого уровня развития физической культуры населения (в том числе алкоголизация населения, рост детского и женского алкоголизма); неразвитость оздоровительных форм проведения досуга (туризм, семейные спортивные праздники, соревнования и др.); отсутствие системы физического воспитания детей и подростков; низкий уровень физической и психической культуры родителей; падение уровня психического здоровья общества (неспособность выйти из стрессового состояния, вызванного социальными или личностными проблемами и обращение к саморазрушающим формам поведения – алкоголь, наркотики, самоубийство и др.); пропаганда средствами массовой информации образа жизни, разрушающе воздействующего на физическое и психическое состояние личности.
Проблемы общественно-политической жизни: низкая политическая активность населения, падение интереса к политической жизни (социально-политическая пассивность и апатия), вызванное неуверенностью граждан в своих возможностях влиять на принятие политических решений; отсутствие информации для политического самоопределения различных слоев населения; размывание правовой основы жизни общества (низкая правовая культура населения, государственных служащих, правовой нигилизм, приводящий к невыполнению и дискредитации законодательных актов); низкая компетентность граждан в вопросах социально-политической жизни (незнание федеральных и местных законов, гарантирующих права и возможности граждан); потеря авторитета власти вследствие нереализованных ожиданий, снижения уровня жизни; низкая социально-культурная и политическая активность подростков и молодежи; отсутствие реальных механизмов и условий участия молодежи в решении актуальных вопросов экономики, политики, культуры; неразвитость социально-политических инициатив, ориентированных на решение проблем своей территории; отсутствие Законодательной базы для трудоустройства несовершеннолетних подростков.
В числе личностных проблем одной из актуальных является кризис идентичности, в результате которого личность теряет адекватное самопонимание собственного Я, самооценку. Происходит психологическая регрессия, настраивание на более элементарные типы деятельности; человек устраняет из фокусов сознания неблагоприятные побудительные причины, травмирующие поводы и подменяет их более благоприятными. Отбрасываются истинные мотивы поведения, в сознании блокируются негативные стимулы, внутреннее напряжение реализуется в символических формах. В результате человек все больше теряет способность к позитивной и продуктивной коммуникации.
Наиболёе актуальные социально-культурные проблемы молодежи связаны с мировоззренческой, идеологической, духовно-нравственной сферами бытия: отсутствие мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации молодежи; разрушение механизма духовной преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывания ее консолидирующих ценностных основ и традиционных форм общественной морали; снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям; падение престижа образования как формы личностной самореализации; низкая активность молодежи в решении общенациональных, региональных и местных проблем. Молодежь сталкивается с трудностями профессионального самоопределения в связи с коммерциализацией образования (недоступность платного высшего образования широким слоям населения). Снижается образовательный уровень вследствие деформации мотивов получения образования (престиж, статус, диплом и т.п.), неадекватной профессиональной ориентации (в частности, смещения интереса в сферу обслуживания, посреднической деятельности и т.д.), поляризации доходов родителей. Отсутствует законодательная база для трудоустройства несовершеннолетних подростков. Значительная часть подростков и молодежи испытывает трудности профессионального самоопределения (37; с. 160-167).
-
Каковы современные тенденции и противоречия в развитии российской культуры?
Парадокс нынешней социокультурной ситуации состоит в том, что нынешний культурный мир, полагая культуру обязательным условием своего социального развития, «горизонтом исторической эпохи», в то же время игнорирует его императивы, ограничивает её потенциальные возможности, не реализует их, сужая тем самым универсальное культурное пространство, обедняя культурное бытие человека.
На духовное здоровье человека особенно влияют противоречия между объективно назревшими потребностями развития культуры и существующей культурной практикой; коллизии, связанные с трудностями и негативными феноменами в духовной жизни общества. К сожалению, подобные противоречия в культуре усиливаются. Культурная практика, не отвечающая требованиям жизни, способна порождать разрушительные ситуации, стихийно действующие в сложной сфере культуры. Всё это приводит к нарушению культурного климата общества, к значительным культурным и моральным утратам; порождает негативные процессы и серьезные проблемы, ведущие к распаду духовных ценностей.