ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 1990
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Таким образом, воспитание творческого отношения к труду – это приведение персонала учреждения в состояние трудовой активности. Достигается это не только социально-экономическими методами, но и методами социально-психологическими, социально-педагогическими и др., что еще раз подводит нас к мысли о необходимости создания стройной системы внутриколлективной организаторской и воспитательной работы и ответственности руководителя за профессиональный рост кадров, за создание в учреждении оптимальных условий труда, морально-психологический климат в коллективе, а в конечном счете – за результаты его деятельности.
Естественно, что и руководитель учреждения культуры, искусства, досуга вырастает в современных условиях в фигуру значимую, центральную в вопросах интернального маркетинга. Всегда актуальный вопрос о стиле руководства сегодня становится в полном смысле слова камнем преткновения в решении всех проблем внутриколлективной жизни. В заключение сказанного приводим таблицу 12, дающую нам представление о проявлении «стилевых оттенков» поведения руководителя применительно к различным направлениям поведения интернального маркетинга.
Таблица 12
№ |
Критерий |
Авторитарный |
Демократический |
Попустительский |
1. |
Постановка целей перед персоналом |
Цели ставит руководитель |
Цели – результат группового решения при поддержке руководителя |
Полная свобода для принятия индивидуальных и групповых решений, минимальное участие руководителя |
2. |
Распределение заданий между сотрудниками |
Все задания дает руководитель, причем сотрудник не знает, какое задание он получит в следующий раз |
Устанавливается определенный порядок распределения работ. В зависимости от пожеланий сотрудника руководитель может давать совет и предлагать другое задание |
Руководитель предоставляет необходимые материалы и по просьбе сотрудника дает информацию |
3. |
Оценка работы отдельных исполнителей |
Руководитель лично награждает и наказывает работников, но сам в трудовом процессе не участвует |
Руководитель стремится использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в работе группы |
Руководитель дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка групповой работы отсутствуют |
4. |
Трудовая атмосфера в коллективе |
Высокая напряженность, враждебность |
Свободная, дружеская атмосфера |
Атмосфера произвола отдельных сотрудников |
5. |
Групповая сплоченность персонала |
Покорное, беспрекословное повиновение |
Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть |
Низкая групповая сплоченность |
6. |
Интерес к выполняемым заданиям |
Низкий |
Высокий |
Минимальный |
7. |
Качество работы исполнителей |
Высокая интенсивность |
Высокая оригинальность результатов |
––– |
8. |
Готовность к работе сотрудников к работе |
При отсутствии руководителя перерыв в работе |
При отсутствии руководителя продолжение работы |
Перерывы в работе по желанию |
9. |
Мотивация труда персонала |
Минимальная |
Высокая мотивация каждого работника и группы в целом |
Минимальная |
Заключение
Маркетинговые технологии деятельности и управления, получившие в России повсеместное распространение и применение, носят в значительной своей части универсальный характер: в каждой из них (исследование рынка и его сегментация; выбор целевых сегментов и позиционирование товаров; разработка новых и/или модернизация производимых продуктов; выбор оптимальной стратегии ценообразования; организация распределения и товародвижения; формирование спроса и стимулирование сбыта; коммуникационные акции, направленные на продвижение товаров на избранные сегменты рынка; разработка и осуществление маркетинговых планов и программ, обучение и воспитание персонала на принципах интернального маркетинга и др.) есть общее, частное, особенное и единичное.
В последние годы активно развиваются все формы бытования маркетинга: маркетинг практический, управление маркетинговой деятельностью, маркетинг как научная дисциплина, а также маркетинг учебный. За короткий отрезок времени маркетинг превратился из увлечения и подражания, а именно таким он был в отечественной практике в конце 80-х гг. минувшего столетия, в концепцию производственной деятельности и управления. Не будет преувеличением сказать: в области маркетинга российскими учеными и инновационно мыслящими практиками совершен ощутимый прорыв. Маркетинговые технологии внедряются сегодня как в производственных, так и непроизводственных отраслях народного хозяйства, в том числе в сфере искусства. Опыт последних десяти лет показал: в социально-культурной сфере одинаково успешно могут развиваться как классический, коммерческий (ориентированный на прибыль) маркетинг, так и маркетинг социальный, некоммерческий (нонпрофитный), преследующий цель более полного удовлетворения культурных потребностей населения. В силу общественной природы и самодеятельного характера социально-культурной деятельности в социально-культурной сфере наибольшее распространение получил маркетинг нонпрофитный. Однако, с переходом учреждений социально-культурной сферы на новые условия функционирования и развитием в этой области рыночных отношений здесь все активнее внедряется и маркетинг классический, т.е. коммерческий.
С
полным основанием можно сделать вывод
об
активизирующей роли
маркетинговых
технологии в организации деятельности
учреждений отрасли:
клубов, парков культуры и отдыха,
библиотек, музеев и др. Что же касается
коммерческого маркетинга, то его с
полным основанием можно считать надежным
инструментом повышения результативности
деятельности организаций шоу-бизнеса,
киновидеопроката, других сфер
преимущественно коммерческой деятельности,
«тяготеющих» к предпринимательству
и
бизнесу.
Обстоятельный концептуальный анализ значительного числа прикладных маркетинговых технологий, используемых учреждениями культуры, позволил обнаружить полную или частичную их идентичность формам и методам социально-культурной деятельности. В определенной своей части социально-культурная деятельность – не что иное, как деятельность маркетинговая по своим технологическим признакам, внешнему проявлению и внутреннему содержанию. Это ставит социально-культурного работника в один ряд со специалистом – маркетологом, занимающимся рекламой, паблисити, паблик рилейшнз, подготовкой и проведением выставок, презентаций, ярмарок и т.п.
Многими учреждениями социально-культурной сферы накоплен позитивный опыт в области практического маркетинга: существенно обновился арсенал организационно-методических форм социально-культурной деятельности (как платных, так и общедоступных), четче и определеннее дифференцируется аудитория культурных акций, постоянно совершенствуются методы организаторской и воспитательной работы, богаче и разнообразнее стали средства организационно-педагогического воздействия, рачительнее используются ресурсы; в социально-культурную сферу приходят квалифицированные экономисты, что позволяет оптимизировать ценовую политику, расширять спектр применяемых стратегий ценообразования; существенно активизировалась сбытовая деятельность (выездные формы культурного обслуживания, гастроли в сопредельных регионах, международный культурный обмен и т.п.); достигнуты ощутимые сдвиги в коммуникационной деятельности (информационно-рекламная работа, паблисити, паблик рилейшнз).
Вместе с тем, до настоящего времени медленно и непрофессионально решаются вопросы управления маркетингом, в особенности в учреждениях районного и сельского уровней. Маркетинговые службы (отделы, секторы, квалифицированные маркетологи) в учреждениях социально-культурной сферы все еще редки. Исключением здесь являются лишь профессиональные театры, филармонии, крупные библиотеки и музеи. Во многом это объясняется дефицитом соответствующих специалистов, к подготовке которых едва успели приступить вузы культуры и искусства.
В целях активизации деятельности организаций социально-культурной сферы было бы целесообразным повсеместно создавать, хотя бы и на общественных началах, службы маркетинга в учреждениях и органах культуры; создавать рабочие места для маркетологов, практиковать обучение персонала технологиям маркетинговой деятельности; развивать интернальный маркетинг в учреждениях и организациях; регулярно планировать и осуществлять маркетинговые исследования рынков, четче их сегментировать, обоснованно выбирать целесообразные сегменты для организации коммерческой и нонпрофитной деятельности; разрабатывать обоснованные и предметные маркетинговые планы и программы и настойчиво проводить их в жизнь; регулярно проводить маркетинговые ревизии.
Внедрение маркетинговых технологий в социально-культурной сфере должно осуществляться с современной ориентацией как на потребителей «культурных продуктов» (внешняя среда), так и на персонал учреждения (внутренняя среда), при опережающем развитии системы интернального маркетинга.
Таким образом, маркетинг, представленный нами как инструмент совершенствования практической социально-культурной деятельности, как концепция управления, как научная и учебная дисциплины может и должен развиваться системно и комплексно. Целенаправленное и последовательное осуществление всей совокупности рекомендованных выше шагов и мер позволит, по мнению автора, создать эффективную (а главное – действующую!) концепцию деятельности и управления учреждениями социально-культурной сферы, существенно расширить в этой области проблематику научных исследований оптимизировать систему обучения и воспитания, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров культуры новой формации.