ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2021
Просмотров: 528
Скачиваний: 3
1 Веды (букв. знание) – памятники древнеиндийской литературы конца II – начала I тысячелетия до н. э.
2 Санскрит (букв. очищенный, обработанный) – один из основных древнеиндийских языков, отличавшийся строго нормализованной и унифицированной грамматикой. Основателем его является учёный-брахман Панини, живший в V – IV вв. до н. э.
3 См.: Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Индии: Лекция. - М.: Издание МГУКИ. 2005. 34 с. С. 6-9; Кармин А.С. Религия как форма культуры // Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение. – М.: СПб.: Нижний Новгород: Воронеж: Ростов-на-Дону: Екатеринбург: Самара: Новосибирск: Киев: Харьков: Минск: Издание «Питер». 2006. – С. 80-82.
4 Сансара (санскрит) – блуждание, переход, перевоплощение души или личности.
5 Карма (санскрит) – деяние, поступок.
6 См.: Романов И.Н. Указ. соч. С. 9-16; Кармин А.С. Указ. соч.; Бэшэм А. Чудо, которым была Индия. М., 1972. С. 28.
7 Джина означает «победитель»; Махавира – «великий герой».
8 Дигамбары переводятся – одетые светом, одетые в страны света, одетые пространством.
9 Шветамбары – переводятся – одетые в белое.
10 См.: Немировская Л.З. Философия / Учебное пособие. М., 1996. С. 18-23; Железнова Н.А. Введение в этическую проблематику Ачаранги-сутры // Вестник Московского университета, серия 7, философия, 1994. № 4. С. 43-57; Радхаккришнана Р. Индийская философия. Т. 1. М., 1956. С. 275; Романов И.Н. Указ. соч. С. 22-26; Материалы сайта http://www.cooldoclad.narod.ru/
11 Гупты – династия правителей Индийской империи основанной Чандрагуптой примерно в 320 году.
12 См.: Романов И.Н. Указ. Соч. С. 3-28.
13 Сикхизм происходит от слова шишья (санскрит) – ученик.
14 Цит. по: Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение. Краткий курс. М.; СПб.; Нижний Новгород; Воронеж; Ростов-на-Дону; Екатеринбург; Самара; Новосибирск; Киев; Харьков; Минск, 2006. С. 90.
15 См.: Романов И.Н. Указ. Соч. С. 26; Романов И.Н. Приложение № 3: Нанак – основоположник философии сикхизма // Романов И.Н. Указ. Соч. С. 34.
16 Аннексия (от лат. Annexio – присоединение) – вид агрессии, насильственное присоединение, захват территории.
17 См.: Религии древнего Китая // http://www.uglc.ru/china-history/religion.htm
18 Подробнее см.: Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая: Лекция. – М.: МГУКИ, 2004. – 27 с. С. 3-7.
19 См.: Там же. С. 3.
20 См.: Религии древнего Китая // http://www.uglc.ru/china-history/religion.htm
21 Даосизм происходит от слова дао – путь, закономерность, учение, правда.
22 Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 13.
23 См.: Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб., 1996. С. 3-7.
24 «Дао дэ цзин» переводится «Канон Пути и благодати».
25 «Дао дэ цзя» переводится как «Школа пути и благодати»; см.: Романов И.Н. Приложение 1: Категории древнекитайской философии //Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 26.
26 «Удоуми дао» переводится как «Путь пяти мер риса».
27 «Тайпин дао» переводится как «Путь великого спокойствия».
28 Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 19.
29 См.: Архитектура Китая – поиск – http://www.mail.ru - фото Китая: храм Неба. Пекин; Крыша и луна. Храм Белого Облака; Ушко колокола в виде дракона; Пагода. Пекин.
31 См.: Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 15-16.
32 Там же. С. 16.
33 См.: Торчинов Е.А. Указ. соч. 12-17.
34 Подробнее см.: Антология даосской философии /Сост. В.В. Малявин, Б.Б. Виногродский. М., 1994; Лу Куань Юй. Даосская йога, алхимия и бессмертие. СПб., 1993; Торчинов Е.А. Даосизм. «Дао де цзин». СПб., 1999; Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 13-19.
35 Романов И.Н. Там же.. С. 13.
36 Там же. С. 5-7.
37 Там же. С. 7.
38 Подробнее см.: Конфуцианство. Библиотека электронной бесплатной книги «Философия Востока» // http://www.vostokbook.ru/index.pxp/ Ч. 1. 4p.
39 См.: Там же. P. 2.
40 Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 7-8.
41 См.: Там же. С. 8.
42 Цит. по: Конфуцианство. Библиотека электронной бесплатной книги… P. 3.
43 Там же.
44 См.: Там же.
45 Романов И.Н. Религиозно-философские традиции Китая… С. 9.
46 См.: Навлицкая Г.Б. Синто // Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высшая школа. 1994. – С. 101-107.
47 См.: Навлицкая Г.Б. Указ. соч. С. 101-102.
48 Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение: Религия как форма духовной культуры… С. 98.
49 См.: Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции Японии: Лекции. – М.: МГУКИ, 2006. – 21 с. С. 5.
50 Там же. С. 18.
51 Там же.
52 Ямато – племенной союз в Японии, сформированный в III-IV веках. На его базе зародилось японское феодальное государство.
53 См.: Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции Японии… С. 5-7.
54 См.: Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции Японии… С. 19
55 Подробнее см.: Японии в картинках – поиск - http://www.mail.ru - Картинки – Развлечения – Портал развлечений: Деревья Бонсай из Японии (17 фото); японский парк цветов Ашкага (32 фото) – общий план.
56 Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции Японии… С. 13.
57 Романов И.Н. Религиозно-культурные традиции Японии… С. 14.
58 См.: Числа. 1:27.
59 Крылов А.В. Иудаизм // Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И.Н. Яблокова. – Изд. 5-е: перераб. и доп. – М.: Высшая школа. 2006. 567 с. С. 107.
60 См.: Исход. 20: 3-17.
61 См.: Крылов А.В. Указ. соч. С. 109.
62 Самаритянами называли последователей иудаизма, ассимилировавшихся во время вавилонского пленения.
63 Мессия происходит от еврейского слова «машиах», которое переводится как «помазанник», то есть существо, наделённое Бог божественной силой. На греческом языке мессия звучит как «Христос».
64 Раввин (от древнееврейского рабби – мой учитель) – в иудаизме руководитель общины верующих, служитель культа.
65 Подробнее см.: Шиффман Л. От текста к традиции // http://www.jhistory.nfurman.com/code/shif01.htm. P. 1-10.
66 Догматика происходит от греческого слова «dogma» - мнение, учение, постановление. Догматика – это система, утверждённых высшей церковной инстанцией, положений, непреложных истин, не подлежащих критике и действующих вечно.
67 Иезек. 30:3.