Файл: пособие по религии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2021

Просмотров: 525

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


§ 1. Истоки иудаизма


Корни иудаизма уходят в верования древнееврейских скотоводческих племён, кочевавших по Аравийскому полуострову. По преданию, около 1900 года до н. э. Аврааму потомку Ноя явился Господь и внушил ему Завет, который составляет основу иудаизма.

Термин «иудаизм» (на иврите «яаадут») происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, по библейскому преданию самого многочисленного среди всех двенадцати еврейских колен58. Своё происхождение из рода Иуды ведёт и царь Давид (конец XI века до н.э. – ок. 977 года до н.э.), при котором Израильско-Иудейское царство в конце XI века до н.э. достигло наивысшего могущества. Это обусловило особое положение иудейского рода в древнееврейском государстве, что в свою очередь позволило использовать термин «иудей» как эквивалентный слову «еврей»59.

Таким образом, под иудаизмом понимается религия еврейских племён. Она возникла на рубеже II-I тысячелетий до н.э. как комплекс правовых, морально-этических, философских и религиозных норм, определявший на протяжении многих тысячелетий уклад жизни евреев.

Приблизительно во второй половине II тысячелетия до н.э., наряду с процессом разложения родового строя у части еврейских племён, на смену широко распространённой среди народов Древнего Востока космогонической мифологии приходит идея сотворения мира единым Творцом. Библейские патриархи Авраам, Исаак, Иаков начали вести борьбу с политеизмом. Их проповедническая деятельность увенчалась успехом. К моменту вторжения еврейских племён в Ханаан и появления у них первых государственных институтов (II век до н.э.) соотношение между мифологизированным язычеством и новой монотеистической верой склоняется в пользу последней. Племенной союз (завет) с Богом Яхве (Иеговой, Саваофом) нашёл своё выражение в десяти заповедях, дарованных на двух скрижалях пророку Моисею на Синайской горе. Заповеди представляют собой религиозно-правовые и морально-этические нормы для обязательного соблюдения евреями: 1. да не будет у тебя других богов пред лицеем Моим; 2. Не делай себе кумира… на земле… в воде… ибо Я Господь, Бог твой; 3. Не произноси имени Господа Бога в суе; 4. Помни день субботний, чтобы святить его…; 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой даёт тебе; 6. Не убивай; 7. Не прелюбодействуй; 8. Не кради; 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; 10. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего60.

Первоначально Яхве не имел храмов. Для него возводился шатёр (скиния), где размещался ковчег завета, символизирующий земное местонахождение Бога. С образованием централизованного Израильско-Иудейского государства при царе Давиде в 1004 году до н.э. ковчег завета был перенесён в Иерусалим. В 945 году до н.э. сын Давида царь Соломон (965-928 год до н.э.) возвёл царский дворец и храм в честь Яхве. Храм обслуживался сословием священников (коханим) и их помощников (левитов), которые вместе с царской знатью составили господствующую верхушку утвердившегося в Ханаане рабовладельческого строя. После отделения в конце X века до н.э. от Иудейского царства с культовым центром в Иерусалиме Израильского (северного) царства появляются новые места отправления культа Яхве. Однако многобожие у евреев просуществовало ещё несколько столетий. Об этом свидетельствует указ царя Иосии (ок. 639-608 годы до н.э.), датированного 622 годом, об отмене культов всех других богов, кроме культа Яхве61.


Иудаизм как монотеистическая религия окончательно утвердился вместо язычества в качестве господствующей религиозной идеи в эпоху Вавилонского плена (VI в. до н. э.). После захвата в 586 году до н.э. Самарии и Иудеи войсками царя Вавилонии Навуходоносора (605-562 годы до н.э.) начинается рассеивание евреев по другим странам, где возникают еврейские диаспоры. Самая крупная диаспора находилась в Вавилонии. Там в результате соприкосновения евреев с зороастрийской культурой в иудаизм были привнесены вера в мифы об ангелах и сатане, в загробное царство, бессмертие души. Одновременно в годы вавилонского пленения усилилось стремление к освобождению у евреев. Иудаизм стал идейной мотивацией к восстановлению государственной самостоятельности, принявший форму движения к возврату на землю обетованную с целью воссоздания иерусалимского храма.

Таким образом, монотеизм помогал евреям сохраниться в качестве религиозно-этнического единства, служил их объединению. Этому же служил иудейский жреческий закон, установленный в 444 году до н. э., запрещавший евреям вступать в родство с представителями других народов. В результате произошло отделение иудеев от самаритян62. Ортодоксальный иудаизм до сих пор традиционно не признаёт законности смешанных браков.


§ 2. Формирование Танах. Основные идеи иудаизма


Монотеизм и этническая замкнутость иудаизма в значительной степени обусловили идею богоизбранности еврейского народа. Эта идея получила развитие в учении о Мессии63, раскрытая в Танах.

Танах – Священное Писание иудеев, название которого представляет собой аббревиатуру входящих в него книг: Тора (Учение), состоящее из пяти книг пророка Моисея (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, созданные в IXVII веках до н. э. и получившие окончательную редакцию в V веке до н. э.). Тора может быть самостоятельным Священным Писанием (Пятикнижием Моисея). Все экземпляры Торы с древности и до наших дней пишут вручную на коже и хранят в синагогах в особых шкафах. Раввины во всех странах мира целуют Тору перед началом богослужения; Нэвиим (Пророки), состоящего из 21 книги религиозно-политического и историко-хронологического характера; Кэтувим или Хэтувим (Писания) – 13 книг разного религиозного жанра. Другими словами в Танах входят все 39 канонических ветхозаветных книг, включая Тору, 4 книги Царств, 2 книги Паралипоменон, книги больших и малых пророков. Цифра 39 обусловлена количеством букв в еврейском алфавите (иврит).

Процесс формирования Танах был постепенным. Существовало множество теософских школ, где писались священные тексты, вырабатывались основные принципы будущего Танах. Например, известна теософская школа рабби Симлай (III век н.э.), утверждавшая, что иудаизм насчитывает 613 догматов. В XII-XIII веках н.э. было популярным учение раввина64 из Египта М. Маймонида (1135 или 1138 – 1204 годы), разработавшего 13 принципов веры еврейской религии. Начиная с 1947 года в пещерах на берегу Мёртвого моря, было найдено множество рукописей. Основная их часть происходила из пещер Кумрана. Эти рукописи представляют собой собрания законов, уставы, мессинаскую литературу и библейские комментарии небольшой группы еврейской кумранской общины, датированных примерно с 134 года до н.э. по 68 год н.э. Кроме документов, найденных в Кумране, до нашего времени дошли многочисленные библейские манускрипты, различные апокрифические и псевдоэпиграфические сочинения и прочее65. Одновременно существовали философские течения, утверждавшие, что в иудаизме вообще нет догматики66. Однако еврейская догматика развивалась. Самая древняя часть Ветхого завета датируется X веком до н.э. Работа по составлению канонизированного варианта Танаха была завершена примерно в IIIII веках до н.э.


Первоначально в религии древних евреев мессиями были первые цари, божьи помазанники Саул, Давид и Соломон. После распада царства и завоевания Израиля Ассирией, а Иудеи – Вавилонией, Машиах стал восприниматься как справедливый судья, над которым «почиет Дух Господень, Дух премудрости и разума» и «который будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине»67. После освобождения евреев из вавилонского плена персидским царём Киром, в возрождённом иудейском государстве возникло представление о царе Кире как об ожидаемом Машиахе. Вначале считалось, что его приход уже состоялся в лице царя Кира. Однако жёсткая власть, притеснение простого народа и давление со стороны персидских чиновников, способствовали укреплению идеи, что Машиах всё-таки ещё не пришёл на землю. Более того, Машиахом был как бы сам иудейский народ. А его страдания стали знаком его богоизбранности.

Таким образом, в иудаизме существует три идеи. Первая и центральная идея (доктрина) заключается в вере в единого, вечного, вездесущего, всемогущего, безграничного и бестелесного Бога. На земле адекватен образу Бога человеческий разум, следствием чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву, а божья воля открывается человеку через Танах.

Вторая идея составляет утверждение богоизбранности народа Израиля. Несмотря на то, что иудаизм поставил своей целью признание Бога всем человечеством, он всегда осуждал и противостоял ассимиляции евреев, превращаясь в национальную религию одного народа. Этническая замкнутость иудаизма стала фактором его жизнестойкости, поскольку он не просто призывал евреев к монотеизму, но выделял их из всех других народов, определял евреев как Богом избранный народ.

Третья идея – мессианизм вытекает из второй. Богом избранный народ определялся как народ-мессия, призванный осуществить цивилизаторскую миссию на земле с целью установления царства мира и справедливости.


§ 3. Талмуд и его история создания


В первые века н.э. поражением евреев в Иудейской войне (66-73 годы н.э.) и подавлением антиримского восстания Бар-Кохбы в 135 году была спровоцирована массовая депортация иудеев из Палестины. Это расширило географическую зону иудаизма. Объединяющим общественно-религиозным фактором иудейской диаспоры на чужих территориях была синагога. Она являлась молельным домом, местом проведения народных собраний для решения политических и гражданско-правовых вопросов. Одним из самых авторитетных древних авторов Талмуда (Учение) был раввин Палестины Иегуда га-Наси (на рубеже II - III веков н. э.). Он обобщил многочисленные комментарии законоучителей к Торе и создал сборник правовых норм под названием Мишна (Повторение). В Мишну вошли свод нормативных актов Галаха (Закон) и Агада (Предание). Она представляла собой собрание рассказов и притч, поясняющих фрагменты из Танаха и Галахи. В IVV веках н. э аммораи (толкователи) создали комментарий к самой Мишне и добавили к ней новые законодательные положения. Этот труд получил название Гемара (Завершение). Гемара и Мишна вместе составили Талмуд, который и сегодня остаётся основой иудейского вероисповедания, образуя так называемый талмудический иудаизм. Талмуд бывает иерусалимский, созданный в Палестине, и вавилонский, созданный в диаспоре.


Талмуд стал основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев. Но со временем многие его предписания перестали действовать по причине либо их архаичности (отмена закона о жертвоприношениях), либо в силу вытеснения законодательными актами тех стран, где жили евреи. Так, начиная со средних веков и до наших дней, большинство евреев соблюдают лишь один из разделов талмудического права, касающийся религиозных праздников (Моэд).


§ 4. Религиозная практика иудаизма и современность


Поскольку Бог в иудаизме бестелесный, то Он не имеет никаких изображений. Как известно, общепринятое имя ему – Яхве. Однако современный иудаизм утверждает, что имя Бога на самом деле скрыто. Оно произносилось лишь первосвященником Иерусалимского храма Иомом-Киппуром раз в году за завесой храма. С разрушением этого храма, и сегодня имя Бога не знает никто. Оно станет известно людям лишь с приходом Машиаха, когда восстанут умершие, в том числе и первосвященник, который произнесёт имя Бога в восстановленном Иерусалимском храме.

Кроме учения о едином Боге, иудеи веруют в существование ангелов и демонов, в бессмертие души, в существование загробного мира. Самый главный ангел называется Метатрон («стоящий у престола»), главный демон – Сатана («противник»).

Особое место в иудаизме занимает учение о пророках, согласно которому пророки являются устами Бога, чтобы открывать людям божественную истину. Танах содержит книги больших и малых пророков, которые названы их именами. Кроме того, в книгах упоминается 78 пророков и пророчиц. Величайшим из пророков является Моисей, который вывел евреев из египетского плена и передал людям десять заповедей Бога. Иудаизм является единственной религией, создавшей институт пророков. Пророческая традиция иудаизма была в дальнейшем унаследована исламом, который признал пророком Иисуса Христа и завершил пророческий ряд Мухаммадом.

Культовая практика иудаизма включает в себя требование совместной молитвы в синагогах, соблюдение религиозных праздников и следование системе предписаний и запретов.

Сохранился до сих пор праздник шаббат, который должен посвящаться Богу. Например, в шаббат (субботу) в современном Израиле запрещено работать на предприятии, в учреждениях, по дому, запрещено хоронить умерших и прочее. В субботу может быть лишь неотложная деятельность, а именно на скорой помощи, в полиции, пожарников и т.д. В результате этих запретов ортодоксальный иудей в Израиле, чтобы попасть в субботу в храм, должен жить в пределах пешеходного расстояния от синагоги, поскольку водить машину в субботу нельзя, а общественный транспорт не работает. Не менее значительными сохранились и такие праздники как: йом – киппур (день всепрощения) – суточный пост, символизирующий покаяние; песах (пасха) – праздник, знаменующий начало весны; суккот и швуот – праздники, посвящённые сбору урожая; симхат Тора (радость Торы) – празднуется по случаю завершения цикла чтения Торы в синагоге. Многие евреи соблюдают также обряды инициаций – обрезание мальчиков на восьмой день после рождения, а также церемонии бар-мишва (совершеннолетие мальчиков) и бат-мишва (совершеннолетие девочек), а также обряды по случаю вступления в брак, смерти и траура по усопшему.


. Остальные многочисленные и обременительные ограничения, ритуалы, пищевые запреты и другие предписания Торы и Талмуда соблюдаются только немногими ортодоксально настроенными верующими евреями.

Особое внимание привлекает к себе комплекс пищевых запретов. Учение о пищевых запретах включает в себя запрещение употребления мяса животных, которые в Торе названы нечистыми. Список этих животных составляют раввины. В него входят: свиньи, зайцы, лошади, верблюды, омары, крабы, креветки и прочее. Запрещается употреблять в пищу кровь. Поэтому умерщвлённые животные, которые предписаны к употреблению, тщательно моются, чтобы стать правильным мясом. Запрещается также одновременное употребление мясной и молочной пищи.

В современном Израиле иудаизм не имеет законодательно оформленного статуса официальной религии. Тем не менее, его институты тесно переплетены с государственными структурами и финансируются государством. Всем его пищевым запретам и предписаниям принято придерживаться и сегодня. Религиозное ортодоксальное образование пользуется полной автономией, а в светских школах религиозные дисциплины занимают четвёртую часть учебного времени.


Вопросы и задания для повторения:

  1. Каковы истоки формирования иудаизма?

  2. Расскажите об истории формирования Танах и основных идеях иудаизма.

  3. Расскажите об истории создания и содержании Талмуда.

  4. В чём особенности культовой практики иудаизма?

  5. Расскажите о праздниках и обрядах, сохранившихся в современном иудаизме.



Раздел III. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

И СОВРЕМЕННОСТЬ


История и культура буддизма. История и культура христианства. История и специфика исламской культуры. Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм. Социокультурные аспекты межконфессионального диалога.


Глава I. История и культура буддизма


История рождения буддизма, его ассимиляция с местными культурами. Главный вопрос, идея этико-философского учения буддизма. Особенности организации жизни в сангхе. Мифология, космология, направления и школы. Буддийская литература. Праздники и обряды тибето-монгольского буддизма.




§ 1. История рождения буддизма, его ассимиляция с местными культурами


История рождения Буддизма. Буддизм – самая древняя из мировых религий. Он старше христианства более чем на 500 лет, а ислама – более чем на 12 столетий. Буддизм сформировался в VI-V веках. до н. э. в Индии. В основе его лежит философско-религиозное учение о жизни и человеке в ней. Основателем учения является наследный принц из царского рода Шакьев или Сакьев Сидхартха Гаутама (совершенный во всем).

История буддизма начинается с рождения Будды. В настоящее время известны 5 биографий Будды. Они были написаны в текстах Палийского канона, излагающего основные положения буддийской доктрины. В нем даны лишь отдельные эпизоды из жизни Будды. Позднее его биография была красочно изложена в популярных жизнеописаниях под названием «Лалитавистары» и «Махавасту». Несмотря на разночтения в датировании жизни Сидхартха Гаутамы, принято считать, что Гаутама жил примерно в VI-V веках. Поэтому и буддизм возник именно в это время. В биографиях рассказывается, что отцом принца Сидхартха был царь Судходана (царь закона и управлял по закону), а матерью – жена царя Майя, прозванная так за красоту (буквально «призрак», «иллюзия»). Мудрыми старцами было предсказано, что Сидхартху ожидало необыкновенное будущее не связанное с преемственностью на царский трон отца Судходана. Отец же желал его в качестве преемника на царский трон. 29 лет царю удавалось оберегать сына от знаний о трудном испытании жизнью. 29 лет Сидхартха жил беспечно в своих дворцах среди множества жен и роскоши. Но как-то он вышел на прогулку за пределы дворцов и встретился с немощным стариком, больным проказой человеком и похоронным шествием. Эти встречи его сильно потрясли и огорчили. Гаутама покинул царский дворец и отправился искать путь избавления человечества от страданий. Он осуществил семь духовных поисков в лесу Урувела. Там на него снизошло озарение («бодхи»), которое раскрыло причины человеческих страданий, а также пути избавления от них. Гаутама как бы просветлел, понял главный смысл жизни, но был не в состоянии двинуться с места и несколько дней просидел под священным деревом. Этим воспользовался злой дух Мара, который стал искушать Гаутаму, призывая его не возвещать истины людям, а прямо погрузиться в нирвану. Но Гаутама стойко вынес все искушения и продолжил свой великий