Файл: пособие по религии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2021

Просмотров: 527

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ритуалистический характер отмечал весь стиль жизни индуса в традиционном обществе. Ритуал был важнейшим способом включения человека в социум. Он также являлся одним из действенных способов социокультурной регуляции поведения, эмоционально и психорегулирующим механизмом. В густую сеть ритуалов индус попадал ещё до своего рождения, а освобождался от неё далеко не сразу после своей физиологической смерти. Рождение и смерть в индуизме не рассматривались как пределы индивидуального бытия. Согласно индуистским установлениям правильный рост и формирование человека являются не столько физиологическим, сколько мистическим процессом, который требует постоянного освящения. Постоянное освящение достигалось через систему сансар – ритуалов жизненного цикла. Смысл и значение сансар также унаследованы индусами из идеи древнеиндийских текстов, в которых человек представляется жертвенным сосудом, его жизнь – замкнутым циклом жертвоприношений, а сансары играют роль очистительных действий перед последним жертвоприношением – смертью. Истинное знание этапов человеческой жизни и обязательное следование предписанным поведенческим нормам рассматривалось как гарантированный путь к высшей цели – разрыву цепей бесконечных рождений и смертей.

Специфика восприятия человека в индуизме состоит в том, что он рассматривается не как обособленная индивидуальность, а как особая форма бытования мыслящего существа в земном мире. Эта форма подчиняется общим иерархическим законам, вследствие которых она возникает, развивается и прекращает своё существование в результате действий, совершаемых в правильной последовательности и надлежащим образом. Подобное восприятие человека и определило конкретные эстетические принципы в индуизме. В общих чертах они представляют собой следующее. Индус от рождения имеет карму в виде некого его энергетического потенциала и предназначения как члена своей семьи, рода, касты, селения, страны. Следовать своему предназначению является религиозным долгом индуса, то есть дхармой. Чтобы исполнить свой долг наилучшим образом, он обязан следовать существующему ритуальному сценарию и правилам поведения.

Будучи многообразным, в своих религиозно-мировоззренческих позициях и культовой практике, индуизм является объединяющим фактором разных религиозных систем, которые связаны общим происхождением и некоторыми общими принципами. В индуизме нет центральной единой доктрины. Он лоялен в выборе объекта культа. В индуизме не существует ересей, единой централизованной организации, обязательного для всех последователей вероучения и норм общезначимого ритуала. Религиозное мировоззрение в индуизме переплетается с образно-чувственным видением мира, воплощается в архитектуре, танце, пении, музыке. Здесь танец, музыка, скульптура и есть мировоззрение. В качестве же общих священных книг индуизма признаются эпические произведения «Махабхарата» и «Рамаяна». Они уникальны во многих отношениях и почитаются в Индии как священные книги. Этот эпос в значительной степени способствовал оформлению национальной культурной традиции. Не без его влияния происходило дальнейшее развитие религиозно-философских принципов и идеалов индуизма. В состав «Махабхараты» включена «Бхагавадгита» - ключевой текст индуизма, который впервые внёс в индуизм тему любви как главного связующего звена между богом и его адептом.


Индуизм пронизывает все стороны жизни верующих – от социальных до самых интимных сфер. Он больше чем религия – это образ жизни.

Индуизм популяризировал брахманизм, придал ему мифологическую форму и создал новый пантеон, который вытеснил ведических богов на периферию религиозного сознания. На первый план вышли новые божества. В индуизме сформировалась идея Тримурти – триады богов. Её составляют божества Брахма, Вишну и Шива. Каждое из этих божеств олицетворяет одну из космических сил. Брахма является творцом мира, Вишну охраняет этот мир, а Шива в конце каждого космического цикла разрушает его. Страшному, разрушительному, внушающему ужас образу Шивы соответствует образ его супруги богини Кали (или Дурги, Парвати), которая, повелевая демонами, насылает несчастья, болезни, катастрофы. Кали является объектом массового культа в большей части Индии, предметом почитания миллионов индийских женщин в особенности. Наиболее распространённым и почитаемым символом единства Шивы и его женской половины является абстрактное скульптурное изображение первопричины их энергетического могущества – их половых признаков: йонилингама и ардханари. Это направление в индуизме называется шиваизмом. В другом направлении, вишнуизме почитается хранитель мирового порядка бог Вишну. Он является в мир в различных воплощениях. Один из наиболее почитаемых воплощений – это образ героя индийского эпоса, праведного царя – победителя демона Рама. Другое известное воплощение бога Вишну в образе бога-защитника Кришны. Популярность его в новое и новейшее время объясняется личностным, интимным, эмоциональным, персонифицированным характером его образа и культа12. Благодаря популярности бога Кришны в индуизме появилось направление кришнаизм. В основе этого направления лежит идея любви к богу, которая не нуждается в традиционном культе и отрицает роль касты. Кришнаизм стал своеобразным процессом реформации в Индии, который породил сикхизм.


§ 5. Сикхизм как самая молодая национальная религия Индии


Сикхизм13 возник в XV веке н.э. в эпоху империи Великих Моголов с центром в Дели. Правящая верхушка этой империи состояла из последователей исламского суфизма. А народ на северо-западе Индии в Пенджабе, где протекают пять мощных притоков реки Инд, исповедовал сикхизм. Число последователей сикхизма составляет 2% населения Индии, куда входят в основном жители сельской местности, а также мелкие и средние предприниматели, торговцы, ремесленники, шофёры и прочее.

Основателем сикхизма был выросший в зажиточной индусской семье гуру (учитель) Нанак (1469-1538). Одна из легенд о нём гласит, что во время трёх дневного исчезновения в водах реки, он удостоился видения всемогущего бога, объявившего Нанака божественным гуру. Целые сутки после возвращения гуру хранил молчание, а потом возвестил: «Нет ни индуса, ни мусульманина»14. Далее гуру начал широкую проповедническую деятельность. Своих учеников, последовавших за ним, он называл сикхами.


Новое учение Нанака было основано уже не на политеизме, а на монотеизме. При этом единый бог не имеет фиксированного имени, пребывает везде и во всём, во множестве живых форм. Целью жизни в сикхизме после цепи перерождений является слияние с богом. Путь достижения этого слияния должна быть любовь к богу, проявляемая в обычной жизни, а именно дома, в семье, трудовой деятельности через добродетели. Так, сикхизм предложил людям новую систему ценностей – активную жизнь, упорный труд, взаимную помощь на фоне признания равенства всех людей. Нанак утверждал, что поскольку бог не изображаем, то не нужны храмы. Поскольку любовь к богу является сугубо личным отношением человека к нему, то не нужны жрецы, сложные ритуалы, священные книги и прочее.

Постепенно наметился отход от учения Нанака в сфере культовой практики. В 1577 году четвёртый гуру основал священный город Амритсар, где был воздвигнут знаменитый Золотой храм. Он и сегодня является местом паломничества сикхов. Вскоре была составлена книга «Ади Грантх» («Изначальная книга»). Она состоит из сочинений всех десяти гуру, стихов средневековых мистиков и прочее. «Изначальная книга» признана священной и возложена на престол в Золотом Храме.

Изменения стали происходить и в самой сикхской общине. Гуру стал почитаться не только как духовный учитель, но и как светский и военный начальник общины. У него появляются армия и двор, не уступающий по богатству дворов правителей империи. В общине сикхов был введён обязательный налог на содержание гуру, его двора и армии. Появилось социальное расслоение в общине. Последним десятым гуру был Гобинда Сингх. Он изменил форму власти в общине, передав её собранию вооружённых общинников «хальсе – буквально «чистые»». Во главе хальсы стоял совет пяти избранных. Был разработан ритуал вступления в хальсу, который, кроме определённых церемоний, предполагал обязательное отречение вступающих от касты. Так, произошло разделение на членов хальсы и на тех, кто к ней не принадлежал. Атрибутами отличия, принадлежавших к хальсе, являются, так называемые «пять К», то есть пять требований, которые выполняются и сегодня. Первое требование – это не стричь волосы, усы и бороду (кеш); второе – волосы под тюрбаном закреплять гребнем (кангха); третье – всегда иметь при себе кинжал или меч (кирпан); четвёртое – на правом запястье обязательно носить стальной или железный браслет (кара); пятое – обязательно носить короткие кожаные шаровары (качха). Кроме того, члены хальсы не должны курить, употреблять спиртные напитки и наркотики. К имени сикха стал добавляться воинский титул «сингх», то есть «лев». К имени женщин хальсы добавился титул «каур», то есть «львица». Так, был узаконен военизированный характер общины, который отразился и на представлении о Боге. К его многочисленным именам обращениям, а именно «Сахиб», то есть «Господин», «Эк» - «Единственный», «Сат» - «Истина», прибавилось обращение «Сара блох», то есть «весь из стали».


После Гобинда Сингха воплощением божественного гуру стала почитаться книга «Ади Грантх», для которой был разработан специальный ритуал. Во время праздников книгу торжественно выносили и выносят сегодня из Золотого Храма, избранные читают из неё тексты, в течение дня её обмахивают опахалом15.

В XVIII веке, когда перестала существовать империя моголов, с которой боролись сикхи за независимость Пенджаба, были нейтрализованы притязания Афганистана на Пенджаб, сикхи заняли господствующее положение в Пенджабе после провозглашения его независимости в 1765 году. В этот период в сикхизме продолжают появляться изменения. Перестала осуждаться кастовая организация общества, было забыто осуждение неприкасаемости, восстановлено самосожжение вдов и прочее. В храмах появились изображения индуистских богов как воплощения единого Бога, возрождалась индуистская обрядность. Но воинственность сикхизма сохранялась. В 1849 году Пенджаб был аннексирован16 англичанами, и сикхи приняли самое активное участие в общеиндийской национально-освободительной борьбе. После обретения Индией независимости, в части Пенджаба, которая отошла Индии, сикхи развернули борьбу за создание их независимого государства. В своей борьбе они использовали методы террора. Так, в 1984 году от рук сикхских террористов погибла Индира Ганди. Поэтому часто понятия «сикхизм» и «терроризм» в политике отождествляются. В настоящее время проблема создания сикхского государства ушла на задний план, уступив место проблеме взаимоотношений индусов и мусульман.



Вопросы и задания для повторения:


  1. Расскажите об истории формирования и сущности ведической литературы, об обрядности в честь ведических богов.

  2. Каковы особенности развития и формирования брахманизма? Учение о человеке и его земной жизни.

  3. Изложите историю формирования джайнизма, особого поведения джайнистов, их праздники и современная деятельность.

  4. Каковы истоки появления индуизма, сущность индусского стандарта поведения, обрядов, специфика восприятия человека индусами.

  5. С помощью, каких видов искусств и эпических произведений развиваются религиозно-философские принципы и идеалы индуизма?

  6. Расскажите историю возникновения сикхизма и легенду о его основателе.

  7. Каковы особенности жизни и религиозной культуры сикхов.



Глава II. Традиции и обрядность духовной культуры Китая


Древние свидетельства религиозных верований Китая. Даосизм – важная категория китайской философии и культуры. Религиозно-мировоззренческая система конфуцианства.


В XIV веке до н.э. сложилось одно из первых государств Китая Шан. (1384-1111 годы до н.э.). Оно было завоёвано в этот же период племенами арии и инь. Образовалось государство Инь, которое тоже было завоёвано в XI веке до н.э. племенем Чжоу. Сформировалось Чжоуское государственное образование (1027-777 годы до н.э.)17, распавшееся к VII веку на несколько самостоятельных царств.


«В VIII веке до н.э. Западный Чжоу попал под влияние Восточного Чжоу. Период с V по III век до н.э. китайские историки определяют как эпоху «Борющихся царств» (Чжаньго), где ведущая роль принадлежала царству Цинь. Это и дало название Китаю в европейских языках на латыни Синэ, по-английски Чайна, по-немецки Хинг, по-французски Шин. Во второй половине III века до н.э. произошло объединение Китая в централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь. Острая борьба между крупными царствами за гегемонию нашла своё отражение в идеологической борьбе философско-политических и этических школ»18.


§ 1. Древние свидетельства религиозных верований Китая


Как показывают археологические исследования, уже 100-50 тысяч лет назад у предков китайцев стало зарождаться религиозное самосознание. В ходе раскопок горной пещеры Джоукоу дянь, расположенной в предместьях Пекина, были обнаружены захороненные тела головами в сторону верхнего участка пещеры. Археологические раскопки свидетельствуют о важности похоронного ритуала для пещерного человека и позволяют делать вывод о том, что у пещерных людей существовала вера в загробную жизнь. Это наиболее раннее свидетельство возникновения религиозных верований в Китае.

В эпоху правления династии Шан заметное развитие получил культ поклонения предкам. Доказательством тому служат надписи на костях или черепашьих панцирях, обнаруженные при раскопках. Шанское общество было очень суеверным и обращалось за советом и просьбой к своим предкам указать способ действия по вопросам проведения похоронной церемонии, военной победы, хорошего урожая и прочее. Со временем для этих просьб утвердилось верховное божество Шан ди. Каждый предсказательный ритуал жёстко контролировался правителем вплоть до династии Чжоу. В эпоху государственного образования Чжоу под названием «Западный Чжоу», его правитель стал Сыном Неба, «земным воплощением поднебесной». Это представление о правителе сохранилось и в императорском Китае до XX века19.

Древние китайские религиозные верования, такие как культы поклонения Небу и Земле, а также культы поклонения предкам, несколько изменённые Конфуцианством и другими китайскими религиозными верованиями, сохранились и в наши дни. В настоящее время в Китае присутствуют следующие основные религиозные верования: даосизм, конфуцианство, буддизм, ислам, католицизм и протестантизм. Каждая религия оставила свой собственный след в истории и культуре Китая. Согласно статистическим данным в Китае насчитывается более 100 миллионов последователей различных религий. Большинство из них составляют адепты даосизма, конфуцианства и буддизма. При этом даосизм и буддизм в Китае воспринимаются сегодня как единое целое20.


§ 2. Даосизм как важная категория китайской философии и культуры