ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2021
Просмотров: 593
Скачиваний: 1
В развитых капиталистических странах под безработным понимают трудоспособного человека, желающего трудиться, но не получающего возможность найти работу в соответствии со своим спросом. Безработица характеризуется двумя показателями. Первый из них – уровень безработицы. Он исчисляется как отношение количества зарегистрированных полностью безработных к численности всего самостоятельного населения, выраженное в процентах. Второй – продолжительность безработицы.
Индустриально развитые страны давно осознали пагубность безработицы для экономики и трудящихся. Так, по подсчетам Министерства торговли США, рост безработицы на 1% означает недополучение прибыли в сумме 68 млрд. долл. По другим оценкам, каждый дополнительный процент роста безработицы увеличивает расходы федерального бюджета на решение проблем, связанных с безработицей, на 25-30 млрд. долларов.
Но кроме общественных потерь, есть и сугубо личные, которые не могут быть возмещены никакой материальной поддержкой безработного. Потеря рабочего места оборачивается в сознании человека разрушением всех традиционных ценностей, которые, в первую очередь, связаны с трудом (самоутверждение, материальное благополучие, возможности для профессионального роста, социальный статус и т.п.). Установлена четкая связь между ростом безработицы и количеством психических заболеваний, разводов, самоубийств и других социально опасных явлений. Особенно страдает от безработицы молодежь. Она уходит в подпольный бизнес, в ее среде растут преступность, наркомания, суицид.
Осознание необходимости социально-экономической защиты трудящихся от негативных последствий безработицы способствовало разработке соответствующей государственной политики и программ воздействия государства на рынок труда. Существуют три основные направления государственного регулирования сферы занятости:
-
программы по стимулированию роста занятости и увеличения числа рабочих мест в государственном секторе;
-
программы, направленные на подготовку и переподготовку работников;
-
программы содействия найму рабочей силы.
Например, в США на протяжении последних 15-20 лет был принят ряд законодательных актов, на основании которых разрабатывались крупномасштабные программы по названным направлениям.
Следует различать три вида финансовой помощи безработным:
-
пособия по безработице;
-
помощь безработным;
-
помощь, обеспечивающая минимальный прожиточный уровень.
Эти выплаты являются «движением вниз» по социальной лестнице. Самой существенной помощью потерявшим работу является пособие по безработице. Оно выплачивается из специального фонда.
В ФРГ в его создании участвуют на равных трудящиеся и предприниматели. Во Франции и Японии доля взносов предпринимателей выше – соответственно 70% и 60%, а в США, Италии и некоторых других странах этот фонд создается полностью за счет средств предпринимателей. В Швеции в образовании фонда участвует и государство, которое вносит примерно 32%, предприниматели – 63%, а трудящиеся – только 5%.
Пособие по безработице выплачивается во всех капиталистических странах. Его размер составляет в среднем от 40% заработка во Франции до 60-80% в Японии. Промежуточное положение занимают США и ФРГ, где его размер составляет соответственно 50% и 60-80% заработка. Получателями пособия могут быть лица, зарегистрированные на бирже труда.
Обращает на себя внимание опыт Японии и Швеции. В Японии, например, не нужны никакие условия для получения пособия, но зато и сроки меньше, чем в других странах (не менее 3 и не более 10 месяцев). Объясняется это двумя причинами: национальной традицией пожизненного найма и традиционно невысоким уровнем безработицы, который ниже, чем в других странах, примерно в 3 раза.
В Швеции
размер пособия не связан с размером
заработной платы, а также с семейным
положением безработного. Пособия
выплачиваются каждому безработному в
виде фиксированного дохода, размер
которого считается одним из самых
высоких в мире. По этому показателю
Швеция уступает только Японии.
Продолжительность получения пособия
в Швеции – минимум
60 недель, а максимум
– 90 недель. Необходимо два условия, при
которых может выплачиваться пособие:
-
наличие определенного трудового стажа;
-
наличие установленного страхового стажа (претендент должен вносить определенное время взносы в страховой фонд).
Наиболее основательно условия выплаты пособий разработаны в ФРГ. Трудящийся должен иметь трудовой стаж не менее 3-х лет и 1 год страхового стажа.
Для получения пособия по безработице на 6, 8, 10, 12 месяцев во всех случаях необходимы трудовой стаж не менее 4 лет и страховой стаж соответственно 18, 24, 30, 36 месяцев.
Основные отличия между странами по данной проблеме касаются условий выплаты и длительности сроков получения пособия. Наиболее благоприятным для трудящихся можно считать получение пособия во Франции. Для того, чтобы в течение трех месяцев получать пособие по безработице, необходимо проработать всего 1 год и иметь страховой стаж 3 месяца. Сроки выплаты социальной помощи в различных странах регулируются законодательством.
В России процесс социально-экономической защиты трудящихся от безработицы находится в зачаточном состоянии. Многие проблемы в законодательном порядке еще не решены, а те нормы финансовой помощи безработным, которые были установлены, давно устарели, практически не выполняются. Фонды помощи безработным закрываются в связи с угрожающими размерами инфляции.
Инфляция
Данный источник незащищенности является одним из самых тяжелых и трудноизлечимых недугов современной экономики. Рождается эта болезнь на денежном рынке, поражая в дальнейшем весь экономический организм. Инфляция выражается в дисбалансе спроса и предложения, проявляющемся в скачкообразном непрерывном росте цен. Но это не единственный ее признак. Она имеет место и при стабильных ценах, если они сочетаются со всеобщим хроническим дефицитом, т.е. отставанием от предложения и спроса.
Инфляция приводит к уменьшению покупательной способности денежной единицы. От этого в первую очередь страдают граждане, имеющие денежные сбережения и хранящие их на банковских счетах или в форме облигаций. Каждое новое повышение цен сокращает количество товаров, которые они могут приобрести.
Защитить интересы граждан в данном случае возможно путем увеличения процента по вкладам, который должен быть несколько выше, чем темп роста цен. Этим удается уберечь сбережения от обесценивания и увеличить приток вкладов.
Одна из защитных мер в этом случае – индексация вкладов. В нашей стране она была проведена в 1991 году. Вклады граждан были увеличены на 40%. Выплата компенсации была намечена на 1993 год. Однако этой акцией государства были защищены интересы только части граждан, тех, кому в 1991 году была разрешена целевая выплата – на приобретение предметов длительного пользования. Для остальной части граждан, которой компенсация выплачивалась в 1992 году, она уже ничего не значила, так как была полностью «съедена» инфляцией.
Важной мерой социально-экономической защиты от инфляции является индексация заработной платы. Повышение заработной платы в соответствии с ростом общенационального индекса розничных потребительских цен получило особенно широкое распространение во Франции, Бельгии, Люксембурге, Нидерландах, Дании, Греции, Португалии, США и Канаде. В этих странах действует порядок, установленный либо правительством, либо согласованный при заключении коллективных договоров. В ФРГ, Австрии, Швеции и Японии профсоюзы предпочитают прямое коллективно-договорное регулирование заработной платы с учетом роста цен.
Несправедливое распределение доходов
Мировая практика знает два механизма распределения доходов – рыночный и административно-командный. Ни один из них в чистом виде не может решить эту проблему.
Для рыночного механизма характерен один критерий распределения – любой доход, полученный в результате конкуренции на рынке товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, считается справедливым. Однако рыночное распределение не учитывает интересы работников фундаментальной науки, а также граждан, которые по своему социальному статусу выступают в данный момент только в качестве потребителей (инвалиды, дети, старики). То, что справедливо с точки зрения законов рынка, оказывается несправедливым с общечеловеческих позиций. Процесс осознания этого факта сопровождался довольно острыми социальными конфликтами. В результате он завершился расширением социально-экономических функций государства.
С общечеловеческих позиций можно считать справедливым такое распределение доходов, которое гарантирует реализацию неотъемлемого социально-экономического права человека – права на повышение стандарта благосостояния, обеспечивающего ему достойное существование. Такая постановка вопроса предполагает сравнение результатов, достигнутых в странах, экономика которых функционирует на основе того или другого механизма распределения доходов.
Труд, утративший свою законную, экономически обоснованную долю в национальном доходе, наказывает производство тем, что низводит до своего уровня качество всех остальных факторов производства.
В США заработная плата как основная форма доходов трудящихся органически встроена в рыночный механизм. Ее социальный характер объясняется тем, что ее уровень и динамика обсуждаются и фиксируются в коллективных договорах между юридически свободными партнерами – профсоюзами и предпринимателями. Ни одна из сторон не вправе выйти за рамки рыночного механизма, проявляющегося в колебаниях деловой конъюнктуры, в государственной политике и пр. Любые попытки прибегнуть к использованию внеэкономических методов давления на партнера практически исключены. В этом смысле политическая инфраструктура американского общества не дает возможность буржуазии присваивать большую, чем это принято по историческим и социальным нормам, часть вновь созданного продукта.
В бывшем социалистическом обществе заработная плата была оторвана от решения проблем социального обеспечения: получения образования, медицинского обслуживания и обеспечения жильем. Все эти блага и услуги распределялись через общественные фонды потребления.
Распределение благ и услуг через общественные фонды потребления осуществлялось на основе принадлежности человека к тому или иному ведомству, отрасли, которая и определяла его социальный статус, а, следовательно, и его долю в этих фондах. Чем важнее ведомство, тем их было больше. Переход к рыночному механизму функционирования экономики обострил проблемы социально-экономической защищенности основной части населения России.
Милитаризация экономики и военные конфликты
Этот
источник незащищенности занимает особое
место. Он связан с тем, что, во-первых,
носит глобальный характер. Каждый
без исключения человек в той или иной
степени испытывает
негативное влияние милитаризации
экономики и войн. Ежегодно из бюджета
каждого из нас на эти цели отбирается
в среднем
41 доллар, а в некоторых
развитых странах, включая и бывший СССР,
эта сумма выше более чем в 10 раз. Во-вторых,
милитаризация экономики и войны угрожает
самой жизни человека. Известно, что в
течение последних 5 тыс. лет имело место
15 тыс. больших и малых войн, в ходе которых
погибло 4 млрд. человек.
Нейтрализация этого источника социально-экономической незащищенности людей – проблема общечеловеческая. Конец 80-х – начало 90-х годов характеризуется положительными сдвигами в этой области. Однако для России данная проблема усугубляется ее статусом правопреемницы СССР. На ее плечи легли, по существу, все проблемы содержания армии бывшего СССР, что, естественно, сказывается негативным образом на благосостоянии народов России. На повестку дня поставлен вопрос проведения конверсии как важнейшего средства ликвидации отрицательных последствий милитаризации экономики.
Экологические проблемы
Необходимо констатировать, что мировое сообщество оказалось не в состоянии обеспечить социально-экономический прогресс, не обостряя глобальные проблемы. Одной из наиболее сложных и острых становится экологическая проблема. Однако человечество с учетом нашей приспособляемости, вполне может улучшить ситуацию, удержать ее в определенной норме и защитить людей от экологической катастрофы. Необходимо формирование экологической ответственности каждого жителя Земли, создание действующей системы законов по охране природы, включая и уголовную ответственность за наиболее тяжкие экологические преступления. В 1975 году ЮНЕСКО была принята международная программа «Образование по проблемам окружающей среды». В программы школ введены соответствующие предметы. Но глобальной системы защитных мер природы в России так и не было выработано. Загрязненные химическими отходами воды, отравленная радиацией земля в некоторых районах страны, нерентабельное использование плодородных земель, отсутствие очистных сооружений, профилактики экологического дисбаланса «человек – природа» ведет к истощению экосистемы. Необходима срочная работа по созданию международных спецслужб по систематическому наблюдению за состоянием окружающей среды (мониторинг, биотестирование, биоиндикация и др.) и прогнозированию состояния экосистемы на ближайшие годы; широкая информационная осведомленность населения, практика показательных судебных процессов в сфере экологических нарушений и др.
Вопросы для самопроверки
-
Дать характеристику понятий «социальная защищенность» и «социальная защита».
-
Виды социальной защищенности.
-
Система нейтрализации источников социальной незащищенности.
-
Анализ источников и практика их нейтрализации.
Список рекомендуемой литературы
-
Государственная служба социальной помощи семьи. М., 1989.
-
Гуслякова Л.Г., Демина Л.Д. Психология и социальная работа. М., 1991.
-
Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принципы деятельности. М., 1989.
-
Теория социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Холостовой. М., 1998.
-
Теория и методология социальной работы: Учеб. пособие. М., 1994.
11.5. Технологии социальной помощи престарелым и инвалидам
Изменение социального статуса человека в старости и положение инвалида в обществе, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, порождает серьезные социальные проблемы. Наиболее злободневной из них является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов и связанная с ней трансформация ценностных ориентиров. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам. Понятие «социальная реабилитация» включает в себя комплекс социально-психологических, экономических, политико-правовых, медицинских, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий для возвращения этих групп населения к нормальной жизнедеятельности и закрепления их социального статуса на всех уровнях государственной политики.