ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2021
Просмотров: 666
Скачиваний: 1
Многообразие видов театрализованных и праздничных действ: сущность понятия «театрализованное представление», «праздник», «зрелище», «шоу-программа».
Наиболее полное представление о разнообразии массового праздника дает богатство форм его художественного воплощения и организации в наши дни. Это богатство и разнообразие форм определяется в первую очередь, богатством и разнообразием содержания, палитры выразительных средств, площадок праздничного действия.
Основные формы:
-
Массовое праздничное шествие (было распространено еще в древние века);
-
Шествие предоставляет возможность каждому человеку выразить свое личное отношение к торжественным событиям, продемонстрировать свою активность.
-
Театрализованные карнавальные шествия и кавалькады в праздничные дни;
-
Театрализованные митинги;
-
Театрализованное массовое представление (на закрытой и открытой сценической площадке);
-
Театрализованный тематический вечер (документально-художественное представление в закрытом помещении);
-
Массовые представления на открытом воздухе (парк, стадион);
-
Театрализованный концерт;
Итак, массовые шествия, театрализованные митинги, массовые представления и театрализованный концерт являются ведущими формами современного массового праздника. Значение массового праздника как средство общения людей чрезвычайно велико.
Празднику соответствуют самые разнообразные уличные, стадионные, водные, парковые массовые действия: карнавалы, шествия, митинги, манифестации, фестивали.
Праздник – это сумма одновременно происходящих мероприятий. Это особое многостороннее общественное явление, которое отражает жизнь каждого человека и общества в целом.
Возникнув на основе трудовой деятельности, праздники художественно осмысливают жизнь человека. Праздник сосредоточен на обширной территории и предусматривает не одну, а несколько площадок и не имеет границ (весь поселок, весь город).
Классификация праздников:
1. Государственные (1 января, 23 февраля, 8 марта, 12 июня);
2. Праздники, созданные в честь героических и исторических событий (2 февраля, 9 мая);
3. Трудовые праздники профессий (день медика, день учителя);
4. Трудовые праздники села (уборка урожая, день первой борозды);
5. Праздники времен года, народные календарные обряды и праздники (масленица, Иван Купала);
6. Бытовые праздники и обряды (свадьба, проводы в армию, день рождения).
Функции праздников:
1. Психолого-педагогическая, воспитательная;
2. Контактно-деятельная (в контакте с различными общественными организациями, школа, ДДТ…);
3. Коммуникативная;
4. Рекреативная (восстановление сил и эмоций людей);
5. Гедонистическая (отдых с пользой для себя, удовольствие);
Праздничное осмысление и оформление труда являются генеральной линией развития массового праздника.
Торжество возникает и выливается в определенное, эмоционально окрашенное действие исходя из содержания праздника. Как разновидность праздничного действия торжество отличается именно этим всеобщим, публичным моментом единения, находящим свое выражение в митингах, шествиях, манифестациях, соответственно оформленных сценарно-режиссерски, художественно, музыкально. Торжество предполагает настроение радости и веселья, которые вызываются слиянием общего и личного, единением каждого человека с торжествующим народом.
Зрелище – всегда есть часть праздника.
Зрелище является эстетическим феноменом широчайшего диапазона: спортивные состязания, игры, публичные ритуалы и церемонии, празднества и театрализованные представления, не говоря уже о театре, цирке, эстраде, кинематографе – все это зрелище. Сами зрелищные формы называются «синтетическими», поскольку в них синтезируются элементы всех видов искусств; действительность и коллективность выступают как два самых основных зрелищных признака. В любом зрелище присутствует эффект соучастия, сопереживания и сотворчества зрителя.
- Карнавал;
- Балаган;
Театрализованные представления делятся на: спектакли, происходящие на определенной сценической площадке; стадионно-спортивные представления; театрализованные представления на открытом воздухе.
Массовый праздник, как правило, не предусматривает локальной сценической площадки, в то время как массовое зрелище всегда вписывается в ограниченную сценическую площадку. В массовом празднике участники сами выбирают интересный для них объект, а массовое зрелище сосредотачивает внимание зрителей на заданном объекте.
Массовый праздник может не иметь временных рамок, массовое зрелище всегда имеет лимит времени.
Массовый праздник предполагает большую инициативу и импровизационный характер участия в нем зрителей, тогда как зрелище разделяется на зрителей и актеров.
Представление на открытых сценах, и особенно на воде, - одна из наиболее привлекательных форм массовых, зрелищ. Иногда действие развертывается не только на сценической площадке, но и на лестницах, парковых каскадах вокруг фонтанов (представления в Санкт-Петербурге, в Петергофском дворце), ведущих от дворца к сценической площадке. Зрелищу под открытым небом очень помогает сама природа, которая «играет» лучше, чем декоративное оформление.
Все массовые театрализованные представления на открытом воздухе можно условно разделить на две группы:
-
Орнаментально-декоративные зрелища (присущи яркие краски, сложные фигурные перестроения больших масс участников; фейерверк светоэффектов; чистота линий, синхронность движений, гармония цвета; все это пробуждает у зрителя светлое оптимистическое мироощущение).
-
Сюжетно-образные спектакли (суть – создать публицистический, образный, аллегорический спектакль на открытом воздухе; сюда относятся и мемориальные представления на ритуальных площадках больших скульптурных комплексов («Мамаев Курган» в Волгограде, «Пискаревское кладбище» в Санкт-Петербурге, «Самбекские высоты» в Таганроге)).
В таких представлениях кульминационной частью является обязательное ритуальное действо как носитель основной идеи самого зрелища.
Праздник может включать в себя зрелищные формы – от стадионного представления до ритуально – обрядового действия.
Шоу-программа особый жанр искусства современные тенденции в развитии шоу-программ. Шоу-программы в нашей стране и за рубежом. Основные технологические особенности шоу-программ. Основные специфические особенности шоу-программ и конкретные возможности исполнителя. Номер – как строительный материал шоу-программ.
Монтаж.
Монтаж – это художественный метод соединения разножанрового материала. « При помощи монтажа можно конструировать и выражать самые сложные идеи, самые сложные ощущения эпохи, мира, времени, человека, человечества, » - говорил М. Ромм.
Замкнутая композиция стремится к единству действия, ее можно назвать центростремительной. Она тяготеет к концентрации времени и пространства.
Открытая композиция сопротивляется концентрации времени и пространства, стремится к жизнеподобной полноте и непринужденности, работает как бы на разрыв действия. Такое построение по ее конструкции называют центробежной (пьеса В.Маяковского «Мистерия - буфф», время и место действия в пьесе не ограничено).
Приемы монтажа:
-
Последовательный;
-
Контрастный;
-
Одновременный;
-
Параллельный (ассоциативный);
-
Реминесцентный (ретроспективный);
-
Лейтмотив;
Ступенчатый (последовательность изложения темы);
Концентрический – выстраивание сценарного материала вокруг единого центра;
Дедуктивный – изложение материала от общих положений к частным;
Индуктивный – от частного к общему.
Композиция внутри номера и монтаж номеров. Принципы мизансценирования и решение пространства. Взаимосвязь зрелищности и духовности номера и шоу программы. Творческое наследие выдающихся постановщиков шоу-программ и мюзиклов. Специфические особенности трюковых жанров.
Своеобразие режиссерского замысла театрализованных представлений как основы для литературно – драматургической работы над сценарием.
На первом этапе творческого процесса создания замысла предстоящего театрализованного действа, необходимо:
-
Изучить аудиторию, для которой разрабатывается сценарий, выявить ее демографические, социальные, возрастные, интеллектуальные и другие социально-психологические особенности, а также круг ее интересов и проблем, которые волнуют в связи с данным событием;
-
Определить место проведения будущей программы, условия и возможности сценической площадки;
-
Определить время проведения, как по длительности, так и сезонное, и суточное;
-
Выявить финансовые и творческие возможности, на которые может рассчитывать сценарист – режиссер;
Режиссерский замысел театрализованного представления и праздника не может возникнуть вне определения его содержания, основными составляющими которого являются тема, проблема и идея представляющего праздничного действа. Идейно-тематическая направленность является основой театрализованного действа, а значит, и его сценарно-режиссерского замысла.
Толчком к возникновению у режиссера «задумки» являются конкретные предлагаемые обстоятельства данного представления; его тема, идея и сверхзадача, место проведения, наличие творческих сил и материальных средств, документы и легенды, обряды и обычаи, связанные с данным событием и местом.
Создать идейно-тематический замысел театрализованного представления или праздника – значит, прежде всего, выявить его идейно-тематическую, педагогическую и эстетическую направленность.
Выявление, изучение, анализ документального, местного, публицистического материала вокруг праздничного события. Знакомство с конкретными людьми, трудовыми коллективами, их биографиями; с архивом.
Параллельно идет накопление художественного материала.
Глубоко изучив и проанализировав материал вокруг праздничного события можно приступить к разработке идейно-тематического замысла будущего сценария.
Тема – это круг жизненных явлений действительности, отобранных и освещенных сценаристом – режиссером в художественном праздничном событии. Формировать тему нужно не вообще, а конкретно о каком-то явлении, событии, объекте, о том, что в данный момент вызывает интерес, как у предполагаемой аудитории, так и у сценариста. Определить тему – очертить круг явлений действительности, которые будут отражены в сценарии театрализованного массового действа.
Проблема – противоречие, которое в данный момент, при данных обстоятельствах неразрешимо.
Сформировав тему и проблему создаваемого сценария необходимо определить педагогическую цель.
Авторская концепция - свое личное отношение к поднимаемой проблеме.
Идея – вывод и обобщение.
Создать замысел – это значит «увидеть» свое будущее произведение.
В дальнейшем сценарно-режиссерский замысел определяет решение театрализованного действа и всю дальнейшую работу над сценарием.
Жанр – это угол зрения художника на то или иное явление действительности. Жанр – это исторически сложившийся вид произведения с соответствующей системой выразительных средств. Так и сценарист должен предложить аудитории такие «условия игры», которые помогут ему создать необходимую атмосферу праздничного действа и в яркой образной форме раскрыть авторскую концепцию в отношении поднимаемых проблем. Этими условиями игры являются сценарно-режиссерский ход и прием. Найти сценарно-режиссерский ход – значит, определить предлагаемые обстоятельства, выявить главные действующие силы и характер их взаимодействия, выявить конфликт театрализованного действа и решить его развитие.
Сценарист должен найти не только сценарно-режиссерский ход и прием всего сценария, но сценарно-режиссерский ход и прием каждого блока и каждого эпизода сценария. Лишь определив для себя образное решение каждой структурной единицы будущего сценария театрализованного действа, можно говорить о создании сценарно-режиссерского замысла.
Художественная образность.
Основой художественной образности являются иносказательные средства выразительности: метафора, символ, аллегория, литота, гипербола.
Именно художественный образ, созданный автором, на своем чувственно-эмоциональном уровне содержит столько информации, сколько не суме передать не один энциклопедический словарь.
В связи с этим режиссеру театрализованных представлений необходимо не только знать, но и умело использовать средства иносказательной выразительности как в творческом процессе по созданию сценария, так и процессе его воплощения.
Метафора – это сопоставление двух или более смысловых элементов, обычно относящихся к разным предметным областям.
Метафорическое сопоставление – это характеристика одной вещи через другую. Это познание качества и свойств одного явления через соотношение с особенностями другого, более простого для понимания, лучше известного или просто характерного и наглядного.
Метафора – перенос по сходству.
Символ – это знак, многозначительный предметный образ, объединяющий между собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной общности, родственности. Символ – это «образ» взятый в аспекте своей знаковости. Символ – это знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа (голубь, вечный огонь).
Аллегория – представляет собой такой принцип художественного осмысления действительности и организации материала в искусстве, при котором отвлеченные понятия, идеи, мысли выражаются в конкретных образах, часто имеющих традиционно оформившееся и закрепившееся за ними содержание в мифологии, классическом искусстве, фольклоре, религии (Фемида, Ника, « Перекуем мечи на орала»).
Гиперболизация – (преувеличение), представляет собой такой способ художественного обобщения, при которой художественная образность достигается путем намеренного преувеличения каких-либо свойств, качеств, особенностей предмета, явления или процесса.
Гипербола выступает важным способом обрисовки характеров. Это не только былинные богатыри и могучие великаны из книги Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Художественное преувеличение – один из важных способов построения сюжета образной системы, одно из необходимых средств передачи авторской мысли («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Щедрина).
Литота – художественное преуменьшение, прием внешне противоположный гиперболе, но по сути являющийся ее закономерной разновидностью. В фольклоре – «мальчик с пальчик». Два путешествия Гулливера в страну лилипутов и в страну великанов показывают, как гипербола и литота дополняют друг друга.
Широкое использование иносказательных средств выразительности способствует достижению художественной выразительности театрального действа, его поэтичности, его художественной образности.