ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2021
Просмотров: 9315
Скачиваний: 228
Оглавление
ОГЛ АВЛЕНИЕ
Предисловие S
Вводная
часть. Становление
социально-культурной
деятельности:
исторический обзор
17
1. Зарождение основ воспитания и просвещение на Руси
в догосударственный период 17
-
Социально-культурный уклад России в XV-XVII веках 19
-
Просвещение и возникновение социально-культурных
общностей в XVIII века 21 -
Общественно-просветительное движение и досуг в России
в XIX- начале XX веков 24
5. Характеристика
социально-культурных процессов
советского
и постсоветского периодов
27
v Раздел I. Теоретические основы социально-культурной
деятельности 43
-
Социально-культурная деятельность как фундаментальное
научно-образовательное направление в системе знаний 43 -
Функции и принципы социально-культурной деятельности.... 95
-
Психолого-педагогические основы социально-культурной
деятельности 109 -
Содержание социально-культурной деятельности:
проблемное поле и тенденции развития 122 -
Социально-культурная политика: сущность и
концептуальная основа 130
Раздел
II.
Сферы реализации социально-культурной
деятельности
143
-
Досуг и досуговая деятельность 145
-
Образование и карьера 174
-
Художественная культура и искусство 199
-
Физическая культура и спорт 216
-
Социально-культурная реабилитация и поддержка 227
-
Межкультурное сотрудничество и коммуникация 261
Раздел III. Субъекты социально-культурной
деятельности 281
-
Система субъектов и межсубъектных отношений 281
-
Человек как субъект социально-культурной деятельности . 284
-
Социально-культурные институты 291
3
Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
-
Семья как социокультурный институт 299
-
Средства массовой информации и коммуникации 310
6. Отраслевые
учреждения социально-культурного
профиля... 315
Л
Социально-культурные общности и
формирования 33^.
Раздел IV. Ресурсы социально-культурной деятельности.... 3^8
-
Понятие ресурсной базы 368
-
Нормативно-правовой ресурс 375
-
Кадровый (интеллектуальный) ресурс 379
-
Финансовый ресурс 391
-
Материально-технический ресурс 395
-
Информационно-методический ресурс 396
-
Морально-этический ресурс 398
Раздел V. Социально-культурные технологии 404
-
Технологические основы социально-культурной
деятельности 404 -
Педагогические основы технологий 421
3 Сущность и классификация социально-культурных
технологий 426
-
Культуротворческие и культуроохранные технологии 428
-
Рекреативные технологии 438
-
Образовательные технологии 446
-
Социально-защитные и реабилитационные технологии 452
-
Управленческие технологии (социокультурный
менеджмент) 470 -
Исследовательские технологии 481
-
Проектные технологии 487
-
Альтернативные инновационные технологии 491
-
Технологии коммуникации и общественных связей 497
-
Информационно-просветительные и рекламные
технологии 504 -
Технологии межнационального и межкультурного обмена
и сотрудничества 519
Список литературы 533
Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
Раздел I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний
Предметное поле социально-культурной деятельности как отрасли науки
Научный статус и общественное признание той или иной науки в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретических основ, которые прежде всего раскрывают ее предметное поле, цели, закономерности, функции, связи с практикой.
Как самостоятельное фундаментальное научное и образовательное направление в российском информационном пространстве, как родовая основа семейства профессиональных образовательных стандартов для специальностей и специализаций социокультурного профиля, социально-культурная деятельность в этом плане не является исключением. Она составляет основное содержание практического труда как профессионалов, так и непрофессионалов, занятых в современной социокультурной сфере.
Социально-культурная деятельность как целостное явление может быть описана с помощью ряда системных признаков (по В.Г. Афанасьеву): историчность, компоненты; интегративные качества и коммуникативные свойства, присущие каждому из элементов; функциональные характеристики.
Термин «социально-культурная деятельность» в обыденной жизни употребляется в трех значениях: как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы; как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой; как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков. В этом разделе мы останавливаемся на третьем значении этого понятия.
43
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
Теория социально-культурной деятельности является одной из составных частей теории педагогики, общепедагогической системы научных знаний. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, социологии, психологии, истории, культурологии и т.д.: переводит эти положения с присущего им общего уровня на уровень особенного, тем самым в известной мере развивает их. В свою очередь, теория социально-культурной деятельности является базовой отраслью научных знаний для множества более узких специализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты подготовки кадров для сферы искусства, СМИ, туризма, информационных технологий и других.
Возникновение и диалектика развития категории «социально-культурная деятельность» связаны с философским, культурологическим, педагогическим, социально-психологическим обоснованием термина Предшествующие или сопутствующие этой категории понятия «образование», «просвещение», «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа», «культурно-массовая работа», (дополнительное образование» на протяжении долгих лет неоднократно меняли свое содержание.
Понятие социально-культурной деятельности пришло в отечественной науке на смену понятию «культурно-просветительная работа», общепринятому в советское время для обозначения одного го массовых инструментов идеологической работы по коммунистическому воспитанию масс. Не случайно появлению этого термина предшествовала политико-просветительная деятельность (политпросвет), с которой связана культурная революция 20-30-х годов.
По поводу словосочетания ((культурно-просветительная работа» вполне резонна точка зрения В.В. Туева, считающего, что неприемлемость содержащихся в нем терминов «просветительная» и «работа» обусловлена их крайней узостью, ограничивающей разнообразие видов современной общественной деятельности населения в области культуры, образования, искусства, досуга, спорта
Перемены в содержании и организации современной социально-культурной, досуговой деятельности потребовали переос-
1 Туев В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию)// Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: Межвуз.сб.науч.ст./Ред.-сост. В.В. Туев. - Кемерово: КемГАКИ, 2002. - С. 21-22.
Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
мысления и необходимой корректировки сущности содержания самой учебной и научной специальности. Традиционное понятие «культурно-просветительный работник» сегодня уже не соответствует качественно иным функциям специалиста современной социально-культурной сферы. Его традиционная ориентация на просветительство никак не согласуется с существующими ныне реалиями, не вписывается в контуры новых парадигм, востребованных современной социально-культурной практикой. Жизнь заставила искать иные методологические подходы и обоснования социально преобразующей, культуротворческой, социально-педагогической направленности профессии.
Статус современного специалиста социально-культурной сферы - менеджера, педагога, технолога - не выдуман, он не рождается спонтанно, а формируется под влиянием сегодняшних реалий. Преодоление негативных последствий административно-командной системы управления сместило приоритеты в сторону развития инициативы, предприимчивости, деятельностного начала, необходимых этому специалисту в современной экономической ситуации.
Со временем эта специальность подверглась последовательной трансформации в целый ряд родственных специальностей и специализаций: вначале - организатора-методиста, позднее -культуролога, социального педагога, социолога, режиссера, менеджера, экономиста социально-культурной сферы. Общим основанием этого ряда, в котором, по-видимому, ставить точку рано, была и остается социально-культурная деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности или группы лиц (студии, кружка, любительского объединения) в области культуры, образования, искусства, досуга, спорта.
В значительной мере обогатилось содержание этой деятельности и подверглась корректировке ее структура как для отдельно взятого человека, так и для многих семейных и групповых общностей.
Суть и смысл социально-культурной деятельности заключаются в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирова-
44
45
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
ние ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах.
Известный российский психолог Л.С. Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия выделял две основные, качественно своеобразные линии - линию биологического формирования элементарных процессов и линию социально-культурного (подчеркнуто нами - Авт.) образования высших психических функций, из сплетения которых и возникает реальная история детского и взрослого поведения1.
Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого познания социально-культурная деятельность оформилась во второй половине XX века.
Первая попытка обозначения смысла и сути функциональной потребности общества в постижении и освоении культуры с помощью интегрирующего термина «социально-культурная деятельность» была предпринята в середине 50-х годов прошлого столетия французским социологом и культурологом Ж.-Р. Дюмазедье. Это был примечательный и по-своему уникальный шаг к приобщению социума (общества) к культуре с помощью интегрального термина «социально-культурная деятельность». Но, к сожалению, ограничив его целевое назначение лишь чисто адаптационной функцией вхождения или приобщения человека к огромному миру культуры, Ж.-Р.Дюмазедье не смог или не захотел пойти дальше, показать, а что же последует за адаптацией, каким образом, приобщившись к культуре, личность сумеет максимально использовать неисчерпаемые креативные резервы своего постадаптационного самоутверждения и самореализации, семантический смысл которых заложен в слове «деятельность». Именно этим обстоятельством и был инициирован дальнейший поиск наиболее адекватных вариантов трактовки понятия «социально-культурная деятельность» (работы МСКагана, А.Моля, М.Вертхеймера, Д.Б. Эльконина и др.).
Свыше 20 лет назад ЮНЕСКО в своих рекомендациях предпринял попытку классификации и применения различных видов культурной деятельности. Подготовленный документ всю «массовую работу в социально-культурной области» (выделено нами -Авт.) ограничивал «содействием развитию общинных центров и самодеятельности, церемониями и мероприятиями, связанными с
'Выготский Л.В. Психология // Орудие и знак в развитии ребенка. - С. 828-891. 46
Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
религиозными, этическими убеждениями, подготовкой кадров, вспомогательными мероприятиями» («О международной стандартизации статистики государственного финансирования деятельности в области культуры». Рекомендации, принятые на 21-й сессии ЮНЕСКО в Белграде 27 октября 1980 года).
Авторов конференции не устраивало такое искусственное сужение зон влияния социально-культурной сферы. Руководствуясь логикой поступательного развития процессов в духовной жизни общества, они вышли на новый этап в определении социально-культурной деятельности, в иной, более широкой трактовке ее сути, функций, принципов и содержания.
Поиски новых приемлемых значений креатива в индивидуальном и групповом социально-культурном творчестве были связаны с общим развитием демократических процессов в современном мире, с движением за права человека, с осознанием многими людьми и в целом народами своей значимости в культурном прогрессе, с ростом их потребности во внутренней свободе и внешних возможностях творческого самовыражения и самореализации.
В начале 90-х годов XX столетия социально-культурная деятельность как самостоятельная учебно-образовательная дисциплина и научная специальность впервые получила научное обоснование и была внедрена в учебный процесс Московского государственного университета культуры и искусств авторами данного учебника
Благодаря разработанной учеными университета концепции о необходимости распространения понятия «социально-культурная деятельность» в качестве своеобразного интеграционного «зонта» для объединения множества появившихся видов занятий в сфере досуга и творчества и возникших в этой связи новых направлений в профессиональной подготовке кадров было положено начало теоретико-методологическому обоснованию нового направления в педагогической и культурологической науках.
Понятие «социально-культурная деятельность», с момента своего появления в лексиконе современных отечественных ученых и практиков, по своему объему и содержанию обрело существенные отличия и от терминов «культурно-воспитательная работа», «культурно-досуговая деятельность» (бытующих давно), и от получивших распространение в России с
47
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
90-х годов XX века терминов «социальная работа» и «социальная педагогика».
Особую теоретическую и практическую значимость для процесса обучения, на наш взгляд, представляет, с одной стороны, социальный компонент знания о сущности и содержании предмета, а с другой - возможность конструктивного использования в этом опыте синтеза культурологических данных из различных областей современной науки. Опираясь на этот тезис, один из авторов данного учебника в статье «Культурология и социальная педагогика: линии сопряжения» обосновал приоритетное место таких понятий, как «человек», «воспитание», «социализация», «культура», «общество» для того научно-образовательного пространства, в рамках которого фактически родилась и выросла новая специальность - «Социально-культурная деятельность» («Социальная работа». - 1993.-№2.-С. 40-41).
В это же время в связи со сменой идеологических вех постсоветского российского общества в области культурно-просветительной работы начался интенсивный пересмотр научной и профессиональной терминологии. Так, в научной литературе на смену термину «культурно-просветительная деятельность» пришли версии, где в качестве ключевого смыс-лообразующего термина было избрано слово «досуг»: «педагогика свободного времени» и «педагогика досуга» (МААриарский), «культурно-досуговая деятельность» (А.Д. Жарков, НФ.Максютин), «культурология досуга» (Ю А. Стрельцов) и др.
Другие исследователи, опираясь на ключевой термин «социально-культурная деятельность», расширяют его значение вводя в научный обиход понятия «социально-культурный менеджмент», «социально-культурная анимация» (Н.Н. Ярошенко), «социально-культурное проектирование» (Ю.Д. Красильников), «социально-культурный маркетинг» (В.Е.Новаторов), «социально-культурная реабилитация» (ЮС. Моздо-кова) и др. Одновременно практиками предлагались и использовались термины «культурно-просветительная деятельность», «культурно-воспитательная деятельность», «педагогика свободного времени», «педагогика досуга», «организация досуга», «прикладная культурология».
Однако в дальнейшем стало очевидным, что термин «культурно-досуговая деятельность», как и «педагогика досуга», «культурология досуга» и другие, сосредоточен на субъекте, занимающемся любительской, то есть непрофессиональной культурной деятельностью в часы его досуга, отдыха. На наш взгляд термин «культурно-досуговая
48
Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности
деятельность» не может в полном объеме обозначить понятие деятельности, которое является предметом целого ряда сфер традиционной и современной общественной социально-культурной практики.
По мнению авторов, термин «культурно-досуговая деятельность» правомерно рассматривать как обозначение «досуговой» части общей «социально-культурной деятельности».
Современная социально-культурная практика не только включает в себя любительские занятия в сфере досуга, но и, что особенно важно, представляет собой огромный педагогический в своей основе профессиональный труд, распространяющийся далеко за рамки традиционного до-с>та на такие трудоемкие социальные сферы, как профессиональная система образования и последующая карьера специалистов, профессиональное искусство и народное творчество, массовая физическая культура и профессиональный спорт, профессиональная социальная работа и социально-культурная реабилитация, межкультурный, также и профессиональный, обмен и сотрудничество.
В программе-конспекте учебного курса «Социально-культурная деятельность» предлагается еще одно, выдержанное в строго научно-образовательном контексте, определение социально-культурной деятельности как «самостоятельного фундаментального научного и образовательного направления в российском информационном пространстве, как родовой основы семейства профессиональных образовательных стандартов для специальностей и специализаций социокультурного профиля»1.
Тем не менее это определение нельзя отнести к всеобъемлющим характеристикам социально-культурной деятельности как неповторимого историко-культурного, педагогически направленного и социально значимого явления в истории человеческих цивилизаций. Именно поэтом)' более оправданным является следующее предлагаемое нами истолкование данного понятия.
В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.
1 Киселева ТТ., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Программа-конспект учебного курса. - М.: МГУКИ, 2001. - С. 40.
49