Файл: Скд Киселева красильников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 9318

Скачиваний: 228

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Нам представляется, что подобная трактовка во многом отражает диалектику развития общества как социально-культурной системы, трансформацию духовных ценностей и потребностей, выход на новый уровень педагогического обобщения и осмысления огромного технологи­ческого опыта, накопленного в социально-культурной сфере, выдвигает теорию и практику социально-культурной деятельности в ряд самостоя­тельных педагогических дисциплин.

Педагогический статус социально-культурной деятельности

Как и любая наука, теория, методика и организация социально-куль­турной деятельности выстраиваются на новых методологических осно­ваниях и подходах.

Здесь следует остановиться подробнее на диалектике развития са­мого термина «подход» применительно к предмету нашего курса. Если всего лишь несколько десятилетий назад исследователи культурно-про­светительной работы ограничивались использованием дефиниций типа «половозрастной» или «индивидуальный» подход, то в настоящее время в изучении социально-культурной деятельности мы наблюдаем сущест­венное расширение этого перечня. Речь идет о системном, синергетиче-ском, средовом, коммуникативном, ситуационном и целом ряде других подходов, благодаря которым наши представления о природе и воз­можностях социально-культурной деятельности претерпели не только прогрессивные, но поистине революционные изменения.

Избранный нами междисциплинный взгляд на огромный по своим масштабам воспитательный и образовательный опыт в сфере досуга и творчества позволил определить сам процесс воспитания и образования как с педагогических, так и с культурологических позиций, выявить сущность этого процесса как вхождение человека (ребенка, подростка, взрослого) вместе с педагогом, менеджером, технологом в современную социально-культурную среду, в созданный человечеством и природой богатейший мир культуры и культурных ценностей, приобщение к неис­сякаемым родникам народной педагогики и народного творчества. Не­пременными слагаемыми этого процесса являются освоение, усвоение и присвоение народно-педагогического опыта и культурных ценностей, а основу его содержания составляет выработка у людей активного, заинте­ресованного отношения к духовному богатству каждого народа, умений и навыков творческой деятельности и взаимодействия с этим миром.

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

Глубочайшим педагогическим смыслом пронизано все - и сам акт вхождения субъектов социально-культурной деятельности, Педагога и его Ученика, в бесконечно богатую кладовую культурных ценностей, и сам момент взаимодействия этих субъектов, выстраиваемый по законам педагогики, и сама постоянная направленность этого взаимодействия на свободный выбор занятий, на инициирование творческих усилий и спо­собностей субъектов.

С самого начала эта педагогическая парадигма приобрела универ­сальный и систематический характер. Во-первых, она распространяется как на область собственно досуга, свободного времени, так и на обшир­ную область профессионально занятого, рабочего времени, затрачивае­мого на требующую высокой квалификации деятельность и за пределами досуга. Во-вторых, она определяет четкий социально-педагогический статус огромного отряда специалистов-профессионалов, задействован­ных наравне с непрофессионалами в многочисленных государственных и негосударственных учреждениях и организациях социально-культур­ного профиля. В-третьих, она служит методологическим фундаментом для возникновения, развития и педагогического обоснования семейства неизвестных ранее научно-образовательных дисциплинарных направле­ний, а также нового поколения педагогических, по сути, технологий, ис­точником для которых явилось родовое понятие «социально-культурная деятельность». Причем речь здесь идет о закономерном для учебного процесса непрерывном «отпочковывании» таких дисциплин, как соци­ально-культурная анимация, социально-культурное проектирование, со­циально-культурная реабилитация, социально-культурные технологии и тд.

Подобный генезис педагогической парадигмы представляется абсо­лютно закономерным и объективно необходимым. В результате педаго­гическая парадигма становится, по существу, доминирующим, системо­образующим элементом структуры, содержания, самой сущности пред­мета социально-культурной деятельности. Она выступает в качестве принципиального положения при рассмотрении, сравнительном анализе и оценке этого предмета.

Интегративность и преемственность предмета исследования

Педагогическая парадигма социально-культурной деятельности как научной дисциплины во многом определяет её преемственность и интег-



50

51

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

рирующий характер по отношению к целому ряду отраслей научного знания. Речь идет о культурологии, клубоведении, библиотековедении, музееведении, парковедении, краеведении и других исторически сло­жившихся научных дисциплинах, внесших свой вклад в теоретическое осмысление практического опыта развития социально-культурной сфе­ры в стране.

Без постоянной опоры на теоретический багаж смежных наук, на ре­зультаты многолетних фундаментальных исследований, проведенных не одним поколением ученых, было бы невозможно говорить о становлении и развитии научной дисциплины и учебной специальности «Социально-культурная деятельность».

Процессы демократизации и духовного обновления общества объективно связаны с повышением роли духовной культуры. Че­ловек как носитель и творец культуры вправе рассчитывать на предоставление необходимых условий для свободного разверты­вания своей культурно-созидательной деятельности. Культура призвана стать движущей силой исторически необходимых пере­мен, средством интеграции общества.

В то же время в конце 20-х годов в России в силу целого ряда исторических объективных и субъективных причин, требующих специального анализа, произошло размежевание культуры и обра­зования на всех уровнях. Это размежевание было закреплено в го­сударственных структурах соответствующего типа. Они не просто удвоились, а начали расти в геометрической прогрессии, по­скольку каждая из подсистем единой культуры потребовала не только создания научно-методических подразделений, но и колос­сального управленческого аппарата, который якобы «управлял» культурой и образованием, а в действительности препятствовал свободному духовному развитию народа. Возник парадоксальный перекос: в управленческих и научно-методических структурах, а также в огромной сети отраслевых организационных институтов культуры и просвещения оказался сосредоточенным непомерно многочисленный кадровый потенциал.

От просвещения и художественной культуры не отставали и другие сложившиеся сферы культурной деятельности: средства массовой информации, международный культурный обмен, на­родные промыслы и ремесла и т.д. В этих сферах разрастался бю­рократический управленческий и научно-методический аппарат.

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

Огромный монстр, на которого начали автоматически перено­сить термин «культура» в его откровенно примитивной культуро­логической трактовке, отнюдь не исчез и сегодня. Он обладает способностью к мимикрии, адаптации к любым потрясениям и да­же трансформации для выживания в новом качестве.

Только интеграция просвещения, образования и художествен­ной культуры, культурологии и педагогики (в частности, социаль­ной педагогики) способна вернуть человеку его изначальную роль творца, носителя и хранителя духовных богатств.

Интеграция культурологических и социально-педагогических начал, художественной культуры и просвещения оказывает ис­ключительно мощное по своей эффективности воздействие на весь процесс сохранения, распространения и освоения культурных ценностей. Она позволяет государству прямо или косвенно реали­зовать гарантированные законодательством права гражданина на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художе­ственное образование, как и другие права и свободы человека в области культуры. Она дает возможность осуществлять подлин­ную гуманитаризацию всей системы образования, на деле вопло­тить государственный протекционизм (покровительство) в области культуры, искусства, досуга, спорта по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населе­ния.

Процесс интеграции и преемственности в теории и практике социально-культурной деятельности отчетливо прослеживается на примере одной из сё родовых дисциплин - парковедения.

Современное парковедение представляет собой комплекс теорети­ческих и практических знаний в области содержания, методики и орга­низации работы парков как наиболее массовых учреждений культуры. Свой научный и практический статус отрасль парковедения обрела благодаря интеграции и внедрению информационного багажа из об­ласти педагогики, психологии, экологии и целого ряда других конкрет­ных дисциплин, всегда имеющих принципиальное значение не только для парка, но и для всех других субъектов социально-культурной сфе­ры.

К таким отнюдь не частным, а общеметодологическим для всей социально-культурной практики положениям относится, например, сис-



52

53

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

тема знаний в области социологии, которая используется для того, что­бы объективно оценивать тенденции в развитии паркового социума и во взаимодействии парка с окружающей средой. Таким же образом пар-коведение опирается на данные психологии - для представления о мо­тивации и убеждениях парковой аудитории; антропологии - чтобы по­нимать влияние физической организации человека и его биологической природы на его поведение и общение в условиях парка; истории - для того, чтобы извлекать уроки из опыта организации досуга людей на раз­личных этапах жизни общества.

Сказанное относится к экономике и праву, культурологии и этногра­фии и другим наукам. Парковедение использует данные междисципли­нарных исследований, таких как теория коммуникаций, теория общест­венных отношений, теория вероятности и т.д. В проводимых исследова­ниях применяется весь арсенал средств и методов научного анализа соци­ально-экономических, духовных и общественно-политических процес­сов, характерных не только для парка, но и многих других социально-культурных институтов.

Интегративность и преемственность свойственны не только отраслевым объектам культуры и досуга, но и системе профессио­нальной подготовки специалистов для учреждений и организаций социально-культурной сферы. На рубеже XX-XXI веков Москов­ским государственным университетом культуры и искусств нако­плен опыт по осуществлению долгосрочных комплексных про­грамм обучения кадров по различным специальностям и специали­зациям социально-культурной отрасли в соответствии с социаль­ным заказом государственных ведомств и общественных органи­заций.

В современной ситуации быстро происходящих социокуль­турных сдвигов в стране возникла необходимость резкого повы­шения критериев требований к качеству профессионального, выс­шего и среднего социально-культурологического образования. Се­годняшней практикой, как никогда, востребован высокий уровень профессиональной и культурной компетентности специалиста, его способности принимать целесообразные решения в сложных си­туациях, прогнозировать и оценивать социальные последствия своих действий.

Менеджеры, педагоги, культурологи, социологи, психологи, технологи, вооруженные профессиональными знаниями в системе

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

«человек - культура - общество», призваны быть готовы к откры­тому социальному диалогу с людьми, учитывая все многообразие условий и факторов, определяющих положение личности в со­циуме. Такой диалог о самом главном в жизни каждого ребенка, подростка, взрослого - о его настоящем и будущем, реальном ос­мыслении и способах решения возникающих проблем, преодоле­нии трудностей и противоречий - социально востребован и необ­ходим в повседневной практике каждого подготовленного специа­листа.

В содержании и методиках культурологического образования основной акцент переносится на умение специалиста самоутвер­диться и самореализоваться в конкретных видах досуга и творче­ства, сформировать такое же умение у тех, с кем он работает (у детей, подростков и взрослых). Поэтому комплексные программы подготовки специалистов по профилю «Социально-культурная деятельность» достигнут своих целей, если с самого начала будут ориентированы на развитие у них творческих начал, на привитие им вкуса и желания заниматься творческим поиском необходимых путей, способов и средств воздействия на социально-культурную сферу.

Особую значимость для современного российского общества приобретает деятельность будущих менеджеров, педагогов, ре­жиссеров, технологов культурологического профиля как высоко­квалифицированных специалистов особого типа и особого класса, способных активно работать в различных отраслях социально-культурной сферы, обучать людей многообразным умениям и навыкам в сфере культуры, искусства, спорта, народных промы­слов и ремесел, игр, рекламы, устанавливать контакты между раз­личными группами населения, организовывать их социальное взаимодействие, инициировать решение жизненно важных досуго-вых проблем на локальном уровне.

Таким образом, говоря об интегративной и преемственной, по суще­ству, природе социально-культурной деятельности, можно утверждать, что эта деятельность является одновременно и наукой, и искусством. В качестве предмета научного исследования она органически включает в себя систему теоретических знаний и практических навыков большого круга родственных по направленности наук, предполагает также мастер-



54

55

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ство и умение специалистов по эффективному применению их на прак­тике.

Социально-культурная деятельность: морфология термина

Как предмет изучения социально-культурная деятельность имеет трехмерное построение. Наиболее полный и объективный анализ её структуры может быть обеспечен благодаря соблюдению трех принци­пиальных подходов: институционального, духовно-содержательного и морфологического.

С помощью институционального измерения мы получаем возмож­ность проследить динамику возникновения и исторического развития форм, методов и технологий социально-культурной деятельности, свя­занных с производством, сохранением, потреблением, освоением и изу­чением культурных ценностей и продуктов, предметов искусства и быта Духовно-содержательное измерение позволяет выявить воздействие со­циально-культурной деятельности на духовный мир её субъектов и объ­ектов - создателей и потребителей культурных благ и ценностей.

Но наиболее методологически важным в контексте предмета нашего курса представляется морфологическое измерение, морфологический подход к сущности понятия социально-культурной деятельности. В кон­тексте изучения нашей дисциплины неоднократно проверенный метод морфологии как науки о форме и строении социального или биологиче­ского явления еще раз подтверждает свою системность, объективность и последовательность. Морфологический подход позволяет не только со­поставить, но и проанализировать соотношение, взаимодействие и взаи­мозависимость различных видов и структурных элементов социально-культурной деятельности на отдельных этапах её истории и современ­ного развития.

Из самого названия изучаемой нами дисциплины следует, что единую социально-культурную систему, характерную для любой страны и любой цивилизации, образуют две её составные части -«общество» и «культура». На какой базе они остаются единой сис­темой, будет ясно тогда, когда мы вникнем в суть и смысл понятий «общество» и «культура». С точки зрения сторонников системного подхода, общество как целостная система состоит из целого ряда подсистем: экономической, политической, социальной и культур­ной, соединенных причинно-следственными связями.

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

В контексте нашего предмета общество предстает как истори­чески сложившаяся, относительно устойчивая совокупность свя­зей, взаимодействий и отношений между людьми, которая осно­вывается на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных (культурных) ценностей и благ и опирается на поддержку со стороны множества социальных и социально-культурных институтов и организаций.

С самого начала термин «культура» ассоциировался с созда­нием человеком «второй природы» начиная с первого акта окуль­туривания им предметов природы и создания на этой основе ору­дий труда. Многофункциональность таких орудий труда или ка­ких-либо других предметов, жизненно необходимых для человека, дала возможность обобщить их под понятием «культура». Куль­тура соединяет в себе как элементы материальной, трудовой дея­тельности людей, так и элементы их духовной деятельности. Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере его материальной и духовной жизни, это высшее проявление твор­ческих сил и способностей человека.

Главной чертой духовной жизни общества была и остается культуросообразность. Суть и смысл деятельности миллионов лю­дей, представляющих духовную элиту общества - деятелей науки и искусства, педагогов, мастеров-наставников - состоит в том, чтобы помочь каждому новому поколению в овладении матери­альной и духовной культурой своего народа, её сокровищами. При этом необходимо иметь в виду, что высокая духовность, постоян­ные нравственные искания, возвышающие человека, всегда со­ставляли одну из главных особенностей русского национального характера.

Мерой культуры и воспитанности всегда считалась интелли­гентность. И Шекспира и Пушкина объединяет неординарный вы­вод, сделанный этими двумя величайшими гениями: причина всех человеческих бед в невежестве. Интеллигентность во все времена выступала в качестве антипода хамству и невежеству. Это поло­жение особенно актуально для нынешнего времени практицизма, мощных процессов коммерциализации духовной сферы, в частно­сти искусства.



56

57

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Многие великие умы видели спасение человечества в красоте, в художественном творчестве, в высокой культуре. Именно на­стоящая культура воплощает извечное стремление человечества к истине, добру и красоте. Главным гарантом духовного бытия об­щества является деятельность по приобщению людей к миру пре­красного, к культуре быта и человеческих отношений, выработке высокого вкуса и неприятия пошлости, формированию культуры поведения и потребности строить жизнь по законам красоты и гармонии.

Таким образом, общество предстает как социально-культурная сис­тема, которая олицетворяет единство материального и духовного произ­водства. Общество производит, воспроизводит и удовлетворяет не только физические потребности людей, но и духовные - в общении, коммуни­кации, обмене информацией, проявлении творческих способностей и т.д. Эти функции современного общества логично подводят нас к необходи­мости четкого понимания предмета социально-культурной деятельности.

В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере куль­туры характеризуется категорией «социально-культурная деятельность», которая обозначает как различные феномены социальной и культурной жизни, так и специальные технологии. В этой связи в контексте нашего предмета изучения социально-культурную деятельность правомерно рас­сматривать (в определенном смысле) и как деятельность социальных общностей и отдельно взятой личности по созданию, сохранению, освое­нию, обогащению и использованию социально-культурных технологий. Необходимо более четко представить себе ту реальность, которая должна стать предметом практической деятельности для широкого спектра про­фессий социально-культурной и социально-педагогической на­правленности.

Для начала попробуем развести содержание исходных понятий «со­циум» и «культура», рассмотреть их как относительно автономные друг от друга, закрепив за ними тот смысл, который является для них традици­онным и отражает результативные и процессуальные стороны явлений, ими обозначаемых.

Социум как явление, предмет и объект анализа можно представить в виде базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций, институтов), которые являются универсальными, типичными и устойчи­выми общественными образованиями, а также процессов «социальной

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

механики», т.е. социальных взаимодействий, отношений. Исходными характеристиками при анализе социологической проблематики являются статус и социальная роль.

Культура как результат представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для со­циальной общности (в широком смысле этого слова — включая этнос, нацию, общество) и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих консолидацию человеческих сообществ, индивидуаль­ное самоопределение личности. В процессуальном плане культура есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфиче­ски человеческий способ преобразования природных задатков и возмож­ностей, она есть единство опредмечивания (производства) и распредме­чивания (потребления) — создания традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляции, превращения их во внутренние качества личности.

Совершенно очевидным выводом из анализа современной историче­ской ситуации является то, что «просветительская» модель мироустрой­ства исчерпала себя, а изменившиеся условия диктуют необходимость поиска новых подходов в осмыслении важнейших проблем соотнесения и взаимодействия культуры и образования. Основанием для этих подхо­дов служит положение о том, что для нынешнего столетия «феномен культуры все более сдвигается в центр, в средоточие человеческого бы­тия, пронизывает все решающие события жизни и сознание людей»1.

Культура «заполняет и насыщает все социальное пространство, обра­зуемое кооперативной человеческой деятельностью, оказывается как бы размытой по всему телу социального организма и проникающей во все его поры»2. Можно с полным правом утверждать, что все социальные секторы и институты оказываются субъектами культурной деятельности, занимаются созданием, сохранением, распространением и освоением культурных ценностей.

Практически «некультурных» участков социальной жизни не обна­руживается. В любом социуме существует множество культур, так на­зываемых мультикультур, отличающихся рядом характеристик их но-

'Shape4Библер B.C. Or наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М, 1990. - С. 261.

гМаркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. -М, 1983. -С.44.