Файл: Скд Киселева красильников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 9321

Скачиваний: 228

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


58

59

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

сителей - отдельных лиц и групп населения. Каждую из этих групп, а соответственно, и их культур, отличает один, а то и сразу несколько при­знаков людей - их социальная, экономическая и гражданская принад­лежность, этническое происхождение, их род, пол и половая ориентация, их мировоззрение и образование, профессия, язык, традиции, обычаи, возраст, физическое и умственное развитие, религия и др. Очень часто о культурной идентичности человека или группы можно судить и по внешним, невербальным признакам.

Каждый человек или группа людей по природе своей обладают мно-гокультурностью, или мультикультурностью. Другими словами, в них мы обнаруживаем пересечение многих культур или, говоря иначе, культурных идентичностей. При этом одна из этих культур (культурных идентичностей) является преобладающей, доминирующей. Например, постоянной доминирующей чертой у человека может служить его на­циональность или пол.

В то же время многие из культурных идентичностей человека или группы представляют собой категорию крайне переменчивую, подвиж­ную. Ученые говорят о своеобразном постоянном «дрейфе идентично­сти», связанном с изменением возраста, профессии, гражданства, перехо­дом в иное вероисповедание.

Таким образом, само понятие мультикультурности предполагает взаимозависимость социального и культурного начал, взаимопроникно­вение социальной и культурной принадлежности людей. Социум как бы «растворяется» в культуре и наоборот.

Культурной в этом случае можно считать любую человеческую дея­тельность, включая физиологические процессы сна, питания и т.п., кото­рые приобретают «культурные формы».

Представляя собой единство, трудноосознаваемое даже на уровне теоретического анализа, категории «социум» и «культура» в то же время обозначают в рамках одной системы два полюса с оппозиционными функциями и смыслами.

Социум - это отчуждение в рамках социальной роли от собственной природы и природы своего «национального мира». Культура - это врас­тание в национальный мир, образуемый языком, преданиями, нацио­нальной психологией.

Сущность социума - делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность культуры — способствовать формированию духовно целостной лично-

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

ста, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.

Если социальная деятельность - это целеориентированная актив­ность, содержание которой задано определенной социальной ролью субъекта, то культурная деятельность - это активность ценностно-ори­ентированная, проникнутая и продиктованная определенным содержа­тельным смыслом.

Учитывая условность обозначенных выше оппозиций, их преимуще­ственно теоретико-познавательный характер, попробуем, с одной сто­роны, найти то общее, что связывает эти понятия-явления, а с другой — в их сочетании обнаружить несамодостаточность каждой из них, которая и объяснит функционально-смысловую взаимосвязь этих категорий.

Точкой отсчета в данном случае будет культура, а еще точнее - ее процессуальный уровень. Именно взгляд на культуру как на процесс соз­дания, хранения, освоения, трансляции ценностей, норм, образов жизни, а также материализованных результатов культурной деятельности, во-первых, делает необходимым использование категории (деятельность»; во-вторых, актуализирует и проясняет категорию «социального», ибо культура как процесс «живет» в деятельности различных социальных субъектов. В отрыве от них культура «застывает» в различных предмет­ных формах, которые лишь фиксируют ценности, традиции, обряды, предания предшествующих исторических эпох, не делая их фактом сего­дняшней культурной жизни.

Термины «социальная группа» и «культурная группа» в контексте нашего курса являются синонимами. Любая социальная группа, обла­дающая определенными отличительными чертами, одновременно может называться культурной группой. Одна и та же личность может отно­ситься одновременно к нескольким культурным группам: социальной, возрастной, половой, профессиональной, спортивной, по интересам и т.д. Поэтому на личность как бы проецируются характерные культурные черты (привычки, интересы, стиль одежды и стиль общения, досуговые предпочтения, духовные ценности и др.), воспринятые ею от близких для нее групп. В определенной мере отнесение человека к той или иной культурной группе связано и с его местожительством (житель крупного города и провинциал), землячеством, принадлежностью к различного рода меньшинствам (этническим, конфессиональным, сексуальным и т.д.). Из сказанного следует, что социальные и культурные характери­стики переплетаются не только на уровне какого-либо народа, но и на



60

61

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

уровне отдельно взятого индивидуума.

Итак, взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием «социально-культурная деятельность».

Отношение понятий, составляющих категорию «социально-культур­ная деятельность», носит характер взаимодополняемости. Это позволяет отнести ее к разряду таких терминологических конструкций, как, напри­мер, «либерально-демократическое общество», где первая часть характе­ризует специфику ценностей, а вторая обозначает форму государствен­ного устройства. В нашем случае «социальное» указывает на субъект деятельности, а «культурное» - на качество и сферу его активности.

Обратим внимание на соотношение социального и культурного: со­циальное - форма взаимодействия, культурное - результат взаимодейст­вия. Главный продукт социально-культурной деятельности - люди, соци­альные общности и группы, социумы, освоившие культуру.

«Социальное» и «культурное» растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социаль­ных ролей и культурных ценностей. Социальная роль в данном контексте рассматривается как совокупность нормативно одобренных, ожидаемых окружающими людьми поведения и действий человека в определенных обстоятельствах. Человек выступает в роли первичного «атома» соци­альных структур, отношений и процессов.

Взаимодействие субъектов как отличительная черта

В категории «социально-культурная деятельность» особо выделим термин «социальное», под которым прежде всего подразумевается чело­век, но не только как конкретный носитель культурных свойств этой дея­тельности, но и как субъект активного взаимодействия с окружающей средой. Отметим множество участников такого взаимодействия в лице отдельно взятой личности, нескольких людей, социального института, этнической группы, нации по созданию, сохранению, распространению, освоению и развитию культурных ценностей, норм и традиций, значи­мых для государства или субъектов гражданского общества.

Взаимодействие людей служит главным признаком любого социаль­ного явления. Под социально-культурным взаимодействием подразуме­вается процесс взаимного влияния людей и групп на сознание и поведе­ние друг друга, в ходе которого происходит взаимное согласование того или иного действия. Именно благодаря взаимодействию становится воз-

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

можной совместная социально-культурная деятельность отдельных ин­дивидов, групп, учреждений и организаций. Поэтому определение «куль­турная» деятельность предполагает значимое взаимодействие, обмен в сфере культуры.

Взаимодействие является исходным моментом для понимания сущ­ности социально-культурной деятельности. Имеется в виду взаимодейст­вие индивидов или групп, образующих социально-культурную общность для удовлетворения образовательных, развлекательных, оздоровительных и иных потребностей. Взаимодействие нередко называют принятым в социологии термином «интеракция», но чаще всего оно трактуется обыч­но как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами. Являясь постоянными но­сителями качественно различных видов социально-культурной деятель­ности, эти группы различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

Педагогически организованное социально-культурное взаимодейст­вие представляет собой не только межсубъектное сотрудничество, но и взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социально-культурной деятель­ности. Оно имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее). Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирую­щие содержание и характер их взаимодействия. Под субъективной сторо­ной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, осно­ванное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это, как правило, межличностные (или социально-психологические) отношения, складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени. Механизм социального взаимодействия включает: ин­дивидов, совершающих те или иные действия; изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями; влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность; обратную реакцию индивидов.

Наглядным примером такого взаимодействия является педагогиче­ская, по сути, социально-культурная анимация. Возникнув во Франции,



62

63

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

этот особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных людей в сфере досуга быстро завоевал популярность не только у себя на родине, но и за её пределами. Суть и смысл анимации составляет использование различных видов художественного творчества в качестве методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми в свободное от работы и других непреходящих дел время. Её по­стоянная цель - предотвращать явления стагнации, отчуждения личности в культуре общества, в структуре общественных отношений.

Анимация как никакой другой вид педагогической практики красно­речиво отражает креативную, созидательную, одухотворяющую сущ­ность социально-культурной деятельности. Професссиональные анима­торы, подготовкой которых занимаются многочисленные учебные цен­тры, делятся на два типа: координаторы досуговых центров и программ и педагоги, возглавляющие кружки, студии, мастерские. Готовясь к анима­ционной деятельности, специалисты осваивают разнообразные досуговые технологии, получают необходимую нормативно-правовую, экономиче­скую, психологическую поддержку.

Следует особо подчеркнуть весьма важный аспект культурной дея­тельности как социально значимого взаимодействия множества людей и групп в сфере культуры. Такое взаимодействие открывает широкие воз­можности не только для культурного выбора и культурного самоопреде­ления личности, но и межкультурной коммуникации, обмена идеями, опытом, информацией. Именно поэтому в проблематике научных изы­сканий социально-культурной деятельности большое место уделяется созданию в рамках каждого социума достаточно развитого коммуника­тивного пространства, в котором могли бы пересекаться интересы и пред­почтения различных по статусу и культурным ориентациям социальных, профессиональных, возрастных, этнических, конфессиональных и иных групп населения.

В этой связи неслучаен рост внимания ученых к расширению инфор­мационного пространства, без которого невозможно органичное развитие социально-культурной сферы. Особую активность приобретают наиболее эффективные способы вхождения отдельных людей, социальных групп и институтов в мировые информационные системы, а также изучение воз­растающего влияния такого мощного социально-культурного института, как средства массовой информации. Во многих ситуациях, говоря о сег­ментации социокультурного пространства региона, мы подразумеваем и сегментацию информационного пространства, специализацию средств

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

информационного воздействия на аудиторию читателей, зрителей и слу­шателей.

Целью такой сегментации в конечном счете является педагогическое обеспечение процесса вхождения человека в социум, в мир культуры как достойного её наследника и продолжателя. Используя в рамках термина «социально-культурная деятельность» понятие «социальная», мы тем са­мым подчеркиваем, что, во-первых, социум, конкретная социальная общ­ность является носителем культуры, а, во-вторых, культура по своей при­роде всегда социальна, всегда представляет собой явление коллективное, общественное.

Понятийный аппарат предмета

В тесной связи с трактовкой понятия «социально-культурная дея­тельность» находится обоснование термина «социально-культурная сфера». На протяжении многих предшествующих десятилетий были распространенными и сохраняются поныне понятия «сфера культуры» (в более широком варианте «сфера культуры и искусства») и «отрасль культуры». В статистике народного хозяйства оба этих термина ис­пользуются в весьма узком, сугубо экономическом контексте, как сфера или отрасль культурных услуг. Но такой подход явно отделяет отрасль культуры от многих других видов социально-культурной деятельности -например, образования, досуга, спорта и т.д.

Вот почему принципиально важно более строгое и четкое определение границ между «социально-культурной сферой» и «отраслью культуры», которая является лишь частью первой, хотя и очень важной. В отли­чие от термина «отрасль культуры» социально-культурная сфера предстает в виде обобщенного, универсального, системообразующего термина, с помощью которого изначально обозначено тесное единство и взаимодействие следующих подсистем: духовных, культурных потребно­стей граждан; различных видов социально-культурной деятельности; конкретных результатов (продуктов) различных видов этой деятельности; наличия широкой сети социальных институтов, осуществляющих эту деятельность как в коллективном, так и индивидуальном порядке.

В принятых в 1992 году «Основах законодательства Российской Фе­дерации о культуре» получил раскрытие понятийный аппарат (тезаурус), который постоянно используется в современной теории и практике соци­ально-культурной деятельности (ст. 3). Эти понятия (термины) имеют принципиальное значение для понимания сути и содержания курса.



64

65

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Глоссарий, охватывающий терминологию, используемую в общест­венной социально-культурной практике, включает в себя и целый ряд принципиально важных терминов и понятий. Без их освоения практиче­ски невозможно осмысление такого фундаментального явления в жизни человечества как социально-культурная деятельность. Остановимся на наиболее существенных для понимания самого предмета терминах: куль­турные ценности и культурные блага; культурное наследие и культурное достояние народов России; творческая деятельность; творческий работ­ник; государственная культурная политика; основные области (виды) культурной деятельности; права и свободы человека в области культуры; права и свободы народов и иных этнических общностей в области куль­туры; механизм экономического обеспечения культурной деятельности.

К ключевым понятиям относится понятие культурных ценностей. Как видно из сформулированного выше определения понятия «соци­ально-культурная деятельность», одно из главных мест в нём принадле­жит термину «культурные ценности». Культурные ценности - это источ­ник и результат социально-культурной деятельности, это и постоянный объект для их изучения, сохранения, производства, освоения, использо­вания и, как следствие, разработки и реализации множества адекватных образовательных, информационных, рекреативных, творчески разви­вающих, реабилитационных и других программ.

Сравнение ценностей, принятых в разных культурах, дает основание утверждать, что любые ценности относительны и субъективны, потому что их оценку производит человек, который не может быть беспристра­стным. В результате под ценностью подразумевается относительное ка­чество материальных или идеальных объектов - вещей, идей, представ­ляющее собой способность удовлетворять потребности различных субъ­ектов - отдельного человека, социума, человечества в целом. В широком смысле ценности - это то, что создается, понимается и признается необ­ходимым культурными людьми в зависимости от уровня их культур­ного развития. Источниками ценностей являются либо природа, либо культурная деятельность .

Объективна и закономерна необходимость и неизбежность сущест­вования различных схем классификации культурных ценностей.

Основу содержания социально-культурной деятельности со­ставляют общечеловеческие ценности. По мнению целого ряда

1Shape5 Соколов Б.С. Социокультурная деятельность как феномен. - СПб., 1996. - С. 12. 66

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

педагогов-исследователей (В.А. Караковский и др.), в социально-культурной деятельности необходимо базироваться на фундамен­тальных ценностях, благодаря которым у человека формируются добрые черты, рождаются высоконравственные потребности и по­ступки. Это Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Каждая из этих ценностей обладает огромной значи­мостью для содержания и организации социально-культурных процессов.

Систематизация социально-культурных ценностей производится по самым различным типологическим признакам. Наиболее распростра­нены классификации: 1) по происхождению ценностей: искусственные (созданные руками человека) и естественные (созданные природой); 2)по их сущностной характеристике: материальные (овеществленные) и ду­ховные (неовеществленные); 3) по их создателям и пользователям: со­циальные ценности (создатель и пользователь - социум) и индивидуаль­ные ценности (создатель и пользователь - индивид, личность).

Многие культурные ценности и организации культуры входят в состав культурного достояния народов Российской Федерации и имеют эталонное, уникальное значение в истории, культуре и ис­кусстве Российской Федерации. Они отнесены к числу особо цен­ных объектов культурного наследия народов Российской Федера­ции, пользующихся особыми формами государственной под­держки. Порядок отнесения к особо ценным объектам культурного наследия, особые формы государственной поддержки, особенно­сти владения, использования и распоряжения особо ценными объ­ектами культурного наследия определяются законодательством Российской Федерации.

В типологию культурных ценностей в соответствии с «Основами за­конодательства Российской Федерации о культуре» (1992) входят нрав­ственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; исторические топонимы; фольклор, художественные промыслы и ремесла; произведе­ния культуры и искусства; результаты и методы научных исследований культурной деятельности; здания, сооружения, предметы и технологии, имеющие историческую значимость; уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

67


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Непреходящей социально-культурной ценностью каждого народа является его родной язык. Россия, как известно, обладает огромным язы­ковым богатством. Трудно переоценить несомненную значимость языков больших и малых народов России для её объединения как единого много­национального государства. Особенно это необходимо в наши дни, когда мы постоянно сталкиваемся с нарушениями баланса языковых интересов в сторону западноевропейских языков.

В этом отношении опыт социально-культурной деятельности насе­ления различных субъектов Российской Федерации существенно обога­щается за счет бытующего во многих регионах билингвизма (двуязычия) и многоязычия. Именно поэтому уже начиная с семьи, дошкольного уч­реждения, школы, у детей стимулируется развитие языковых навыков, в любой из групп утверждается языковый и речевой плюрализм, который используется для мультикультурного образования и воспитания каждого ребенка. Специалисты всех категорий - менеджеры, педагоги, технологи, тренеры, активно задействованнные в социально-культурных процессах, прекрасно понимают, что в современном взаимозависимом мире изуче­ние языков становится объективной необходимостью. Для русского, про­живающего в Татарстане или Калмыкии, знание татарского или калмык-ского языков может стать инструментом не только познания культуры народа, но и более успешного ведения социально-культурного бизнеса, средством создания благоприятной образовательной, творческой, рек­реативной среды для себя и для других русских в ином культурном окру­жении. Работая в кружках, студиях, секциях, эти люди и у своих подо­печных стремятся воспитывать уважительное отношение ко всем языкам, наречиям, говорам, диалектам, акцентам.

Существует ряд других версий типологизации духовных ценностей. Например, Б.С. Ерасов предлагает такую классификацию: витальные (жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила, выносливость, ка­чество жизни, природная среда и др.); социальные (социальный статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, патриотизм, социальное ра­венство, равенство полов и т.д.); политические (свобода слова, граждан­ские свободы, законность, порядок, гражданский мир и т.п.); моральные (добро, благо, любовь, дружба, справедливость, долг, честность, беско­рыстие, уважение к старшим); религиозные (Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, церковь, священное писание и тд.); эстетические (красота, идеал, стиль, гармония, мода, культурная само-

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной деятельности

бытность и пр.); научные (истина, достоверность, объективность и т.д.); военные (мужество, бесстрашие и пр.) и др.1

А.В.Соколов среди многообразия духовных ценностей выделяет ценности: общечеловеческие (универсальные); национальные (отечест­венные); групповые (сословные, профессиональные, территориальные, молодежные, женские и т.д.); индивидуальные (личностные)2.

К понятию ценностей органично примыкают понятия культурного продукта, благ и услуг. Поскольку в создание каждой культурной ценно­сти вкладывается труд конкретного человека или сообщества людей, по­стольку термин «ценность» может иметь и более узкую трактовку - как конечный продукт (или результат) социально-культурной деятельности, благодаря которому удовлетворяются культурные потребности людей.

Среди множества продуктов социально-культурной деятельности вы­деляются продукты материальные и нематериальные. К материальным продуктам, рассчитанным на длительный срок использования, относятся: 1) многочисленные «производственные» (например, музыкальные инст­рументы, театральные костюмы, техническое оборудование и т.д.) и ин­формационные (радиоприемники, телевизоры, магнитофоны и т.д.) сред­ства культуры, с помощью которых осуществляется производство или воспроизводство культурных ценностей; 2) предметы культуры, являю­щиеся продуктом духовного производства, но имеющие материальное воплощение (например, книги, картины, кинофильмы, скульптуры и дру­гие произведения искусства).

Нематериальные продукты - это социально-культурные услуги, кото­рые рассчитаны на формирование и удовлетворение духовных интересов, запросов и потребностей и, как правило, существуют в течение сравни­тельно небольшого отрезка времени, затрачиваемого на их производство и потребление (показ спектакля, проведение концерта, кинопоказ, выдача книг в библиотеке и книготорговля, прокат костюмов, репетиторство и т.д.).

В тех случаях, когда все продукты социально-культурной деятельно­сти, как материальные, так и нематериальные, естественным путем при­обретают определенную потребительскую стоимость (очень часто в виде товара, т.е. предмета купли-продажи), они становятся, на языке экономи­стов, культурными благами.

'Shape6Ерасов Б.С. Социальная культурология. -М, 1996. -С. 115-116.

2 Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. - СПб., 1996.