Файл: Скд Киселева красильников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 9320

Скачиваний: 228

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильншов. Социально-культурная деятельность

ям и т. д. - права на пользование социально-духовными благами, возможности духовного обновления во имя высоких целей добра и милосердия. Именно этот мотив обусловливает тесное со­трудничество деловых кругов с общественно-добровольными формированиями: фондами, движениями, объединениями соци­ально-защитной направленности.

Многие досуговые программы, осуществляемые в социально-культурной сфере по принципу самоокупаемости, для представи­телей делового мира, например, отечественных и зарубежных биз­несменов, сотрудников фирм и совместных предприятий, финан­сируются за счет частных вкладов и членских взносов.

Пользователями программ клубов закрытого типа, дорого­
стоящих шоу-программ, круизов, конкурсов являются люди, кото­
рые могут позволить себе сделать солидный вступительный взнос,
оплатить стоимость путевки или входного билета. При всем мно­
гообразии этих программ - мужских, женских, детских, спортив­
ных, концертно-зрелищных и развлекательных, служебных и вне­
служебных - в их реализации преобладает ярко выраженная соци­
альная обособленность. -,
Существует целый ряд разновидностей предпринимательской
(коммерческой) деятельности в социально-культурной сфере, ко­
торую ведут не столько государственные, сколько, главным обра­
зом, частные организации.

Среди них:

-оказание информационно-консультативной помощи, проведе­ние экспертизы социально-культурных проектов и программ, формирование мониторинга социально-культурной жизни, сбор и анализ статистических данных, размещение заказов на социологические исследования, отбор программ и проектов для финансирования по заказам;

-посредничество и участие в осуществлении инвестиционной политики, финансировании социально-культурных проектов и программ, изыскании дополнительных возможностей в обес­печении финансовой и другой поддержки социально-культур­ных инициатив, кредитовании самоорганизации культурной жизни, заключении контрактов на культурное обслуживание,

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

уShape145 чреждении дочерних фирм, малых предприятий и коопера-тивов;развитие и укрепление материальной базы, -оказание помощи социально-культурным учреждениям в по­ставках оборудования и материалов, размещение заказов на изготовление декораций, костюмов, инструментов, оборудо­вания, оказание транспортных услуг, размещение полиграфи­ческих заказов и т. д., подготовка и переподготовка кадров; -развитие зарубежных связей, контактов и обменов в соци­ально-культурной сфере, участие в организации и финансиро­вании международных детских, молодежных, взрослых про­грамм социально-культурного профиля. В процессе формирования социально-культурной среды кон­кретного региона необходимо найти свое место каждому из досу-говых учреждений и центров: государственным, частным (ком­мерческим) и общественно-добровольным, хозрасчетным, само­окупаемым и существующим на дотации (за счет государства, ве­домства, спонсора и т. д.), формальным и неформальным, ведом­ственным и неведомственным.

Как государственные, так и частные (коммерческие) предпри­ятия обладают правом добровольного вклада своих средств в со­циально-культурную сферу, выступать в качестве заказчика, спон­сора, инвестора, мецената в том или ином виде социально-куль­турной деятельности, по отношению к любому клубу, кинотеатру, театру, парку, музею, артисту, художнику, писателю и т.д.

К важной составляющей части социально-культурной сферы, где не столько государство, сколько особенно частный (коммерче­ский) сектор проявляет активную предприимчивость и инициа­тиву, следует отнести курортный и турбизнес и тесно связанные с ним развитие гостиничного и сервисного дела (отелей, мотелей, ресторанов и кафе, туристических баз и кемпингов, спортивных и оздоровительных лагерей и т.д.), производство товаров для спорта и туризма. Частные (коммерческие) предприятия и фирмы, чутко реагирующие на все изменения запросов и потребностей населе­ния, делают ставку на рост средств передвижения (автомашин, мо­тоциклов, лодок, катеров и т. д.), находящихся в личном поль­зовании граждан, на приток зарубежных туристов, а также на при­влечение иностранных инвесторов в доходную отрасль, какой яв-



344

345

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

лShape146 яются туризм и курортное хозяйство. Коммерческие фирмы и компании активно приобретают и осваивают земельные участки вне городской черты для последующего создания здесь коммерче­ских зон и домов отдыха.

Существует много механизмов вовлечения финансовых средств в реализацию социально-культурных проектов и про­грамм. Это объединение финансовых средств, трудовых, матери­альных и других ресурсов потенциальных партнеров в лице госу­дарственных и общественных организаций, частных предприятий, фирм и кооперативов; создание совместных социально-культур­ных или культурно-досуговых предприятий, центров, учреждений, подкрепленное соответствующим разделением доходов или убыт­ков (за вычетом необходимых расходов и отчислений); добро­вольное объединение материально-финансовых средств для вос­становления или ремонта историко-культурных памятников, орга­низации благотворительных акций для воспитанников детских до­мов, интернатов, инвалидов, пенсионеров и т.д.; формирование местного фонда социального и культурного строительства, обра­зуемого за счет нормативного отчисления доходов, а также обяза­тельных взносов предприятий, фирм, учреждений и граждан; все­мерное поощрение и создание льготных условий для стимулиро­вания добровольного материально-финансового участия государ­ственных и частных предприятий, фирм, компаний в развитии со­циально-культурной сферы.

Действенным инструментом поддержки социально-культур­ных инициатив и движений являются меценатство и благотвори­тельность. Российское меценатство, как известно, имеет глубокие историко-культурные корни. Традиционными чертами российских меценатов, добровольно финансировавших деятельность и худож­ников-одиночек, и целых творческих коллективов, являлись пол­ное обеспечение свободы творчества и творческого самовыраже­ния деятеля культуры, непременное глубокое понимание целей и позиций художника. При этом меценаты, оказывая помощь, остав­ляли за собой лишь право выбора кандидатуры, которая нуждалась в первоочередной поддержке. Ныне в роли меценатов выступают не только отдельные предприниматели, представители делового мира, но и целые группы, коллективы, общности людей. Меценат­ство в таких материально не обеспеченных отраслях, как социаль-

346

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

нShape147 ая работа, культура, образование, досуг, просвещение, медицина, закономерно является необходимым условием и результатом де­мократизации социально-культурной политики.

Территориальные социально-культурные общности

В отличие от корпоративных общностей, территориальная соци­ально-культурная общность - это реальная или воображаемая общность, представители которой соотносят свою культуру, нравственные и эсте­тические нормы и идеалы, духовные ценности и традиции, мнения, оценки и самооценки с постоянным местом своего проживания - кон­кретным регионом, областью, краем.

Типичной как в историческом, так и в современном контексте тер­риториальной социально-культурной общностью является город. Упот­ребим термин «город» в самом смысле - как обобщенную селенческую единицу. Являясь территориальной и одновременно социальной общ­ностью, город всегда представлял и представляет собой общественно значимое самодостаточное культурное явление.

Основания, ценностные ориентации, социальные ожидания, кото­рыми живет современный город, принадлежат изначально определенной культурной традиции этого города, тому кругу культурных норм, идей, взглядов, представлений, которые город исповедует.

Издавна город в научном понимании и в обыденном сознании совре­менников был центром притяжения духовных и материальных устремле­ний, переплетения социальных и культурных отношений эпохи. Расшире­ние культурной стороны деятельности с древних времен становилось су­тью жизни города, развития и изменения его характера. Отнюдь не слу­чайно называя древнейшие цивилизации «городскими», мы тем самым подчеркиваем наличие у каждого из городов особого социально-культур­ного статуса, который уже сам по себе служил принципиально новой формой экономического, социального и культурного единства населения.

Для обеспечения жизнедеятельности своего населения город посте­пенно накапливал всё, что вырабатывалось культурой региона: образцы и стандарты деятельности, стереотипы поведения, образа жизни, освоенные достижения техники и искусства И в античных Греции и Риме, и в сред­невековой Руси для каждого города наиболее приоритетной всегда оста­валась культурная деятельность. Даже в периоды упадка, утраты многих функций город дольше всего сохранял именно свой культурный статус.

347


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Поскольку многие элементы культуры вообще воспроизводились только в рамках городских форм разделения труда, постольку упадок го­рода или его гибель приводили, как правило, к резкому культурному рег­рессу всего региона. Городская среда на всех этапах истории брала на себя и трансляцию культуры от поколения к поколению (Дукельский В.Ю. Город как источник культуры // Культура города: проблемы качества го­родской среды. - М., 1986. - С. 67).

Развивая свою самобытность, каждый город создает или целенаправ­ленно выявляет свою культуру, обретает свой «норов». В результате реа­лизации культурной функции город и горожане адаптируются друг к дру­гу. На укрепление такого взаимодействия, на формирование неповто­римой культурной индивидуальности города практически работают все составляющие элементы городской инфраструктуры - производство, ар­хитектура, быт, учреждения культуры, искусства, образования, досуга, спорта и многое другое.

Традиции, обычаи, обряды, ритуалы, бытующие в городе и других близких ему социально-территориальных общностях (например, посел­ках, отдельных регионах), представляют собой крайне подвижную, ди­намичную социально-культурную структуру. Именно здесь, в каждой -, социально значимой ситуации, происходит активный взаимообмен ин­дивидуальным и коллективным опытом. Многие обряды и ритуалы как бы провозглашают изменение социального статуса каждого жителя -члена городского либо сельского сообщества.

Например, свадьба является свидетельством общественного при­знания новой семьи, а ритуал крещения способствует сохранению чув­ства принадлежности человека к сообществу верующих.

Каждый из традиционных обрядов и ритуалов привносит что-то свое, очень важное и необходимое в духовную жизнь сообще­ства, социальной группы, слоя, отдельно взятой семьи. Благодаря традициям, обрядам, ритуалам складываются определенные на­выки поведения и общения людей в социально значимых обыден­ных ситуациях. Эти навыки распространяются на все виды и спо­собы социально-культурной деятельности, быта, досуга граждан.

Общественные формирования и их типология

Близкими по сути и смыслу социально-культурным общно­стям является общественные формирования, организации, объе­динения, движения. Каждое из них представляет собой добро-

348

Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности

вShape148 ольный, самоуправляемый, некоммерческий общественный ин­ститут, созданный по инициативе граждан, объединившихся на основе общности социальных и культурных интересов для реали­зации общих целей, обозначенных в уставе объединения.

Как видим, в отличие от социально-культурной общности общественное формирование (движение, объединение) обладает чертами социальной организации. По существу это целостная, ак­тивно проявляющая себя в определенной социально-культурной среде система с присущими ей специализацией функций и взаи­модействием между индивидами, группами, структурными под­разделениями, созданная для удовлетворения разнообразных об­щественно-политических, экономических, социальных и духовных интересов и потребностей людей.

К общественным формированиям, например, относятся об­щероссийские и межрегиональные партии, международные, обще­российские и международные движения.

Многие из них имеют сеть собственных культурных центров и филиалов, клубов, библиотек, выпускают собственные периоди­ческие издания, активно сотрудничают с государственными и об­щественными структурами.

В общественные формирования входят дети, подростки, мо­лодежь, взрослые, представляющие как малые, так средние и большие социальные группы. Общественные формирования со­ставляют основу многочисленных прямо или косвенно задейст­вованных в социально-культурной сфере: общественных органи­заций, движений, инициатив, фондов и объединений. Классифи­кация добровольных общественных формирований основана на специфических особенностях профиля и содержания их работы, состава участников, форм и методов деятельности.

В соответствии с принятыми с 1995 года Гражданским кодек­сом Российской Федерации (часть 1), законами РФ «Об общест­венных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организа­циях», заложена достаточно полная правовая основа для создания и функционирования общественных некоммерческих социально-культурных организаций. Некоммерческие общественные инсти­туты обрели четкие организационно-правовые формы в виде об­щественных организаций, фондов, учреждений, объединений и

349


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

союзов. В своей деятельности эти формирования и организации не преследуют цели получения прибыли и не имеют права распре­делять полученные средства между участниками.

На основании Закона РФ «Об общественных объединениях» (1995) классификация общественных формирований, функциони­рующих в социально-культурной сфере, предстаёт в следующем виде.

Общественная организация основана на обязательном член­стве, создается гражданами для защиты общих интересов и дости­жения своих уставных целей в социально-культурной сфере, рас­полагает собственным имуществом, собственностью и правом юридического лица (отдельно взятые члена права собственности не имеют).

В отличие от общественной оршнизации общественное движение членства не имеет. Под общественным или социальным движением обычно подразумевают массовые коллективные дейст­вия одной или нескольких социальных групп, связанных с обеспе­чением групповых или общественных интересов, удовлетворением как материальных, так и духовных потребностей. Как массовый институт, общественное движение в социально-культурной сфере объединяет участников, выступающих за достижение определен­ных целей в области охраны и реставрации историко-культурных памятников, защиты окружающей среды, продвижения юных та­лантов в сфере науки, искусства, спорта и т.д.

Нередко в области культуры, как свидетельствует практика, острие общественных движений направлено на социальные изме­нения или сопротивление им в конфликтном противодействии с органами власти или другими социальными группами. К общест­венным движениям тесно примыкают другие виды аналогичных по направленности общественно-добровольных формирований: социально-культурные инициативы, землячества, попечительства и т.д.

Так, например, под социально-культурной инициативой (детской, подростковой, молодежной, гражданской, женской, эт­нической и т.д.) правомерно рассматривается выдвижение и по­следующая реализация предложений, идей, проектов, программ, связанных с созданием новых или совершенствованием сущест-

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

вShape149 ующих объектов, явлений и качеств социально-культурной сфе­ры.

Общественный фонд, как один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого состоит в формировании имущества, на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и его использовании на общественно полезные начи­нания. Учредители или участники фонда - это те, кто учредил, ос­новал фонд, разработал и утвердил его устав и руководящий орган (правление) путем его избрания на учредительном съезде или конференции.

Общественные фонды различаются по целевым категориям населения, для социального обслуживания которых они предна­значены (детские, женские, молодежные, семейные фонды, фонды военнослужащих, фонды бывших спортсменов и др.), по направ­ленности содержания своей деятельности    (социальные, пенси­онные, страховые, образовательные, медицинские, фонды мило­сердия и благотворительные, оздоровительные и т.д.); по составу учредителей и характеру ресурсного обеспечения : ассоцииро­ванные фонды (ассоциированы с коммерческой структурой, на средства которой они существуют); благотворительные фонды (не имеющая членства благотворительная организация, учреждаемая гражданскими и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные це­ли); благотворительные корпоративные фонды (фонды предпри­ятий, фирм и иных юридических лиц, сформированные за счет этих лиц и осуществляющие благотворительную деятельность); независимые фонды (фонды, образованные одним или несколь­кими частными лицами, и существующие на дивиденды с вложен­ного капитала).

Любое общественное объединение, равно как общественное учреждение или орган общественной самодеятельности, это доб­ровольное, самоуправляемое, не имеющее формального членства, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан для оказания конкретного вида социально-культурных услуг или совместного решения социально-культурных проблем по месту жительства, работы или учебы.



350

351

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Сам по себе факт наличия сегодня в сфере культуры, искус­ства, образования, досуга и спорта огромного количества малых, средних и больших групп, многочисленных общественно-добро­вольных формирований и социальных инициатив дает основание рассматривать их как реальную социальную силу, обладающую качественными чертами самодвижения, саморазвития, самоорга­низации в процессе социально-культурной деятельности.

Сегодня общественные движения и инициативы, непрерывно возникающие в рамках свободного времени людей, один из самых привычных, постоянных элементов культурной среды каждого города и села. Они являются и результатом, и необходимым усло­вием непосредственного общения разных поколений, детей, под­ростков, взрослых. Их возникновение обусловлено живой потреб­ностью человека отстаивать свои гражданские права и свободы, активно участвовать в общественно-полезных делах.

По сути дела, мы имеем перед собой коллективные усилия многих десятков, сотен тысяч людей, чья социально-культурная активность, с одной стороны, не ограничивается узкими семей­ными рамками, чисто домашним кругом, а с другой - по тем илц иным причинам часто носит стихийный, спонтанный характер и поэтому, естественно, не всегда «вписывается» в деятельность су­ществующих социально-культурных институтов.

Практически нет такой социальной группы, отдельного чело­века в стране, чей образ жизни не был бы связан, прямо или кос­венно, с общественными формированиями и социальными ини­циативами - массовыми движениями, организациями, фондами и т.д. В своей совокупности они охватывают буквально все детское и взрослое население страны. Подавляющая масса людей состоит в каких-либо партиях, фондах, движениях, объединениях, обще­ственных инициативах. Государство призвано гарантировать этим социальным институтам необходимые условия и поддержку для успешного выполнения ими своего предназначения и задач.

Общественные формирования и социальные инициативы да­ют человеку возможность применить свои силы и способности в различных видах социально-культурной деятельности, начиная с выполнения простейших поручений и обязанностей.

Массовые общественные организации, фонды и движения тесно связаны с политической, экономической, духовной жизнью

352

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

лShape150 юдей. Чрезвычайно важная сторона их деятельности - реализация непрерывно возрастающих социально-культурных функций. Эти функции осуществляются как на общегосударственном уровне, так и в муниципальном, местном, локальном масштабе - в производ­ственной, учебно-воспитательной, бытовой, досуговой сферах. При этом одни общественные формирования по характеру своей деятельности связаны с ней целиком или в большей степени, дру­гие - в меньшей степени или косвенно.

Среди общественных формирований постоянно функциони­рует большое число общественных организаций, фондов и движе­ний. Их социальная значимость состоит в том, что в них человек развивает свои склонности и способности, удовлетворяет свои ин­тересы, как правило, в тех сферах, которые не связаны непосред­ственно с его профессиональной деятельностью. Участие в соци­ально-культурных общественных формированиях дает возмож­ность гражданам разумно использовать скромный бюджет своего свободного времени, гарантирует широкое поле для их социаль­ного, научно-технического, художественного и прикладного твор­чества, приложения творческих сил и знаний.

В основу типологии общественных формирований, объедине­ний и организаций закладывается несколько определяющих кри­териев. Во-первых, факт их регистрации как общественных орга­низаций в органах юстиции; во-вторых, наличие в их названии ключевых слов, благодаря которым может быть установлен их профиль, назначение и характер их деятельности; в-третьих, ука­зание на ареал их деятельности (общероссийские федеральные, региональные, городские, районные и т.д.)

Сегодня полноценная организация социально-культурной деятельности среди населения любого региона невозможна без участия различных общественных инициативных формирований. Среди различных типов социальных общностей и формирований, прямо или косвенно задействованных в сфере культуры, искус­ства, образования, в зависимости от их функционально-содержа­тельного признака можно выделить несколько видов.

К общественным формированиям в первую очередь следует отнести профессиональные союзы. Это наиболее массовые об­щественные организации, объединяющие граждан, связанных об­щими интересами по роду их деятельности на производстве, в

353