Файл: Скд Киселева красильников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2021

Просмотров: 9325

Скачиваний: 228

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


322

323

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Музеи

К социально-культурным институтам музейного типа отно­сятся научно-просветительские учреждения, занимающиеся сбо­ром, комплектованием, хранением, изучением и популяризацией документов и памятников истории, материальной и духовной культуры. Музеям присуще единство исследовательских и просве­тительных функций.

Музейная сеть включает социально-культурные институты музейного типа. Одни из них находятся в ведении государства и ведомств, открываются непосредственно на предприятиях, в учре­ждениях и учебных заведениях либо создаются на общественных, кооперативных началах: музеи исторические, естественно-науч­ные, научно-технические и отраслевые, мемориальные, художест­венные, прикладного искусства, литературные, краеведческие, де­ревянного зодчества и музейные комплексы под открытым небом. К краеведческим музеям близки памятники природы, старины и культуры, в первую очередь историко-культурные, художествен­ные памятники историко-бытового характера, архитектурные, ар­хитектурно-ландшафтные, военные, а также мемориальные музей­ные учреждения: музеи-усадьбы, дома-музеи и музеи-квартиры и др. Большую группу составляют многочисленные частные и обще­ственные музейные коллекции.

В социально-культурной сфере все прочнее утверждаются та­кие характерные тенденции, как взаимозависимость и взаимодо­полняемость, а в ряде случаев и перераспределение функций и объемов социально-культурных услуг между различными инсти­тутами досуга; концентрация материальных и кадровых ресурсов (создание центров развлечений, творчества, социально-культур­ных центров и комплексов), специализация некоторых социально-культурных институтов, расширение сети специализированных кинотеатров, видеосалонов, библиотек, парков и др.

Объективные условия, и в первую очередь современные ры­ночные отношения, так или иначе требуют нарушить неприкосно­венность границ, разделяющих отдельные досуговые «ниши», ме­тодику и сферы влияния деятельности клубов, библиотек, киноте­атров, музеев, парков и других досуговых центров.

Как свидетельствует опыт, в кинотеатрах и киноконцертных залах как дополнение к киносеансам осуществляется и прокатно-

324

Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности

зShape128 релищная, по существу «клубная», деятельность: шоу-про­граммы, игровые конкурсные программы, концерты, гастроли профессиональных коллективов, демонстрации одежды и т.д. За счет этого клубы имеют возможность более интенсивно заняться любительской деятельностью, уделить больше внимания работе студий, объединений по интересам и других самодеятельных кол­лективов.

Библиотеки все чаще выполняют такие функции, которые до сих пор были свойственны в основном клубам. Библиотеки не­плохо справляются с ролью информационного центра, заменяют клуб в передаче научно-технической, эстетической, педагогиче­ской информации на целевую аудиторию, в справочно-информа-ционной работе. На базе городских и сельских библиотек нередко объединяются коллекционеры, любители музыки, живописи.

Региональная социально-культурная политика подразумевает гибкую, маневренную, экономически обоснованную тактику ис­пользования средств и возможностей разнотипных моно- и поли­функциональных, многопрофильных по содержанию своей работы концертно-зрелищных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и других аналогичных центров и комплексов досуга и творчества открытого типа.

Содержательная наполненность их деятельности обеспечива­ется не только за счет широкого ассортимента предоставляемых здесь культурных продуктов и услуг, но и благодаря грамотному регулированию процесса перераспределения функций между их внутренними отделами и подразделениями. Подобная взаимозаме­няемость видов обслуживания в структуре социально-культурных центров позволяет рациональнее, экономичнее использовать их преимущества, кадровые ресурсы и материальную базу.

В реализации государственного (муниципального), социаль­ного заказа участвует множество социально-культурных центров и комплексов, которые различаются своим целевым назначением:

а) по основному профилю деятельности - полифункциональ­ные (многопрофильные) и монофункциональные (специализиро­ванные) в следующих видах досуговых занятий: социально-гума­нитарные (в том числе реабилитационные и корректирующие); художественно-эстетические; спортивно-оздоровительные; на­учно-технические;

325


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

бShape129 ) по социальной ориентации - дошкольные, детские, подро­стковые, молодежные, студенческие, для детей и взрослых-инва­лидов, лиц пожилого возраста, центры артистической молодежи и т.д.

Реально действующей, динамичной, развивающейся структу­рой, общественно управляемым институтом являются современ­ные межведомственные социально-культурные комплексы (СКК) и центры открытого типа. Такие центры создаются и функциони­руют в разнотипных микрорайонах городов-гигантов, средних и малых городов, в научных и военных городках, рабочих поселках, сельских поселениях. Они предназначены для проведения воспи­тательной работы в сфере досуга с населением в семейно-бытовой микросреде и ее окружении, организации любительских объеди­нений и клубов по интересам, развития различных видов соци­ально-культурной деятельности в сфере досуга, социально-гума­нитарного, технического, художественного, прикладного творче­ства, группового общения и отдыха жителей социума.

В самой идее социально-культурных комплексов и центров открытого типа приоритеты безоговорочно отданы демократизму,., общественному самоуправлению, самодеятельности и инициативе населения. Здесь максимально используются большие потенци­альные возможности социальных институтов - семьи, жилой сре­ды, трудового или учебного коллектива, различных общественных организаций и т.д.

Культурно-досуговые центры в условиях политического плю­рализма способны стать своеобразными плацдармами, на которых будут разворачивать свои силы различные политические форми­рования, борющиеся друг с другом за влияние на массы. Речь идет о весьма широкой общественно-политической работе с использо­ванием демократических средств в рамках действующих законов. Такая работа осуществляется в форме открытого политического диалога. Устанавливается со всеми движениями, партиями, сою­зами и ассоциациями. Организуя эту работу, культурно-досуговые центры придают более чегкую направленность общественным инициативам.

В новых условиях общественные центры, комплексы и другие социокультурные институты становятся носителями и активными проводниками идей политического консенсуса. Методике харак-

326

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

тShape130 ерных для организации досуга, бесед, обсуждений, дискуссий, диспутов присуще использование их как эффективной формы со­временного поиска истины. Здесь обеспечивается атмосфера бе­режного отношения к каждому мнению, к каждой идее, сопостав­ления различных точек зрения и подходов, откровенного и дело­вого обмена.

Действительно, комплексы и центры выступают как место оп­ределенной концентрации социально-культурной деятельности людей в сфере досуга, место, где человек приобретает навыки са­мореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. Во многих поселках, малых и крупных городах одни социально-культурные центры и комплексы становятся привыч­ной, «своей» площадкой или территорией для относительно по­стоянного состава населения (детей, подростков, молодежи, от­дельных семей, пенсионеров, женщин-домохозяек и т. д.), другие центры и комплексы, наоборот, рассчитаны на подвижный кон­тингент посетителей, которые приходят сюда, имея возможность свободно осуществляемого выбора.

На практике деятельность комплексов и центров досуга от­нюдь не выделяется в обособленное, автономное направление. Она предстает как органичная составная часть единого процесса соци­альной воспитательной деятельности с ее внутренними и внеш­ними связями.

Весьма ощутимая вариантность в содержании и направленно­сти социальных заказов обусловлена региональными, экономиче­скими и социально-демографическими особенностями. На прак­тике она совершенно естественно приводит к возникновению большого числа типологических разновидностей современного социально-культурного центра или комплекса.

Среди них мы встречаем: многопрофильные городские и по­селковые государственно-общественные центры клубного типа, I например, клубный центр на базе социально-производственного педагогического комплекса; инвариантные модели межведомст­венного культурно-воспитательного центра общегородского или поселкового типа, организующего деятельность в тесном взаимо­действии с муниципальными органами, общественными организа­циями, предприятиями, коллективами учебных заведений, подро­стковыми неформальными и любительскими объединениями; мо-

327


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

дShape131 ели современного одно- или многопрофильного подросткового клуба, центра, объединения на межведомственной основе, рассчи­танного на полноценное использование свободного времени школьников, учащихся профтехучилищ, семей в микрорайоне; се­мейные, разновозрастные клубы-кооперативы, клубы-мастерские и малые предприятия, реализующие идею совместного труда и досуга детей и взрослых, единства культурно-досуговой и общест­венно-трудовой деятельности; клубные центры и студии раннего эстетического воспитания детей, функционирующие в системе эс­тетического воспитания; центры и клубы технического творчества детей и подростков на территории города или микрорайона, вклю­чающие в себя мастерские для создания, обслуживания и ремонта любительской техники, испытательные стенды, помещения и площадки проверки и демонстрации выполненных конструкций. Отдельную сеть составляют микрорайонные дошкольные центры и комплексы развивающего типа. С участием педагогов, родите­лей, школы, клуба, предприятия, общественных организаций они осуществляют развивающие программы по направлениям, способ­ствующие духовному, физическому формированию ребенка.

Таким образом, каждый комплекс или центр - это своеобраз­ная арена социально-культурной (образовательной, развивающей, творческой, развлекательной, оздоровительной) деятельности де­тей, подростков и взрослых. В принципе возможности такой дея­тельности существуют в любом, даже «мини» варианте социально-культурного досугового центра: дискотеке, видеосалоне, театре фольклора или театре моды, семейном клубе, игротеке и т. д.

Разнообразие реально существующих на практике и в проек­тах социально-культурных центров и комплексов обусловлено многими причинами. Их вариантность, по существу, объясняется естественной реакцией общества на возникающие разрывы и неос­военные «белые пятна» в социально-культурной сфере, многооб­разие потребностей и интересов населения.

Вместе с тем большинство государственно-общественных, ве­домственных и межведомственных, коммерческих и некоммерче­ских досуговых центров характеризуется рядом общих исходных функциональных особенностей. Они берутся за основу еще в про­цессе проектирования центров и зон досуга. Знание их необхо­димо для каждого социального работника, социального педагога,

328

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

сShape132 оциолога, культуролога, экономиста социально-культурной сфе­ры, которые в одинаковой мере ответственны как за разработку проектов, так и за их реализацию.

Основу создания региональных комплексов и центров досуго­вого типа составляет пересечение трех главных параметров - соб­ственно культурного, отражающего культурную ситуацию в ре­гионе; социального, характеризующего состояние и тенденции развития социальной сферы; чисто территориального (селенче-ского), представляющего экономико-географические, этнические и другие особенности данного региона. Практически каждый из па­раметров уже сам по себе служит основанием для поисков наибо­лее предпочтительной структуры социально-культурного ком­плекса и центра, приоритетных направлений его деятельности.

Ярко выраженная социальная открытость досуговых центров находит отражение в создании зон и секторов свободного обще­ния, любительства, мастерства. Благоприятные условия в них не только способствуют саморазвитию и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижения детей, подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности. Поиск нестандартных подходов и решений связан с тем, что досуговые занятия современного социума в силу дифференциации интересов и запросов населения уже не вписываются в жесткие рамки тради­ционных форм.

Студии и кружки лкоительства и мастерства, где каждому жителю социума гаранта' уется свободный выбор занятий, могут претендовать и на статут авторской школы: взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков. Возникающая на этой основе досуговая общность получает возможность для творческой самоорганизации, самовыражения и самоутверждения. Закономе­рен вывод о том, что авторские школы, которые раньше связыва­лись главным образом со школьным учебным процессом, сегодня становятся естественным и необходимым атрибутом социально-культурной сферы.

Несмотря на различия в содержании и подходах, разнопро­фильные социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой - своей интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. На основе изучения окружающей среды они способствуют социализации детей через укрепление и

329


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

обогащение связей и отношений ребенка, подростка с семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых цен­тров как посредников между социальной средой и микромиром личности.

Центры внедряют в практику работы в социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой направленностью и механизмами общения: «семья - дети», «семья - семья», «дети -дети» и «дети - подростки - взрослые». Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестива­лей: Дни матери, Дни отца, Дни бабушек и дедушек, игровые се­мейные конкурсы - состязания «Спортивная семья», «Музыкаль­ная семья», «семья-эрудит» и др., конкурсы семейных, родитель­ских газет, ярмарки-распродажи семейных поделок, читательские конференции типа «круг семейного чтения» и т. д. На базе центров функционируют самые различные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этногра­фических экспедиций, семейных мастерских прикладного творче- > ства.

Апробируется множество форм социальной, психологической реабилитации детей, подростков, взрослых, в первую очередь из неполных, трудных, малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные гостиные, группы обще­ния и клубы семейного воспитания и т. д. В этой деятельности де­ти, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты, дефицит взаимного доверия в семьях и в социуме, об­ретают возможности для осуществления творческих замыслов.

7. Социально-культурные общности и формирования

Последние годы в России ознаменовались возникновением мно­гочисленных социально-культурных общностей и общественных фор­мирований в самых различных областях духовной жизни общества, в том числе и в социально-культурной сфере. Сам по себе данный факт

330

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

дShape133 ля России представляет собой объективную и исторически оправдан­ную закономерность. На протяжении прошлых столетий в результате активно действовавших альтернативных структур, общественных объ­единений и формирований в России издавна были известны такие яв­ления, как меценатство, благотворительность, попечительство, вспомо­ществование, социальное донорство, гранты и грантодатели, предпри­нимательство и спонсорство без цели извлечения прибыли, ассоциации самопомощи и т.д.

Исходными понятиями для характеристики общественных субъ­ектов социально-культурной деятельности являются термины «обще­ство», «общности», «общественные формирования».

В контексте нашего предмета общество рассматривается как со­циально-культурная система, представляющая собой результат взаимо­действия двух подсистем - культуры и социальной системы. От других социально-культурных образований (институтов) - общностей, групп, общественных формирований и организаций - общество как субъект социатьно-культурной сферы отличается длительностью своего суще­ствования и самодостаточностью, поскольку обладает всеми необходи­мыми ресурсами для своего воспроизводства и нормального развития.

В истории мировой цивилизации широко известны два вида обще­ства, которым свойственен соответствующий тип социально-культур­ной системы - общество традиционное (доиндустриальное) и общество современное (индустриальное). Традиционное (доиндустриальное) общество характеризуется сг дбой дифференциацией социально-куль­турных институтов, духовно ть и социальная сплоченность в нем обес­печиваются главным образом за счет конфессиональных ценностей. Напротив, современное (индустриальное) общество демонстрирует социально-культурную систему с ярко выраженной дифференциацией и специализацией социально-культурных институтов, высоким уров­нем развития науки, искусства, техники, всей социально-культурной инфраструктуры.

Неотъемлемой и необходимой составляющей общества является совокупность многочисленных общностей и общественных форми­рований, прямо либо косвенно являющихся субъектами социально-культурной деятельности. Гражданское общество нигде, никогда и ни­кому не удавалось «учредить сверху». Поэтому и сеть многочисленных дееспособных социально-культурных общностей и формирований не

331


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

вShape134 озникает по указу «свыше», а инициируется снизу, вырастает посте­пенно и спонтанно.

Сегодня существует объективная потребность не только в доста­точно четких и обоснованных описаниях государственных и негосу­дарственных институтов, функционирующих в социально-культурной сфере, но и в научно обоснованной типологии существующих соци­ально-культурных общностей и общественных формирований.

В последние годы значительно активизировалась деятель­ность многочисленных социально-культурных общностей и об­щественно-добровольных институтов - фондов, объединений и движений, действующих самостоятельно. Особенно это отно­сится к многочисленным общественно-добровольным формиро­ваниям типа социально-культурных фондов, движений, инициа­тив, землячеств, обществ и объединений.

Механизм их возникновения и развития позволяет проследить ис­следования, проведенные российскими педагогами и психологами в тече­ние последних лет. Как свидетельствуют результаты этих исследований, нижнюю возрастную границу участников общностей и формирований составляют дети 12-13 лет. По мнению ученых, именно в этом возрасте возрастает потребность в расширении социальных и культурных контак­тов, интенсивно развивается тяга к самоопределению и самоугвфждению в сфере искусства, спорта, моды, игры и т.д. Одновременно отмечается, что в современных условиях указанный возрастной барьер имеет тенден­цию к снижению до 7- 8 лет.

Область культуры, досуга и творчества является постоянной сферой социального участия и социального лидерства граждан в виде формальных, полуформальных и неформальных общностей.

Однако многочисленность организационных субъектов не всегда приводит к адекватному качественному обогащению и многообразию видов общественной практики, не способствует ощутимым переменам в структуре и технологиях социально-культурной деятельности. Численный рост социально-культурных общностей и формирований далеко не во всех случаях сопровождается их активным воздействием на качество и организацию социально-культурной сферы, на расширение оказываемых социально-культурных услуг.

Именно поэтому крайне необходимым для развития личности, фор­мирования ее субъектной позиции является создание условий, при кото­рых человек или общность людей смогут проявить в полной мере и удов-

332

Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

лShape135 етворить свои потребности и интересы в сфере культуры, образования, искусства, спорта, туризма, отдыха. Одной го форм реализации этих по­требностей и интересов являются социально-культурные общности и формирования.

Социально-культурные общности и их типологий

Термин «социально-культурная общность» в контексте на­шего предмета имеет собирательный смысл. В принципе он рас­пространяется на самые различные по количественному и качест­венному составу участников группы, выступающие в качестве объектов и субъектов социально-культурной деятельности.

Под социально-культурной общностью, задействованной в сфере культуры, искусства, спорта, туризма, отдыха, подразуме­вается по преимуществу неформализованная совокупность людей, объединенных общими социально-культурными, досуговыми ин­тересами и увлечениями, общими целями и задачами своей дея­тельности, более или менее прочными связями и взаимодействием, общим типом поведения, умозрения и умонастроения.

Данное определение характеризует социально-культурную активность людей, представляющих не только однородные, но и различные возрастные, социальные, профессиональные, этниче­ские и другие группы. Общим связующим для них моментом яв­ляется, как минимум, осознанная постановка целей (как личных, так и социально значимых) и мера личной и коллективной ответ­ственности и заинтересованности.

В зависимости от количества участников и условий внутри-группового взаимодействия социально-культурные общности делятся на малые, средние и большие.

К малым социально-культурным общностям относят не­большие по численности объединения участников социально-культурной деятельности, включающие от двух до нескольких де­сятков человек (оптимально 7-9), находящихся в непосредствен­ном эмоционально-личностном контакте друг с другом, что поро­ждает у них особое психологическое чувство - «мы - группа». В повседневном социально-культурном обиходе, в процессе массо­вых и кружковых мероприятий в качестве таких групп фигури­руют семья, коллектив кружка, любительского объединения, спор­тивная команда, команда участников КВН, проектная группа и

333